ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников 7
1.1 Понятие «читательский интерес» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Уроки литературного чтения как средство формирования читательского интереса у младших школьников 16
2 Опытно-экспериментальное исследование формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников 26
2.1 Изучение уровня развития читательского интереса у младших школьников 26
2.2 Содержание работы по формированию читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников 34
2.3 Анализ результатов работы по формированию читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников 40
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Протоколы диагностики на констатирующем этапе экспериментальная группа 52
Приложение Б Протоколы диагностики на констатирующем этапе контрольная группа 53
Приложение В Тематический план уроков литературного чтения 54
Приложение Г Протоколы диагностики на контрольном этапе экспериментальная группа 56
Приложение Д Протоколы диагностики на контрольном этапе контрольная группа 57
Введение 4
1 Теоретические основы формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников 7
1.1 Понятие «читательский интерес» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Уроки литературного чтения как средство формирования читательского интереса у младших школьников 16
2 Опытно-экспериментальное исследование формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников 26
2.1 Изучение уровня развития читательского интереса у младших школьников 26
2.2 Содержание работы по формированию читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников 34
2.3 Анализ результатов работы по формированию читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников 40
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Протоколы диагностики на констатирующем этапе экспериментальная группа 52
Приложение Б Протоколы диагностики на констатирующем этапе контрольная группа 53
Приложение В Тематический план уроков литературного чтения 54
Приложение Г Протоколы диагностики на контрольном этапе экспериментальная группа 56
Приложение Д Протоколы диагностики на контрольном этапе контрольная группа 57
Актуальность рассматриваемой темы работы заключается в том, что в настоящее время наблюдается снижение интереса к чтению у подрастающего поколения, при этом такая тенденция наблюдается во всем мире. Снижения интереса к чтению у школьников свидетельствует о системном кризисе читательской культуры.
Чтение и «человек читающий» - это национальная ценность, безусловно, что читающая нация - это нация развивающаяся. На современном этапе проблема отсутствия интереса к чтению у младших школьников стоит чрезвычайно остро. Младшие школьники не хотят читать, предпочитая чтению игры на компьютере или смартфоне. Перед педагогами начальной школы стоит задача по активизации интереса учащихся к чтению , важно поднять статус чтения, чтобы младших школьников интересовали не только игры, а важно чтобы их увлек мир книг и чтения.
Теоретический анализ проблемы формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников позволил выявить противоречия между необходимостью формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий использования потенциала урока литературного чтения, позволяющей младшим школьникам, с учетом их возрастных особенностей и интересов, формировать читательский интерес.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности урока литературного чтения в процессе формирования читательского интереса у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Предмет исследования: уроки литературного чтения в процессе формирования читательского интереса у младших школьников.
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным способом апробировать уроки литературного чтения в процессе формирования читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников будет эффективным, если:
• разработан комплекс заданий и уроков литературного чтения, направленных на активизацию читательского интереса у младших школьников;
• уроки носят систематический и целенаправленный характер повышения читательской активности и инициативы к чтению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников;
2. Выявить уровень сформированности читательского интереса у младших школьников;
3. Определить и апробировать содержание и методы работы по формированию читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились:
• исследования в области формирования читательского интереса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов);
• исследования в области изучения урока литературного чтения для активизации читательского интереса на уроках (К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, М.И. Оморокова, Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей).
Новизна работы заключается в разработке уроков по формированию читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы возможности уроков литературного чтения в процессе формирования читательского интереса у младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс работы по формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников, может быть использован в работе учителей начальных классов.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ пос. Береговой (Самарская область, Шигонский район, посёлок Береговой).
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (27 источников), приложения. Работа содержит иллюстрации, таблицы.
Чтение и «человек читающий» - это национальная ценность, безусловно, что читающая нация - это нация развивающаяся. На современном этапе проблема отсутствия интереса к чтению у младших школьников стоит чрезвычайно остро. Младшие школьники не хотят читать, предпочитая чтению игры на компьютере или смартфоне. Перед педагогами начальной школы стоит задача по активизации интереса учащихся к чтению , важно поднять статус чтения, чтобы младших школьников интересовали не только игры, а важно чтобы их увлек мир книг и чтения.
Теоретический анализ проблемы формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников позволил выявить противоречия между необходимостью формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий использования потенциала урока литературного чтения, позволяющей младшим школьникам, с учетом их возрастных особенностей и интересов, формировать читательский интерес.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности урока литературного чтения в процессе формирования читательского интереса у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Предмет исследования: уроки литературного чтения в процессе формирования читательского интереса у младших школьников.
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным способом апробировать уроки литературного чтения в процессе формирования читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников будет эффективным, если:
• разработан комплекс заданий и уроков литературного чтения, направленных на активизацию читательского интереса у младших школьников;
• уроки носят систематический и целенаправленный характер повышения читательской активности и инициативы к чтению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников;
2. Выявить уровень сформированности читательского интереса у младших школьников;
3. Определить и апробировать содержание и методы работы по формированию читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились:
• исследования в области формирования читательского интереса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов);
• исследования в области изучения урока литературного чтения для активизации читательского интереса на уроках (К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, М.И. Оморокова, Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей).
Новизна работы заключается в разработке уроков по формированию читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы возможности уроков литературного чтения в процессе формирования читательского интереса у младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс работы по формирования читательского интереса на уроках литературного чтения у младших школьников, может быть использован в работе учителей начальных классов.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ пос. Береговой (Самарская область, Шигонский район, посёлок Береговой).
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (27 источников), приложения. Работа содержит иллюстрации, таблицы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования читательского интереса у младших школьников позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ понятий «интерес» и «читательский интерес» позволили привести сравнительный анализ различных подходов к трактовке данных понятий. С учетом современных подходов рассматривались уроки литературного чтения как средство формирования читательского интереса у младших школьников.
Анализ исследований психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, М.И. Омороков, Л.Ф.Климанов, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей и др.) позволяет выделить показатели и критерии (интерес к чтению книг; осуществление самостоятельного выбора книг для чтения; знание элементов книги; широта и глубина читательского кругозора) формирования читательского интереса младших школьников, на основании которых проводился педагогический эксперимент.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил определить цель констатирующего этапа - выявление уровня развития читательского интереса у младших школьников. Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе ГБОУ СОШ пос. Береговой (Самарская область, Шигонский район, посёлок Береговой) в количестве 30 учащихся 2 «А» и 2«Б». В соответствии с целями, задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня развития читательского интереса у младших школьников были отобраны диагностические задания.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что в обоих классах преобладает средний уровень развития читательского интереса у младших школьников. У младших школьников нет особого интереса и желания читать, им не интересны книги и уроки литературного чтения. Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня читательского интереса младших школьников обусловлены низкой популярностью чтения у современных детей. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что младшие школьники не хотят читать и чтения для них не интересно и им необходима педагогическая помощь.
Для решения данной проблемы были разработаны десять уроков литературного чтения в рамка учебной программы для активизации читательского интереса у младших школьников ЭГ.
Итогом формирующего эксперимента стало значительное повышение уровня читательского интереса младших школьников в экспериментальной группе. Анализ уровня читательского интереса младших школьников контрольного эксперимента показал, что в ЭГ группе высокий уровень вырос на 14%, средний вырос на 6%, а низкий уровень снизился на 20%. В КГ изменений не было. Исходя из представленных результатов, можно сказать, что у детей ЭГ результаты улучшились, а в КГ остались на прежнем уровне.
Таким образом, проведённые занятия свидетельствуют об эффективности использования разработанных методов активизации читательского интереса на уроках литературного чтения.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.
Анализ исследований психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, М.И. Омороков, Л.Ф.Климанов, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей и др.) позволяет выделить показатели и критерии (интерес к чтению книг; осуществление самостоятельного выбора книг для чтения; знание элементов книги; широта и глубина читательского кругозора) формирования читательского интереса младших школьников, на основании которых проводился педагогический эксперимент.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил определить цель констатирующего этапа - выявление уровня развития читательского интереса у младших школьников. Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе ГБОУ СОШ пос. Береговой (Самарская область, Шигонский район, посёлок Береговой) в количестве 30 учащихся 2 «А» и 2«Б». В соответствии с целями, задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня развития читательского интереса у младших школьников были отобраны диагностические задания.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что в обоих классах преобладает средний уровень развития читательского интереса у младших школьников. У младших школьников нет особого интереса и желания читать, им не интересны книги и уроки литературного чтения. Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня читательского интереса младших школьников обусловлены низкой популярностью чтения у современных детей. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что младшие школьники не хотят читать и чтения для них не интересно и им необходима педагогическая помощь.
Для решения данной проблемы были разработаны десять уроков литературного чтения в рамка учебной программы для активизации читательского интереса у младших школьников ЭГ.
Итогом формирующего эксперимента стало значительное повышение уровня читательского интереса младших школьников в экспериментальной группе. Анализ уровня читательского интереса младших школьников контрольного эксперимента показал, что в ЭГ группе высокий уровень вырос на 14%, средний вырос на 6%, а низкий уровень снизился на 20%. В КГ изменений не было. Исходя из представленных результатов, можно сказать, что у детей ЭГ результаты улучшились, а в КГ остались на прежнем уровне.
Таким образом, проведённые занятия свидетельствуют об эффективности использования разработанных методов активизации читательского интереса на уроках литературного чтения.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.
Подобные работы
- Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения (Детская литература с методикой преподавания с практикумом по выразительному чтению, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения (Вологодский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Наглядные средства на уроках литературного чтения как средство достижения планируемых результатов младшего школьника (Татарский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Реализация проектной деятельности младших школьников в процессе изучения художественного произведения на уроке литературного чтения (Педагогика, психология)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИВАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
САМООЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017





