Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коллективные трудовые споры и примирительный порядок их разрешения

Работа №109245

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы109
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования коллективных трудовых споров 9
1.1 Понятие и виды коллективных трудовых споров, причины их возникновения 9
1.2. Стороны коллективного трудового спора и их представители 18
1.3. Органы, содействующие разрешению коллективных трудовых споров 25
Глава 2. Правовые основы примирительных процедур разрешения коллективных трудовых споров 32
2.1. Понятие и основные принципы примирительных процедур разрешения коллективных трудовых споров 32
2.2. Юридическое обеспечение примирительных процедур по трудовому законодательству РФ 40
2.3 Формы примирительного разрешения коллективных трудовых споров по российскому законодательству 54
Глава 3. Проблемы законодательного регулирования коллективных трудовых споров 73
3.1. Актуальные проблемы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров и пути их решения 73
3.2. Коллективные трудовые споры, забастовки и протесты в России: влияние законодательства и правоприменительной практики на их распространенность и применение 78
3.3 Международные стандарты примирительных процедур разрешения коллективных трудовых споров 88
Заключение 93
Список используемой литературы 100

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики одной из важнейших задач науки трудового права является выработка концептуальных подходов к созданию эффективного трудового законодательства, которое бы соответствовало современным реалиям общественного развития и международным стандартам в сфере труда. Реформирование правовой системы в Российской Федерации, в том числе и трудового законодательства, происходит на фоне кризисных явлений в политике и экономике, недостаточно развитой системы социального партнерства, взаимоотношений работников, работодателей и государства.
Снижение социальных гарантий, массовые нарушения трудового законодательства, несоответствие нормативно-правовой базы нынешним общественным отношениям негативно сказываются на социально-трудовых взаимоотношениях между работниками, работодателями и государством, приводит к возникновению коллективных трудовых споров.
Нестабильность положения работников, их фактическая зависимость от работодателя, наличие такого негативного фактора как задержка с выплатой заработной платы особенно обостряют проблему коллективного трудового спора. Это приводит к протестам работников различных отраслей народного хозяйства, в том числе к применению крайней формы разрешения коллективных трудовых споров - забастовок. В этих обстоятельствах значительно возрастает роль примирительных органов при решении коллективных трудовых споров (конфликтов), усилия которых направлены на перевод конфликтов в мирное русло, уменьшение до минимума их негативных социальных и экономических последствий.
С конца 80-х г.г. ХХ века в Российской Федерации происходит активный процесс реформирования всей совокупности общественных отношений в области экономики, политики, социальной сфере, что вызывает потребность в существенных изменениях в трудовое законодательство, в повышении значения коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. В связи с этим возникает необходимость совершенствования порядка разрешения коллективных трудовых споров. Следует также обратить внимание на то, что трудовое законодательство, пришедшее в РФ из СССР, было ориентировано в основном на нужды производства, а не на интересы работника. Предусмотренные в то время юридические гарантии защиты интересов работников рассматривались через призму общественной собственности, которая считалась монопольно-незыблемой экономической основой советского строя.
Конституция Российской Федерации1, принятая в 1993 году, провозгласила страну демократическим, социальным и правовым государством, а человека, его права, свободы и интересы - наивысшей социальной ценностью. Все это обуславливает выработку теоретических положений, связанных с реализацией конституционного права граждан на труд и направленных, в том числе, на эффективное решение коллективных трудовых споров. Следовательно, актуальность темы диссертационной работы основывается на том, что усовершенствование исследованной в ней процедуры разрешения коллективных трудовых споров примиряющими органами имеет важное теоретическое и практическое значение для предупреждения и решения подобных конфликтов, является одной из основных задач в процессе реформирования трудового законодательства.
Для Российской Федерации эта проблема является особенно актуальной еще и потому, что применение законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров продолжает вызывать недовольство значительного количества субъектов споров и заинтересованных лиц. Отставание действующего законодательства о труде от экономического развития государства обусловлено недостаточными теоретическими исследованиями в этой области права, в том числе и проблемы урегулирования порядка рассмотрения коллективных трудовых споров. В свою очередь, эффективная практическая реализация механизма разрешения коллективных трудовых споров зависит от теоретически обоснованного и аргументированного его выбора и закрепления в трудовом законодательстве.
Правовой механизм решения коллективных трудовых споров (конфликтов) должен учитывать мировую практику разрешения споров, национальные особенности правоотношений в сфере коллективных споров, обеспечивать законность действий и равенство сторон коллективного трудового спора. В условиях реформирования трудового законодательства Российской Федерации необходимо внесение научно обоснованных предложений по совершенствованию процедуры решения трудовых споров, в том числе примирительных процедур решения коллективных трудовых споров.
Исходя из изложенного, в диссертационной работе предпринята попытка совершенствования процедуры разрешения коллективных трудовых споров примиряющими органами.
Степень разработанности темы исследования. Исследованию отдельных общетеоретических и практических вопросов, связанных с порядком разрешения коллективных трудовых споров в Российской Федерации и зарубежных странах уделяли внимание такие исследователи, как В.Д. Архипов, Н.И. Бар, Н.Б. Болотина, М.О. Буянова, З.И. Джафаров, А.М. Касумов, И.Я. Киселев, И.В. Лагутин, М.В. Лушников, А.Я. Петров, П.Д. Пилипенко, И.А. Снигирев, А.И. Ставцев, В.М. Скобелкин, М.В. Сокол, М.П. Стадник, В.М. Толкунова, И. Чанышев и др.
В то же время, в отечественной науке трудового права до сих пор еще не было осуществлено специального комплексного исследования теоретических и практических проблем правового регулирования примирительных процедур решения коллективных трудовых споров. Недостаточно разработаны вопросы административной и материальной ответственности за нарушение законодательно установленного порядка разрешения коллективных трудовых споров, правового положения субъектов коллективных споров, ограниченно освещается процедура разрешения споров примиряющими органами.
Актуальность темы, ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи данного исследования.
Объект исследования являются трудовые правоотношения, в рамках которых реализуются примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров.
Предмет исследования - правовое обеспечение развития и функционирования отношений в сфере разрешения коллективных трудовых споров примиряющими органами в Российской Федерации.
Цель исследования - развитие теории трудового права по предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации примирительных процедур разрешения коллективных трудовых споров и внесения предложений по совершенствованию их юридического обеспечения.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие и виды коллективных трудовых споров, причины их возникновения;
• охарактеризовать стороны коллективного трудового спора и их представителей;
• рассмотреть органы, содействующие разрешению коллективных трудовых споров;
• раскрыть понятие и основные принципы примирительных процедур разрешения коллективных трудовых споров;
• исследовать международные стандарты примирительных процедур разрешения коллективных трудовых споров;
• проанализировать юридическое обеспечение примирительных процедур по трудовому законодательству РФ;
• рассмотреть формы примирительного разрешения коллективных трудовых споров примирительной комиссией;
• изучить актуальные проблемы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, а также сформулировать научно обоснованные предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ в сфере регламентации примирительных процедур разрешения коллективных трудовых споров;
• рассмотреть коллективные трудовые споры, забастовки и протесты в России: влияние законодательства и правоприменительной практики на их распространенность и применение.
Методологическая основа исследования. В диссертации использованы различные методы, которые соответствуют целям и задачам исследования. Так, с помощью общенаучного диалектического метода исследованы правовые аспекты совершенствования механизма разрешения коллективных трудовых споров примиряющими органами в единстве их социального содержания и правовой формы. Применение системно-функционального метода способствовало рассмотрения государственно-правовых явлений через взаимодействие их элементов в контексте развития трудового законодательства вообще, и процедуры разрешения коллективных споров в частности, на качественно новом уровне с определением основных направлений деятельности. С использованием историко-правового метода диссертантом было проведено исследование понятия коллективного трудового спора. Сравнительно-правовой и социологический методы исследования были применены при определении специфики правового регулирования коллективных трудовых споров в международной и национальной практике, что позволило сделать обобщения и определить направления совершенствования процедуры разрешения трудовых споров. С помощью метода рациональной критики проанализированы нормативные акты, проекты законов и выявлены присущие им коллизии, противоречия. Метод правового моделирования способствовал учету имеющихся общественных отношений и их воспроизводству и модификации эффективного механизма разрешения коллективных трудовых споров. Понятия и определения разрабатывались на основе общих положений формальной логики и специально-юридического метода анализа и толкования правовых норм, способствовало конкретизации юридических понятий, определению характерных признаков правовых явлений, уточнению юридических формулировок к проектам законов. Широко были применены и такие методы научного познания, как наблюдение, анализ законодательства, судебной и арбитражной практики.
Нормативно-правовая основа исследования - Конституция Российской Федерации, акты Международной Организации Труда, Трудовой кодекс Российской Федерации, законы Российской Федерации, акты Президента и Правительства Российской Федерации. Исследуемые вопросы имеют и особые правовые источники - отдельные положения общей теории права, гражданского права, гражданско- процессуального права, административного права, нормативные акты министерств и ведомств, распоряжения Правительства Москвы и другие.
Теоретическая основа исследования. Исследования проведены на основе теоретических наработок ведущих ученых-юристов, социологов, философов и на основе действующего законодательства РФ, законодательства зарубежных стран, а также международно-правовых актов.
Научная новизна исследования определяется тем, что оно является комплексным исследованием правового регулирования разрешения коллективных трудовых споров примиряющими органами, материалы которого могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения проблемы с целью их практического применения, предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров.
Структура и объем магистерской диссертации. Структура работы. соответствует цели и задачам исследования, включает введение, три главы, заключение и список используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования были сформированы следующие выводы:
Коллективный спор, возникающий на основании трудовой деятельности, определяется как нерешенные разногласия между руководством предприятия и подчиненными по поводу изменений в условиях труда, нарушений пунктов имеющихся договоров либо внесения корректировок в последние.
Исходя из общего содержания норм Трудового кодекса, к таким спорам относят любые противоречия между работодателем и подчиненными, которые: а) возникли из трудовых отношений; б) переданы на рассмотрение уполномоченному органу.
Таким образом, предметом подобных споров являются законно установленные интересы и правомочия коллектива той или иной организации.
Законодательство о трудовых спорах достаточно велико по объему, в него входят как международные акты, так и законодательные акты России; оно может быть поделено на несколько групп:
Первая группа - это международные нормативно-правовые акты. Существует большое количество конвенций, которые могут рассматривать споры между работниками и работодателями. Все документы приняты несколькими странами одновременно, в том числе и Россией, поэтому могут регулировать подобные отношения, а также в случае непредвиденных обстоятельств гарантировать работнику обращение в международный суд по правам человека.
Во вторую группу входит законодательство Российской Федерации. В первую очередь необходимо отметить Конституцию РФ. Помимо этого, существует большое количество федеральных законов, которые регламентируют порядок взаимоотношений между работниками и работодателями. Огромное количество законов и подзаконных актов также рассказывает о порядке того, как осуществляются решения по подобным спорам. Коллективным спорам посвящена глава 61 ТК РФ. Также к законодательной базе регулирования коллективных трудовых споров относятся Постановления Минтруда РФ, а также ряд федеральных законов. Также к законодательным актам, регулирующим разрешение коллективных трудовых споров, относятся, помимо ТК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, НК РФ.
С одной стороны коллективного трудового спора выступают коллективы работников:
• члены профсоюзной организации;
• объединение работников компании по отраслевому признаку;
• отдельное подразделение предприятия;
• трудящиеся, действующие в защиту общих интересов.
С другой стороны возникших противоречий всегда выступает работодатель. При этом, может иметь место и признак коллективности. Так, например, это могут быть объединения работодателей одной отрасли производства. Возможно образование союзов и по территориальному признаку, например, одного региона Российской Федерации.
Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Стремительное развитие общественных отношений привело к существенному ускорению темпа жизни. Указанные процессы, в свою очередь, продемонстрировали неспособность судебной системы и других традиционных институтов разрешения конфликтов эффективно выполнять возложенную на них функцию, что стало толчком для развития альтернативных способов разрешения споров (таких как переговоры, арбитраж, третейские суды, медиация).
Значение примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров поясняет Трудовой кодекс (Ст. 398). Под ними подразумевается рассмотрение разногласий, к которому участники спора привлекают либо примирительную комиссию, либо трудовых арбитров или посредников.
Использование примирительных процедур для разрешения коллективного трудового спора получило практически всемирное признание. Сущность данных процедур сводится к трем основным формам: разрешение спора самими сторонами без участия посторонних лиц (применяется в законодательстве большинства постсоветских стран (в частности, ТК Республики Беларусь, ТК Республики Молдова, ТК РФ, ТК Азербайджанской Республики и др.)); образование примирительной комиссии и попытка сторон урегулировать спор самостоятельно; примирение с участием посредника и / или трудовой арбитраж.
Указанные формы сочетаются различным образом. В одних странах стороны вынуждены сразу обращаться к посреднику, в других они обязаны провести предварительные переговоры по примирению без участия посредников и арбитров.
Особенностью моделей примирительных процедур в большинстве постсоветских стран является использование всех трех форм.
Примирительные процедуры проводятся в органах по добровольному примирению, принципы создания и функционирования которых установлены Рекомендацией МОТ №92 о добровольном примирении и арбитраже.
Представляется целесообразным выделять следующие этапы (стадии) примирительной процедуры разрешения коллективных трудовых споров:
• непосредственно примирительную процедуру;
• примирительно-посредническую процедуру;
• примирительно-третейскую процедуру.
Среди основных общих принципов примирительных процедур решения трудовых споров следует отнести следующие: законность; социальная справедливость; равенство сторон; правомочность сторон и их представителей; независимость примирительных органов; коллегиальность; разумность и достаточность сроков для выработки взаимоприемлемого решения по существу спора; оперативность, простота, доступность примирительных процедур; обязательства сторон употреблять запрещенные законодательством меры для разрешения разногласий; бесплатность для сторон примирительных процедур; примирительная направленность деятельности органов по разрешению трудовых споров; обязательность соглашения, достигнутого во время примирительной процедуры. Кроме того, следует выделять специальные принципы, которые присущи отдельно примирительных процедур решения коллективных трудовых споров и примирительных процедур разрешения индивидуальных трудовых споров.
Следует отметить, что международно-правовое регулирование коллективных трудовых споров носит весьма общий характер. Анализ содержания конвенций и рекомендаций МОТ позволил определить следующие минимальные стандарты внесудебного разрешения коллективных трудовых споров:
1. Разрешение споров мирным путем;
2. Равенство сторон при разрешении коллективных трудовых споров;
3. Оперативность при разрешении споров;
4. Закрепление особого статуса представителей сторон при разрешении коллективного трудового спора;
5. Возложение на государственные органы определенны функций по содействию в разрешении коллективных трудовых споров.
Следует также обратить особое внимание на то, что все меры по государственному содействию в разрешении коллективных трудовых споров, в соответствии с актами МОТ осуществляются таким образом, чтобы ограничить вмешательство государственных органов в деятельность представителей сторон.
Примирительные процедуры включают рассмотрение коллективного трудового спора:
1. Примирительной комиссией (этот этап обязателен для сторон коллективных трудовых споров) - ст. 402 ТК РФ;
2. Привлеченным независимым посредником - ст. 403 ТК РФ;
3. Сформированным трудовым арбитражем - ст. 404 ТК РФ.
Примирительная комиссия определена в ТК РФ как временная инстанция, в которой представители работодателя договариваются с представителями коллектива трудящихся в случае возникновения недопонимания между сторонами или трудового спора.
Институт посредничества представляет собой наиболее прогрессивную сферу деятельности в рамках трудового законодательства, чье практическое полезное значение невозможно переоценить.
Как показывает мировой опыт, медиация является наиболее приемлемым, удобным и действенным способом разрешения споров в системе альтернативных методов решения споров, который позволяет решать от 70 % до 90 % проблем конфликтного характера в различных сферах общественных отношений.
Медиацией является альтернативная (внесудебная) процедура урегулирования споров (преимущественно частноправовых) путем переговоров сторон с помощью независимого и нейтрального посредника (медиатора).
Отметим, что в настоящее время недостаточно разработаны вопросы административной и материальной ответственности за нарушение законодательно установленного порядка разрешения коллективных трудовых споров, правового положения субъектов коллективных споров, ограниченно освещается процедура разрешения споров примиряющими органами.
В настоящее время серьезные проблемы существуют в трудовом законодательстве при разрешении трудовых споров. Часто они длятся несколько месяцев, и даже лет. Это повышает уровень социальной напряженности в обществе и снижает доверие к органам власти.
Основные причины такого состояния трудовых отношений:
• правовой нигилизм работодателей и работников;
• несовершенство механизма досудебного рассмотрения трудовых споров;
• неурегулированность отношений представительства интересов работников при рассмотрении трудовых споров;
• неприспособленность гражданского судопроизводства для разрешения трудовых споров.
Несовершенство механизма досудебного рассмотрения трудовых споров состоит в том, что работник перед обращением в суд обязан пройти стадию разрешения его трудового спора в комиссии по рассмотрению трудовых споров. Такие комиссии избираются на общем собрании (конференции) трудового коллектива организации. Как показала практика, деятельность таких комиссий неэффективна. На процесс их формирования большое влияние оказывают работодатели (их представители).
Целесообразно, чтобы комиссии по трудовым спорам создавались на паритетной основе работодателями и профсоюзами, необходимо на уровне организации в полной мере включить в действие механизм социального партнерства.
Очень важной проблемой, требующей незамедлительного решения, является необходимость внесения изменений в правовые нормы института представительства по защите интересов работников при разрешении трудовых споров. Уполномоченный профсоюза должен быть наделен правом представительства интересов работников, состоящих в профсоюзе, без специального оформления представительства, предусмотренного гражданским процессуальным законодательством.
Необходимо наделить профсоюзы правом инициирования трудовых споров работников без обращения их за защитой в профсоюз, а в органах по рассмотрению трудовых споров уполномоченный профсоюза должен представить только доказательства нарушения трудового права работника и его членства в профсоюзе. Работник, конечно же, должен иметь право, как отказаться от ведения профсоюзом трудового спора в его защиту, так и представлять лично свои интересы в споре.
Длительность сроков разрешения трудовых споров в настоящее время связана в основном с неприспособленностью гражданского судопроизводства для рассмотрения такого рода дел.
В связи с тем, что трудовые отношения носят специфический характер, связанный с подчиненностью одного субъекта правоотношений другому, не все принципы гражданского судопроизводства могут применяться к рассмотрению трудовых споров.
Процедура рассмотрения трудовых дел должна быть более быстрой; должны отсутствовать некоторые формальности, присущие гражданскому процессу; судам следовало бы проявлять большую инициативу в ведении судебного процесса, привлечении доказательств. Трудовой процесс должен иметь специфические особенности в отношении представительства сторон, распределения бремени доказывания, оценки доказательств. Обязанность доказывания виновности работника в большей степени должна возлагаться на работодателя. Трудовые суды должны быть более доступны для работников, чем обычные.
Правоприменительная деятельность по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров продолжает порождать спорные ситуации. В современных условиях назрела необходимость усилить и сделать более эффективными и востребованными применяемые способы внесудебного разрешения коллективных трудовых споров.
Следует нацелить законодателя на создание и обеспечение дополнительных правовых возможностей для мирного их разрешения. В целях недопущения трудовых конфликтов эффективнее перенести центр тяжести на примирительные процедуры.


1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 21 дек.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966. // United Nations, Treaty Series. - vol. 993. - p 35-43.
3. Конвенция МОТ "О свободе ассоциации и защите права на организацию" № 87. 1949. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда. - 1991. - С. 859-864.
4. Конвенция МОТ "О применении принципа права на организацию и на ведение коллективных переговоров" № 98. 1949. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда. - 1991. - С.1010-1014.
5. Рекомендация МОТ "О добровольном примирении и арбитраже" № 92, 1951 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда. - 1991. - С.1045- 1046.
6. Рекомендация МОТ "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" № 130. 1967. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда. - 1991. - С. 1525-1529.
7. Руководство по ведению коллективных переговоров и урегулированию трудовых споров в сфере государственной службы. Департамент отраслевой деятельности. Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. МОТ. - 2013. - 172 с
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть 1). - Ст.3.
10. Федеральный закон от 12 января 1996. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - ст. 148.
11. Федеральный закон от 1 мая 1999. № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - ст. 2218.
12. Федеральный закон от 27 ноября 2002 №156-ФЗ “Об объединениях работодателей” // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4741.
13. Федеральный закон от 24 июля 2002. №102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 3. - Ст. 3019.
14. Федеральный закон от 19 июня 2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"// Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2485.
15. Федеральный закон от 27 июля 2010 №193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 31. - Ст. 4162.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ