Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Работа №109038

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы95
Год сдачи2020
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования исследовательской активности детей 6-7 лет в процессе экспериментирования 11
1.1 Состояние проблемы формирования исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности 17
1.3 Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования 21
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет исследовательской активности 28
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования 37
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности исследовательской активности детей 6-7 лет 55
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Приложение А Протокол регистрации выбора детей контрольной и экспериментальной групп в соответствии с методикой «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой 74
Приложение Б Проект развивающей предметно-пространственной среды по организации экспериментирования с детьми 6-7 лет 75
Приложение В Проектирование условий формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования 88

Актуальность темы исследования обусловлено тем, что в образовательной практике непрерывно идет процесс по поиску и внедрению механизмов развития исследовательских, интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста. Данная тенденция обусловлена тем, что высокая динамичность современного мира, происходящие интенсивные и стремительные перемены влияют на сохранение гармонии с окружающим миром. Детям сложно адаптироваться к быстро меняющимся требованиям современного общества без наличия умений самостоятельно исследовать, познавать и преобразовывать объекты окружающего мира в их социальном природном и культурном разнообразии.
Все глубже происходит понимание того, что от педагогически грамотного построения образовательного процесса, направленного на развитие познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей во многом зависит как жизненный успех отдельной личности, так и возможность человечества полноценно функционировать в современном мире. Первоосновы такой личности необходимо заложить в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, Л.М. Кларина, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе).
Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет к организации первой ступени образовательной системы - дошкольному образованию высокие требования. Предъявляемые требования отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, на основе которого дошкольные образовательные организации разрабатывают образовательные программы. Целевыми ориентирами к результатам освоения программы на этапе завершения дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО являются наличие следующий компетенций: ребенок обладает инициативой и самостоятельностью в области исследовательской деятельности; ребенок любознателен, понимает причинно-следственные связи в окружающем мире, проявляет самостоятельность в объяснениях явлений природы; склонен и стремиться к наблюдению, экспериментированию; интересуется представлениями из области живой природы, естествознания и другие.
Несмотря на потребность общества, содержание целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, исследователями (А.М. Вербенец, О.В. Афанасьевой, О.В. Киреевой, Т.И. Бабаевой и другими), выявлено, что у детей к старшему дошкольному возрасту наблюдается снижение любознательности, исследовательской активности, от сформированности которых зависит развитие исследовательских, творческих способностей. Авторы видят решение данной проблемы, в организации исследовательской деятельности детей в детском саду качественно более высокого уровня, ориентированной на становление исследовательской позиции ребенка в познавательно-исследовательской деятельности, организуемой в форме детского экспериментирования, являющимся видом поисковой деятельности в которой происходит формирование исследовательской активности.
На развивающую возможность детского экспериментирования для развития исследовательской активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста указывают работы Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, выделяющие детское экспериментирование как ведущий вид деятельности. Детское экспериментирование, по их мнению, способствует самостоятельному поиску и получению детьми новых знаний путем активного взаимодействия с миром тем самым способствуя формированию исследовательской активности, инициативности и самостоятельности ребенка при решения различного рода задач проблемно-поискового характера.
Таким образом, можно выделить противоречие, делающее своевременным изучение проблемы формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе детского экспериментирования: возросшая потребность в обществе в личности способной к исследовательской, творческой деятельности, с одной стороны, и недооценка возможностей процесса экспериментирования в практике детских садов по формированию исследовательской активности, с другой стороны.
Исходя из актуальности и противоречия данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования».
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Объект исследования: процесс формирования исследовательской активности детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования.
В основу исследования положена прогностическая гипотеза о том, что формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования будет успешным при реализации комплекса педагогических условий:
• стимулирующая поддержка взрослыми детей с учетом направленности интересов, стремлений детей к экспериментированию;
• формирование исследовательской активности строится как этапный процесс, в котором осуществляется целенаправленное включение детей в экспериментальные ситуации, обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного познания;
• обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми направленное на становление субъектной позиции дошкольников в процессе экспериментирования;
• взаимодействие семьи и детского сада, направленное на взаимодополняемость и обогащение практики детского экспериментирования;
• создание развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей исследовательскую активность в процессе экспериментирования.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи.
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать педагогические условия формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования.
2. Определить показатели и выявить уровни сформированности у детей 6-7 лет исследовательской активности.
3. Определить эффективность предложенных педагогических условий формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ программно-методической литературы и нормативных документов в аспекте исследуемой проблемы; систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
• эмпирические методы: педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретические основы исследования:
• теоретические положения относительно процесса развития исследовательской активности, представленные в исследованиях Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой, А.И. Савенкова;
• положения о ведущей роли экспериментирования в познавательном развитии детей дошкольного возраста Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова.
Новизна исследования:
• определены педагогические условия формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования;
• определены исследовательские умения, освоение которых способствует формированию самостоятельности исследовательского поиска детей 6-7 лет в процессе экспериментировании.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
• уточнены понятия «детское экспериментирование», «исследовательская активность», а также показатели проявления у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации:
• методики педагогической диагностики исследовательской активности детей 6-7 лет в процессе экспериментирования;
• поэтапной организации процесса формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в экспериментировании;
• конкретизации содержания, тематики детского экспериментирования и методов формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментировании.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад № 92, п. Северка, г. Екатеринбурга.
Структура и объем работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (23 источника), 3 приложений. Текст содержит 19 таблиц, 10 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило убедиться в правомерности выдвинутых положений гипотезы, а также позволило сформулировать следующие выводы.
Исследовательская активность дошкольника проявляется в стремлении реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, наблюдений, опытов) потребности в познании объектов окружающего мира, поиске решения проблемных ситуаций с помощью исследовательских умений, поисковых действий.
Исследовательская активность ребенка 6-7 лет представляет целостное образование трех компонентов: эмоционально-мотивационного компонента, который связан с интересом, желанием ребенка осуществлять исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательного компонента, который связан с представлениями ребенка о способах и средствах осуществления исследовательского поиска проблемы; операционного компонента, отражающего практический опыт поисковых действий, использования исследовательских умений.
Развитие исследовательской активности в экспериментировании связано с освоением комплекса исследовательских умений:
• принятие проблемной задачи;
• наличие интереса ребенка к процессу экспериментированию;
• умение решать проблему по возникшим предположениям, переносить знакомые способы деятельности (полученные представления) в новые условия;
• осознание процесса экспериментирования (отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка).
Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе экспериментирования осуществлялась поэтапно в соответствии с логикой педагогического эксперимента.
Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности исследовательских умений детей 6-7 лет. Констатирующий эксперимент показал преобладание у дошкольников исследовательской активности ситуативного характера из-за ограниченного опыта самостоятельного экспериментирования, недостаточного освоения необходимых исследовательских умений и интереса к решению проблем с помощью экспериментирования.
Формирующий эксперимент показал, что формирование у детей 6-7 лет исследовательской активности в экспериментировании происходит успешно при этапном построении данного процесса, который обеспечивает становление основных структурных компонентов исследовательской активности, постепенное поэтапное вовлечение дошкольников в усложняющееся экспериментирование, возможность осуществления широкого самостоятельного исследовательского поиска.
В исследовании раскрывается поэтапная реализация процесса формирования у детей 6-7 лет исследовательской активности.
Первый этап мотивационно-ориентировочный - был направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Для этого использовались фокусы, проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд детей на вещи, приемы ТРИЗ, долговременные наблюдения за явлениями природы. Мы активно привлекали внимание детей к экспериментированию, организовывали проблемные ситуации и поиск способов их решения, инициировали проблемный диалог обсуждения результатов экспериментирования. Родители воспитанников на мотивационно-ориентировочном этапе занимали наблюдательно- поддерживающую позицию: проявляли интерес к детскому экспериментированию, по рекомендации воспитателя вели вместе с детьми наблюдения погоды, оформляли календари природы, проводили несложные опыты, поддерживая желание детей участвовать в исследовательской деятельности.
В результате данного этапа заметны общие изменения группы: дети стали проявлять выраженный интерес к необычным явлениям, смелее высказывать свои рассуждения; научились проводить мини-исследования и длительное наблюдение, фиксируя полученные результаты.
Второй этап содержательно-деятельностный - был направлен на формирование у детей 6-7 лет исследовательской активности в процессе накопления практического опыта экспериментирования. Обеспечивалось формирование исследовательской активности детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. Задачи данного этапа состояли в дальнейшем формировании интереса детей к экспериментированию; в освоении необходимых исследовательских умений, обеспечивающих возможность самостоятельного вариативного поиска решения значимых для детей проблем, требующих экспериментирования и проявления настойчивости в получении результата. Было организовано тематическое экспериментирование в рамках определенной темы: «Волшебница вода», «Песок и глина», «Удивительный воздух», «Волшебство света», «Сила притяжения магнита», содержание которых было построено по принципу дополняющих друг друга мини-исследований. Итогом второго этапа стало ярко выраженное стремление детей к осуществлению самостоятельного экспериментирования с применением сформированных исследовательских умений.
Завершающий третий этап, инициативно-творческий, был направлен на исследовательский поиск в рамках группового проекта детей и взрослых «Творческие идеи юных исследователей». Цель этапа состояла в создании условий для проявления у детей 6-7 лет исследовательской активности в самостоятельном и групповом экспериментировании.
Третий этап построен на взаимодействии детей, воспитателей, родителей в рамках совместной деятельности, что позволило дошкольникам развернуть исследовательский поиск в соответствии с собственными интересами, инициативами, возможностями.
Исследование доказало, что формирование у детей 6-7 лет исследовательской активности в экспериментировании обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием педагога с детьми.
Таким образом, взрослыми (воспитателем и родителями) поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.
В результате реализации разработанного комплекса педагогических условий произошло повышение уровня исследовательской активности детей в процессе экспериментирования, нарастание эмоционально-субъектных, деятельностно-субъектных проявлений.
В целом проведенное исследование доказало, что формирование у детей 6-7 лети исследовательской активности в процессе экспериментирования обеспечивает становление субъектной позиции в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе решения проблемно-познавательных задач в процессе экспериментирования.
Таким образом, в исследование реализована цель, решены поставленные задачи, подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы.


1. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / Авторы составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС». 2012. 160 с.
2. Гин С. А. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. учреждений. 3-е изд. Минска ИВЦ Минфина, 2007. 112 с.
3. Деркунская В. А. Педагогическая поддержка социализации современных дошкольников: от диагностики к технологии // Дошкольная педагогика. 2018. № 2. С. 4-7.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2013. 464 с.: ил.
5. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. М. : ТЦ Сфера, 2010. 64 с.
6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. М. : ТЦ Сфера, 2010. 240 с. (Программа развития).
7. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников / Готовимся к аттестации. СПб. : Детство-Пресс, 2002. С. 9-20.
8. Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе // Дошкольная педагогика. 2016. № 10. С. 10-13.
9. Лимонцева Г. В. Поведенческие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика. 2018. № 8. С. 44-47.
10. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. изд. 2-е. Волгоград : Учитель, 2013. 333 с.
11. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.. Кн. 2.: Психология образования : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 606 с.
12. Новгородова В. В. Нормативно-правовые документы, регламентирующие введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. 325 с.
13. Поддьяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1985. 200 с.
14. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. ПЕР СЭ, Ай Эр Медиа., М.: Саратов, 2019. 240 с.
15. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под общей редакцией Л. Н. Прохоровой. 3-е изд. М. : АРКТИ, 2005. 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ