Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования основ культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Проблема исследования вопросов формирования основ культуры здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Методические основы формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников 22
Глава 2 Реализация эксперимента по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников 26
2.1 Диагностика уровня культуры здорового образа жизни у младших школьников 26
2.2 Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников 31
2.3 Диагностика уровня сформированности культуры здорового образа жизни у младших школьников на контрольном этапе эксперимента 40
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» Науменко Ю. В 55
Приложение Б Бланк опроса учащихся с целью выявления ценностного отношения к своему здоровью 59
Приложение В Памятка для родителей «Правила формирования основ здорового образа жизни у детей» 60
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования основ культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Проблема исследования вопросов формирования основ культуры здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Методические основы формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников 22
Глава 2 Реализация эксперимента по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников 26
2.1 Диагностика уровня культуры здорового образа жизни у младших школьников 26
2.2 Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников 31
2.3 Диагностика уровня сформированности культуры здорового образа жизни у младших школьников на контрольном этапе эксперимента 40
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» Науменко Ю. В 55
Приложение Б Бланк опроса учащихся с целью выявления ценностного отношения к своему здоровью 59
Приложение В Памятка для родителей «Правила формирования основ здорового образа жизни у детей» 60
Уровень здоровья в стране в целом и среди школьников в частности не становится выше, а наоборот, становится ниже с каждым годом. По данным официальной статистики происходит рост как впервые выявленной, так и общей заболеваемости детей 0-14 лет [9]. Данная статистика является важным показателем необходимости принятия соответствующих мер на государственном уровне, поскольку состояние здоровья детей в значительной степени определяет потенциал воспроизводства населения и здоровье будущего поколения. Другими словами, здоровье детей является важным критерием социально-экономического благополучия страны [48, 37, 56]. Важно отметить, что согласно исследованиям, негативные тенденции роста заболеваемости и ее хронизации не просто начинают проявляться у детей вследствие наличия поведенческих факторов риска, но в дальнейшем усугубляются в подростковом возрасте [10], в связи с чем необходимо уделять внимание данной проблеме на самых ранних этапах - в дошкольных учреждениях и младших начальных классах. В сложившейся в нашей стране ситуации наиболее оптимальным решением будет не только обеспечение благоприятных условий, но также и профилактика заболеваемости среди детей дошкольного и школьного возраста.
Необходимость обеспечить детям благоприятные условия, в которых они смогут полноценно развиваться как физически, так и психически, отмечены во многих документах. Например, в Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959) говорится об обеспечении детям таких условий [25]. В Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989) также говорится, что «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» [32]. Говоря о Российских законах, необходимо упомянуть распоряжение «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» (Распоряжение №996-р от 29 мая 2015). В число основных направлений данного распоряжения входит непосредственно формирование культуры здоровья [55]. Также крайне важно упомянуть «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009) [54]. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), среди которых также есть «выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Важно также обратить внимание на тот факт, что состоянием здоровья обеспокоены и сами дети, которые признают необходимость его укрепления. Так, Г. С. Стасевич в своем исследовании установил, что состоянием своего здоровья обеспокоены от 73% до 89% опрошенных детей и подростков [58]. Также, согласно упомянутому исследованию, дети и подростки осознают факт необходимости укрепления своего здоровья, в т.ч. благодаря ведению здорового образа жизни. Результаты данного исследования свидетельствуют о высоком уровне ценностного отношения к здоровью у детей и подростков, что само по себе является важной частью непосредственно культуры здорового образа жизни.
Перед образовательной организацией стоит задача формирования у детей базы знаний о мире, однако такой важной части жизни как здоровье и его сохранение внимания уделяется крайне мало. Таким образом, внедряя в систему образования программы по улучшению качества жизни благодаря здоровому образу жизни, формированию знаний о нем, будут более полноценно осуществляться задачи учебной организации.
Среди ученых наблюдается большой интерес к вопросам развития здорового образа жизни. Данными вопросами занимаются представители физиологии и медицины (Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), экологии (Н.Н. Малярчук), педагогики (В.Г. Алямовская, Л.Г. Касьянова, Л.Т. Кузнецова), психологии. Исследователи считают, что приобщение детей к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации - проблема не только медицинская, но и психолого-педагогическая, поскольку правильно организованная образовательная среда может обеспечить развитие навыков здорового образа жизни даже в большей степени, чем медицинские мероприятия. Вопросы идентификации «здоровья» как особой категорий, «здорового образа жизни» и его основных составляющих широко рассмотрены в работах В.Г. Алямовской, Ф.Р. Асадулаевой, Э.Ю. Бачиевой, Л.В. Капилевича, В.А. Лищук, Е.В. Мосткова, Е.Е. Чепурных.
Цель исследования - разработать и реализовать программу по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Объектом данного исследования является процесс формирования культуры здорового образа жизни.
Предмет исследования - содержание программы формирования основ культура здорового образа жизни у младших школьников.
Гипотезы исследования: формирование основ культуры здорового образа у младших школьников может осуществляться более эффективно, если:
• разработать содержание программы, ориентированной на принятие ценности здоровья;
• использовать здоровьесберегающие технологии, которые связаны с информированностью детей в области здоровья и его поддержания;
• активизировать ценности ведения здорового образа жизни, а также включать в программу обучения умения и навыки его поддержания.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой тематике.
2. Выявить актуальный уровень культуры здорового образа жизни у младших школьников.
3. Разработать программу, направленную на повышение уровня культуры здорового образа жизни.
4. Реализовать разработанную программу и доказать ее эффективность в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников и инструктивно-методических документов, изучение программ общеобразовательных учреждений, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Новизна исследования: разработаны условия реализации процесса формирования основ здорового образа жизни у младших школьников: 1) применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий; 2) использование потенциала различных учебных дисциплин в формировании культуры здорового образа жизни младших подростков; 3) обеспечение комплексного педагогического воздействия на когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты культуры здорового образа жизни младших школьников во внеучебной деятельности.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности внедрения данной программы в образовательные учреждения с целью формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Базой исследования в данной работе является ГБОУ Школа №2089 г. Москва.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Необходимость обеспечить детям благоприятные условия, в которых они смогут полноценно развиваться как физически, так и психически, отмечены во многих документах. Например, в Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959) говорится об обеспечении детям таких условий [25]. В Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989) также говорится, что «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» [32]. Говоря о Российских законах, необходимо упомянуть распоряжение «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» (Распоряжение №996-р от 29 мая 2015). В число основных направлений данного распоряжения входит непосредственно формирование культуры здоровья [55]. Также крайне важно упомянуть «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009) [54]. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), среди которых также есть «выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Важно также обратить внимание на тот факт, что состоянием здоровья обеспокоены и сами дети, которые признают необходимость его укрепления. Так, Г. С. Стасевич в своем исследовании установил, что состоянием своего здоровья обеспокоены от 73% до 89% опрошенных детей и подростков [58]. Также, согласно упомянутому исследованию, дети и подростки осознают факт необходимости укрепления своего здоровья, в т.ч. благодаря ведению здорового образа жизни. Результаты данного исследования свидетельствуют о высоком уровне ценностного отношения к здоровью у детей и подростков, что само по себе является важной частью непосредственно культуры здорового образа жизни.
Перед образовательной организацией стоит задача формирования у детей базы знаний о мире, однако такой важной части жизни как здоровье и его сохранение внимания уделяется крайне мало. Таким образом, внедряя в систему образования программы по улучшению качества жизни благодаря здоровому образу жизни, формированию знаний о нем, будут более полноценно осуществляться задачи учебной организации.
Среди ученых наблюдается большой интерес к вопросам развития здорового образа жизни. Данными вопросами занимаются представители физиологии и медицины (Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), экологии (Н.Н. Малярчук), педагогики (В.Г. Алямовская, Л.Г. Касьянова, Л.Т. Кузнецова), психологии. Исследователи считают, что приобщение детей к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации - проблема не только медицинская, но и психолого-педагогическая, поскольку правильно организованная образовательная среда может обеспечить развитие навыков здорового образа жизни даже в большей степени, чем медицинские мероприятия. Вопросы идентификации «здоровья» как особой категорий, «здорового образа жизни» и его основных составляющих широко рассмотрены в работах В.Г. Алямовской, Ф.Р. Асадулаевой, Э.Ю. Бачиевой, Л.В. Капилевича, В.А. Лищук, Е.В. Мосткова, Е.Е. Чепурных.
Цель исследования - разработать и реализовать программу по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Объектом данного исследования является процесс формирования культуры здорового образа жизни.
Предмет исследования - содержание программы формирования основ культура здорового образа жизни у младших школьников.
Гипотезы исследования: формирование основ культуры здорового образа у младших школьников может осуществляться более эффективно, если:
• разработать содержание программы, ориентированной на принятие ценности здоровья;
• использовать здоровьесберегающие технологии, которые связаны с информированностью детей в области здоровья и его поддержания;
• активизировать ценности ведения здорового образа жизни, а также включать в программу обучения умения и навыки его поддержания.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой тематике.
2. Выявить актуальный уровень культуры здорового образа жизни у младших школьников.
3. Разработать программу, направленную на повышение уровня культуры здорового образа жизни.
4. Реализовать разработанную программу и доказать ее эффективность в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников и инструктивно-методических документов, изучение программ общеобразовательных учреждений, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Новизна исследования: разработаны условия реализации процесса формирования основ здорового образа жизни у младших школьников: 1) применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий; 2) использование потенциала различных учебных дисциплин в формировании культуры здорового образа жизни младших подростков; 3) обеспечение комплексного педагогического воздействия на когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты культуры здорового образа жизни младших школьников во внеучебной деятельности.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности внедрения данной программы в образовательные учреждения с целью формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Базой исследования в данной работе является ГБОУ Школа №2089 г. Москва.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Одной из важнейших задач современности является сохранение здоровья подрастающего поколения. Однако, несмотря на важность данной задачи, условия реализации государственной политики сталкиваются с рядом факторов, негативно влияющими на данный процесс. В частности, также не решен вопрос о наиболее оптимальном способе достижения поставленной цели.
Формирование ценностного отношения к здоровью, а также наличие здоровье сберегающих знаний и позитивные установки относительно здорового образа жизни являются важной частью реализации поставленной правительством задачи. Однако, согласно проведенному исследованию, в рамках образовательных организаций в данном контексте делается акцент преимущественно на двигательную активность, при этом вопросы гигиены, режима дня, правильного питания, полезных привычек, строения организма и, что крайне важно, непосредственно вопросы формирования ценностного отношения к здоровью человека зачастую игнорируются, в то время как здоровье является комплексным понятием, и к вопросу его формирования необходимо подходить комплексно, освещая все аспекты данного явления. В результате у детей складывается фрагментарное и неполное представление о здоровье и факторах, влияющих на него. Как следствие, ввиду фрагментарности знаний о здоровье и здоровом образе жизни, у детей не формируется необходимая база знаний и необходимый уровень ценностного отношения к здоровью, что напрямую связано с культурой здорового образа жизни в целом.
Необходимость работы по формированию культуры здорового образа жизни именно в младшем школьном возрасте обусловлена рядом факторов, включая психо-эмоциональное и физическое развитие детей. Данный возраст является оптимальным для формирования базы знаний о здоровом образе жизни и позитивных установок в отношении здоровья.
Поскольку работа в данном направлении в образовательных учреждениях ведется не систематически и акцентирует внимание лишь на некоторых аспектах здорового образа жизни, считаем необходимым внедрение программ по формированию основ культуры здорового образа жизни в образовательную систему. Подобные программы позволят уделять больше внимания вопросам здоровья и здорового образа жизни в рамках образовательных учреждений. Предложенная нами программа показала свою эффективность, и, что крайне важно в сложившейся ситуации, данная программа охватывает все аспекты формирования основ культуры здорового образа жизни, включая не только разнообразные материалы и систематичность, но также и работу с педагогическим составом и с родителями, что крайне важно в данном процессе для достижения максимальной эффективности.
Формирование ценностного отношения к здоровью, а также наличие здоровье сберегающих знаний и позитивные установки относительно здорового образа жизни являются важной частью реализации поставленной правительством задачи. Однако, согласно проведенному исследованию, в рамках образовательных организаций в данном контексте делается акцент преимущественно на двигательную активность, при этом вопросы гигиены, режима дня, правильного питания, полезных привычек, строения организма и, что крайне важно, непосредственно вопросы формирования ценностного отношения к здоровью человека зачастую игнорируются, в то время как здоровье является комплексным понятием, и к вопросу его формирования необходимо подходить комплексно, освещая все аспекты данного явления. В результате у детей складывается фрагментарное и неполное представление о здоровье и факторах, влияющих на него. Как следствие, ввиду фрагментарности знаний о здоровье и здоровом образе жизни, у детей не формируется необходимая база знаний и необходимый уровень ценностного отношения к здоровью, что напрямую связано с культурой здорового образа жизни в целом.
Необходимость работы по формированию культуры здорового образа жизни именно в младшем школьном возрасте обусловлена рядом факторов, включая психо-эмоциональное и физическое развитие детей. Данный возраст является оптимальным для формирования базы знаний о здоровом образе жизни и позитивных установок в отношении здоровья.
Поскольку работа в данном направлении в образовательных учреждениях ведется не систематически и акцентирует внимание лишь на некоторых аспектах здорового образа жизни, считаем необходимым внедрение программ по формированию основ культуры здорового образа жизни в образовательную систему. Подобные программы позволят уделять больше внимания вопросам здоровья и здорового образа жизни в рамках образовательных учреждений. Предложенная нами программа показала свою эффективность, и, что крайне важно в сложившейся ситуации, данная программа охватывает все аспекты формирования основ культуры здорового образа жизни, включая не только разнообразные материалы и систематичность, но также и работу с педагогическим составом и с родителями, что крайне важно в данном процессе для достижения максимальной эффективности.
Подобные работы
- Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Деятельность учителя по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023 - Деятельность педагога по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие с семьей по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019





