Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №109167

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический основы развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности
1.1Понятие творчества и творческих проявлений в научно-педагогической литературе
1.2Особенности творческих проявлений детей 6-7 лет
1.3Особенности психолого-педагогических условий развития
творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности... 16
Глава 2. Экспериментальна работа по апробации психолого-педагогических условий развития творческих проявлений детей 6-7 лет
в изобразительной деятельности
2.1Выявление уровня развития творческих проявлений детей 6-7 лет в
изобразительной деятельности
2.2Реализация психолого-педагогических условий развития творческих
проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности
2.3Выявление динамики в развитии творческих проявлений детей 6-7
лет в изобразительной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Актуальность исследования. Сегодня общество выдвигает новые требования к современному человеку, который должен оригинально мыслить, преуспевать, самостоятельно находить решения на поставленные задачи, отойдя от стандартного набора знаний, умений навыков. Поэтому одной из значимых задач современного образования является развитие в процессе обучения и воспитания творческого потенциала. Воспитание полноценной творческой личности нужно начинать с детства, содействовать тому, чтобы у детей активизировался творческие проявления.
Анализ научной литературы показал, что творческие проявления и особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста не имеет единого толкования и рассматривается в различных подходах исследованиях с разных точек зрения. М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев и другие рассматривали развитие творческих проявлений в аксиологическом подходе - это получение самостоятельных умений и навыков, при реализации в определенной сфере деятельности и общения. М.В. Копосова, В.Н. Николко и другие в онтологическом подходе - это характерное свойство индивида, его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации. О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и другие рассматривали творческий потенциал с позиции развивающегося подхода - это совокупность реальных возможностей, умение и навыков в определенном уровне развития. Г.С. Альтшуллер, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак и другие рассматривали деятельностно-организационный подход как феномен качества, характеризующего возможности личности в творческой деятельности. Многие ученые и исследователи в данной проблеме сходятся в одном: творческими проявлениями обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено развитие творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего дошкольного периода.
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что в настоящее время актуализируется необходимость организации занятий с детьми дошкольного возраста для овладения новыми знаниями, новыми средствами, создающими предпосылки для развития их творческих проявлений.
При этом в современной ситуации развития российского образования прослеживаются объективно существующие противоречия между:
-требованиями государства в воспитании творческих проявлений человека и недостаточным вниманием к организации процесса такого воспитания в образовательных организациях;
-возможностями образовательных организаций в развитии творческих проявлений дошкольников и не разработанностью ресурсов при существующей потребности в развитии данного потенциала дошкольников.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности и сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность психолого-педагогических условий развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих проявлений детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности будет эффективен при следующих психолого-педагогических условиях:
-интеграция выразительных средств различных видов искусств (художественное слово, изобразительное искусство, народное творчество) в процессе НОД по изобразительной деятельности;
-сочетание традиционных и нетрадиционных методов рисования;
-создание проблемных ситуаций, активизирующих творческие проявления детей в изобразительной деятельности.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи.
1.Изучить теоретические основы развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.
2.Выявить уровень развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.
3.Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализы эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
-положения исследований изобразительной деятельности детей (Т.С. Комарова, Л.И. Тажибаевой, Д.И. Воробьева, И.А. Рудовска);
-концептуальные идеи о характере и специфических особенностях детского художественного творчества как эстетического явления (Д.В. Бакушинский, В.А. Фаворский, Е.И. Флерина, Н.П. Сакулина).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования изобразительной деятельности в развитии творческих проявлений детей 6-7 лет; определены показатели и уровни развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования изобразительной деятельности в развитии творческих проявлений детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированное содержание работы по развитию творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Родничок», Убинский район, село Круглоозёрное. В данном исследовании испытуемыми являются 40 детей в возрасте 6-7 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и 7 приложений. Текст работы иллюстрирован 10 таблицами, 8 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творчество проявляется во всех аспектах жизни человека, рассматривается как творческая деятельность, а творчество и творческая деятельность, в свою очередь, - это составляющие развития творческого потенциала. Творчество в деятельности человека формирует творческое отношение к миру, различные способы познавательной деятельности, проявляясь в новизне, в оригинальности, в стремлении к самостоятельности и творческой активности, является важным звеном в развитии творческого потенциала человека.
Сущность творческих проявлений заключается в том, что это одна из центральных линий развития личности человека и включает в себя: активное творческое познание; эмоциональное отношение к творческому процессу; участие в творческой деятельности. Таким образом, в развитии творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности можно выделить следующие компоненты:
-когнитивный проявляется в наличии у детей объёма художественных представлений об искусстве, в акцентирование внимания на новой информации с применением её на практике; в рассуждение о красоте и многообразие мира, где различаются разные способы, средства художественной выразительности в создании художественного произведения;
-эмоциональный проявляется в положительном эмоциональном отклике на произведения изобразительного искусства; в умении распознавать основные эмоции в содержании изобразительного искусства;
-деятельностный проявляется в творческой деятельности, в которой задания творческого характера выполняются с увлечением, последовательно, оригинально, качественно; во время работы успешно осваиваются новые художественные способы, приёмы, навыки при выполнении в различных видах эстетико-предметной деятельности.
Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте считаются эффективным методом целостного развития детей. Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития. Овладение изобразительной деятельностью - процесс сложный и многогранный. Происходит развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного психического развития ребенка. Изобразительная деятельность особенно благоприятно сказывается на развитии и формировании необходимых качеств личности ребенка в дошкольном возрасте. Деятельность становится продуктивной, когда дошкольник проявляет интерес к цвету, форме и другим свойствам предмета или явления и старается использовать этот образ в своей работе.
Так развивается не только эстетическая сторона личности, но и физическая форма. В процессе продуктивной деятельности легче влиять на поведение ребенка. Он воспринимает информацию активно и стремится ее использовать.
Наше исследование было проведено на МАДОУ «Родничок», Убинский район, село Круглоозёрное. В нем принимали участие 40 детей в возрасте 6-7 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики.
На констатирующем этапе эксперимента выявлено, что среди детей 6-7 лет преобладает средний уровень развития творческих проявлений (70%). Это говорит о том, что испытуемые обладают достаточными художественными представлениями, способностью к эмоциональному реагированию на художественное творчество, к активности в художественной творческой деятельности. Группе Б преобладает низкий уровень развития творческого потенциала (40%). Дети этой группы отличаются недостаточными эстетическими знаниями, не способностью реагировать эмоционально на художественное творчество и слабо развита творческая деятельность.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что есть необходимость в разработки и проведении формирующего эксперимента, направленного на развитие компонентов творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.
На формирующем этапе осуществлялась экспериментальная проверка положений гипотезы. Эффективность процесса развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности обеспечивалась следующими психолого-педагогическими условиями:
-интеграция выразительных средств различных видов искусств (художественное слово, изобразительное искусство, народное творчество) в процессе НОД по изобразительной деятельности;
-сочетание традиционных и нетрадиционных методов рисования;
-создание проблемных ситуаций, активизирующих творческие проявления детей в изобразительной деятельности.
В соответствии с данными условиями нами был составлен и реализован в совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет комплекс непрерывной образовательной (изобразительной) деятельности.
Контрольный этап эксперимента показал, что значимые различия выявлены по всем параметрам в экспериментальной группе. Количество испытуемых с высоким уровнем развития творческих проявлений выросло, по сравнению с контрольной группой, на 50% (с 10% до 60%). Количество же испытуемых с низким уровнем развития творческих проявлений, по сравнению с контрольной группой, напротив, снизилось на 30% (с 40% до 10%). В контрольной группе результаты не изменились.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, полностью подтверждается, цель достигнута, задачи решены.
Полученные результаты доказывают эффективность выделенных нами психолого-педагогических условий развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.


1.Андреева, И.Н. Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. комплекс для студентов техн. специальностей / И.Н. Андреева, Н.Н. Струнина, Н.Н. Петриашвили. - Новополоцк: ПГУ, 2016. - 352 с.
2.Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2017. - 528 с.
3.Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие способностей [Текст] / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2013. - 184 с.
4.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2015. - 320 с.
5.Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борятко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: Академия, 2017. - 154 с.
6.Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2013. - 96 с.
7.Веретенникова, Л.К. Развитие творческого потенциала современного дошкольника [Текст] / Л.К. Веретенникова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2016. - № 1. - С. 15-24.
8.Волков, И.П. Учим творчеству [Текст] / И.П. Волков. - М.:
Педагогика, 2014. - 88 с.
9.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
10.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 2017. - 344 с.
11.Гинтер, С.М. Основы теории декоративно-прикладного искусства [Текст] Учебно-методическое пособие / С.М. Гинтер. - Красноярск, 2015. - 131 с.
12.Глухова, С.Г. Развитие творческого потенциала дошкольников в учебной деятельности [Текст]: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Глухова. - М., 2017. - 25 с.
13.Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика [Текст]: Монография / Л.А. Даринская. - СПб., 2015. - 293 с.
14.Ерофеева, Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Проф. образование, 2014. - 296 с.
15.Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2015. - 321 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ