Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы приобщения к национальным традициям Республики Коми детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 8
1.1. Вопросы приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста в психолого - педагогической литературе 8
1.2. Условия приобщения к национальным традициям Республики Коми детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 19
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование приобщения к национальным традициям Республики Коми детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 30
2.1 Выявление уровня развития ценностного отношения к национальным традициям детей младшего школьного возраста 30
2.2 Разработка и реализация программы приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 40
2.3 Анализ и обобщение результатов проведенного экспериментального исследования 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Анкета на выявление знаний о традициях и обычаях своей культуры, личное отношение к традициям народа, уровень заинтересованности в изучении своей и чужой культуры 58
Приложение Б Результаты анкеты «Выявление знаний о традициях и обычаях своей культуры, личное отношение к традициям народа, уровень заинтересованности в изучении своей и чужой культуры» 60
Приложение В Методика «Незаконченное предложение» 62
Приложение Г Результаты проведения методики «Незаконченные предложения» 63
Приложение Д Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе проведения методики «Юный краевед» 66
Приложение Е План реализации проекта внеурочной программы 68
Приложение Ж Сценарий праздника «Рытпук» 71
Приложение И Результаты анкеты «Выявление знаний о традициях и обычаях своей культуры, личное отношение к традициям народа, уровень заинтересованности в изучении своей и чужой культуры» 76
Приложение К Результаты метода: «Незаконченные предложения» 78
Приложение Л Результаты наблюдения за испытуемыми ходе проведения методики «Юный краевед» 80
В настоящее время все чаще стала привлекать внимание общества проблема приобщения подрастающего поколения к национальным традициям. В социально-философском и историческом контексте проблема становится одна из важнейших критериев воспитания личности, определение ее ми роли в структуре национальных отношений. Приобщение к национальным традициям имеет теоретическое обоснование и практическую разработку в трудах многих исследователей в педагогике и психологии, которые изучают эту проблему со стороны социальной и научно-теоретической сферы, что позволяет рассматривать весь спектр данной проблемы по формированию национального и межнационального сознания через убеждения и поведение. Для этого необходимо изучить научные материалы, в которых рассматриваются разнообразные аспекты включения народных традиций в образовательный процесс, в том числе во внеурочную деятельность.
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире, при нынешних политических ситуациях возникает необходимость в возрождении исторического, духовного наследия, развития национальной и народной культуры своей «малой родины», в содержание которой входит изучение народных обычаев и традиций, развитие нравственной и патриотической личности гражданина России. Изучая историю и культуру своего родного края, можно достичь национального и межнационального понимания, что позволит сформировать правильную позицию гражданина России, освоить ее огромную многонациональную культуру и познать основные ценности мировой цивилизации.
Цель исследования: разработать и реализовать содержание программы приобщения к национальным традициям Республики Коми детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание программы приобщения к национальным традициям Республики Коми детей младшего школьного возраста и условия ее реализации во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: приобщение младших школьников к традициям Республики Коми во внеурочной деятельности будет успешным, если:
• в его процессе будет разработана и реализована программа, направленная на формирование ценностного отношения к этническим традициям в поликультурной среде, которая будет включать в себя систему компонентов связанных между собой: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства;
• будут созданы необходимые условия для построения взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
• будут разработаны и организованы специальные педагогические условия, которые будут позволять эффективно реализовывать разработанную программу по формированию ценностного отношения к национальным традициям;
• будет проведен мониторинг динамики сформированного уровня ценностного отношения у младших школьников к национальным традициям в процессе организации учебно-воспитательной работы.
Задачи бакалаврской работы:
1. Провести теоретический анализ проблемы приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
2. Выявить уровень ценностного отношения к традициям детей младшего школьного возраста;
3. Разработать и реализовать программу приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
4. Доказать эффективность условий реализации программы приобщения к национальным традициям Республики Коми детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Методы исследования, использованные в проделанной работе:
• анализ научной литературы;
• анкетирование, наблюдение, беседа;
• анализ продуктов деятельности учащихся;
• обобщение материала исследования;
• метод педагогического эксперимента.
Новизна исследования: заключается в разработке и внедрении комплекса внеурочных мероприятий для младших школьников, направленный на эффективное изучение традиций коми народа.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы в дальнейшем могут быть использованы в школе при организации внеурочной деятельности с младшими школьниками. Исследования проводились на базе МБОУ «Выльгортская СОШ №1» села Выльгорт в 3 «а» классе.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В работе были использованы 40 источников, 5 приложений.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в стране все сильнее возникает необходимость развития человека в условиях гражданского общества, где постоянно решаются проблемы экономической и социальной сферы, а так же духовного становления личности. Данные проблемы создают противоречия между государством и обществом, которые выделяют разные требования в воспитании будущего гражданина, который должен воспринимать свою родину как высшую ценность. Патриотическое воспитание младших школьников должно осуществляться через традиционные подходы, которые должны реализовываться в массовой практике. В исследовании мы изучили такие понятия как «патриотизм», «ценностное отношение», «малая родина», дали характеристику духовно-нравственному направлению во внеурочной деятельности через условия организации работы по формированию ценностного отношения к малой родине у младших школьников. По результатам анализа теоретических положений были подобраны диагностические методики с целью изучения уровня сформированности ценностного отношения к национальным традициям младших школьников. Результаты диагностики стали основанием для разработки комплекса занятий по внеурочной деятельности, который был апробирован с целью повышения уровня сформированности ценностного отношения к национальным традициям.
В исследовании мы раскрыли условия эффективного формирования ценностного отношения к национальным традициям у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса во внеурочное время. Эти условия помогли выявить и доказать эффективное влияние предложенных педагогических условий на формирование ценностного отношения к национальным традициям у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в применении полученного опыта в школьной практике. Практический опыт поможет реализовать педагогам систему мероприятий, которая будет способствовать формированию ценностного отношения к национальным традициям во внеурочной деятельности у младших школьников.
В основу используемых диагностических методик были положены критерии структуры патриотических ценностей на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях. Достоверность результатов диагностического исследования подтверждается через общий подход к изучению уровня формирования ценностного отношения к национальным традициям как сложного динамического образования; подбором методов и методик, соответствующих цели и задачам данной работы. В исследовании использовались такие методы, как метод анализа научной литературы; наблюдение; беседа; анкетирование; методы статистической обработки результатов исследования. Данная работа включает в себя интерпретацию полученных результатов, их обобщение, формулировку выводов и заключения, обоснование и описание опыта поэтапного формирования ценностного отношения к национальным традициям у младших школьников через реализацию комплекса занятий по внеурочной деятельности.
Успешно доказана гипотеза, изложенная в начале исследования: приобщение к традициям коми народа младшими школьниками во внеурочной деятельности стало успешным благодаря внедрению программы формирования ценностного отношения к этническим традициям в поликультурной среде, разработке необходимых организационно-педагогических условий, организации мониторинга динамики сформированности ценностного отношения младших школьников к национальным традициям в процессе учебно-воспитательной работы.
Данная работа требует продолжения, так как необходимо рассмотреть и возможность других направлений и форм внеурочной деятельности в формировании ценностного отношения к национальным традициям у младших школьников.
1. Бабунова Е. С. Основы этнопсихологии и этнопедагогики // Москва. ФЛИНТА. 2015. 153 с. URL: https:ZZe.lanbook.com/book/72622 (дата обращения: 16.03.2020).
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва. : Просвещение, 2010. 23 с
3. Анохина Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // Москва. ФЛИНТА. 2015. 210 с. URL:
https:ZZe.lanbook.com/book/72618 (дата обращения: 16.03.2020).
4. Мухин М. И. В.А. Сухомлинский: через восприятие и творение красоты к человечности // Воспитание школьников : теоретический и научно - методический журнал. 2018. № 6. С. 63-70.
5. Голошумова Г. С. Этнокультурные традиции в образовании //Научно - практический журнал «Гуманизация обазования». 2016. № 6. С.12.
6. Сакович И.С. Эволюция традиции в культуре новационного общества: автореферат дис. ... кандидата философских наук. Нижний Новгород, 2004. 23 с.
7. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: метод. рекомендации / сост. А.В.Кречетникова, А.А.Нарыгин, Е.В.Панюшкина. Ханты-Мансийск, 2010.
8. Чайка Е. А. К вопросу о приобщении младших школьников к национальным традициям // Наука и современность: электрон.журн. 2014. № 32-1. 25 с. Режим доступа: для авториз. пользователей. URL:
https:ZZcvberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-priobschenii-mladshih-shkolnikov-k- natsionalnym-traditsiyam (дата обращения 31.03.2020).
9. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей (Том 12). М.: Litres, 2017. 129 с.
10. Макарчук, Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования // Научный диалог: электрон. журн. 2017. № 1. С. 280-291. Режим доступа: для авториз. пользователей. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28118121 (дата обращения: 31.03.2020).
11. Иванова И. В. Осваиваем ФГОС: методические рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности для начального общего образования (2-4 годы обучения) // И. В. Иванова, Н. Б. Скандарова ; Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. - Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. Режим доступа: для авториз. пользователей. URL: http://www.iprbookshop.ru/57631.html (дата обращения: 28.03.2020).
12. Яковлев, С. В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования: монография // С. В. Яковлев. М: ИНФРА-М, 2020. URL: https://new.znanium.com/read?id=343387 (дата обращения: 27.03.2020).
13. Никотина Е. В. Формы, методы и приемы формирования патриотизма младших школьников средствами музейной педагогики // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 30-2. С. 35-40. Режим доступа: для авториз. пользователей. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=27524476 (дата обращения: 31.03.2020).
14. Новикова Е. А. Роль книги и иллюстрации в патриотическом воспитании младших школьников // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Том. 7. № 4-2. 535 с. Режим доступа: для авториз. пользователей. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=28869556 (дата обращения: 31.03.2020).
15. Жаков К.Ф. Этнологический очерк зырян. Под шум северного ветра. Сыктывкар.: Коми книжное издательство, 2017. 314 с.
...