Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования навыков продуктивных видов речевой деятельности при обучении в сотрудничестве 7
1.1 Характеристика продуктивных видов речевой деятельности 7
1.2 Особенности формирования навыков говорения и письма 12
1.3 Технология обучения в сотрудничестве ее история, виды, преимущества 17
Глава 2 Применение технологии обучения в сотрудничестве при формировании навыков продуктивных видов речевой деятельности 27
2.1 Психолого-педагогическая характеристика студентов младших курсов 27
2.2 Разработка развернутого плана занятия с использованием технологии обучения в сотрудничества 30
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментального обучения при формировании навыков говорения и письма в рамках технологии обучения в сотрудничестве 34
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложение А Тест на умение работать в сотрудничестве 46
Приложение Б Материалы для оценки навыков говорения и письма у студентов 47
Приложение В Развернутый план занятия по английскому у студентов 1 курса неязыковой специальности 53
Формирование коммуникативной компетенции является основной целью занятий по иностранному языку. Ввиду тенденции на переход к гуманистическим способам обучения учителя постоянно находятся в поиске новых технологий преподавания. И все чаще преподаватели по всему миру стали обращаться к технологии обучения в сотрудничестве. Востребованность данная технология получила за счет того, что обучение в малых группах не только само по себе интереснее и эффективнее, чем индивидуальное обучение, но также успех достигается не только в академических знаниях учащихся, но и в их нравственном развитии. Актуальность данного исследования состоит в возможности использования технологии обучения в сотрудничестве при формировании коммуникативной компетенции, а именно при совершенствовании навыков и умений различных видов речевой деятельности.
Объектом исследования является - система обучения иностранному языку студентов младших курсов, а предметом - процесс формирования навыков продуктивных видов речевой деятельности. Цель заключается в повышении эффективности формирования навыков продуктивных видов речевой деятельности с помощью технологии обучения в сотрудничестве у студентов младших курсов. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические источники по проблеме исследования и рассмотреть особенности формирования продуктивных видов речевой деятельности;
2) рассмотреть особенности технологии сотрудничества на занятиях по английскому языку, и ее историю;
3) дать психолого-педагогическую характеристику студентов младших курсов, учет которых необходим при совершенствовании умений продуктивных видов речевой деятельности с использованием технологии сотрудничества;
4) разработать развернутый план занятия, используя технологию сотрудничества, и проанализировать результаты опытно-экспериментального обучения с использованием данной технологии.
В данном исследовании были использованы такие методы, как анализ литературы и научных источников по теме исследования, накопление эмпирического опыта, анализ исходных условий и данных, опытное обучение.
Методологическую основу исследования составляют труды по психологии (С.Б. Зырянов), технологии обучения в сотрудничестве (Е.С. Полат, Д. Джонсон, Ю.А. Лябах), формированию навыков говорения и письма (Е.Н. Соловова, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов).
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка учителями школ или университетов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором рассматривается аппарат исследования, двух глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений. В первой главе рассматриваются продуктивные виды речевой деятельности и технологии их формирования, а также идея технологии обучения в сотрудничестве. Во второй главе представляется психолого-педагогическая характеристика студентов младших курсов и оценка навыков говорения и письма у студентов. Также в данной главе представлены результаты апробации занятия, которые указывают на эффективность и достоверность предложенных материалов. Заключение содержит основные выводы проведенного исследования.
В данном исследовании подробно рассмотрено использование технологии обучения в сотрудничестве при формировании навыков говорения и письма.
Проанализировав теоретические источники по проблеме исследования, была определена методологическая основа нашего исследования. На основе определений, которые дают И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, можно утверждать, что продуктивные виды речевой деятельности - это процессы выражения внешней активности, и к ним относятся говорение и письмо. При анализе особенностей формирования навыков говорения и письма, было получено четкое представление о технологии формирования навыков, а анализ теоретических источников помог избежать стандартных ошибок.
Рассмотрев идею принципа сотрудничества и его историю в педагогике, были выявлены существующие виды сотрудничества и правила их применения на практике, а также осуществление контроля при данном виде деятельности.
Были обобщены психолого-педагогические характеристики студентов младших курсов, учет которых необходим при формировании навыков продуктивных видов речевой деятельности и, соответственно, при разработке развернутого плана занятия.
Главной особенностью студентов, которые только что окончили школу, является формирование новой модели поведения и становление студента, как личности. Тест на умение работать в команде подтвердил, что студенты положительно настроены на данный вид деятельности. А оценка навыков говорения и письма выявила средний балл по группе 13 из 20, что по школе оценивания является оценкой «удовлетворительно». Поэтому главной целью занятия стало формирование и совершенствование навыков говорения и письма в рамках технологии сотрудничества. Упражнения на занятии были составлены по двум видам обучения в сотрудничестве «Пила» и «Обучение в команде».
Резюмируя проведенные исследования, можно утверждать, что обучение в сотрудничестве способствует лучшему формированию навыков говорения и письма на занятиях по «Иностранному языку». Также при обучении в сотрудничестве развиваются личностные качества студентов такие, как самостоятельность, умение работать в команде, и достижение поставленных целей.
Разработанные упражнения, доказавшие свою эффективность при формировании и совершенствовании навыков говорения и письма, можно успешно использовать на практических занятиях по английскому языку в вузе.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Дальнейшие исследования может быть посвящено использованию технологии обучения в сотрудничестве для формирования навыков рецептивных видов речевой деятельности.
1. Алиева А. Э. Интеграционные подходы в обучении письму на уроках английского языка // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 1005-1006. URL: https://moluch.ru/archive/89/18324/ (дата обращения: 10.06.2020).
2. Афлятунова Н.А. Подходы к пониманию сотрудничества в психологической науке // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. №3 (7). С. 43-45. URL: https:ZZcyberleniHka.ru/articleZH/podhody-k-ponimaniyu-sotrudnichestva-v- psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 10.06.2020).
3. Бирюкова О.А. Обучение говорению в старших классах : метод интервью на уроке английского языка // Научное обозрение. 2017. №2. С. 1-12. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obuchenie-govoreniyu-v- starshih-klassah-metod-intervyu-na-uroke-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 10.06.2020).
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. : «Лабиринт», 1999. 352 с.
5. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учебное пособие для студентов лингвистов университетов и факультетов иностранного языка высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
6. Гарбер И.Е. Три определения и три подхода к изучению сотрудничества: в социальной, организационной и педагогической психологии // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 3 (27). С. 238-244. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZн/tri-opredeleniya-i-tri-podhoda-k-izucheniyu-sotrudnichestva-v-sotsialnoy-organizatsioнnoy-i- pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения: 10.06.2020).
7. Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с.
8. Дорофеева Л.С. Опыт и перспективы использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроке иностранного языка // Инновационное развитие профессионального развития. 2016. №1 (25). С. 31-37. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/opyt-i-perspektivy-ispolzovaniya- tehnologii-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na- uroke-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 10.06.2020).
9. Ждан А.Н. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова в контексте культурно-деятельностного подхода // Развитие личности. 2015. №3. С. 23-39. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/teoriya-razvivayuschego-obucheniya-v-v-davydova-v-kontekste-kulturno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 10.06.2020).
10. Жигулина О. В. Основные характеристики педагогики сотрудничества // Молодой ученый. 2018. № 31 (217). С. 99-101. URL: https://moluch.ru/archive/217/52226/ (дата обращения: 10.06.2020).
11. Зырянов С.Б. Психологические особенности студента первокурсника факторы активизации его успешной учебы и познавательной деятельности // Аграрное образование и наука. 2013. № 2. С. 3. URL: http:ZZaon.urgau.ruZruZissuesZ4Zarticles/47 (дата обращения: 10.06.2020).
12. Иванова Е.Г. Методика обучения в сотрудничестве на начальном этапе средней образовательной школы (На материале английского языка) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02, защищена 2003 : Москва, 2003, 212 c.
13. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 4 (15). URL: http:ZZwww.mprj.ruZarchiv_globalZ2012_4_15Z nomer/nomer20.php (дата обращения: 10.06.2020).
14. Караваев Н.Л. Структурная организация деятельности человека // Концепт. 2014. №6. С.101-104. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/strukturnaya-organizatsiya-deyatelnosti- cheloveka (дата обращения: 10.06.2020).
15. Кощеев В. А. Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной коммуникативной компетенции // Молодой ученый. 2016. № 15 (119). С. 464-468. URL: https://moluch.ru/archive/119/32890/ (дата обращения: 10.06.2020).
...