Коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками
|
Введение 3
Глава 1 Контрактная система Российской Федерации и проблемы в сфере противодействия коррупционным правонарушениям 8
1.1 Понятие, содержание и правовое регулирование контрактной системы Российской Федерации 8
1.2 Коррупционное правонарушение в сфере государственных закупок: понятие, место в системе должностных нарушений и их классификация 15
Глава 2 Коррупция в сфере государственных закупок как угроза национальной безопасности Российской Федерации 22
2.1 Анализ схем коррупции в государственных закупках 22
2.2 Правовые меры, направленные на противодействие коррупции в
сфере государственный закупок, действующий антикоррупционный механизм 29
2.3 Анализ практики привлечения к ответственности по
правонарушениям коррупционной направленности в сфере государственных закупок 37
Глава 3 Проблема и направления совершенствования антикоррупционного механизма в сфере закупок 52
3.1 Проблемы в сфере правового регулирования антикоррупционного
механизма в сфере закупок 52
3.2 Пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта 55
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 72
Глава 1 Контрактная система Российской Федерации и проблемы в сфере противодействия коррупционным правонарушениям 8
1.1 Понятие, содержание и правовое регулирование контрактной системы Российской Федерации 8
1.2 Коррупционное правонарушение в сфере государственных закупок: понятие, место в системе должностных нарушений и их классификация 15
Глава 2 Коррупция в сфере государственных закупок как угроза национальной безопасности Российской Федерации 22
2.1 Анализ схем коррупции в государственных закупках 22
2.2 Правовые меры, направленные на противодействие коррупции в
сфере государственный закупок, действующий антикоррупционный механизм 29
2.3 Анализ практики привлечения к ответственности по
правонарушениям коррупционной направленности в сфере государственных закупок 37
Глава 3 Проблема и направления совершенствования антикоррупционного механизма в сфере закупок 52
3.1 Проблемы в сфере правового регулирования антикоррупционного
механизма в сфере закупок 52
3.2 Пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта 55
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 72
Борьба с коррупцией - это важное направление в государственной политике нашего государства, в течение последнего десятилетия было разработано много государственных программ и нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупционным проявлениям во всех сферах деятельности российского общества. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44) разработан, чтобы решать вопросы, связанные предотвращением применения коррупционных схем в сфере государственной системы закупок, а также обеспечить принципы эффективности и гласности. ФЗ-44 является важной составляющей антикоррупционной системы Российской Федерации, сущность его определяется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Президентом Российской Федерации от 13.04.2010 № 460.
Цель работы - рассмотреть коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками и предложить пути усовершенствования борьбы с ними.
Для достижения этой цели нужно решить ряд задач:
- рассмотреть и проанализировать понятие, правовое регулирование и содержание контрактной системы Российской Федерации;
- рассмотреть схемы коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок: понятия, место и классификации в системе должностных злоупотреблений;
- провести анализ коррупционных схем в государственных закупках;
- рассмотреть меры правового регулирования, направленные на противодействие коррупции в сфере государственных закупок, действующий антикоррупционный механизм;
- провести анализ практики привлечения к ответственности за правонарушения коррупционной направленности в сфере госзакупок;
- рассмотреть проблемы правового регулирования антикоррупционного механизма в сфере государственных закупок;
- определить пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при совершении правонарушений коррупционной направленности и прочих случаях проявления коррупционного поведения, возникающих в процессе закупок, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования - это правовые нормы, способствующие противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
В первой главе проведен анализ современной контрактной системы Российской Федерации и проблемы в сфере противодействия коррупционным правонарушениям. Во второй главе приводятся основные коррупционные схемы в сфере закупок, описываются механизмы правового противодействия коррупции, исследуются материалы судебной практики о привлечении к ответственности за коррупционные нарушения в сфере закупок. Третья глава рассматривает современные проблемы в борьбе с коррупцией, зарубежный опыт организаций противодействия коррупционным явлениям в закупках, определяются пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России.
Исследуемые нами проблемы, ввиду своей актуальности, хорошо изучены и систематизированы. Тем не менее, со временем они не становятся менее острыми. В то же время при постоянном совершенствовании законодательной базы и развитии технических средств, позволяющих контролировать процесс государственных закупок, появляются как все новые возможности, чтобы сделать данный процесс более прозрачным, так и новые коррупционные схемы. Новизна нашего исследования состоит в том, что мы проанализировали не только современное состояние системы государственных закупок и наиболее распространенные коррупционные схемы, возникающие в ней, но и опыт антикоррупционной деятельности стран Евросоюза, выявив наиболее эффективные пути решения проблем коррупции в сфере госзакупок.
Теоретической основой магистерской диссертации явились труды ученых Ю.М. Антоняна, Д.И. Аминова, Л.Д. Гаухмана, В.И. Гладких, А.И. Долгова, А.И. Николаева, К.Т. Жунуспаева, Э.А.Прохорова, К.А. Епонешникова, О.В. Синчурина, Д.А. Федотова, Н.П. Зверевой, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
При выполнении работы были использованы теоретические и эмпирические методы. К первым относятся изучение и анализ научных трудов, рассматривающих систему госзакупок и коррупционные правонарушения, возникающие в данной сфере. К эмпирическим методам относятся статистические методы обработки материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе изученности проблемы наличия коррупционной составляющей в сфере государственных закупок и обоснование необходимости внесения изменений в законодательную базу, регулирующую правоотношения в данной сфере.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по мерам предотвращения коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок.
Некоторые результаты исследования представлены и опубликована в электронной версии журнала «Научный аспект» 2020. № 2.
Положения, выносимые на защиту:
- Сегодня основное внимание уделяется раскрытию правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, в то время как для решения данной проблемы требуются и профилактические меры. Ужесточение контроля без системной работы по увеличению правовой грамотности участников госзакупок и развития гражданского общества приведет только к новым схемам коррупционных правонарушений.
- С возникновением новых способов контроля за осуществлением госзакупок недобросовестные участники процесса госзакупок создают новые схемы коррупционных нарушений, делающие возможным обойти эти способы контроля. Тем не менее, есть несколько характерных черт, косвенно указывающих на коррупционную составляющую аукционов, такие как нереальность сроков в техническом задании, немотивированные преференции, использование фиктивного параметра продукта, присутствующего у конкретного поставщика, невнятное техническое задание, при котором невозможно понять объем работ, и другие признаки.
- Существует широкий набор методов снижения коррупционных рисков на каждом этапе государственных и муниципальных закупок в контрактной системе. Его можно свести к трем направлениям: мониторингу, аудиту и контролю исполнения. Для дальнейшего совершенствования данных методов борьбы с коррупционными составляющими в сфере государственных и муниципальных закупок важно постоянно модернизировать применение методов снижения коррупционных рисков с учетом изменений происходящих в Российском обществе и мире.
- В российской судебной практике реальное наказание за коррупционные административные нарушения часто несоизмеримо малы с размером ущерба. Размер штрафа составляет 1% от стоимости контракта, но имеет верхнее пороговое значение - 50 тысяч рублей, в то время как стоимость контракта может исчисляться в миллионах рублей. Пересмотр наказания в виде штрафа в размере 1% от стоимости контракта, но без порогового значения, может снизить количество коррупционных правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок.
Цель работы - рассмотреть коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками и предложить пути усовершенствования борьбы с ними.
Для достижения этой цели нужно решить ряд задач:
- рассмотреть и проанализировать понятие, правовое регулирование и содержание контрактной системы Российской Федерации;
- рассмотреть схемы коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок: понятия, место и классификации в системе должностных злоупотреблений;
- провести анализ коррупционных схем в государственных закупках;
- рассмотреть меры правового регулирования, направленные на противодействие коррупции в сфере государственных закупок, действующий антикоррупционный механизм;
- провести анализ практики привлечения к ответственности за правонарушения коррупционной направленности в сфере госзакупок;
- рассмотреть проблемы правового регулирования антикоррупционного механизма в сфере государственных закупок;
- определить пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при совершении правонарушений коррупционной направленности и прочих случаях проявления коррупционного поведения, возникающих в процессе закупок, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования - это правовые нормы, способствующие противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
В первой главе проведен анализ современной контрактной системы Российской Федерации и проблемы в сфере противодействия коррупционным правонарушениям. Во второй главе приводятся основные коррупционные схемы в сфере закупок, описываются механизмы правового противодействия коррупции, исследуются материалы судебной практики о привлечении к ответственности за коррупционные нарушения в сфере закупок. Третья глава рассматривает современные проблемы в борьбе с коррупцией, зарубежный опыт организаций противодействия коррупционным явлениям в закупках, определяются пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России.
Исследуемые нами проблемы, ввиду своей актуальности, хорошо изучены и систематизированы. Тем не менее, со временем они не становятся менее острыми. В то же время при постоянном совершенствовании законодательной базы и развитии технических средств, позволяющих контролировать процесс государственных закупок, появляются как все новые возможности, чтобы сделать данный процесс более прозрачным, так и новые коррупционные схемы. Новизна нашего исследования состоит в том, что мы проанализировали не только современное состояние системы государственных закупок и наиболее распространенные коррупционные схемы, возникающие в ней, но и опыт антикоррупционной деятельности стран Евросоюза, выявив наиболее эффективные пути решения проблем коррупции в сфере госзакупок.
Теоретической основой магистерской диссертации явились труды ученых Ю.М. Антоняна, Д.И. Аминова, Л.Д. Гаухмана, В.И. Гладких, А.И. Долгова, А.И. Николаева, К.Т. Жунуспаева, Э.А.Прохорова, К.А. Епонешникова, О.В. Синчурина, Д.А. Федотова, Н.П. Зверевой, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
При выполнении работы были использованы теоретические и эмпирические методы. К первым относятся изучение и анализ научных трудов, рассматривающих систему госзакупок и коррупционные правонарушения, возникающие в данной сфере. К эмпирическим методам относятся статистические методы обработки материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе изученности проблемы наличия коррупционной составляющей в сфере государственных закупок и обоснование необходимости внесения изменений в законодательную базу, регулирующую правоотношения в данной сфере.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по мерам предотвращения коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок.
Некоторые результаты исследования представлены и опубликована в электронной версии журнала «Научный аспект» 2020. № 2.
Положения, выносимые на защиту:
- Сегодня основное внимание уделяется раскрытию правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, в то время как для решения данной проблемы требуются и профилактические меры. Ужесточение контроля без системной работы по увеличению правовой грамотности участников госзакупок и развития гражданского общества приведет только к новым схемам коррупционных правонарушений.
- С возникновением новых способов контроля за осуществлением госзакупок недобросовестные участники процесса госзакупок создают новые схемы коррупционных нарушений, делающие возможным обойти эти способы контроля. Тем не менее, есть несколько характерных черт, косвенно указывающих на коррупционную составляющую аукционов, такие как нереальность сроков в техническом задании, немотивированные преференции, использование фиктивного параметра продукта, присутствующего у конкретного поставщика, невнятное техническое задание, при котором невозможно понять объем работ, и другие признаки.
- Существует широкий набор методов снижения коррупционных рисков на каждом этапе государственных и муниципальных закупок в контрактной системе. Его можно свести к трем направлениям: мониторингу, аудиту и контролю исполнения. Для дальнейшего совершенствования данных методов борьбы с коррупционными составляющими в сфере государственных и муниципальных закупок важно постоянно модернизировать применение методов снижения коррупционных рисков с учетом изменений происходящих в Российском обществе и мире.
- В российской судебной практике реальное наказание за коррупционные административные нарушения часто несоизмеримо малы с размером ущерба. Размер штрафа составляет 1% от стоимости контракта, но имеет верхнее пороговое значение - 50 тысяч рублей, в то время как стоимость контракта может исчисляться в миллионах рублей. Пересмотр наказания в виде штрафа в размере 1% от стоимости контракта, но без порогового значения, может снизить количество коррупционных правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок.
Коррупция с самых древних времен сопровождает все человечество. Наказание за подобные деяния, как, например, взяточничество, предусматривалось еще законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось также и египетскими фараонами. Пагубное воздействие такого асоциального явления до сих пор весьма ощутимо в любой стране мира, независимо от государственного устройства или сложившихся традиций.
Сфера государственных и муниципальных закупок является одной из наиболее коррумпированных сфер экономической деятельности. Между тем, достаточно высокий уровень коррупционных правонарушений и злоупотреблений в данной сфере не снижает уровень предложения от коммерческих организаций. Коррупцию в области государственных (муниципальных) закупок победить невозможно, однако профессиональное сообщество, его конкретные представители, юридические лица и ИП, участвующие в тендерах, ежедневно противодействуют коррупционным проявлениям на микроуровне. В определенной доле случаев, им удается её избегать, а в определенной доле случаев - бороться с ней. Существуют стратегии и способы избегания недобросовестных тендеров и борьбы коррупционными схемами.
Действия, которые могут быть квалифицированы в сфере госзакупок как коррупционные (с учетом положений закона № 273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке 31.10.2003), имеют следующие характерные признаки:
- Подобные действия совершаются специальными субъектами (в данном случае, госслужащими и контрактами управляющими);
- Деяния связаны со злоупотреблением служебным положением;
- Основная цель должностного лица, совершающего данный вид деяний, - получение личной выгоды;
- Действия совершаются в ущерб государственным интересам;
- Деяния носят умышленный характер;
- Деяния совершаются в интересах лица, которое предлагает должностному лицу вознаграждение за совершение действий (подготовка документации закупки под конкретного поставщика) или информации.
Коррупция в сфере государственных закупок является одним из самых масштабных и опасных для отечественной экономики проявлений коррупции. Россия существенно уступает развитым зарубежным странам в борьбе с коррупцией.
Механизмы противодействия возникновению коррупционных правонарушений на сегодняшний день отлажены не идеально. Проблема коррупции остро стоит в деятельности практически всех институтов государственной власти, государственных корпораций и организаций, даже в деятельности частного бизнеса присутствует данная проблема. Для ее эффективного решения не достаточно совершенствовать только работу государственных институтов, но и нужно увеличить уровень благосостояния всех слоев населения нашей страны, так как без этого невозможно значительно снизить рост коррупционных нарушений
Сфера государственных и муниципальных закупок является одной из наиболее коррумпированных сфер экономической деятельности. Между тем, достаточно высокий уровень коррупционных правонарушений и злоупотреблений в данной сфере не снижает уровень предложения от коммерческих организаций. Коррупцию в области государственных (муниципальных) закупок победить невозможно, однако профессиональное сообщество, его конкретные представители, юридические лица и ИП, участвующие в тендерах, ежедневно противодействуют коррупционным проявлениям на микроуровне. В определенной доле случаев, им удается её избегать, а в определенной доле случаев - бороться с ней. Существуют стратегии и способы избегания недобросовестных тендеров и борьбы коррупционными схемами.
Действия, которые могут быть квалифицированы в сфере госзакупок как коррупционные (с учетом положений закона № 273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке 31.10.2003), имеют следующие характерные признаки:
- Подобные действия совершаются специальными субъектами (в данном случае, госслужащими и контрактами управляющими);
- Деяния связаны со злоупотреблением служебным положением;
- Основная цель должностного лица, совершающего данный вид деяний, - получение личной выгоды;
- Действия совершаются в ущерб государственным интересам;
- Деяния носят умышленный характер;
- Деяния совершаются в интересах лица, которое предлагает должностному лицу вознаграждение за совершение действий (подготовка документации закупки под конкретного поставщика) или информации.
Коррупция в сфере государственных закупок является одним из самых масштабных и опасных для отечественной экономики проявлений коррупции. Россия существенно уступает развитым зарубежным странам в борьбе с коррупцией.
Механизмы противодействия возникновению коррупционных правонарушений на сегодняшний день отлажены не идеально. Проблема коррупции остро стоит в деятельности практически всех институтов государственной власти, государственных корпораций и организаций, даже в деятельности частного бизнеса присутствует данная проблема. Для ее эффективного решения не достаточно совершенствовать только работу государственных институтов, но и нужно увеличить уровень благосостояния всех слоев населения нашей страны, так как без этого невозможно значительно снизить рост коррупционных нарушений
Подобные работы
- Коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Коррупционные правонарушения в сфере управления муниципальными закупками
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Регулирование противодействия коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - Государственные закупки и механизмы их реализации в рыночных условиях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Коррупционные правонарушения в сфере государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Коррупционные проявления в сфере государственных закупок: теоретические аспекты и пресечение
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Коррупционные проявления в сфере государственных закупок: теоретические аспекты и пресечение
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2023 - Коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023



