ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИСТОКИ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 4
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 6
3.ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Древняя индийская культура - одна из самых удивительных культур в мире. В отличие от всех других культур, она является одной из самых богатых в мире по своему высокому уровню материального и духовного развития. Индия - культурный центр мира: в древности здесь развивались важнейшие философские традиции.
Философия древней Индии приобрела исключительный характер благодаря культуре и способствовала созданию в Индии собственной системы жизненных ценностей, которая определяла стабильность индийского общества на протяжении нескольких веков.
Она сильно отличалась от философских учений западных мыслителей: индийская философия была очень тесно связана с религией. Философия древней Индии основывалась на текстах Вед, которые были написаны на самом древнем языке, санскрите, и служили культуре. Эта философия интересна и самобытна.
В данной работе рассматриваются основные направления и философские школы древней Индии.
Цель работы - раскрыть сущность философии древней Индии. Из поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Показать основные этапы и истоки древнеиндийской философии.
2. Проанализировать основные черты древнеиндийской философии.
3. Рассмотреть основные философские школы древней Индии.
Индийская философия - одна из наиболее древних в мире: ее история насчитывает многие сотни лет. Происхождение индийской философии обычно относят к X-IX векам до н. э. исторически первая философская система в Индии, как и в Греции, представлена различными материалистическими школами.
Индийская философия - поистине «живой плод», который продолжает питать человеческую мысль мира своими соками. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного влияния на Запад, как индийская. Поиск «света, который идет с Востока», «истины о происхождении рода человеческого», которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах прошлого века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия-это не только экзотика, но и привлекательность лечебные рецепты, которые помогают человеку выжить. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом, наверное, главный секрет ее привлекательности и жизнеспособности. Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Он не должен искать Бога, он есть во всем. Буддизм и джайнизм противопоставили внешнему материальному миру уход от него, растворение в нирване. Это был огромный прыжок человеческого духа от полной зависимости от материального мира, кастовости и т. д. на свободу. Совершив этот огромный переход, сказал Владимир Соловьев, индийское сознание навсегда лишилось своей силы.
Своеобразная история народов Индии, особенности ее социальной структуры, отраженные в существовании каст, обусловили специфическое развитие философских и социально-политических взглядов этих народов. Общественно - политическая жизнь Индии, а следовательно и естественные и общественные науки в силу сложившихся исторических условий развивались относительно медленно. Кроме того, в Индии одна из форм племенного политеизма, так называемое ведическое мировоззрение, с развалом племенной системы частично сохранилась в философских и религиозных воззрениях брахманистов, защищавших кастовую структуру общества и признававших древние Веды Священным Писанием. Социальные группы, противостоящие кастовому обществу, боролись против кастовой идеологии и ее носителей. Особую остроту идеологическая борьба внесла в VI-V вв. до н. э. Таким образом, признание или непризнание Вед Священным Писанием стало, в известной степени, пробным камнем для философских направлений Индии, а религиозные вопросы стали предметом рассмотрения почти всех философских школ. История индийской философии, как и любой другой философии, есть история материализма и его борьба против идеализма. Идеалисты, отражая интересы эксплуататорских классов, против материалистов (Черваков в древнеиндийской философии) искажали их учения. Материалистические мыслители подвергались преследованиям, а их сочинения уничтожались.
Из всего вышеперечисленного следует, что главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом, наверное, главный секрет ее привлекательности и живучести.
1. Бутромеева В. Древний Восток: история, философия, религия, искусство: Иллюстрированная энциклопедическая библиотека.- М; Рыбинск: Деконт: Рыбинский дом печати, 1996. – С. 55-60.
2. Восточная философия. – М.: Харвест, 2006.
3. Лавриенко В.Н., Ратникова В.П. Философия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998 г.
4. Cтановление Древнеиндийской философии [Текст] - Н.А. Канаева «Индийская философия древности и средневековья», 2008. Дата обращения: 02.12.2022.
5. Культура древней Индии [Электронный ресурс] - Режим доступа: kartaslov.ru. Дата обращения: 02.12.2022.
6. Периоды философии древней Индии [Электронный ресурс] - Режим доступа: gufo.mе. Дата обращения: 02.12.2022.
7. Философские системы и школы в Индии [Текст] – Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура, 2001. Дата обращения: 02.12.2022.
8. Буддизм [Текст] - Н.А. Канаева «Индийская философия древности и средневековья», 2008. Дата обращения: 02.12.2022.
9. Санкхья [Электронный ресурс] - Режим доступа: studme.org. Дата обращения: 02.12.2022.
10. Философия веданты [Текст] – В.Ю. Юринов классическая философия Индии и Китая: незападные философские традиции, 2015. Дата обращения: 02.12.2022.