Лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов
1.1Психолого-педагогические основы лексического развития
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
1.2Визуальные электронные ресурсы как средства развития
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальное исследование лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов
2.1Выявление уровня лексического развития у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня
2.2Содержание и организация работы по лексическому
развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III
уровня посредством визуальных электронных ресурсов
2.3Выявление динамики уровня лексического развития детей
6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента
Приложение В Картотека заданий формирующего эксперимента
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента
Глава 1 Теоретические основы развития лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов
1.1Психолого-педагогические основы лексического развития
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
1.2Визуальные электронные ресурсы как средства развития
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальное исследование лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов
2.1Выявление уровня лексического развития у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня
2.2Содержание и организация работы по лексическому
развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III
уровня посредством визуальных электронных ресурсов
2.3Выявление динамики уровня лексического развития детей
6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента
Приложение В Картотека заданий формирующего эксперимента
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента
«Несомненно, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на последующем речевом развитии.
В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребенка. Формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только развития речи, но и мышления» [2].
«Являясь базисом речевой организации человека, лексика выполняет важную функцию в овладении в полном объеме языком как средством общения, познании окружающего мира, социальной адаптации. Без присвоения лексики невозможно включиться в культурную практику общения» [2].
«Ограниченность словарного запаса создает трудности при взаимодействии ребенка с общим недоразвитием речи со сверстниками и взрослыми. Естественно затрудняется понимание обращенной речи и построение собственных высказываний.
Проблема развития лексики у старших дошкольников является актуальной проблемой в современной действительности. Сформированность лексики как компонента структуры языка является необходимостью при переходе в школу. Определено, что дисграфия и дислексия чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка, и возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития. Также разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи» [16].
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью лексического развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием визуальных электронных ресурсов в этом процессе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности визуальных электронных ресурсов в лексическом развитии детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня ?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
Объект исследования: процесс лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .
Предмет исследования: лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов будет возможным, если:
-определены лексические темы в соответствии с показателями лексического развития детей;
-отобраны визуальные электронные ресурсы в соответствии с лексическими темами (видеоролики, фотографии, слайд-фильмы с аудиодорожками, мультимедийные презентации, интерактивные игры);
-включены визуальные электронные ресурсы в образовательную деятельность учителя-логопеда и ребенка.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
2.Выявить уровень лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .
3.Разработать и апробировать содержание работы по лексическому развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов .
4.Оценить динамику уровня лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психологической, педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
-методы обработки эмпирических данных (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Теоретико -методологическая основа исследования:
-комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
-исследования речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи Н.С. Жуковой;
-исследования в области применения интерактивных игр и технологий в работе по развитию речи Е.В. Орловой, Ю.С. Донченко, Т.К. Королевской, В.В. Севостьяновой, М.Н. Морозовой.
Экспериментальная база исследования: структурное подразделение детский сад «Иволга» в г. Жигулевск. В исследовании принимало участие 10 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности визуальных электронных ресурсов в лексическом развитии детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование возможности лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по лексическому развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 источников), 4 приложения. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 15 таблицами.
В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребенка. Формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только развития речи, но и мышления» [2].
«Являясь базисом речевой организации человека, лексика выполняет важную функцию в овладении в полном объеме языком как средством общения, познании окружающего мира, социальной адаптации. Без присвоения лексики невозможно включиться в культурную практику общения» [2].
«Ограниченность словарного запаса создает трудности при взаимодействии ребенка с общим недоразвитием речи со сверстниками и взрослыми. Естественно затрудняется понимание обращенной речи и построение собственных высказываний.
Проблема развития лексики у старших дошкольников является актуальной проблемой в современной действительности. Сформированность лексики как компонента структуры языка является необходимостью при переходе в школу. Определено, что дисграфия и дислексия чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка, и возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития. Также разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи» [16].
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью лексического развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием визуальных электронных ресурсов в этом процессе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности визуальных электронных ресурсов в лексическом развитии детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня ?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
Объект исследования: процесс лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .
Предмет исследования: лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов будет возможным, если:
-определены лексические темы в соответствии с показателями лексического развития детей;
-отобраны визуальные электронные ресурсы в соответствии с лексическими темами (видеоролики, фотографии, слайд-фильмы с аудиодорожками, мультимедийные презентации, интерактивные игры);
-включены визуальные электронные ресурсы в образовательную деятельность учителя-логопеда и ребенка.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
2.Выявить уровень лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .
3.Разработать и апробировать содержание работы по лексическому развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов .
4.Оценить динамику уровня лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психологической, педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
-методы обработки эмпирических данных (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Теоретико -методологическая основа исследования:
-комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
-исследования речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи Н.С. Жуковой;
-исследования в области применения интерактивных игр и технологий в работе по развитию речи Е.В. Орловой, Ю.С. Донченко, Т.К. Королевской, В.В. Севостьяновой, М.Н. Морозовой.
Экспериментальная база исследования: структурное подразделение детский сад «Иволга» в г. Жигулевск. В исследовании принимало участие 10 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности визуальных электронных ресурсов в лексическом развитии детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование возможности лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по лексическому развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 источников), 4 приложения. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 15 таблицами.
«Лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня одна из актуальных проблем. Особое значение данная проблема приобретает в возрасте 6-7 лет, когда активно происходит подготовка к обучению в школе» [16].
«Ограниченность словарного запаса создает трудности при взаимодействии ребенка с общим недоразвитием речи со сверстниками и взрослыми. Естественно затрудняется понимание обращенной речи и построение собственных высказываний. Сформированность лексики как компонента структуры языка является необходимостью при переходе в школу. Определено, что дисграфия и дислексия чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка, и возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития» [16].
Использование визуальных электронных ресурсов в работе с детьми ускоряет процесс коррекции звукопроизношения, способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова и овладению навыками чтения, повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Диагностика, проведенная в рамках исследования на констатирующем этапе эксперимента, показала, что уровень лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня достаточно низкий.
Мы предположили, что лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов возможно, если:
-определены лексические темы в соответствии с показателями лексического развития детей;
-отобраны визуальные электронные ресурсы в соответствии с лексическими темами (видеоролики, фотографии, слайд-фильмы с аудиодорожками, мультимедийные презентации, интерактивные игры); - включены визуальные электронные ресурсы в образовательную деятельность учителя-логопеда и ребенка.
Стоит отметить, что отобранные нами визуальные электронные ресурсы в соответствии с лексическими темами, достаточно универсальны и их наполнение можно легко заменять, или усложнять в зависимости от коррекционно -развивающих задач.
Контрольный эксперимент показал, что в результате формирующего эксперимента повысился уровень лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, результаты исследования носят достоверный и практико-ориентированный характер.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.
«Ограниченность словарного запаса создает трудности при взаимодействии ребенка с общим недоразвитием речи со сверстниками и взрослыми. Естественно затрудняется понимание обращенной речи и построение собственных высказываний. Сформированность лексики как компонента структуры языка является необходимостью при переходе в школу. Определено, что дисграфия и дислексия чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка, и возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития» [16].
Использование визуальных электронных ресурсов в работе с детьми ускоряет процесс коррекции звукопроизношения, способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова и овладению навыками чтения, повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Диагностика, проведенная в рамках исследования на констатирующем этапе эксперимента, показала, что уровень лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня достаточно низкий.
Мы предположили, что лексическое развитие детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством визуальных электронных ресурсов возможно, если:
-определены лексические темы в соответствии с показателями лексического развития детей;
-отобраны визуальные электронные ресурсы в соответствии с лексическими темами (видеоролики, фотографии, слайд-фильмы с аудиодорожками, мультимедийные презентации, интерактивные игры); - включены визуальные электронные ресурсы в образовательную деятельность учителя-логопеда и ребенка.
Стоит отметить, что отобранные нами визуальные электронные ресурсы в соответствии с лексическими темами, достаточно универсальны и их наполнение можно легко заменять, или усложнять в зависимости от коррекционно -развивающих задач.
Контрольный эксперимент показал, что в результате формирующего эксперимента повысился уровень лексического развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, результаты исследования носят достоверный и практико-ориентированный характер.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





