Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов

Работа №109072

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы развития лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов
1.1Психолого-педагогические основы лексического развития
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
1.2Визуальные электронные ресурсы как средства развития
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальное исследование лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов
2.1Выявление уровня лексического развития у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня
2.2Содержание и организация работы по лексическому
развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III
уровня посредством визуальных электронных ресурсов
2.3Выявление динамики уровня лексического развития детей
6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента
Приложение В Картотека заданий формирующего эксперимента
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента

«Несомненно, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на последующем речевом развитии.
В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребенка. Формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только развития речи, но и мышления» [2].
«Являясь базисом речевой организации человека, лексика выполняет важную функцию в овладении в полном объеме языком как средством общения, познании окружающего мира, социальной адаптации. Без присвоения лексики невозможно включиться в культурную практику общения» [2].
«Ограниченность словарного запаса создает трудности при взаимодействии ребенка с общим недоразвитием речи со сверстниками и взрослыми. Естественно затрудняется понимание обращенной речи и построение собственных высказываний.
Проблема развития лексики у старших дошкольников является актуальной проблемой в современной действительности. Сформированность лексики как компонента структуры языка является необходимостью при переходе в школу. Определено, что дисграфия и дислексия чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка, и возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития. Также разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи» [16].
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью лексического развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием визуальных электронных ресурсов в этом процессе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности визуальных электронных ресурсов в лексическом развитии детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня ?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
Объект исследования: процесс лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .
Предмет исследования: лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов будет возможным, если:
-определены лексические темы в соответствии с показателями лексического развития детей;
-отобраны визуальные электронные ресурсы в соответствии с лексическими темами (видеоролики, фотографии, слайд-фильмы с аудиодорожками, мультимедийные презентации, интерактивные игры);
-включены визуальные электронные ресурсы в образовательную деятельность учителя-логопеда и ребенка.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
2.Выявить уровень лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .
3.Разработать и апробировать содержание работы по лексическому развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов .
4.Оценить динамику уровня лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психологической, педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
-методы обработки эмпирических данных (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Теоретико -методологическая основа исследования:
-комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
-исследования речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи Н.С. Жуковой;
-исследования в области применения интерактивных игр и технологий в работе по развитию речи Е.В. Орловой, Ю.С. Донченко, Т.К. Королевской, В.В. Севостьяновой, М.Н. Морозовой.
Экспериментальная база исследования: структурное подразделение детский сад «Иволга» в г. Жигулевск. В исследовании принимало участие 10 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности визуальных электронных ресурсов в лексическом развитии детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование возможности лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по лексическому развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 источников), 4 приложения. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 15 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня одна из актуальных проблем. Особое значение данная проблема приобретает в возрасте 6-7 лет, когда активно происходит подготовка к обучению в школе» [16].
«Ограниченность словарного запаса создает трудности при взаимодействии ребенка с общим недоразвитием речи со сверстниками и взрослыми. Естественно затрудняется понимание обращенной речи и построение собственных высказываний. Сформированность лексики как компонента структуры языка является необходимостью при переходе в школу. Определено, что дисграфия и дислексия чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка, и возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития» [16].
Использование визуальных электронных ресурсов в работе с детьми ускоряет процесс коррекции звукопроизношения, способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова и овладению навыками чтения, повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Диагностика, проведенная в рамках исследования на констатирующем этапе эксперимента, показала, что уровень лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня достаточно низкий.
Мы предположили, что лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов возможно, если:
-определены лексические темы в соответствии с показателями лексического развития детей;
-отобраны визуальные электронные ресурсы в соответствии с лексическими темами (видеоролики, фотографии, слайд-фильмы с аудиодорожками, мультимедийные презентации, интерактивные игры); - включены визуальные электронные ресурсы в образовательную деятельность учителя-логопеда и ребенка.
Стоит отметить, что отобранные нами визуальные электронные ресурсы в соответствии с лексическими темами, достаточно универсальны и их наполнение можно легко заменять, или усложнять в зависимости от коррекционно -развивающих задач.
Контрольный эксперимент показал, что в результате формирующего эксперимента повысился уровень лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, результаты исследования носят достоверный и практико-ориентированный характер.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.


1.Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие для студентов пед. вузов. М. : АСТ : Астрель, 2007. 224 с.
2.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2000. 400 с.
3.Борисов Е. Е. Визуализация как актуальное направление распространения информации // Молодой ученый. 2019. № 22 (260). С. 611614.
4.Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. 256 с.
5.Бражникова А. В. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО // Инновационные педагогические технологии. Казань : Бук, 2016. С. 188-191.
6.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. М. : «Детство-пресс», 2003.
7.Волкова Г. А., Илюк М. А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. 2002.
8.Вренева Е. Мультимедийные технологии // Дошкольное воспитание. 2010. № 12.
9.Выготский Л. С. Основы дефектологии. М.:, 2003. 413с.
10.Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
11.Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. Новосибирск, 2010. С. 3-5.
12.Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1998. 160 с.
13.Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология. 1998. № 1. с. 47-55.
14.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. : СОЮЗ, 1999. 160 с.
15.Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург : Литур, 2014. 320 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ