Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста 6-7 лет с нарушениями зрения средствами йоги

Работа №109196

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Роль координации в жизни слабовидящих людей 7
1.2. Особенности развития координационных способностей у детей 12
1.3. Особенности развития координационных способностей средствами йоги 15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29
3.1 Обоснование методики 29
3.2 Результаты исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Функция зрительного аппарата незаменима в повседневной жизни. С помощью зрительного контроля человек учится ходить, читать, писать, развивает точные движения и учится ориентироваться в пространстве. Трудно переоценить влияние патологии зрительного аппарата на адаптационные способности ребенка, особенно, дошкольного возраста. Так как помимо социальной дезадаптации у ребенка может сформироваться функциональные нарушения в работе высшей нервной деятельности, в том числе - нарушения координаторных функций (атаксия) [8]. Так как атаксия, в данном случае, вызвана не органической патологией заднего мозга или корковых центров координации, данное нарушение необходимо корректировать функциональными методиками, без использования фармакопрепаратов и инвазивных методов лечения.
Проблема развития координации движений достаточно многогранна. Дети дошкольного возраста находятся в том периоде своей жизни, когда можно заложить хороший фундамент и создать положительные предпосылки для развития всех физических качеств, в том числе и координационных.
Таким образом, рассматривая процесс развития координации движений у детей дошкольного возраста, очевидно, что этот процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого [32].
Йога для детей - это отличное и наиболее эффективное средство, которое способствует гармоничному развитию личности, укреплению здоровья и повышению иммунитета, а также позволяет улучшить самооценку и познать свой внутренний мир. Йога для детей направлена на то, чтобы развить у малышей внимательное и уважительное отношение к своему телу, состоянию здоровья и эмоциональному настроению, а также поддержать самооценку и, конечно же, укрепить здоровье.
Актуальность работы. В дошкольном возрасте у детей происходит стремительное развитие всех функциональных систем высшей нервной системы, в том числе, координационных способностей. Благоприятным периодом для их становления является возраст от 4 до 7 лет. При воздействии в это время патологического фактора, такого, как значительное снижение/потеря зрения, развитие координационной функции может нарушиться, что приведет к социальной дезадаптации ребенка.
В настоящее время, практически отсутствуют методики коррекции данных нарушений с высоким уровнем доказательности, что требует создания эффективной методики адаптивной физкультуры и достоверного обоснования данного метода. Также необходимо отметить наличие тенденции к увеличению частоты встречаемости различных нарушений зрения у детей раннего дошкольного возраста. Данная тенденция может объясняться генетической детерминированностью дефекта преломляющего аппарата, из-за чего патологические изменения развиваются у детей с рождения. Социальная адаптация этих детей - важная проблема, которая требует деликатного решения, так как негативное влияние зрительных нарушений на другие функции организма может привести к большому количеству функциональных расстройств и органической патологии.
Объект исследования - методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста 6-7 лет с нарушениями зрения средствами йоги.
Предмет исследования - процесс исследования методики восстановления и профилактики координационных функций, на основе средств, используемых в йоге.
Цель исследования - исследование методики восстановления и профилактики нарушений координации у дошкольников с патологией зрительного аппарата на основе средств, применимых в йоге.
Гипотеза исследования - адаптивные физические упражнения на основе средств йоги, могут использоваться в развитии координационных способностей у слабовидящих детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать влияние нарушений зрительного аппарата на состояние координационных и адаптационных функций у детей дошкольного возраста.
2. Разработать и внедрить методику для коррекции и восстановления координационных способностей для слабовидящих детей.
3. Произвести экспериментальную проверку внедренной методики и обосновать ее результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ данных научно -методической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Контрольно -методические испытания (тесты).
5. Методы математической статистики.
Научная новизна заключается в том, что в работе разработана новая технология применения физических упражнений с элементами йоги, в процессе их применения экспериментально подтверждено положительное влияние физических упражнений с элементами йоги на развитие координационных способностей у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при повышении квалификации преподавателей, а также, для расширения средств работы со слабовидящими детьми. Предложенная методика может быть использована в практике коррекции координационных способностей дошкольников не только с нарушением зрения, но и при работе с детьми, имеющими другие отклонения в здоровье.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя, из рассмотренного выше материала можно сделать следующие выводы:
1. Анализ и обобщение специальной научно -методической литературы, показал, что разнообразно освещается ряд важных вопросов теории и классификации координационных способностей: вестибулярная устойчивость, виды равновесий, пространственная ориентация, точность и выразительность движений.
Вопрос о средствах и методах развития координационных способностей, а также способах их встраивания в тренировочный процесс до сих пор является актуальным. Идет непрерывный поиск наиболее эффективных подходов, позволяющих добиться максимального прироста и поддержания уровня развития, наиболее значимых для конкретного вида спорта координационных способностей.
В результате анализа литературы и проведения исследования можно сделать вывод, что адаптивные физические упражнения на основе средств йоги могут использоваться для развития координационных способностей. Ряд авторов предлагают в качестве показаний использовать антропометрические данные детей, ряд элементарных физических тестов на координацию и соматическое состояние, данные нозологического диагноза.
Большинство исследований на тему зрения сосредоточены на разработке таких методов лечения, как фармакология, генная терапия, стволовые клетки и протезирование, которые должны замедлить, остановить или обратить вспять развитие болезни. Но во многих случаях средства восстановления зрения все еще нет. Важную роль играют терапевтические вмешательства, которые улучшают жизнь людей с инвалидностью по зрению. Йога как вид терапии изучалась на многих группах населения, включая лиц с неврологическими и онкологическими заболеваниями, а также при респираторных заболеваниях, однако, очень мало исследований (< 1%) посвящены незрячим и слабовидящим.
2. Была разработана и внедрена методика для коррекции и восстановления координационных способностей для слабовидящих детей. Использование комплексов с элементами йоги обеспечивает более благоприятное, по сравнению с существующей методикой развития двигательных способностей, воздействие на развитие координационных способностей. Было определено, что патология органа зрения, в большинстве случаев, приводит к расстройству координационных способностей и связанных с ней функции: точной моторики, кинеостатического чувства, способности к удержанию статического положения. Также патология зрительного аппарата нередко обуславливает вторичную соматическую патологию, дисфункциональные состояния, психологическую и социальную дезадаптацию детей дошкольного возраста.
Доказано, что йога дает множество физических преимуществ и зрячим, включая улучшение баланса, увеличение диапазона движений, нормализация кровяного давления, облегчение боли, снижение усталости, увеличение гибкости и силы. Йога может принести большую пользу, чем регулярные физические упражнения за счет включения осознанности метода, которая включает дыхание, позы и движения. Внимание к практике способствует связи между мозгом и телом путем поощрения осознания мышечных движений, баланса психических состояний и дыхания. Йога может также развивать и поддерживать самостоятельность и копинг-стратегии для незрячих, предоставляя пожизненную систему навыков, что улучшает физическое, психологическое и даже духовное благополучие в неблагоприятных для здоровья условиях.
3. Экспериментальная проверка результатов нашей методики до и после проведения педагогического эксперимента показала свою целесообразность и выявила достоверные преимущества развития координационных способностей слабовидящих дошкольников ЭГ. Это подтверждают положительные результаты педагогического эксперимента:
• Прирост в тесте челночный бег (3х10) у ЭГ составил 7,2 %, а в КГ 2,9 %, что на 4,3 % больше. Второй тест три кувырка вперед показал следующие результаты у ЭГ прирост составил 8,9%, у КГ 3,2%, что на 5,7 % больше. Проведенный нами тест повороты на гимнастической скамейке показал, что результаты прироста ЭГ составил 7,9 %, а в КГ 2,9%, что на 5 % больше. Последний тест стойка на одной ноге показал, что результаты прироста ЭГ составил 29,17%, а в КГ 18,40%, что на 10% больше.
• Результаты сравнения средних значений показателей координационных способностей после воздействия показывают нам, что дети из экспериментальной группы обладают достоверно лучшими результатами по показателям «Челночный бег» (р <0,05), «Повороты на гимнастической скамейке» (р <0,05) и на уровне тенденции по показателю «Стойка на одной ноге» (р <0,05). По показателю «Три кувырка вперед» результат незначимый (р<0,05).
После педагогического эксперимента уровень координационных способностей по результатам контрольных упражнений и тестов у детей экспериментальной группы возрос в большей степени, чем у детей контрольной группы.
В заключении хотим подвести итог по проделанной работе. На наш взгляд, для детей с нарушением зрения необходимо больше внимание уделять развитию таких координационных способностей как, способность к ориентированию в пространстве и способность к вестибулярной устойчивости и чувствительности.
Разработанную нами методику развития координационных способностей рекомендуем применять как вариативный компонент примерной программы по физическому воспитанию слабовидящих детей.


1. Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. - М: Физкультура и спорт, 2015. • 72 с.
2. Айенгар Б.К. Прояснение йоги (Йога Дипика). - М.: МЕДСИ XXI, 2013. • 528 с.
3. Бальсевич В. К. Физическая культура : молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры / Под ред. В. К. Бальсевич. - М. : Новое время. - 2015. - № 4. - 198 с.
4. Белов В.И. Йога для всех. - М.: «КСП», 2017. - 160 с.
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Академия, 2015. - 203с.
6. Бокатов А., Сергеев С. Детская йога. - К.: Ника - Центр, 2014. - 352 с.
7. Васильев О.С. Детская йога. Йога в спорте : медико -педагогический анализ // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2013. • № 3 (30). - С. 53-57.
8. Викторов В. Пять минут йоги для красоты и здоровья. - ИД «Весь», 2014. - 224 с.
9. Вискне З.А. Общая и спортивная физиология детей и подростков. - Рига, 2015. - 83 с.
10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2013 - 320с.
11. Выдрин В. М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры / М. В. Выдрин. - М. : Новое время. - 2013. - №5. - 139 с.
12. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 160 с.
13. Гусева М.Р., Дмитриев В.Г., Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2016. - 290с.
14. Занкина В. Йога в кармане: детская практика / В. Занкина. - М. : АНФ, 2016. - 145с.
15. Иванов Ю.М. Йога. Как сохранить и укрепить здоровье. - М.: Альфа, 1991. 18. Игнатьева Т.П. Практическая Хатха - йога для детей. Гармонизирующие комплексы. - СПб.: Издательство Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС Эксилибрис», 2013. - 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ