ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности
1.1Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет
половозрастной идентичности
1.2Характеристика психолого-педагогических условий формирования
у детей 5-6 лет половозрастной идентичности
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет половозрастной идентичности
2.1Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
половозрастной идентичности
2.2Реализация психолого-педагогических условий формирования у
детей 5-6 лет половозрастной идентичности
2.3Выявление динамики сформированности у детей 5-6 лет
половозрастной идентичности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности
1.1Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет
половозрастной идентичности
1.2Характеристика психолого-педагогических условий формирования
у детей 5-6 лет половозрастной идентичности
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет половозрастной идентичности
2.1Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
половозрастной идентичности
2.2Реализация психолого-педагогических условий формирования у
детей 5-6 лет половозрастной идентичности
2.3Выявление динамики сформированности у детей 5-6 лет
половозрастной идентичности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Половозрастная идентичность представляет собой одну из главнейших идентичностей, которые формируются онтогенетически. Особенно динамично процесс становления половозрастной идентичности происходит в дошкольном возрасте.
На настоящий момент в отечественной и зарубежной психологии представлены исследования, направленные на изучение процесса формирования половозрастной идентичности на разных возрастных этапах, осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния половых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции. Это отражено в работах таких исследователей, как Н.В. Дворянчиков, А.А. Денисова, Е.П. Ильин, И.С. Кон, В.Е. Каган и многих других. Изучение этих вопросов имеет не только теоретическое, но и практическое значение в воспитании подрастающего поколения.
Процесс формирования половозрастной идентичности у дошкольников зависит от многих факторов. Особенно важное значение имеют стиль семейного воспитания, социальное окружение ребенка, качества педагогического воздействия и образовательной среды, а также состояние физического и психического здоровья детей. Положительно сформированная половозрастная идентичность является необходимым компонентом гармоничного развития личности.
Общеизвестно, что полноценного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и дошкольной организации ввиду различий воспитательных функций этих двух институтов (Е.П. Арнаутова). Следовательно, встает вопрос об организации психолого-педагогических условий, которые будут включать совместные усилия педагогов и родителей по формированию половозрастной идентичности.
На современном этапе взаимодействие семьи и ДОО по требованиям ФГОС ДО должно реализовываться как вовлечение родителей в образовательную деятельность детей, для чего используются различные формы работы. Одной из таких форм является организация детско- родительского клуба, в котором, несмотря на его преимущественно досуговый характер, возможно будет рассмотреть все необходимые аспекты формирования половозрастной идентичности.
С этой точки зрения представляется актуальным изучить разработанность психолого-педагогических условий формирования половозрастной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
После проведенного анализа исследований, можно сделать вывод о недостаточной изученности данной проблемы. В настоящее время можно выделить противоречия между необходимостью формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет
половозрастной идентичности возможно при следующих психологопедагогических условиях:
-создании детско-родительского клуба «Соответствие»;
-организации клубных встреч детей и родителей в форме детско- родительских тренингов по формированию половозрастной идентичности;
-включении родителей в процесс формирования у детей половозрастной идентичности и обучение их психологическим и педагогическим приемам взаимодействия с детьми.
Исходя из цели и поставленной гипотезы, были выделены следующие задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
2.Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
3.Экспериментально проверить эффективность психолого - педагогических условий формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; качественный и количественный анализы эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являлись:
-психолого-педагогические исследования по вопросам
определения понятия пола и гендера, идентичности и идентификации, половой идентичности (М.В. Заковоротная, И.С. Кон, В.Г. Леонтьев, Д. Мани, Дж. Мид, В.С. Мухина, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, Э.Эриксон);
-психолого-педагогические исследования по вопросам
определения половозрастной идентичности и ее компонентов (Н.Л. Белопольская, А.А. Денисова, Н.В. Дворянчиков, О.И. Иванова, А.М. Щетинина);
-исследования в области определения половозрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, М. Брайен, Л.А. Венгер, В.А. Иванников, В.Е. Каган, Д.В. Колисов, И.С. Кон, Н.Б. Сильверов, Е.О. Смирнова, Д.Г. Фризман, Э. Хастон);
-теоретико-методологические положения о технологии клубной деятельности, а именно об организации и специфике проведения детско - родительского клуба (Г.В. Белокурова, О.М. Беляева, Т.Н. Доронова, Е.А. Сидякина).
Новизна исследования: определение психолого-педагогических
условий формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности; определение показателей и уровней сформированности у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Практическая значимость исследования: разработанные психологопедагогические условия формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности могут быть внедрены в практику работы дошкольных образовательных организаций. Материалы исследования могут быть использованы родителями, педагогами-психологами.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 «Золотой улей» городского округа Тольятти. В исследовании приняло участие 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (35 источников), 6 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 2 рисунками.
На настоящий момент в отечественной и зарубежной психологии представлены исследования, направленные на изучение процесса формирования половозрастной идентичности на разных возрастных этапах, осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния половых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции. Это отражено в работах таких исследователей, как Н.В. Дворянчиков, А.А. Денисова, Е.П. Ильин, И.С. Кон, В.Е. Каган и многих других. Изучение этих вопросов имеет не только теоретическое, но и практическое значение в воспитании подрастающего поколения.
Процесс формирования половозрастной идентичности у дошкольников зависит от многих факторов. Особенно важное значение имеют стиль семейного воспитания, социальное окружение ребенка, качества педагогического воздействия и образовательной среды, а также состояние физического и психического здоровья детей. Положительно сформированная половозрастная идентичность является необходимым компонентом гармоничного развития личности.
Общеизвестно, что полноценного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и дошкольной организации ввиду различий воспитательных функций этих двух институтов (Е.П. Арнаутова). Следовательно, встает вопрос об организации психолого-педагогических условий, которые будут включать совместные усилия педагогов и родителей по формированию половозрастной идентичности.
На современном этапе взаимодействие семьи и ДОО по требованиям ФГОС ДО должно реализовываться как вовлечение родителей в образовательную деятельность детей, для чего используются различные формы работы. Одной из таких форм является организация детско- родительского клуба, в котором, несмотря на его преимущественно досуговый характер, возможно будет рассмотреть все необходимые аспекты формирования половозрастной идентичности.
С этой точки зрения представляется актуальным изучить разработанность психолого-педагогических условий формирования половозрастной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
После проведенного анализа исследований, можно сделать вывод о недостаточной изученности данной проблемы. В настоящее время можно выделить противоречия между необходимостью формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет
половозрастной идентичности возможно при следующих психологопедагогических условиях:
-создании детско-родительского клуба «Соответствие»;
-организации клубных встреч детей и родителей в форме детско- родительских тренингов по формированию половозрастной идентичности;
-включении родителей в процесс формирования у детей половозрастной идентичности и обучение их психологическим и педагогическим приемам взаимодействия с детьми.
Исходя из цели и поставленной гипотезы, были выделены следующие задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
2.Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
3.Экспериментально проверить эффективность психолого - педагогических условий формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; качественный и количественный анализы эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являлись:
-психолого-педагогические исследования по вопросам
определения понятия пола и гендера, идентичности и идентификации, половой идентичности (М.В. Заковоротная, И.С. Кон, В.Г. Леонтьев, Д. Мани, Дж. Мид, В.С. Мухина, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, Э.Эриксон);
-психолого-педагогические исследования по вопросам
определения половозрастной идентичности и ее компонентов (Н.Л. Белопольская, А.А. Денисова, Н.В. Дворянчиков, О.И. Иванова, А.М. Щетинина);
-исследования в области определения половозрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, М. Брайен, Л.А. Венгер, В.А. Иванников, В.Е. Каган, Д.В. Колисов, И.С. Кон, Н.Б. Сильверов, Е.О. Смирнова, Д.Г. Фризман, Э. Хастон);
-теоретико-методологические положения о технологии клубной деятельности, а именно об организации и специфике проведения детско - родительского клуба (Г.В. Белокурова, О.М. Беляева, Т.Н. Доронова, Е.А. Сидякина).
Новизна исследования: определение психолого-педагогических
условий формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности; определение показателей и уровней сформированности у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности.
Практическая значимость исследования: разработанные психологопедагогические условия формирования у детей 5-6 лет половозрастной идентичности могут быть внедрены в практику работы дошкольных образовательных организаций. Материалы исследования могут быть использованы родителями, педагогами-психологами.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 «Золотой улей» городского округа Тольятти. В исследовании приняло участие 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (35 источников), 6 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 2 рисунками.
Исходя из результатов теоретического анализа, была выявлено, что проблема организации психолого-педагогических условий в процессе формирования половозрастной идентичности у детей 5-6 лет является актуальной в настоящее время. Основываясь на исследованиях Н.В. Дворянчикова и А.А. Денисовой, было выявлено, что для формирования половозрастной идентичности необходимо учитывать не только собственную половозрастную идентичность и отождествление себя с соответствующей половозрастной группой, но и умение принимать формы поведения, принятые в данной группе, регулировать собственное поведение в соответствии с этими формами.
Для определения уровня сформированности половозрастной идентичности нами был выделен ряд показателей, в соответствии с которыми были подобраны диагностические методики. Количественные результаты всех проведенных диагностик на констатирующем этапе показали, что низкий уровень имело 40% детей, средний - 50%, 10% детей - высокий. Исходя из результатов диагностик, было выявлена необходимость проведения работы по формированию половозрастной идентичности.
Нами установлено и экспериментально проверено, что формирование у детей 5-6 лет половозрастной идентичности возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
-создании детско-родительского клуба «Соответствие»;
-организации клубных встреч детей и родителей в форме детско - родительских тренингов по формированию половозрастной идентичности;
-включении родителей в процесс формирования у детей половозрастной идентичности и обучение их психологическим и педагогическим приемам взаимодействия с детьми.
Участвуя в деятельности детско-родительского клуба, у детей продолжали формироваться позитивные представления о себе, как представителе определенного пола, о своем теле, о своем возрасте и возрасте окружающих людей, о нормах поведения и о том, как правильно это поведение регулировать. У взрослых, принимавших участие в деятельности клуба, укреплялись положительные взаимоотношения с детьми, а также им была выданы необходимые рекомендации по вопросам формирования половозрастной идентичности.
После окончанию формирующего эксперимента были проведены соответствующие методики. Полученные результаты показали, что высокий уровень сформированности у детей 5-6 лет половозрастной идентичности был зафиксирован у 25% детей, средний - у 60% и низкий - у 10%.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало положительную динамику развития половозрастной идентичности у детей 5-6 лет. Так, показатели высокого уровня сформированности половозрастной идентичности повысились на 10%, среднего - на 10%, а количество детей с низким уровнем понизилось на 35%. Отсюда следует, что гипотеза, выдвинутая в исследовании, была подтверждена.
Проведенное исследование не смогло исчерпать все аспекты изучения проблемы влияния психолого-педагогических условий на формирование половозрастной идентичности у детей 5-6 лет в силу ее актуальности.
Для определения уровня сформированности половозрастной идентичности нами был выделен ряд показателей, в соответствии с которыми были подобраны диагностические методики. Количественные результаты всех проведенных диагностик на констатирующем этапе показали, что низкий уровень имело 40% детей, средний - 50%, 10% детей - высокий. Исходя из результатов диагностик, было выявлена необходимость проведения работы по формированию половозрастной идентичности.
Нами установлено и экспериментально проверено, что формирование у детей 5-6 лет половозрастной идентичности возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
-создании детско-родительского клуба «Соответствие»;
-организации клубных встреч детей и родителей в форме детско - родительских тренингов по формированию половозрастной идентичности;
-включении родителей в процесс формирования у детей половозрастной идентичности и обучение их психологическим и педагогическим приемам взаимодействия с детьми.
Участвуя в деятельности детско-родительского клуба, у детей продолжали формироваться позитивные представления о себе, как представителе определенного пола, о своем теле, о своем возрасте и возрасте окружающих людей, о нормах поведения и о том, как правильно это поведение регулировать. У взрослых, принимавших участие в деятельности клуба, укреплялись положительные взаимоотношения с детьми, а также им была выданы необходимые рекомендации по вопросам формирования половозрастной идентичности.
После окончанию формирующего эксперимента были проведены соответствующие методики. Полученные результаты показали, что высокий уровень сформированности у детей 5-6 лет половозрастной идентичности был зафиксирован у 25% детей, средний - у 60% и низкий - у 10%.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало положительную динамику развития половозрастной идентичности у детей 5-6 лет. Так, показатели высокого уровня сформированности половозрастной идентичности повысились на 10%, среднего - на 10%, а количество детей с низким уровнем понизилось на 35%. Отсюда следует, что гипотеза, выдвинутая в исследовании, была подтверждена.
Проведенное исследование не смогло исчерпать все аспекты изучения проблемы влияния психолого-педагогических условий на формирование половозрастной идентичности у детей 5-6 лет в силу ее актуальности.





