Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 9
1.1 Понятие и сущность агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе у детей 5-6 лет 9
1.2 Характеристика сказкотерапии как средства коррекции агрессивного
поведения у детей 5-6 лет 19
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 26
2.1 Выявление уровня агрессивного поведения у детей 5-6 лет 26
2.2 Содержание работы по коррекции агрессивного поведения у детей
5-6 лет посредством сказкотерапии 37
2.3 Динамика снижения уровня агрессивного поведения у детей 5-6 лет 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 62
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в жизни человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. Поведение многих людей зависит именно от их психического состояния, в котором они находятся в определенный момент времени. Взрослый человек способен управлять своим психическим состоянием, но ребенок дошкольного возраста еще этого не может, поэтому нужно учить его управлять своим психическим состоянием. В серии коррекции различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание отдается коррекционной работе над агрессивным поведением. В большей степени агрессивное поведение и его те или иные формы свойственны именно детям дошкольного возраста. Поэтому родители и педагоги в детских садах часто сталкиваются с проблемой агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение у детей приводит к тому, что ухудшается психологический климат в группе, которую посещает ребенок.
У большинства детей дошкольного возраста наблюдаются вспышки агрессивного поведения. Поэтому можно сказать, что если не провести коррекцию агрессивного поведения удетей дошкольного возраста то такое поведение сохранится, как устойчивая форма, а также разовьется и трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивное поведение у ребенка вносит большое количество проблем не только окружению ребенка, но и самому ребенку. В последнее время исследователи, которые работают в психолого-педагогических направлениях, предлагают многообразие подходов и трактовок к определению понятия и сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, а также ищут способы для коррекции агрессивного поведения у детей. Среди них Л. Берковиц, В.П. Зинченко, К. Лоренц, А.С. Пацукова, Е.О. Смирнова, З. Фрейд, Э. Фромм, Г.Р. Хузеева. Среди теоретических подходов к проблеме сущности и истоков агрессивного поведения у детей можно выделить работы наиболее известных психологов: психоаналитический подход З. Фрейда, поведенческий подход А. Басса, гуманистический подход А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и другие. В своих работах Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, П. Лебедько, Н.М. Погосова, Е.О. Смирнова, М.-Л. Франц, К. Юнг и другие исследователи предлагают разные средства для коррекции агрессивного поведения среди них есть большое количество разнообразных игр и упражнений, но как показывает практика, игра не всегда является эффективным средством для психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет. Все ученые, исследовавшие данное психическое состояние единогласны в оценки агрессивного поведения, подчеркивают, что все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны. В связи с этим можно отметить, что проблема коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет становится все более актуальна для изучения.
Изучив существующие психолого-педагогические средства коррекции агрессивного поведения у детей, можно сказать, что наиболее эффективным на сегодняшний день является сказкотерапия. Так как в дошкольном возрасте восприятие сказок становится наиболее притягательным и понятным для детей, сказкотерапия будет наиболее востребованным и применимым средством в работе с детьми 5-6 лет, у которых наблюдается агрессивное поведение. И так как у детей дошкольного возраста сильно развит механизм идентификации, то можно отбирать те сказки, с героев которых они могут брать пример образца поведения, присваивать нормы, ценности и развивать механизм контроля агрессивного поведения.
Использование сказкотерапии в организации коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста оправдано, так как, во-первых, для детей сказки остаются наиболее востребованными. Во-вторых, в сказке представляется особая реальность, позволяющая расширять рамки обычной жизни, встречаться со сложным ситуациями и эмоциями и в доступной для восприятия детей сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. В-третьих, при восприятии сказки дети, с одной стороны, могут сравнивать себя со сказочными героями, что позволяет им ощутить и понять, что не только у детей есть такие трудности и переживания. И, в- четвертых, с помощью ненавязчивых образов сказки детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Анализ исследований, говорит о том, что данная проблема мало изучена, поэтому можно установить противоречие между необходимостью коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет и недостаточным использованием сказкотерапии в данном процессе.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет с помощью сказкотерапии?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Коррекция агрессивного поведения у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать сказкотерапию как средство коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет.
Объект исследования - процесс коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - сказкотерпия как средство коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования. Коррекция агрессивного поведения у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет эффективна если:
- соотнесены этапы работы по коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет в соответствии с этапами проведения сказкотерапии;
- определено содержание этапов работы по коррекции агрессивного поведения у детей посредством сказкотерапии;
- отобраны сказки и иллюстрации для коррекции агрессивного поведения в соответствии с показателями агрессивного поведения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
2. Выявить уровень агрессивного поведения у детей 5-6 лет;
3. Разработать и апробировать содержание работы по коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
Теоретическую основу исследования составляют:
- подходы к определению понятия агрессия (А. Басс, Л. Берковиц, В.П. Зинченко, К. Изард, К. Лоренц, Т.Д. Марцинковская, А. Маслоу, Е.О. Смирнова, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм);
- подходы к классификации и группировки агрессивных проявлений у детей (Н.М. Погосова, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева);
- подходы использования сказкотерапии (Б. Беттельхейм, И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, П. Лебедько, В. Пропп, М.-Л. Франц, К. Юнг, П.И. Яничев).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности в развитии сказкотерапии как средства коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании сказкотерапии как эффективного средства коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные сказки могут быть использованы педагогами-психологами для проведения работы по коррекции агрессивного поведения посредством сказкотерапии в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: исследование проходило на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 72 «Подсолнушек» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 26 детей 5-6 лет 13 мальчиков и 13 девочек.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (25 источников), приложением. Работа проиллюстрирована 13 таблицами.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема коррекции агрессивного поведения 5-6 лет посредством сказкотерапии является актуальной в настоящее время. Проанализировав разнообразные толкования понятия «агрессивного поведения», которые приводили известные ученые-психологи (В.П. Зинченко, К. Изард, Т.Д. Марцинковская, А.С. Пацукова, Е.О. Смирнова, Э. Фромм, Г.Р. Хузева) можно дать определение агрессивному поведению - это вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку. В исследованиях выделяются виды агрессивного поведения, а также группы детей с агрессивным поведением, которые различаются по различным агрессивным проявлениям и другим психологическим характеристикам.
Среди исследователей, которые занимались коррекцией агрессивного поведений и выделяли сказку как эффективное средство коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста можно выделить наиболее известных: Б. Беттельхейм, И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, П. Лебедько, В. Пропп, М.-Л. Франц, К. Юнг, П.И. Яничев. Они утверждали, что сказки могут помочь детям увидеть свои проблемы, найти пути выхода из этих них и приобрести для себя новые моральные нормы и ценности, которые помогут научиться контролировать со свое агрессивное поведение.
Выявление уровня агрессивного поведения у детей 5-6 лет показало, что 60% детей имеют средний уровень агрессивного поведения, а у остальных 40% высокий уровень агрессивного поведения. Это позволяет говорить о том, что у детей старшего дошкольного возраста повышен уровень агрессивного поведения, по таким показателям как наличие агрессивного поведения, направленность агрессивного поведения, частота проявления агрессивного поведения, сила разрушающего воздействия от агрессивного поведения ребенка и основания для агрессивного поведения.
Коррекция агрессивного поведения у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии возможна, если:
- соотнесены этапы работы по коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет в соответствии с этапами проведения сказкотерапии;
- определено содержание этапов работы по коррекции агрессивного поведения у детей посредством сказкотерапии;
- отобраны сказки и иллюстрации в содержание работы по коррекции агрессивного поведения в соответствии с показателями агрессивного поведения.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность содержания работы по коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии после ее реализации. После проведенного формирующего этапа в обследуемой группе увеличилось количество детей с низким уровнем агрессивного поведения (60%) по всем показателям, уменьшилось число детей (40%) с высоким уровнем агрессивного поведения.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенного нами средства коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет - сказкотерапии. Также, можно сказать, что проводить дальнейшее исследование, по коррекции агрессивного поведения не только сказкотерапией, но и также использовать возможности создания среды, в которой можно применять способы выплескивания агрессивных эмоций.
1. Басс, А.Г. Агрессия : Учебное пособие [Текст] / А. Г. Басс. - Москва : Институт практической психологии, 2014. - 254 с.
2. Волкова, Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 108-111.
3. Вачков, И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку : Учебное пособие - 3-е изд. [Текст] / И. В. Вачков.
- Москва : Ось-89, 2011. - 143 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
5. Заостровцева, М.Н. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения : Учебное пособие [Текст] / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина.
- Москва : ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.
6. Запорожец, А.В. Особенности агрессивного поведения [Текст] / А. В. Запорожец. - Москва : Академия, 2013. - 284 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. М. Михайлов. - Санкт-Петербург : Изд-во «СМАРТ», 2014. - 230 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психотерапия зависимостей: метод сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург : Речь, 2014.-174 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с.
10. Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / О.Н. Истратова
- Таганрог, 1998. - 182 с.
11. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова - СПб: Питер, 2014. - 240 с.
12. Кэмбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмбелл - СПб., 2011. - 192 с.
13. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц.
- Санкт-Петербург : Атмосфера, 2011. - 356 с.
14. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 189 с.
15. Марцинковская, Т.Д., Григорович, Л.А. Психология и педагогика [Текст] / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Генезис, 2011. - 315 с.
16. Пацукова, А.С. Проявление агрессивности детей в старшем дошкольном возрасте [Текст] // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч. - практ. конф. № 3.
17. Погосова, Н.М. Детская психология. Цветовой игротренинг [Текст] / Н.М. Погосова. СПб.: Речь, 2005г. - 152 с.
18. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Прайм-Еврознак. -2008. - 672 с.
19. Смирнова, Е.О. Психологические особенности агрессивных детей [Текст] / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). - 2001. - № 2. С. 27-32.
20. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М. : Владос. - 2005. - 110 с
21. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д : «Феникс», 2014. - 160 с.
22. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем [Текст] / Р.М. Ткач. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 116 с.
23. Фромм, Э. Анатомия человеческой диструктивности [Текст] // Социологические исследования. - 2012. - №7.
24. Фурманов, И. А. Детская агрессивность [Текст] / И. А. Фурманов.
- Минск : Харвест, 2012. - 199 с.
25. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. - М. : Владос.- 2014.