Введение
Глава 1 Теоретические основы организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1Психолого-педагогические аспекты сопровождения
субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2Характеристика службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей
с ограниченными возможностями здоровья
Глава 2 Экспериментальная работа по организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1Выявление исходного уровня результативности сопровождения субъектов образовательного процесса
в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2Апробация модели организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки
детей с ограниченными возможностями здоровья
2.3Определение результативности деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса
в области поддержки детей с ограниченными возможностями
здоровья
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Анкета для опроса педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Приложение Б Анкета для опроса родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Приложение В Положение о деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ОВЗ
Приложение Г Перспективный план работы с педагогами и родителями
Приложение Д Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Понимаю-чувствую-владею собой» с использованием элементов телесно-ориентированной терапии для детей с ОВЗ
Актуальность исследования. Сопровождение субъектов
образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальным и значимым как для педагогов, не имеющих дефектологического образования, так и для родителей. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях растет, востребованы специалисты, которые компетентны в данной области. Также, к сожалению, количество семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с каждым годом только увеличивается. Несомненно, что семья для ребенка является первым социальным институтом, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Родителями должны закладываться основы характера ребенка, формироваться особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Трудности, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, настолько серьезны, что справиться с ними в одиночку им не по силам. Поэтому вопросы по организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса становятся основополагающими в жизни таких семей. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, должны находиться в поле зрения службы сопровождения образовательной организации. На сегодняшний день недостаточно разработано научнометодическое обеспечение данного направления деятельности дошкольных образовательных организаций. Создание службы сопровождения субъектов образовательного процесса (педагогов и родителей) позволит расширить опыт комплексного подхода к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Научная база для разработки системы помощи семье, воспитывающей детей и подростков с отклонениями в развитии, в условиях образовательной
организации формировалась отечественными и зарубежными исследователями Л.С. Выготским, С.В. Ковалевым, Р.Ф. Майрамян,
Т. М. Мишиной, В.К. Мягер, А.Н. Смирновой и другими.
Исследования последних десятилетий (Л.М. Мастюкова,
А. Г. Московина, Е.А. Савина, А.И. Тащева, В.В. Ткачева, О.Б. Чарова, Л. М. Шипицына, В.В. Юстицкий) значительно расширили представления о влиянии семьи на социально-эмоциональное развитие «особого» ребенка. Однако проблемы сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях изучены и раскрыты недостаточно, что совершенно неправомерно, так как большинство проблем закладываются и формируются в дошкольном возрасте.
«Понятие «сопровождение» впервые появилось в исследованиях таких ученых, как Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередникова. По мнению исследователя Л.М. Шипицыной, главная задача сопровождения - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления формирующейся личности, а также защита прав ребенка на получение образования согласно их особенностям и возможностям. Она считает, что педагогический коллектив образовательной организации намного качественнее решит задачу по сопровождению при условии включения в него родителей. Добиться качественных результатов в коррекционно-развивающей деятельности с ребенком можно только во взаимодействии с родителями и педагогами дошкольной образовательной организации» [28]. На наш взгляд, сопровождение педагогов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является необходимым условием обеспечения успешной социальной реабилитации и выбора оптимальных путей жизненного самоопределения.
Из вышесказанного следует, что главной целью сопровождения является создание для семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья комфортных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации, адаптивной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации особенно остро звучит в коррекционной педагогике. Для ее решения, в первую очередь, необходимо создать условия для формирования личности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, при этом учесть его психофизические особенности, возможности и способности. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему коррекционно-образовательной работы дошкольной образовательной организации специальных служб сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современных условиях обнаруживается недостаточная эффективность существующих форм сопровождения педагогов и семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Многие родители и педагоги не владеют в полном объеме компетенциями, необходимыми для взаимодействия и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому следует усилить внимание к организации служб сопровождения таких семей и педагогов, не имеющих дефектологического образования.
Подробный анализ накопленных теоретических материалов, педагогической литературы по проблеме организаций служб сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья позволил нам выделить следующие противоречия:
- между необходимостью комплексного подхода к коррекционноразвивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с участием всех субъектов образовательного процесса) и недостаточным уровнем компетенций педагогов и родителей в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья;
-между возможностями образовательных организаций в психологопедагогическом сопровождении субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной реализацией этого процесса в дошкольных образовательных организациях из-за отсутствия научно-методического обеспечения.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как организовать в дошкольной образовательной организации службу сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья?
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально апробировать организационную модель службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - процесс сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - организация в дошкольной образовательной организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что результативность организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
-уточнением и дифференциацией сущности сопровождения субъектов образовательного процесса (педагогов и родителей);
-определением компонентов организационной модели службы сопровождения субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
-выделением индикаторов результативности деятельности организационной модели службы сопровождения.
Задачи исследования.
1.Изучить теоретические основы проблемы исследования, степень ее научной разработанности; определить категориальное поле исследования.
2.Определить индикаторы результативности деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.Разработать и апробировать организационную модель службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения:
-теоретические основы коррекционной педагогики и психологии в
области психологического просвещения субъектов образовательного процесса (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук,
Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева, Е.В. Устинова);
-положения исследований об особенностях детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии (Л.В. Кузнецова, И.И. Мамайчук, Ю.П. Поварёнков, Е.А. Савина, В.М. Сорокин, В.В. Ткачёва, Л.М. Шипицына, О.Б. Чарова.);
-положения теории групповой коррекции и консультирования родителей (А. Адлер, Т Гордон, Г.А. Мишина).
Для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ педагогической и психологической
литературы, анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта деятельности образовательных организаций в области сопровождения субъектов образовательного процесса;
эмпирические: анкетирование, наблюдение,
методической документации, эксперимент.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 201 «Волшебница» г.о. Тольятти.
В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап (2020-2021 гг.) - аналитико-поисковый. На данном этапе проанализирована специальная литература по проблеме исследования; определены объект, предмет, гипотеза и научный аппарат исследования; осуществлена разработка программы экспериментальной работы; выявлено исходное состояние предмета исследования.
Второй этап (2021-2022 гг.) - экспериментальный. Корректировка
общей программы исследования, осуществление экспериментальной работы, получение конкретных результатов, проведение первичного анализа результатов эксперимента, оценка эффективности вводимых
организационных решений.
Третий этап (2022 г.) - завершающий. Уточнение и обобщение
теоретических позиций, обработка и анализ данных эксперимента, систематизация результатов исследования, оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-уточнено и дифференцировано содержание деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса (педагогов и родителей) в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья;
-определены компоненты организационной модели службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимостьисследования состоит в том, что уточнены теоретические основы организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья; в разработке и внедрении в практику работы дошкольной образовательной организации организационной модели службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья; в применении результатов исследования специалистами дошкольных образовательных организаций и родителями в коррекционноразвивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной специальной психологии, андрагогики; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в определении компонентов организационной модели службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации и индикаторов результативности деятельности данной модели службы сопровождения; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, а также на педагогических советах в АНО ДО «Планета детства «Лада» детском саду № 201 «Волшебница» г.о. Тольятти. Материалы исследования нашли отражение в 3
публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1.Сопровождение субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации представляет непрерывную, последовательную совместную деятельность участников коррекционно - образовательного процесса (при ведущей и руководящей роли заместителя заведующего по воспитательной и методической работе), направленную на проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.Организационная модель службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации имеет локальный характер; структура модели службы сопровождения представлена компонентами: нормативным, целевым, содержательно-организационным, результативно-аналитическим.
3.Результативность деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья определяется следующими характеристиками: непрерывность (длительность, последовательность сопровождения); комплексность (взаимодействие участников, реализующих сопровождение коррекционно-образовательного процесса: заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, учителя-дефектолога, педагога- психолога, членов психолого-педагогического консилиума, воспитателей); адресность (определение содержания и форм сопровождения с учетом уровня психолого-педагогической компетентности и персональных запросов субъектов сопровождения: педагогов, родителей).
Индикаторами результативности деятельности организационной модели службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
-наличие нормативного обеспечения деятельности службы
сопровождения;
-наличие методического обеспечения деятельности службы
сопровождения;
-уровень компетентности воспитателей, не имеющих дефектологического образования, в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья;
-уровень компетентности родителей в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы (33 наименования) и 5 приложений. Текст содержит 4 рисунка, 6 таблиц. Основной текст работы изложен на 74 страницах.
Проведенное исследование, позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема сопровождение субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является актуальной. Л.М. Шипицина под сопровождение имеет ввиду «создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления формирующейся личности, а также защита прав ребенка на получение образования согласно их особенностям и возможностям. Она отмечает, что педагогический коллектив образовательной организации намного качественнее решит задачу по сопровождению семей, при условии включения в него родителей» [28].
В данном исследовании сопровождение субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации определяется как непрерывная, последовательная совместная деятельность участников коррекционно-образовательного процесса (при ведущей и руководящей роли заместителя заведующего по воспитательной и методической работе), направленная на проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Нами установлено и экспериментально проверено, что результативность организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
-уточнением и дифференциацией сущности психологического просвещения субъектов образовательного процесса (педагогов и родителей);
-определением компонентов организационной модели службы сопровождения субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
-выделением критериев результативности функционирования организационной модели службы сопровождения, механизмов ее развития в условиях дошкольной образовательной организации.
На констатирующем этапе эксперимента решались задачи, связанные сопределением индикаторов результативности деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ОВЗ; выявлении исходного состояния службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ОВЗ.
Индикаторами результативности организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ОВЗ выступили: наличие нормативного обеспечения деятельности службы
сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ОВЗ; наличие методического обеспечения деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ОВЗ; уровень компетентности воспитателей, не имеющих дефектологического образования, в области поддержки детей с ОВЗ; уровень компетентности родителей в области поддержки детей с ОВЗ.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать следующий вывод. Исходный уровень результативности организации службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ОВЗ недостаточный. Он характеризуется наличием структурных компонентов методического обеспечения сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ОВЗ (федерального, локального и частно-методического), однако их недостаточной полнотой; отсутствием, непрерывности и последовательности сопровождения, его недостаточной адресностью и комплексностью. Как родители, так и воспитатели испытывают затруднения в области поддержки детей с ОВЗ.
На формирующем этапе экспериментальной работы была апробирована организационная модель службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации, которая имела локальный характер (Дефектологический клуб). Структура модели службы сопровождения представлена компонентами: нормативным, целевым,
содержательно-организационным, результативно-аналитическим.
Итогом формирующего эксперимента стала оптимизация деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса. Уровень результативности деятельности службы определяется как достаточный: характеризуется наличием всех структурных компонентов нормативного и методического обеспечения деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с; целесообразностью и направленностью методической документации на обеспечение комплексности деятельности службы; компетентностью воспитателей, участвующих в реализации коррекционно-образовательного процесса; непрерывностью, последовательностью и адресным характером сопровождения субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей) в области поддержки детей с ОВЗ в соответствии с их персональными запросами и уровнем компетентности.
Таким образом, оптимизация деятельности службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации позволяет сделать вывод о том, что положения гипотезы исследования доказаны, цель работы достигнута, задачи решены.
1.Адушкина К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования. Ект. : 2017. 15 с.
2.Арпентьева М. Р Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей: монография. СПб. : Лань, 2019. 251 с.
3.Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие; Моск. гос. соц. ун-т. М. : Академия, 2004. 192 с.
4.Афонькина Ю. А. Технология комплексного психологопедагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста. Мурманск, 2010. 8 с.
5.Баженов В. Г. Психолого-педагогические условия комплексной работы с семьей и ребенком «группы риска». Сер. 3: Педагогика и психология, 2012. 28 с.
6.Бардиер Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1993. 96 с.
7.Безменова Е. И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. Челябинск : Два комсомольца, 2014. 22 с.
8.Бережнова Л. Н. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 109 с.
9.Васильева Н. Л. Психолого-социальное сопровождение личностного развития детей и подростков. СПб. : Скифия-принт, 2014. 158 с.
10.Гуров В. Н. Опыт организации социально-педагогической работы. М., 1993. 54 с.
11.Долгова В. И. Некоторые биосоциальные характеристики телеснопсихического здоровья дошкольников // BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY/SO CIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES: Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08 - August 14, 2013). Chiefeditor. Pavlov V. V. London, 2013. С. 33-34.
12.Дубровина И. В. Психологическое просвещение. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М. : Педагогика, 1991. 138 с.
13.Карачева С. А. Специфика работы психолога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. М., 2010. 43 с.
14.Клименко Т. Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2016. 38 с.
15.Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : «Академия», 1999. 70 с...