Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №109077

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы менеджмента профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации
1.1Анализ состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической и научной литературе
1.2Теоретическое обоснование системы менеджмента в области
образования
1.3Система менеджмента профессиональной мобильности педагогов
дошкольного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Реализация системы менеджмента профессиональной мобильности педагогов ДОО
2.1Выявление уровня профессиональной мобильности педагогов ДОО
2.2Разработка и внедрение системы менеджмента профессиональной
мобильности педагогов ДОО
2.3Результаты опытно-экспериментального исследования
эффективности системы менеджмента профессиональной мобильности педагогов ДОО
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

В настоящее время система дошкольного образования перешла на новый этап развития, когда происходит обновление нормативной базы, осуществляется переход к новой личностно-ориентированной парадигме, ключевая идея которой состоит в признании самоценности человека, личностной свободы и возможности максимальной реализации личного потенциала. В обновленных условиях существования системы дошкольного образования все участники образовательного процесса выступают как субъекты собственной деятельности. Происходящие изменения находят отражение и в изменении требований к педагогу дошкольного образования. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам воспитатель должен быть готов к изменению условий профессионально - педагогической деятельности, самостоятельно разрабатывать
образовательные программы, которые утверждаются на уровне образовательной организации, а также проектировать рабочие программы по реализации образовательного процесса в разных возрастных группах детского сада [33].
На решение задачи повышения качества образования направлен Профессиональный стандарт педагога - воспитателя дошкольной образовательной организации, в котором главная роль в процессе реформирования образования отводится педагогу. В соответствии с данной ролью профессиональный педагог детского сада - это педагог, умело справляющийся с нестандартными профессиональными заданиями, умеющий принять на себя ответственность за собственные поступки, способный к проявлению самостоятельности при выборе решений, а также проявляющий стремление к профессиональному самосовершенствованию.


образования, закрепленные в нормативно-правовой базе, выражаются в новых требованиях к характеристикам педагога детского сада. В современных условиях педагогу детского сада необходимо проявлять субъектную позицию инициативного участника реформаторских преобразований в дошкольной образовательной организации, активность в процессе апробации и внедрения современных образовательных технологий, интерактивных методов и приемов организации взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. К функциям современного педагога детского сада относятся реализация индивидуального подхода в работе с детьми, родителями воспитанников, что позволит обеспечить гибкость образовательного процесса и успешную социализацию воспитанников детского сада. Трансляция традиционных знаний, умений и навыков как основной вид деятельности педагогов детского сада должна уступить место проектированию и реализации современных образовательных ситуаций с учетом индивидуальных потребностей и возможностей воспитанников. Все вышеперечисленные качества являются составляющими профессиональной мобильности педагога.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на педагога дошкольной образовательной организации, обладающего таким качеством как профессиональная мобильность. Профессиональная мобильность педагога дошкольной образовательной организации является сегодня необходимым условием успешной адаптации к содержательному изменению профессиональной деятельности, осуществления творческой самореализации в педагогической профессии и, в конечном итоге, конкуретноспособности педагога на рынке труда.
Существующая практика дошкольного образования свидетельствует о том, что потенциальные возможности системы управления процессом развития профессиональной мобильности педагогов дошкольных
образовательных организаций недооцениваются, в содержании современного дошкольного образования отсутствует система менеджмента
профессиональной мобильности педагогов, что определяет актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из научного осмысления и методологического обоснования проблемы познания сущности понятия «профессиональная мобильность», изучения структуры и содержания компонентов профессиональной мобильности, а также исследования механизмов ее развития у педагогов дошкольной образовательной организации. Разные аспекты феномена профессиональной мобильности были предметом изучения психологии, философии, экономики, социологии и других наук. Вопросы формирования профессиональной мобильности рассматривались в работах Л.А. Амировой, Л.В. Горюновой, Б.М. Игошева, И.П. Кузьмина, Е.А. Никитиной и других исследователей.
Существует множество определений понятия профессиональной мобильности, отражающих разные взгляды ученых на структуру и сущность данного феномена. Согласно определению Э.Ф. Зеер, профессиональная мобильность определяет способность личности видоизменять свой социальный, культурный, либо профессиональный статус [16]. В более узком понимании Э.Ф.Зеер предлагает рассматривать мобильность как умение педагогов оперативно подстраиваться под изменяющиеся внешние (связанные с реформированием системы образования в целом) и внутренние (связанные с внедрением инноваций в образовательной среде отдельного образовательного учреждения) условия.
Б.В. Игошев рассматривает профессиональную мобильность педагога как интегральную, динамичную характеристику личности педагога, определяющую способность к профессиональной деятельности в условиях постоянных новаций в сфере образования, готовность к реализации новых подходов и инноваций [18]. При этом подчеркивает исследователь, профессиональную мобильность можно рассматривать с двух ракурсов - как фактор успешности и условие стабильного развития инновационного развития образовательной организации.
Два подхода к рассмотрению феномена профессиональной мобильности предлагает Л.И. Рыбникова:
-с одной стороны, это изменение профессиональных и социальных позиций личности, вызванное внешними условиями, например, отсутствием рабочих мест, недостаточной заработной платой, неустроенностью быта работников и т.д., что вызывает необходимость адаптации людей к реальным жизненным ситуациям;
-с другой стороны, это возможность саморазвития и самосовершенствования человека, базирующаяся на общечеловеческих ценностях и стремлении к самореализации, самоорганизации, умении оперативно действоаать в ответ на изменяющиеся условия в обществе благодаря собственной образованности и профессиональной компетентности [39].
В исследовании опираемся на подход Ю.И. Биктуганова к определению и содержанию понятия «профессиональная мобильность педагога». Профессиональную мобильность педагога Ю.И.Биктуганов предлагает рассматривать как важнейшее качество личности современного педагога, позволяющее ему в ситуации изменяющихся условий образовательной деятельности с успехом реализовывать свое профессиональное назначение, обеспечивая основу профессионального роста.
Таким образом, можно сформулировать некоторые разногласия, делающие своевременным изучение проблемы управления процессом развития профессиональной мобильности педагогов детского сада. Это противоречия между:
-возросшей потребностью общества в профессионально мобильных педагогах дошкольных образовательных организаций в соответствии с современными нормативными документами и недостаточной теоретической разработанностью системы менеджмента профессиональной мобильности педагогов ДОО;
-требованиями практики к научно -методическому обеспечению исследуемого процесса и отсутствием методик и технологий развития профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации.
Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему исследования: какой должна быть система менеджмента, позволяющая развить профессиональную мобильность педагогов ДОО ?
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Система менеджмента профессиональной мобильности педагогов ДОО».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему менеджмента профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - профессиональная мобильность педагогов ДОО.
Предмет исследования - система менеджмента профессиональной мобильности педагогов ДОО.
Исследование основано на гипотезе исследования, согласно которой развитие профессиональной мобильности педагогов ДОО будет успешным при обеспечении следующих условий:
-раскрыто понятие «профессиональная мобильность педагога» и адаптировано к условиям ДОО;
-раскрыта структура профессиональной мобильности педагогов ДОО и содержание ее составляющих компонентов;
-подобран диагностический инструментарий для объективной оценки уровня сформированности компонентов профессиональной мобильности педагогов детского сада;
- разработана и реализована система менеджмента профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации.
Противоречия, проблема исследования, его цель, объект, предмет, а также сформулированная гипотеза определили постановку и решение ряда задач:
1)изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования системы менеджмента в образовании, профессиональной мобильности, адаптировать понятие «профессиональная мобильность педагога» к условиям ДОО;
2)раскрыть структуру профессиональной мобильности педагогов ДОО и содержание ее составляющих компонентов;
3)подобрать диагностический инструментарий для объективной оценки уровня сформированности компонентов профессиональной мобильности педагогов детского сада, выявить уровень профессиональной мобильности педагогов ДОО;
4)разработать и апробировать систему менеджмента профессиональной мобильности педагогов ДОО.
Теоретико-методологическую основу исследования составили системный подход (В.Г. Афанасьев, В.И. Загвязинский, В.А.Сластенин и др.), субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), положения личностно-ориентированного подхода (И.Я. Зимняя, В.В. Сериков и др.), концептуальные идеи, определяющие подходы к изучению феномена мобильности (Ю.И. Калиновский, П.А. Сорокин и др.). Теоретической основой исследования послужили работы, посвященные исследованиям феномена профессиональной мобильности (Ю.И. Биктуганов, Э.Ф. Зеер, Б.В. Игошев, Л.И. Рыбникова и др.).
Для решения поставленных задач использовалисьразличные методы исследования: теоретические (анализ, прогнозирование, проектирование), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ
документации, психолого-педагогический эксперимент, включающий
констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Экспериментальная база: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 176 «Белочка» г.о.Тольятти. В исследовании принимали участие 25 педагогов.
Основные этапы исследования.
В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2015 - январь 2016 гг.). В течение данного времени проводился анализ теоретических источников с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы. На этом же этапе была составлена программа исследования, определены исходные параметры (констатирующий эксперимент), методология и методы исследования, составлен понятийный аппарат.
На втором - опытно-экспериментальном этапе - (январь 2016 - январь 2017 гг.) велась работа по разработке и апробации системы менеджмента профессиональной мобильности педагогов; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь 2017 - апрель 2017 гг.) был посвящен анализу, обобщению и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы; оформлению материалов
диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-понятие «профессиональная мобильность педагога» адаптировано к условиям ДОО: содержание компонентов профессиональной мобильности приведено в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога ДОО;
-раскрыты научные основы организации процесса управления профессиональной мобильностью педагогов дошкольной образовательной организации в рамках системного, субъектно-деятельностного и личностноориентированного подходов;
-разработана и экспериментально апробирована система менеджмента профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации;
-подобран диагностический инструментарий, позволяющий проводить объективную оценку уровня сформированности компонентов профессиональной мобильности педагогов детского сада.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованная структура профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации, содержание ее компонентов позволяет расширить понятийный аппарат педагогической науки.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования руководителями дошкольных образовательных организаций на практике представленных и апробированных диагностических методик для изучения уровня профессиональной мобильности педагогов ДОО, системы менеджмента профессиональной мобильности педагогов ДОО. Разработанные методические материалы: Положение о Школе молодого педагога, Положение об индивидуальном маршруте профессионального саморазвития педагогов, Положение о рейтинговой системе оценки качества профессиональной деятельности воспитателя детского сада, а также план работы Школы молодого педагога могут быть использованы руководителями дошкольных образовательных организаций, заместителями руководителей по воспитательно-методической работе для повышения профессиональной мобильности педагогических работников.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены на VII Международной научно-практической конференции «Педагогика: традиции и инновации», I Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной
науки и образования», в научных журналах «Молодой ученый»,
«Инновационная наука».
Положения, выносимые на защиту:
1.Профессиональная мобильность педагога дошкольной образовательной организации рассматривается как качество личности, позволяющее современному педагогу в ситуации изменяющихся условий образовательной деятельности с успехом реализовывать свое профессиональное назначение, обеспечивая основу профессионального роста.
2.Процессом формирования профессиональной мобильности педагогов ДОО необходимо целенаправленно управлять на основе системного, субъектно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, опираясь на разработанную систему менеджмента профессиональной мобильности педагогов ДОО.
3.Система менеджмента профессиональной мобильности педагогов состоит из целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов, тесно взаимосвязанных между собой, позволяющих управлять процессом формирования и развития профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной
работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и позволили
сделать следующие выводы.
1. В ходе исследования было установлено, что проблема развития
профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной
организации является актуальной в педагогической теории и практике
образовательных организаций и требует дальнейшего теоретического
осмысления. В работе уточнено понятие «профессиональная мобильность
педагога» и адаптировано к условиям дошкольной образовательной
организации. Профессиональная мобильность рассматривается как
важнейшее качество личности современного педагога, позволяющее ему в
ситуации изменяющихся условий образовательной деятельности с успехом
реализовывать свое профессиональное назначение, обеспечивая основу
профессионального роста.
2. В магистерской диссертации обосновано, что профессиональная
мобильность педагога дошкольной образовательной организации включает в
себя когнитивный, технологический и регулятивный компоненты.
Когнитивный компонент представляет собой совокупность
методологических, общетеоретических и методических знаний, а также
знаний современных образовательных технологий и способность применять
их в практической профессиональной деятельности. Технологический
компонент профессиональной мобильности педагога представляет собой
способность работников осуществлять функции, характерные для различных
видов психолого-педагогической, профессиональной деятельности,
конкретизированные в Профессиональном стандарте педагога.
Регулятивный компонент профессиональной мобильности педагога –
это способность к самоанализу, саморегуляции и самоконтролю в
профессионально-педагогической деятельности.
3. Обосновано, что процессом развития профессиональной
мобильности педагогов дошкольной образовательной организации
необходимо целенаправленно управлять, т.е. существует необходимость в
создании системы менеджмента профессиональной мобильности педагогов
дошкольной образовательной организации.
4. В процессе опытно-экспериментальной работы выявлено и доказано,
что созданная система менеджмента профессиональной мобильности
педагогов дошкольной образовательной организации является эффективной
и включает в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
Целевой компонент системы обусловлен социальным заказом общества
и заключается в создании условий для развития всех компонентов
профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной
организации. Цель конкретизируется в задачах, в число которых входит
обеспечение педагогов знаниями профессионального характера, развитие
организационно-деятельностных и рефлексивных умений и навыков,
создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов.
Содержательный компонент системы менеджмента профессиональной
мобильности педагогов ДОО представлен с позиции описания сущности и
содержания компонентов профессиональной мобильности – когнитивного,
технологического и регулятивного.
Организационно-деятельностный компонент системы менеджмента
профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной
организации представлен комплексом организационно-педагогических
условий. К числу организационных условий относятся создание «Школы
молодого педагога», составление педагогами индивидуальных маршрутов
профессионального саморазвития с учетом индивидуальных способностей,
склонностей и интересов, внедрение в практику работы детского сада
рейтинговой системы оценки качества образовательного процесса.
Педагогические условия, необходимые для результативной деятельности
системы менеджмента профессиональной мобильности педагогов детского
сада, ориентированы на:
– личность, ее особенности, интересы, склонности, уровень
профессиональной мобильности;
– создание креативной творческой обравзовательной среды,
направленной на взаимообучение, обмен опытом;
– диалогизацию образовательного процесса.
Оценочно-результативный компонент системы менеджмента
профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной
организации характеризует степень достижения поставленной цели и
включает диагностику уровня сформированности профессиональной
мобильности педагогов и внесение корректив в систему менеджмента при
необходимости.
Достигнутая положительная динамика развития профессиональной
мобильности педагогов детского сада доказывает эффективность созданной
системы. Проведенный анализ полученных расчетов экспериментальной
работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи
научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Мы полагаем, что предложенное исследование не исчерпывает всех
аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа может быть
посвящена поиску дополнительных организационно-педагогических условий
развития технологического компонента профессиональной мобильности
педагогов дошкольной образовательной организации


1.Баландин, Н.И. Педагогические кадры региональной системы образования (из опыта решения кадровых проблем и управления аттестацией) [Текст] / Н.И. Баландин. - Вологда : ВИРО, 2001. - 62 с.
2.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : МИКПЮ, 2000. - 81 с.
3.Бершова, Л.В. Современная служба управления персоналом [Текст] / Л.В. Бершова // Справочник кадровика. - 2009. - Вып. 5.
4.Биктуганов, Ю.И. Методологические аспекты развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования ВУЗа [Текст] / Ю.И. Биктуганов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 6. - С. 7-11.
5.Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций [Текст] / Б.М., Бим-Бад. - М. : Изд-во УРАО, 2003. - 208 с.
6.Волина, В.А. Методы адаптации персонала [Текст] / В.А. Волина // Управление персоналом. - 2012. - Вып. 13. - С. 46-50.
7.Волобуева, Л.М. активные методы обучения в методической работе ДОУ [Текст] / Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - 2006. - Вып. 6. - с. 70-78.
8.Генике, Е.А. Профессиональная компетентность педагога [Текст] / Е.А. Генике // Директор школы. - 2008. - Вып. 9. - С. 9-76.
9.Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник - 4-е изд., перераб и доп. [Текст] / И.Н. Герчикова. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 512 с.
10.Голицина, Н.С. Использование методов активного обучения в работе с кадрами [Текст] / Н.С. Голицина // Ребенок в детском саду. - 2003. - Вып. 2. - С. 27-30.
11.Горбачев, В.В. Формирование социально -профессиональной мобильности личности курсанта в развивающей среде ВУЗа МВД России [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Горбачев Владимир Викторович; ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова». - Кострома, 2015.
-34 с.
12.Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема разивающегося образования России: автореферат дисс. доктора пед. наук [Текст] / Л.В. Горюнова. - Ростов-на-Дону, 2006.
-60 с.
13.Деркунская, В.А. инновационные формы активизации
профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно - экспериментальной работы [Текст] / В.А. Деркунская,
Н.П. Поведенок, Н.Н. Тимофеева // Управление ДОУ. - 2005. - Вып. 5.
-С. 24-30.
14.Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. [Текст] / П.Ф. Друкер. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. - 240 с.
15.Друкер, П.Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. [Текст] / П.Ф. Друкер. - М. : Изд. Дом «Вильям», 2004. - 432 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ