Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Работа №109078

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретическое основы развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
1.1Развитие воображения у младших школьников как педагогическая проблема
1.2Педагогические условия развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
2.1Выявление уровня развития воображения у младших школьников
2.2Содержание работы по повышению уровня развития воображения у младших школьников на уроках
изобразительного искусства
2.3Динамика развития воображения у младших школьников на
уроках изобразительного искусства
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования
Приложение Б Программа формирующего исследования
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования

Актуальность рассматриваемой темы работы заключается в том, что у современных младших школьников наблюдается снижение уровня воображения. Ученики не стремятся представить результаты своей деятельности, им сложно увидеть и оценить ситуации которой еще не существовало. Учителям необходимо разрабатывать новые интересные методы работы, которые позволят увлечь детей в мир искусства и творчества.
Давно известно, что воображения не возникает самопроизвольно, воображение формируется только при условии влияния педагога и окружающей среды. Учитель должен не давать ученикам готовый образ, а должен помогать создавались новые. Недостаточный уровень воображения негативно отражается на всем процессе обучения, обучающиеся имеют трудности в освоении нового материала в силу скудности фантазии и невозможности оперирования образами. Развитие воображения в процессе изобразительного искусства тема далеко не новая, она вызывает интерес многочисленных исследователей О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Л.Н. Коган, Р.С. Немов, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн и т.д.
Исследований, повещенных развитию воображения большое количество, однако большинство исследований не освещают особенности развития воображения у современных обучающихся начальной школы, в том числе не отражены педагогически условия на уроках изобразительного искусства, которые позволяют в полной мере не только развивать воображение обучающихся, но и позволят повысить интерес обучающихся к творчеству. Необходимо разрабатывать новые педагогические условия развития воображения обучающихся начальной школы, которые отражают современные веяния искусства и творчества.
Анализ литературы и приведенные выше умозаключения обусловили выбор темы исследования, которая актуальна на современном этапе обучения и воспитания обучающихся начальной школы.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: каковы особенности развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия для развития у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования: процесс развития воображения у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства будет происходить наиболее эффективно, если использовать следующие педагогические условия:
-применяются методы и приемы направленные на развитие воображения (коллективная художественная деятельность, групповое обсуждение, выставки детских работ);
-используются такие формы работы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая;
Задачи исследования:
1)осуществить анализ проблемы развития воображения младших школьников в психолого-педагогической литературе;
2)выявить уровень развития воображения младшего школьника;
3)разработать и реализовать систему педагогических условий по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
4)выявить динамику развития воображения младших школьников
С целью решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ методической и психологопедагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: ГБОУ СОШ с. Пискалы. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «А» класса (12 человек) и обучающиеся 2 «Д» класса (12 человек). Общее количество обучающихся - 24 человек.
Новизна исследования состоит в том, что развитие воображения младшего школьного возраста проводилось на уроках изобразительного искусства с использованием педагогических условий: различных форм взаимодействия (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая), а также использовались разнообразные методы и приемы реализации программы (коллективная художественная деятельность, групповое обсуждение, выставки детских работ).
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в сфере развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. В работе были использованы 26 источников, 3 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
В исследовании были проанализированы и изучены работы педагогов и психологов по проблеме развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства, позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Недостаточный уровень воображения негативно отражается на всем процессе обучения, обучающиеся имеют трудности в освоении нового материала в силу скудности фантазии и невозможности оперирования образами. Развитие воображения при помощи изобразительного искусства тема далеко не новая, она вызывает интерес многочисленных исследователей О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Л.Н. Коган, Р.С. Немов, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн и т.д.
Анализ понятий «воображения» позволили привести сравнительный анализ различных подходов к трактовке понятия. С учетом современных подходов рассматривалось развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства имеют большое педагогическое значение для интенсивного развития воображения. Уроки изобразительного искусства имеют дают большие возможности учителю в развития способностей у младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе ГБОУ СОШ с. Пискалы. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «А» класса (12 человек) и обучающиеся 2 «Д» класса (12 человек). Общее количество обучающихся - 24 человек.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития воображения у младших школьников. Данный этап эксперимента осуществлялся благодаря диагностическому комплексу, включающему в себя ряд диагностических заданий, учитывающих специфику диагностики младших школьников. На констатирующем этапе в группах обучающихся результаты уровня развития воображения практически не отличаются, больше всего обучающихся среднем уровне в ЭГ 59%, а в КГ 50%.
Полученные результаты определили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента с целью повышения уровне воображения обучающихся экспериментальной группы.
В формирующей части экспериментального исследования была поставлена цель разработать и реализовать систему работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства .
Полученные результаты на контрольном этапе показали, что экспериментальной группы показали изменения в результатах диагностики, так количество обучающихся с высоким уровнем выросло на 16%, а количество обучающихся, показавших низкий уровень, снизилось на 34%. в контрольной группе серьезных изменений в уровнях развития воображения не продемонстрировали. Разработанные уроки изобразительного искусства позволят повысить уровень воображения младших школьников.


1.Бондарь М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников // Молодой ученый. 2015. No13. С. 598-601. URL https://moluch.ru/archive/93/20763/ (дата обращения: 10.04.2021).
2.Боровик О.В. Развитие воображения. М. : ЦГЛ «Рон», 2002. 112 с.
3.Володичева Н.В. Творческое воображение младших школьников //
Гаудеамус. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-
voobrazhenie-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 06.05.2021).
4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М. : Просвещение, 1967. 415с.
5.Гаврина С. Е. Большая книга развития творческих способностей. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию. М. : АСТ, 2013. 323 c.
6.Дмитренко Н. О. Принципы развивающего обучения на уроках изо в начальной школе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №4 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-razvivayuschego-obucheniya-na-urokah- izo-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 11.04.2021).
7.Джонсон Р. А. Активное воображение [Электронный ресурс] / Сновидения и фантазии. Анализ и использование; Психологическая библиотека, Режим доступа: http://bookap.info, свободный (дата обращения 20.03.2021).
8.Запорожец А.А. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985. 175 с.
9.Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М. : Знание, 1968. 32 с.
10.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности . М. [и др.] : Питер, 2009. 444 с
11.Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М : Изд -во МГУ, 1979. 145 с.
12.Козлова И. О., Москалюк М. В. Развитие личности через искусство портрета (дошкольный-старший школьный возраст): учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 236 с.
13.Киселёва С. Л. Воображение как универсальная способность
человека // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. №4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-kak-universalnaya-
sposobnost-cheloveka (дата обращения: 11.04.2021).
14.Мальцева Л. В. Изобразительное искусство в школе и его
назначение // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnoe-iskusstvo-v-shkole-i-ego-
naznachenie (дата обращения: 18.04.2021.).
Методика определения уровня воображения: психология от А до Я / под ред Л.Д. Столяренко. М. : ИЦ «гуманитарная Академия», 2013. 320 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ