Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Особенности формирования творческой активности у младшего школьника на уроках изобразительного искусства 12
1.1. Основные характеристики процесса формирования творческой активности у младших школьников 12
1.2. Условия развития творческой активности у младшего школьника в изобразительной деятельности 26
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 42
2.1. Констатирующая часть экспериментальной работы по развитию творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 42
2.2. Формирующая часть экспериментальной работы по развитию творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 53
2.3. Контрольная часть экспериментальной работы по развитию творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 62
Заключение 69
Список используемой литературы 74
Приложение А. Исходный уровень развития творческой активности 80
Приложение Б. Уровень развития творческой активности после проведения формирующей части экспериментальной работы 86
Приложение В. Диаграммы результативности формирующей части экспериментальной работы 92
Приложение Г. Серия конспектов уроков изобразительного искусства, направленных на формирование творческой активности 98
Приложение Д. Рекомендации к составлению конспектов и проведению уроков технологии по созданию анимационных фильмов 139
Приложение Е. Методики, определяющие уровень сформированности критериев творческой активности 142
Сегодня школа, работающая в условиях нового образовательного пространства, новых требований, сформированных в Федеральных Государственных образовательных стандартах, нацелено на формирование творчески активной, разносторонне развитой личности ребенка, начиная с его младшего школьного возраста. Творчество как процесс созидания лежит в основе деятельности в рамках многочисленных государственных проектов. Среди направлений развития школы в современных условиях можно отметить проект по созданию современной образовательной среды, где модернизация структуры школьного образования ставит целью творческое поступательное развитие личности ребенка [3]. Национальный проект «Образование», раскрывая особую значимость реализуемых мер в поступательном развитии нашей страны, уточняет, что в последние десятилетия «ключевым элементом человеческого капитала страны стал интеллектуальный капитал - способность генерировать и осваивать инновации, своего рода экономическая протекция творческой деятельности» [2, с.23]. Такой интеллектуальный капитал сегодня является решающим для модернизации нашей экономики, для перехода страны к новым технологическим перспективам.
Изменение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ориентирует современного педагога на то, что учащийся должен не только усвоить знания и навыки, но и овладеть способностью применять , усвоенные им знания умения и навыки, при решении поставленных задач с применением способов выполнения действия поискового и творческого характера. ФГОС непосредственно указывает на то, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать умения ребенка определять наиболее эффективные способы достижения результата своей деятельности [1]. Решение таких задач невозможно без формирования и развития творческой активности ребенка младшего школьного возраста. В Федеральных Государственных образовательных стандартах общего образования нового поколения предполагается внесение значительных изменений в структуру самого образования и в его содержание. Анализируя цели и задачи образования, мы видим смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у ребенка обще учебные умения и навыки как основу учебной деятельности. В условиях ФГОС от традиций учебного познания педагоги переходят к всеобщему образовательному творчеству. Образование сегодня ориентировано на развитие личности ребенка, на формирование умения рассуждать, сравнивать, оценивать, аргументировать свою точку зрения - развитие творческой активности.
Младший школьный возраст по физиологическим и психологическим особенностям развития ребенка является важным этапом для проявления творческой активности. Этому способствует и содержание образовательного процесса в начальной школе. Сегодня образовательный процесс начальной школы достаточно сложен и многогранен, в него входят разнообразные уроки, в том числе и уроки изобразительного искусства. Именно, изобразительная и художественная продуктивная деятельность позволяют актуализировать творческий потенциал ребенка, развивать его способности, создает условия для самореализации.
Иоганн Генрих Песталоцци был убежден: пусть только одному человеку на миллион предназначено стать Ньютоном или Рафаэлем, но творческие задатки природа вложила в каждого, и развивать эти задатки - цель существования педагога [12,с.29].
Первые школьные годы ребенка закладывают отношение к процессу обучения в целом, а применение интересных и новых форм работы помогут сформировать устойчивый интерес. Школьная программа сегодня сложна и здесь уроки изобразительного искусства можно рассматривать как возможность формирования и развития ребенка в важном и интересном для него направлении.
Преобразования, происходящие в обществе, развитие техники и науки порождают в образовании новые требования к построению процесса обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Одним из таких требований является развитие художественно-творческих способностей у детей, их творческой креативности с использованием ИКТ, с применением новых, интересных для ребенка форм работы над созданием художественного образа, креативных и инновационных техник изобразительного искусства [10, с.45]. ФГОС указывает на то, что «наряду с овладением элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве) ребенок должен освоить и специфические формы художественной деятельности, которые базируются на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)» [10, с.48]. Предмет Изобразительного искусства в начальной школе наряду с формированием первоначального представления ребенка о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, согласно ФГОС, направлен на становление мировоззрения обучающихся, на усвоением основ своей гражданской идентичности. Безусловно, сегодня потенциал этой дисциплины в вопросах развития творческой активности младших школьников задействован не полностью [26, с.127].
В современной педагогической литературе проблеме развития творческой активности уделяется большое внимание. К проблеме творчества обращались многие ученые, педагоги и философы (С.Г. Батищев, Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, С.А. Рубинштейн, В.С. Соловьев, Г.Г. Шлет и др.). Вопросы личностного, роста и активности были и остаются предметом исследования ученых (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, Б.М. Ломов, В.С.Максимова, А.Б. Орлова, В.А. Петровский, Я.П. Пономарев, В.А. Сластенин, С.С. Смирнов, Б.М. Теплов, Ю.Г. Фокин и др.). Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С.,В.С.Максимова В.С., Моляко В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б.
Младший школьный возраст - период, являющийся наиболее интересным и подходящим для развития творческой активности личности ребенка (А.М.Матюшкин, Н.М.Сокольников, А.И.Фишилева, Г.И.Щукина и др.). Проявление творческой активности ребенка младшего школьного возраста осуществляется через деятельностное поведение, через продуктивную деятельность на уроках изобразительного искусства (Л.Б.Сурина). Именно здесь ярко отражаются сформированные в результате педагогического воздействия личностные новообразования, ярко проявляется творческая самостоятельность ребенка. Уроки изобразительного искусства в младшей школе способствуют активному накоплению собственного опыта творческой деятельности (Е.А.Савельева), здесь младший школьник оказывается в условиях, когда принятие нестандартных решений, рефлексия собственной деятельности, открытие нового, мотивировано содержанием учебной деятельности и ее формой (В.Г.Кухаронак, А.И.Фишелева). В отечественной психологии исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, З.В. Денисова, Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина И.П. Сакулина.
Сегодня поставленная перед педагогами начальной школы проблема развития творческого потенциала, творческой активности своих воспитанников. Значение проблемы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно думать, является условием последующего эффективного развития ребенка, его успешной профессиональной и социально-значимой деятельности.
Исходя из актуальности проблемы, была выбрана для бакалаврской работы тема: «Развитие творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства».
Цель исследования - разработать задания по дисциплине «Изобразительное искусство» и экспериментально проверить эффективность этих заданий для развития творческой активности у младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Предмет исследования: процесс развития творческой активности у младших школьников посредством реализации заданий на основе инновационных технологий.
Гипотеза исследования: процесс развития творческой активности учащихся начальной школы будет более эффективным, если на уроках изобразительного искусства использовать инновационные технологии рисования, ИКТ и создания анимационных фильмов.
Задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• провести исследование с целью выявления сформированности творческой активности у детей младшего школьного возраста;
• разработать творческие задания на основе инновационных технологий и проверить их эффективность для развития творческой активности младших школьников в ходе опытно-экспериментальной работы на уроках изобразительного искусства;
• проанализировать опытно-экспериментальную работу по развитию творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, выявить ее эффективность.
Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение продуктивности и педагогическое сопровождение детской изобразительной деятельности, опрос; констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты: методика Н.Я Михайленко, математическая обработка результатов исследования. Указанные методы используются в системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, Е.А. Медведевой, Б. П. Никитин, В.Г.Петровой.
База исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ СШ №4 (начальная школа) г.о. Тольятти.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав и заключения и содержит список литературы, используемой автором, в том числе, для анализа результатов экспериментальной работы.
Во введении автор раскрывает цели и задачи своего исследования, строит гипотезу, останавливается на актуальности разработки темы, приводит общую характеристику выполненной работы.
Первая глава содержит описание теоретической основы экспериментальной работы автора по диагностике сформированности творческой активности у детей младшего школьного возраста. Автор проводит анализ и обобщение психолого-педагогических и методических научных трудов и монографических работ отечественных ученых (Большакова Б.Ю., Мелик-Пашаева А.А., Максимовой С.В., Туник Е.Е., Грецова А.Т.) по проблеме исследования. Глава состоит из двух параграфов, в которых раскрывается особенность принятой терминологии и основных направлений деятельности автора для доказательства выдвинутой гипотезы.
Вторая глава описывает содержание опытно-экспериментальной работы, проведенной автором по теме исследования на заявленной базе, и состоит из констатирующей, формирующей и контрольной частей.
Констатирующая часть эксперимента - педагогическая диагностика, включающая психолого-педагогическую диагностику сформированности творческой активности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в МБОУ СШ №4 г. Тольятти. В экспериментальной работе принимали участие 40 обучающихся (2 группы). Все участники были учащимися 2-го класса.
Формирующая часть эксперимента - проектирование и проведение педагогической деятельности, направленной на активное формирование творческой активности, включающей в себя:
• использование ИКТ и анимационных фильмов, созданных детьми;
• применение инновационных техник рисования на уроках изобразительного искусства;
• описание промежуточных и итоговых оценок и прогнозируемой эффективности представленного варианта педагогической работы.
Таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы автора даны в приложении.
Контрольная часть эксперимента - проведение повторного тестирования детей экспериментальной и контрольной группы, анализ полученных результатов, построение наглядных диаграмм, подтверждающих гипотезу автора бакалаврской работы.
В заключении автор бакалаврской работы делает выводы о способах эффективного развития творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках по изобразительному искусству и их применении в практической работе педагога начальной школы.
Проблема формирования творческой активности детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности в школе мало изучена и актуальна в современной школьной практике и поэтому требует теоретического исследования и разработки на практике. Интерес к проблеме объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно думать, является условием его успешной профессиональной и социальной деятельности.
Многие годы результативность школьного образования оценивалась с точки зрения овладения ребенком системой знаний, составляющих основу наук, изучаемых школьной программой. Детям приходилось много запоминать. Выпускники наших школ по уровню фактических знаний заметно превосходили своих сверстников из большинства стран. Наука сегодня идет по пути интенсивного развития, и освоить путем запоминания даже элементарную основу практически невозможно. Особенностью реорганизации образовательного процесса сегодня, проходящего на основе ФГОС нового поколения, является деятельностный подход к построению обучения. Именно такой подход ставит во главу угла создание условий активного творческого развития ребенка. Основной задачей школы становится наряду с вооружением выпускника основами знаний по предметам развитие и закрепление интереса к самому процессу получения знаний, освоение способов и приемов исследовательской творческой работы.
В современном мире предъявляются новые требования к личности и одно из них - это высокий творческий потенциал. Развитие творческой активности процесс интересный, многогранный и сложный. Начиная работать в начальной школе над развитием творческой активности ребенка, педагог закладывает краеугольный камень основы яркой, творческой и активной личности в будущем.
В ходе проведенной экспериментальной работы был проведен педагогический эксперимент на базе МБОУ СШ №4 (начальная школа) г.о. Тольятти. Сравнительные показатели по итогам проведения констатирующего и контрольного экспериментов, позволили исследовать особенности и положительную динамику процесса развития творческой активности младших школьников, тем самым доказать правильность условий, выдвинутых гипотезой исследования: процесс развития творческой активности учащихся начальной школы будет более эффективным, если на уроках изобразительного искусства использовать нетрадиционные техники рисования, ИКТ и создания анимационных фильмов.
Выполненное исследование и анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что развитие творческой активности детей имеет теоретическое и практическое значение.
Поставленная нами цель - экспериментальное подтверждение эффективности использования ИКТ и креативных технологий изобразительной деятельности как средства развития творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, была достигнута и реализована через поставленные задачи.
Была составлена серия планов-конспектов уроков изобразительного искусства в начальной школе, направленных на развитие творческой активности на уроках изобразительного искусства, которая на наш взгляд является эффективной, так как позволяет достаточно успешно развивать творческую активность. Это доказывает проведенное тестирование. Апробируя разработанные задания для выполнения на уроках изобразительного искусства, необходимые для развития творческой активности у детей младшего школьного возраста, мы определили потенциальный ресурс этой педагогической техники. Эксперимент показал, что условием положительной динамики развития творческой активности в рамках целенаправленной педагогической деятельности можно считать использование методического материала, разработанного для проведения данной экспериментальной работы в образовательном процессе, применение ИКТ.
Данные об изменении уровня сформированности творческой активности показали, что количество выполненных заданий, уровень разработанности изображений, качество композиционного решения и другие характеристики критериев творческой активности значительно выросли, что доказано тестированием, проводимым на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Анализируя опытно-экспериментальную работу по развитию творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, мы выявили ее эффективность. Сравнивая показатели и результаты тестирования, мы видим, что уровень проявления творческой активности у детей экспериментальной группы заметно увеличился по сравнению с результатами детей контрольной группы.
Сущность предлагаемых изменений, которые проводились на уроках изобразительного искусства состояла в том, что на уроке изобразительного искусства создавалась ситуация познавательного затруднения, при которой младшие школьники сталкивались с необходимостью самостоятельно изучить новую креативную технику выполнения изображения. Это позволило организовать активную самостоятельную изобразительную деятельность учащихся, в независимости от их предпочтения, отдаваемого какому-либо виду изобразительного искусства или материалу, не зависимо от ранее полученных навыков работы изобразительными материалами. В результате чего был сформирован устойчивый интерес детей к творческим видам деятельности, активизировался процесс овладения навыками рисования, умениями работы с материалами и развилась творческая активность.
Использование компьютера на уроках в школе - эффективный метод в развитии творческой личности, в том числе и детей младшего школьного возраста. Применение в школе компьютерной техники учителями начальных классов делает преподавание материала на уроке эффективным, ярким, информационно наполненным. Доказано, что применение технических средств обучения на уроках улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих способностей учащихся, в том числе и начальной школы. Использование ИКТ в рамках экспериментальной работы обеспечило создание условий для развития творческой активности детей. Выполнение коллективных работ на уроках изобразительного искусства в эксперименте показало формирование способности к коллективной продуктивной изобразительной деятельности.
Результаты тестирования наглядно показали, что уровень развития творческой активности у детей, участвующих в эксперименте, находится в положительной динамике. Мы наблюдали улучшение показателей практически по всем выбранным для тестирования параметрам, возросла успеваемость учащихся по предмету «Изобразительное искусство» и по другим предметам. Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ и нетрадиционных техник изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства, положительно влияют на развитие творческой активности младших школьников.
Проведенный анализ взглядов различных исследователей по проблеме развития творческой активности, позволил нам выяснить, что творческая активность детей связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, эмоциональным отношением к деятельности, в том числе и учебной. Чтобы выявить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность», мы опирались на понятия «творчество» и «активность». Так же в данной работе были определены основные критерии, и уровни сформированности творческой активности младших школьников. Для целенаправленного развития данного качества личности, описаны качественные характеристики трех уровней ее сформированности: низкого, среднего и высокого.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что уровень развития творческой активности детей вырос. Это позволило нам сделать вывод о том, что использования ИКТ и креативных технологий изобразительной деятельности как средства развития творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, достаточно эффективно. Данная бакалаврская работа на тему «Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства» носит экспериментальный характер и может быть использована в практической деятельности молодыми специалистами учителями начальных классов, а также студентами колледжей при прохождении педагогической практики.
Результаты проведенной работы показали, что повышение уровня сформированности творческой активности у младших школьников может активно проходить на уроках изобразительного искусства при условии применения средств ИКТ и нетрадиционных техник изобразительного искусства при выполнении заданий. Такие уроки могут обогатить опыт работы начинающего педагога и практиканта, привить младшим школьникам интерес к изобразительному искусству как к предмету.
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2019 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 6. «Полномочия Российской Федерации в сфере образования», ст. 7. «Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 15. «Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения», ст. 27. «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», ст. 100. «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования», ст. 101. «Информационные системы в системе образования» http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2019 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2015 N 1645, от 31.12.2019 N 1578) https://base.garant.ru/70291362/
4. Алижанова Х.А. Методическое сопровождение развития творческой активности младшего школьника // Проблемы современной педагогики. Педагогический журнал. Свердловск, 2015. - 84 с.
5. Алейников А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. 2019. - № 12. - С.29-34.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогического творчества. Казань: КГУ. - 2020. - 238с.
7. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. М.: Просвещение, 2015. - 96 с.
8. Баянкина В.Д. Основы творческой активности ребенка (рекомендации молодому педагогу) Екатеринбург, 2000. - 328с.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М. Воронеж, 1995. - 520 с.
10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд. Цент «Академия». 2015. - 320 с.
11. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? / Д. Б. Богоявленская // Психология. Журнал высшей школы экономики 2019. - № 2. - С.54-65.
12. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства. Методические рекомендации. Спб, 2014. - 34 с.
13. Веселова Л.Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мурман. Гос. Пед. Ун-т. - Мурманск, 2006. - 18 с.
14. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 2015. - 72 с.
15. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
...