Реферат 5
Введение 9
1 Понятие пенсионного страхования в России 11
1.1 Характеристика пенсионных систем в России 11
1.2 Финансовая система пенсионного страхования 15
2 Общая характеристика Пенсионного фонда РФ 25
2.1 Тенденция развития пенсионной системы 25
2.2 Основные функции Пенсионного фонда РФ 33
2.3 Основные изменения пенсионной системы и что должен знать будущий
пенсионер 39
3 Мероприятия по улучшению пенсионной системы РФ 46
3.1 Расчет социально-экономических показателей жизнеобеспечения
пенсионеров РФ 46
3.2 Моделирование ситуации новой пенсионной системы с расчетами 49
3.3 Недостатки расчета пенсий по новой пенсионной формуле 61
4 Социальная ответственность 69
Заключение 80
Список публикаций студента 82
Список используемых источников 83
Пенсионное страхование является очень важным звеном системы финансов и государственных внебюджетных фондов, а так же отраслью страхования и учреждением социальной защиты населения. Что же такое пенсионное страхование? Это область, которая затрагивает интересы граждан любой страны. Характеристика пенсионного страхования указывает на уровень экономического, социального, а так же культурного и правового развития общества и государства в целом. За годы рыночных реформ в России, как и в других странах с рыночной экономикой, государство вынуждено было, проводя политику социальной поддержки населения, увеличить удельный вес социальных расходов в общих расходах государства. Только через систему государственного пенсионного страхования (ПФР) распределяется значительный объем публично - правовых финансовых ресурсов. Поэтому, на 2016 год общий объем расхода бюджета Пенсионного Фонда РФ освоен на 7 703,9 млрд. руб. (9,8% ВВП РФ), а по доходу бюджет сформирован на 7 528,8 млрд. руб., это на 105,3% выше, чем в прошедшем 2015 году, так же на выплату пенсий и пособий расход составит 6 539,1 млрд. руб. (на 104,2% больше, чем в 2015 году).
На данный момент система пенсионного страхования в России до сих пор находится в такой стадии, когда переживает не легкий период, а так же критикуют некоторые субъекты общества. В свою очередь, пенсионеры считают, что пенсия очень низких размеров, и они не могут обеспечить себе нормальное удовлетворение для жизни с учетом роста цен на потребительские товары, жилищно-коммунальные услуги и т.п. а работодатели, наоборот, считают, что пенсионная система неэффективна и дорога, т.к. они платят не малые суммы страховых взносов - 22% на обязательное пенсионное страхование и 5,1% на обязательное медицинское страхование.
В настоящее время нет действенных финансовых мотивов развития добровольных форм страхования. Экономическая ситуация, которая присутствует, в данный момент требует новых подходов к финансированию
системы пенсионного страхования и управления ее финансовыми ресурсами, а так же к развитию негосударственного пенсионного страхования.
Таким образом, можно подытожить, что в дальнейшем требуется исследование, как улучшить финансовое обеспечение, разработать стратегию развития и управления пенсионным страхованием в России с целью создания обновленной пенсионной системы.
Цель бакалаврской работы: анализ пенсионного страхования в России. Задачи бакалаврской работы: исходя из цели бакалаврской работы задачами являются:
1. Раскрыть экономическую сущность и произвести характеристику
пенсионной системы;
2. Исследовать основы финансирования пенсионного страхования;
3. Раскрыть тенденцию развития пенсионной системы;
4. Исследовать основные изменения в пенсионной системе;
5. Дать определение тому, что должен знать будущий пенсионер;
6. Произвести расчет социально-экономических показателей
жизнеобеспечения пенсионеров;
7. Исследовать новую пенсионную систему и произвести расчеты;
8. Выявить недостатки расчета пенсий по новой пенсионной формуле.
Предмет исследования дипломной работы является совокупность финансовых отношений в процессе финансового обеспечения системы пенсионного страхования, разработка стратегии ее развития и управления в России.
Объектом исследования является пенсионная система и система пенсионного страхования.
По результатам бакалаврской работы стоит обратить внимание на то, что пенсионная система Российской Федерации представляет собой такое устройство, которое страхованием гарантированной и стабильной степени проживания пенсионеров, и граждан которые потеряли возможность трудиться вследствие каких-либо причин.
Работа такой системы выполняется с помощью механизмов регулирования, которые устанавливает государство. Поэтому можно сделать вывод, что пенсионное обеспечение является государственной системой организационно - административных, правовых и экономических мер по защите и поддержки граждан материальной нехватки средств из-за пенсионного возраста, случае потери кормильца или инвалидности. При помощи данной системы государство обеспечивает граждан выплатами пенсий, которые устанавливаются исходя из условий их начисления.
Если проводить анализ всей пенсионной системы, то можно сказать, что пенсия имеет двойственную природу и вот в чем это заключается. Вроде бы она является, формой социального обеспечения рассчитана на то, чтобы среди пенсионеров не было нищих. Но с другой же стороны она является страховым возмещением, которое в свою очередь зависит от уровня заработка и трудового (страхового) стажа.
В течение 10 лет (с 2002 - 2012 гг.) в пенсионной системе произошло немало изменений, к ним можно отнести:
- Переход от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения;
- Государственное пенсионное страхование;
- Разделение пенсии на: базовую, страховую, накопительную части;
- Государственное пенсионное обеспечение;
- Персонифицированный учет в системе ОПС;
- Государственное софинансирование накопительной части при дополнительных добровольных взносах;
- Предоставление права застрахованным лицам перевести накопительную часть в НПФ;
- Произошла замена ЕСН на страховые взносы конкретного вида социального страхования;
- Замена базовой части трудовой пенсии на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии;
- Валоризация пенсионных прав до 01.01.2002 г.
Законопроекты, которые были приняты в конце 2013 г., включают в себя
такие задачи, которые собираются решить главные проблемы пенсионной системы. В новом Федеральном законе №400 «О страховых пенсиях» от 01.01.2015 г. главной целью является защитить права граждан РФ на страховую пенсию, которая предоставляется на основе ОПС с учетом социальной значимости трудовой или иной общественно-полезной деятельности граждан.
Так же новая пенсионная формула, принятая в 2015 году, является стимулом для граждан в получении «белой» заработной платы, так как именно ее размер, в данное время, имеет большое значение для граждан в будущем при получение пенсии.
Для этого необходимо стимулировать экономический рост, обеспечивать население трудовой деятельностью и источниками дохода, а так же создавать новые рабочие места, и тогда граждане смогут производить большие отчисления в ПФР и организации будут иметь финансовую возможность.
Если придерживаться данных рекомендаций, то будущие пенсионеры смогут обеспечить себе хорошие накопления.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ)
2. Трудовой кодекс от 02.04.2014 г. статья 349.2 «Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами»
3. Федеральный закон от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013 г.) // Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014 г.) // Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013 г.) // Консультант Плюс
6. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29.12.2015 г.) // Консультант Плюс
7. Федеральный закон от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013 г.) // Консультант Плюс
8. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» // Консультант Плюс
9. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (ред. от 23.05.2016 г.) // Консультант Плюс
10. Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 12.03.2014 г.) // Консультант Плюс
11. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ред. от 28.12.2013 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2014 г.) // Консультант Плюс
12. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») (ред. от 05.08.2000 г.) // Консультант Плюс
13. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 г. №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Консультант Плюс
14. Добромыслов К.В. Социально - экономическая эффективность государственной системы обязательного пенсионного страхования и проблемы ее совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. М. 2008. 25 с.
15. Дмитриев М.Э. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы // СПб.: Норма, 2011. - С. 236.
16. Захаров М.Л. Международные стандарты и российская пенсионная система // Журнал российского права. - 2012. - №9. - С. 5-18.
17. Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2010. 68с.
18. Куценко В.В., Ровбель С.В. Пенсионное обеспечение в России: история, состояние, перспективы (Текст лекций). Новосибирск: НГАЭиУ, 2010.- 46с.
19. Мамий Е.А. Реформа пенсионной системы РФ: тенденции, проблемы и перспективы // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - №93(09). - С. 1-10.
20. Накопительные механизмы пенсионного обеспечения // Бухгалтерский учет в бюджетныхи некоммерческих организациях. - 2014. - №15 (45). - С. 31.
21. Новиков С.В. Российская пенсионная система нуждается в срочной модернизации // Учет, налоги, право. - 2011. - С. 18.
22. Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспектива // Пенсионные фонды и инвестиции. - 2014. - №2. - С. 23-26.
23. Соловьев А.К Социально -экономические проблемы обязательного пенсионного страхования в России. М.Центр общечеловеческих ценностей,2007.стр.64
24. Социальная политика: Учебник / Под. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2012. - 736 с.
25. Федотов А.И. Анализ моделей построения пенсионных систем // Труды ИСА РАН 2012. Т. 38.
26. Финансово-кредитный энциклопедический словарь// под общ. ред. А.Г. Грязновой М.: Финансы и статистика, 2002. С.382
27. Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы и США: общие подходы и особенности // Трудовое право. 2014. - №2. - С. 79-85.
28. Википедия - сводная энциклопедия [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org
29. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] // www.pfrf.ru/