Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «НЕРАВЕНСТВА» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №109100

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «НЕРАВЕНСТВА» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§ 1. Логико-математический анализ темы «Неравенства» 9
1.1. Понятие логико-математического анализа темы 9
1.2. Логико-математический анализ определений, понятий, объектов 11
1.3. Логико-математический анализ математических утверждений 13
1.4. Логико-математический анализ алгоритмов и правил 14
§ 2. Методическое планирование темы «Неравенства» 18
§ 3. Анализ школьных учебников алгебры по данной теме 23
§ 4. Из опыта работы учителей по теме исследования 29
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «НЕРАВЕНСТВА» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 37
§ 5. Методика изучения линейных неравенств 37
§ 6. Методика изучения квадратных и рациональных неравенств 41
§ 7. Методика изучения иррациональных неравенств и неравенств с модулем 52
§ 8. Методические рекомендации обучения неравенствам в курсе алгебры основной школы 64
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Актуальность исследования. Понятия «больше» и «меньше» как и понятие «равенство» возникли в связи с необходимостью сравнивать различные величины и, конечно, со счётом предметов. Уже древние греки пользовались понятиями неравенства. Границы числа л указал Архимед. Ряд неравенств приводит Евклид в своём знаменитом трактате «Начала». Он доказывает, что среднее геометрическое двух чисел не больше их среднего арифметического. Современные знаки неравенства возникли только в VII-VIII вв. Знаки «<» и «>» ввел английский математик Т. Гарриот, а знаки « < » и « > » французский математик П. Буг [13].
Так как неравенства в школьной программе по математике раскрывают многочисленные связи со смежными дисциплинами, то при изучении неравенств есть возможность овладеть широким спектром методов решения математических задач, освоить способы моделирования, выявить проблемы прикладных исследований.
Изучение линии неравенств плотно связано с изучением функциональной линии, так как исследование функции элементарными средствами требует навык решать их. Основываясь на свойства функции имеется возможность решать неравенства графически, исследовать решение в зависимости от параметра и т. д. Метод интервалов представляет собой частный случай графического метода [29, с. 274-275].
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования [31] сказано, что предметные результаты должны отражать овладение приёмами решения неравенств и систем неравенств.
Представим содержание примерной программы основного общего образования по учебным предметам (математика) [26].
Ученик имеет возможность научиться в 7-9 классах, чтобы обеспечить возможность успешно продолжить образование на базовом уровне:
• действовать с помощью понятий: числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;
• проверять правильность числовых неравенств;
• решать линейные неравенства и простые неравенства, сводящиеся к ним;
• решать системы простых линейных неравенств;
• проверять, является ли конкретное число корнем неравенства;
• представлять решения систем неравенств и самих неравенств на координатной прямой [26].
Выпускник получает возможность научиться в 7-9 классах для благополучного продолжения обучения на углубленном уровне:
• применять различные методы решения неравенств и систем неравенств, иметь навык выбирать метод решения и аргументировать свой выбор;
• применять метод интервалов для решения разных видов неравенств, в том числе дробно-рациональных и неравенств, включающих в себя иррациональные выражения;
• находить корни алгебраических неравенств с параметрами и их систем графическим и алгебраическим методами;
• применять разные методы доказательства различных неравенств;
• изображать множества, задаваемые неравенствами и их системами, на плоскости.
В ежедневной жизни и при изучении иных предметов:
• формулировать и решать неравенства, их системы в решении задач других академических дисциплин;
• давать оценку правдивости результатов, которые получили при нахождении корней разных видов неравенств и их систем в решении задач других академических дисциплин;
• составлять и находить корни неравенств, содержащих параметр, при решении задач других предметов;
• составлять неравенство или их систему, описывающие реальную ситуацию или прикладную задачу, интерпретировать полученные результаты.
Объектом исследования является процесс обучение алгебре в курсе основной школы.
Предметом исследования являются неравенства в курсе алгебры основной школы.
Цель исследования - выявление методических особенностей обучения теме «Неравенства»; представление методического материала по теме исследования.
Основные задачи исследования:
1. Сформулировать определение логико-математического анализа темы «Неравенства», провести логико-математический анализ определений, понятий и утверждений, алгоритмов и правил данной темы.
2. Составить методическое планирование по теме «Неравенства».
3. Провести анализ школьных учебников по данной теме.
4. Рассмотреть методику обучения линейным неравенствам в основной школе.
5. Представить методику обучения квадратным и рациональным неравенствам.
6. Описать методику обучения иррациональным неравенствам и неравенствам с модулем в курсе алгебры 9 класса.
7. Проанализировать опыт работы учителей математики по теме исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической, психолого-педагогической литературы по математике, школьных программ, учебников и учебных пособий; изучение опыта работы учителей математики по данной теме исследования.
Теоретическая значимость бакалаврской работы заключается в представлении теоретического материала по теме «Неравенства» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость результатов бакалаврской работы состоит в раскрытии методических особенностей изучения неравенств в курсе алгебры основной школы и разработке методических материалов для работы учителей математики и студентов педагогических направлений подготовки в процессе педагогической практики.
На защиту выносится:
• методические особенности обучения теме «Неравенства».
• методические материалы по данной теме.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи, и методы исследования.
Глава I посвящена основам теории обучения теме «Неравенства» в курсе алгебры основной школы. В данной главе представлен логико-математический анализ содержания темы неравенства, рассмотрено методическое планирование по данной теме, анализ учебников разных авторов 8 - 9 классов, а так же описан опыт работы учителей по данной теме.
В Главе II рассмотрена методика обучения различным видам неравенств в курсе алгебры основной школы. Рассмотрены методы решения линейных неравенств, квадратных и рациональных неравенств, иррациональных неравенств и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Список литературы содержит 40 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Содержание линии неравенств раскрывается на продолжении всего школьного курса математики. Принимая во внимание важность и обширность материала этой линии, мы еще раз отмечаем целесообразность на заключительных этапах обучения предлагать достаточно разнообразные и сложные задачи, призванные активировать наиболее важные компоненты этой линии, основные понятия и основные методы решения, исследования и обоснования задач.
Выводы проведённого исследования:
1. Логико-математический анализ - знание целей обучения содержанию темы и основных результатов обучения; знание того, каким объектам и понятиям даются определения, знание формулировок определений, какие математические утверждения есть в теме; определение вида этих утверждений; знание того, как они раскрываются в учебнике; знание функций геометрического и алгебраического материала в учебном пособии и принципы использования данного материала в этой теме. А так же умение решать типовые задачи темы; знание методов решения, которые используются в школе; знание требований к оформлению задач, представляемых школьной программой.
2. Методическое планирование - это составление планов каждого урока. Оно предназначено для поиска оптимальных путей реализации таких функций, как образовательные, развивающие и воспитательные в системе уроков по разделу учебной программы. Успех методического планирования зависит в основном от того, насколько ясно учитель представляет, чему учащиеся должны научиться.
3. Из анализа учебников можно сделать вывод, что тема «Неравенства» рассматривается, как правило, в 8-9 классах. В разных учебниках сильно отличается последовательность вводимого материала. Более подробно материал рассматривается в учебниках углубленного уровня, так как на изучение данной темы по таким учебникам отводится наибольшее количество времени.
4. Рассмотрен опыт работы учителей математики по теме исследования. Таким образом, можно избежать некоторых ошибок на уроках математики, выделить главное и уделить больше времени отработке определённых этапов. Учителя, опираясь на педагогический опыт своих коллег, изучают условия и средства успешного решения проблем учебно-воспитательного характера. В их опыте можно выделить элементы новизны, творчества, оригинальности.
5. Рассмотрены методические особенности изучения темы «Линейные неравенства». Основной проблемой составляет является смена знака неравенства на противоположный при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число. Для его отработки нужно разбирать как можно больше устных примеров, а так же можно проводить математические диктанты.
6. Приведены методические особенности изучения тем «Квадратные неравенства» и «Дробно-рациональные неравенства». При решении дробно-рациональных неравенств применяется метод интервалов. Очень важно учитывать ОДЗ и отмечать его выколотыми точками на оси абсцисс. Основной ошибкой является неумение определить знак функции на каждом промежутке, а так же, незнание тех случаев, когда ответом будет одна точка или множество действительных чисел.
7. Изучены методические особенности решения иррациональных неравенств и неравенств с модулем. Здесь важно учитывать ОДЗ для иррационального выражения, для каждого вида неравенства знать условия, при которых решение возможно, обязательно указывать эти условия. Чётко понимать, чему равносильно данное неравенство.


1. Алимов, Ш.А. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват.
организаций / Ш.А. Алимов, Ю.В. Сидоров и др. – 19-е изд. - М.:
Просвещение, 2012. – 255 с.
2. Алимов, Ш.А., Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват.
организаций / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.].- 17-е изд.-
М.: Просвещение, 2012. – 287 с.
3. Блох, А.Ш. Методика преподавания математики в средней школе:
Общая методика [Текст]: уч. пос. для студ. пед. инст-в по спец.2104
"Математика" и 2105 "Физика"/ А. Ш. Блох, Е.С. Канин и др. Сост.Е.С.
Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. -336 с.
4. Боровских, А.В., Веревкина В.Е. Предметные и метапредметные
проблемы школьного курса математики. Тема «Неравенства» [Электронный
ресурс] / А.В. Боровских, В.Е. Веревкина // Наука и школа. - 2015. - No 5. - С.
77-87.-Режимдоступа:
http://elibrary.ru/download/elibrary_24852670_58842141.pdf Последнее
обновление 07.05.2015 г.
5. Буфеев, С.В., Буфеев, И.С. О разумных и неразумных требованиях к
выполнению письменной экзаменационной работы. / С.В. Буфеев, И.С.
Буфеев / Математика в школе. – 2015. - No4. – С. 3- 5.
6. Вавилов, В.В. Задачи по математике. Уравнения и неравенства.
Справочное пособие. / Вавилов, В.В., Мельников, И.И., Олехник, С.Н.,
Пасиченко, П.И. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. – 240 с.
7. Далингер, В.А., Пустовит, Е.А. Различные способы решения
неравенств вида |f(x)|+|g(x)|>|f(x)+g(x)| [Электронный ресурс] / В.А.
Далингер, Е.А. Пустовит // Ученые записки Забайкальского государственного
университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика
обучения.-2012.-No6.-С.124-128.-Режим доступа:
http://elibrary.ru/download/elibrary_18076619_11997811.pdf Последнее
обновление 10.01.2012.
8. Зив, Б.Г., Гольдич, В.А. Дидактические материалы по алгебре для 7
класса / Б.Г. Зив, В.А. Гольдич – 13-е изд.- СПб.: «Петроглиф»: «Виктория
плюс», 2013. – 136 с.
9. Колягин, Ю.М. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин.-
М.: Просвещение, 2013. – 336 с.
10. Ладошкин, М.В., Фролова И.С. Изучение линейных неравенств и их
систем в школьном курсе математики. / Ладошкин, М.В., Фролова, И.С. //
Учебный эксперимент в образовании. - 2016. - No 2 (78). - С. 30-33. – Режим
доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_26188515_18357522.pdf
Последнее обновление 12.02.2016.
11. Лященко, Е.И. Лабораторные и практические работы по методике
преподавания математики [Текст]: Учеб. пособие для студентов физ.-мат.
спец. пед. институтов / Е.И. Лященко.- М.: Просвещение, 1988.-223 с.
12. Макарычев, Н.Г. Преподавание алгебры в 6-8 классах / Сост. Ю.Н.
Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 1980. – 270 с.
13. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для
общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Ю.Н.
Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А.
Теляковского.- М.: Просвещение, 2013.-287 с.
14. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для учащихся
общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И Нешков,
И.Е. Феоктистов- 10-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.-384 с.
15. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для учащихся
общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И Нешков,
С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского- 16-е изд., испр. - М.:
Просвещение, 2009.-271 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ