Введение 3
Глава 1. Теоретико-правой аспект функционирования органов МСУ 5
1.1. Понятие и особенности органов МСУ 5
1.2. Правовые основы системы МСУ 7
Глава 2. Общая характеристика конституционных гарантий МСУ 11
2.1. Понятие и классификация гарантий органов МСУ 11
2.2. Гарантии организационной самостоятельности МСУ 14
2.3. Государственные гарантии судебной защиты прав органов МСУ 18
Глава 3. Проблемы и перспективы реализации конституционных гарантий МСУ 21
3.1. Основные проблемы реализации конституционных гарантий МСУ 21
3.2. Рекомендации по обеспечению гарантий МСУ 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 34
Актуальность: В 1993 году был принят основной закон нашего государства - это Конституции РФ. В ней прописано, что в РФ «признается и гарантируется местное самоуправление» (ст.12 Конституции РФ). Функционирование местного самоуправления и эффективность реализации его целей и задач во многом зависят от того, какие созданы для этого условия, насколько полно обеспечены возможности самоорганизации населения на территории муниципального образования, действенны ли механизмы защиты прав местного самоуправления, т.е. в достаточной ли степени организационно, материально и финансово гарантирован конституционно-правовой статус местного самоуправления. Основу функционирования МСУ составляют конституционные гарантии. Однако демократические трансформационные процессы, происходящие в России, в последние годы вызвала заметное ускорение в создании институтов управления, а также механизмов их правовой защиты.
Таким образом, цель работы состоит в изучении конституционных гарантий органов МСУ. Цель определила решение следующих задач.
Задачи:
определить понятие и особенности МСУ;
рассмотреть правовые основы МСУ
исследовать понятие и классификацию гарантий МСУ;
охарактеризовать гарантии организационной самостоятельности МСУ;
изучить государственные гарантии судебной защиты прав органов МСУ
выявить основные проблемы развития правового государства в России;
изучить основные проблемы реализации конституционных гарантий МСУ
предложить рекомендации по обеспечению гарантий МСУ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации функций органов местного самоуправления.
Предметом исследования являются конституционные гарантии местного самоуправления.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских юристов в области конституционного, муниципального права, а также отраслевых юридических наук: С.А. Островский, М.В. Баглай, В.А. Баранчиков, Я.Н. Овчинникова, Ю.А. Дмитриев, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев, Н.В. Постовой, Е.С. Шугрина и д.р.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
Подводя итоги выполненной курсовой работы, необходимо сделать ряд важных выводов.
В ст. 133 утверждаются гарантии местного самоуправления как правовые, так и экономические. По данной статье местное самоуправление в России имеет права на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, которые возникли при решений указаний, которые были даны органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, и прочие права.
Конституционное понятие "гарантирование местного самоуправления" отражает процесс государственно-властной деятельности, связанной с функционированием сложной системы государственно-правовых средств и институтов, призванных сформировать реальные возможности реализации гражданами их прав на местное само управление. Одновременно это также механизм взаимодействия государственной власти с местным самоуправлением, который включает в том числе начала ограничения (включая самоограничение) государственной власти на местном (муниципальном) уровне её реализации.
Конституционное гарантирование местного самоуправления имеет комплексный характер и представляет собой сложную систему, в которую входят общие и специальные средства и институты обеспечения реальных возможностей осуществления местного самоуправления. Общее гарантирование обусловлено сложившимися господствующими общественными отношениями экономического, социально-политического характера и напрямую не связано с конкретными юридическими механизмами функционирования местного самоуправления. Это экономические, политические, социальные, духовно-культурные гарантии, которые в нормативной форме находят своё воплощение прежде всего в основах конституционного строя РФ, имея в виду не только признание самого по себе местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя России (ст. 12), но и конституционно-гарантирующее значение практически всех основных его принципов и институтов (ст. 1, 3, ч. 2 ст. 4, ст. 5, 7, 8, 13, ч. 1 и 2 ст. 15 и др.) для реализации местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти.
Несмотря на широкую классификацию гарантий МСУ, в том числе конституционных, существуют явные проблемы по их устойчивому обеспечению. Двумя ключевыми проблемами, препятствующими развитию МСУ и непосредственно решению вопросов местного значения, как показывает судебная практика, являются затрудненность обращения органов МСУ в Конституционный суд и ограниченность и размытость оснований для реализации финансовых конституционных гарантий.
Дискуссии по этим двум проблемам идут уже давно. По мнению многих учёных, включение органов местного самоуправления в ряд субъектов, которые обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ, будет правильной позицией и справедливым основанием для судебной защиты нарушенных прав вышестоящей инстанцией. Все равны перед законом, и обладают определенным перечнем прав и обязанностей. И, местное самоуправление не исключение.
Решение этих проблем поспособствуют улучшению условий для функционирования органов местного самоуправления и позволят оптимизировать механизм решения вопросов местного значения
Таким образом, эффективная реализация прав местного самоуправления невозможна без механизмов специального (юридического) гарантирования, что должно получать развитие, конкретизацию в согласованной системе более конкретных, в том числе отраслевых, правовых норм и институтов, обеспечивающих возможность эффективной реализации прав местного самоуправления и закрепляющих правовые возможности защиты, в том числе и судебной, прав местного самоуправления в случае их нарушения.
1. Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 15. – Ст. 1695.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декаб.
3. Федеральный конституционный закон РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 1 июля 2021 г. № 2-ФКЗ) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13.– Ст. 1447.
4. Федеральный закон РФ от 6 декабря 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г. № 253-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
Специальная литература
5. Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под науч. ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова; под общ. ред. В.В. Комаровой, Л.Т. Чихладзе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 319с.
6. Афанасьева, Ю. А. Конституционное право РФ : учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Афанасьева - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, – 2015. – 380 с
7. Иванов, В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие. / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, – 2015. – 304 c
8. Комаров С.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.] ; под ред. С. А. Комарова. - 1-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, – 2014. – 367 с.
9. Муниципальное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / В. А. Виноградов [и др.] ; под общ. ред. В. А. Виноградова. — М. : Издательство Юрайт, – 2018. – 406 с.
10. Панибратов, Ю.П. Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве: Учебное пособие / Ю.П. Панибратов. - М.: Академия, – 2017. – 432 c.
11. Парахина, В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Панькова. - М.: КноРус, – 2018. – 544 c.
12. Чаннов С. Е. Муниципальное право : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / С. Е. Чаннов. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, – 2018. – 302 с.
13. Чеботарев Г.Н. Актуальные проблемы муниципального права. Учебник для магистрантов / Г.Н. Чеботарев. – М.: Инфра-М, Норма, – 2015. – 304с.
14. Агаларова М.А. О праве на судебную защиту (на примере защиты муниципальной собственности) / М.А. Агаларова // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. – 2016. – № 1. – С.41-43.
15. Бялкина Т.М. Совершенствование гарантий судебной защиты местного самоуправления в контексте административного судопроизводства / Т.М. Бялкина // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. – 2016. – № 1. – С.37-41.
16. Боков Ю.А., Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ / Ю.А. Боков, А.В. Фетисова // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 1(63). – Новосибирск: СибАК, – 2017. – С. 23-28.
17. Тимофеев Н.С. Проблемы и особенности муниципального права в российской правовой системе / Н.С. Тимофеев // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 3.– С.8-15.
18. Шайхуллин М.С. К вопросу о конституционных гарантиях местного самоуправления в России / М.С. Шайхуллин // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. – 2016. – С. 130-133.