Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения детей 10-12 лет в системе дополнительного образования 11
1.1 Развитие творческого воображения детей 10-12 лет как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Моделирование как средство развития творческого воображения детей
10-12 лет в системе дополнительного образования 21
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей 10-12 лет посредством моделирования 39
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения
у детей 10-12 лет 39
2.2 Организация и осуществление процесса развития творческого
воображения детей посредством моделирования 55
2.3 Диагностика развития творческого воображения детей 10-12 лет 72
Выводы по второй главе 81
Заключение 83
Список используемой литературы 85
Приложение 91
В XXI веке, в новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Это требует, как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, которые позволяют реализовать эти концепции.
В практике обучения детей 10-12 лет основной акцент делается на выработку процессуальных умений (выполнять мыслительные операции, вычислять, решать стандартные задачи и др.). При этом недостаточное внимание уделяется смысловой стороне изучаемых понятий, что является необходимым признаком индивидуального подхода в обучении.
Модернизация образования, предполагая решение ряда системных задач (нормативно-правовых, экономических, содержательных и др.), выделяет первоочередной - создание современного качественного дополнительного образования, в котором созданы условия для творческого развития и самореализации детей. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения детей в системе дополнительного образования, так как прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни человека, делает возможным как художественное, так и научное, техническое творчество. Все, что окружает нас, все, что сделано рукой человека, весь мир культуры (в отличие от мира природы) - является продуктом человеческого творчества, основанного на воображении.
Всесторонне процесс воображения исследуется в трудах психологов и философов A.B. Брушлинского, JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, А.Я. Дудецкого, Е.И. Игнатьева, A.B. Петровского, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.Г. Ярошевского и др.
Развитие творчества у детей 10-12 лет требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициативной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, ее нужно стимулировать и активизировать. Школьное обучение, направленное на развитие таких психических процессов, как мышление, восприятие, память, недостаточно внимания уделяет такому важному процессу, как развитие творческого воображения. Это и определяет актуальность исследования данной проблемы на социально-педагогическом уровне.
Особое значение в теории дополнительного образования проблема развития творческого воображения детей приобрела в условиях все более интенсивного и широкого использования в образовательных процессах информационных технологий. Необходимость исследования возможностей их применения в качестве средства развития творческого воображения детей определяет актуальность рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне.
Компьютеризация всех областей образования, как инструментария образовательного процесса, делает необходимым поиск новых методов обучения, в том числе методов обучения детей моделированию.
Моделированию и конструированию технических объектов и объектов учебно-производственного назначения в условиях системы дополнительного образования посвятили труды О.Я. Гельман, П.П. Головин, В.И. Качнев, Г.В. Миклошевский, А.Е. Стахурский, В.К. Шмаков, и др.
Необходимость разработки методических аспектов применения информационных технологий, особенно в части использования средств компьютерной графики в известных педагогических технологиях развития творческого воображения детей, определяет актуальность исследуемой проблемы на научно-методическом уровне.
Однако при всей значимости проведенных исследований, в них не достаточное внимание уделено вопросу развития творческого воображения детей 10-12 лет посредством моделирования в системе дополнительного образования.
Анализ проведенных исследований по проблеме развития творческого воображения детей позволил выделить наиболее важные противоречия:
- между требованиями общества к формированию личности, с развитым активным творческим воображением и недостаточным развитием у детей 10-12 лет творческого воображения;
- между необходимостью развития творческого воображения детей 10-12 лет и недостаточной исследованностью возможностей (организационно-педагогических условий), повышающих результативность этого процесса;
- между необходимостью оптимизации организационно- педагогических условий развития творческого воображения детей 10 -12 лет и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения механизмов реализации данного процесса.
На основе выделенных противоречий была определена проблема исследования: какое влияние окажет моделирование в системе дополнительного образования на развитие творческого воображения детей 10-12 лет?
Необходимость разрешения выделенных противоречий и актуальность рассмотренной проблемы определили тему исследования: «Развитие творческого воображения детей 10-12 лет посредством моделирования в системе дополнительного образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике влияние средств моделирования в системе дополнительного образования на развитие творческого воображения детей 10-12 лет.
Объектом является процесс развития творческого воображения детей 10-12 лет в системе дополнительного образования.
Предметом исследования является развитие творческого воображения детей 10-12 лет посредством моделирования в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения у детей 10-12 лет будет возможным и эффективным, если:
- обоснованы роль и место моделирования в системе дополнительного образования в развитии творческого воображения у детей 10-12 лет;
- разработаны и реализованы организационно-педагогические условия: программа, пособие, проверочные игровые задания в форме электронного образовательного ресурса.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования и выявить степень ее разработанности в теории и практике.
2. Изучить организацию развития творческого воображения в практике системы дополнительного образования.
3. Уточнить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого воображения детей 10 -12 лет в системе дополнительного образования.
4. В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность выдвинутых положений.
Теоретической основой исследования послужили:
- психолого-педагогические концепции воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, В.Д. Шадриков и др.);
- теория развивающего обучения (Л.С, Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);
- деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению (П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.);
- организация детского технического творчества (П.Н. Андрианов, Л.А. Болотина, В.А. Горский, А.П. Журавлева, В.В. Колотилов и др.)
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ работ психологов, философов, педагогов по проблеме воображения;
- изучение работ специалистов по методике обучения моделированию;
- анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по моделированию;
- проведение педагогического эксперимента и статистическая обработка его результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Базой для исследования было МБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г.о. Тольятти. Исследование осуществлялось с детьми 10-12 лет.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 2015 по 2017гг.
На первом этапе (сентябрь 2015г. - февраль 2016г.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2016 г.- февраль 2017 г.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалась и апробировалась образовательная программа «ЗИ-мастер» в системе дополнительного образования, направленная на развитие творческого воображения детей 10-12 лет.
На третьем этапе (февраль 2017 г. - май 2017 г.) проводился сравнительный анализ результатов опытно -экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна данного исследования заключается в разработке:
- новых направлений развития творческого воображения детей в условиях дополнительного образования в соответствии со спецификой моделирования;
- комплекса организационно-педагогических условий развития творческого воображения детей 10-12 лет в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие «творческое воображение детей 10-12 лет» и охарактеризованы его компоненты (показатели);
- предложено конструктивное решение научно -педагогической проблемы развития творческого воображения детей 10-12 лет посредством моделирования в системе дополнительного образования. Теоретически обоснованы методы, упражнения и задания, используемые на занятиях по моделированию в системе дополнительного образования, способные влиять на развитие творческого воображения детей.
Практическая значимость исследования. Материалы экспериментальной работы могут быть использованы педагогами в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях для развития их творческого воображения.
Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и их внедрение осуществлялось через публикации материалов и выступления на научно-практических конференциях: VII международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (г. Самара, март 2016 г.), студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (г. Тольятти, 28 марта - 12 апреля 2016 г., 2017 г.).
По теме диссертации имеются 5 публикаций: в научном журнале «Международный студенческий научный вестник» (2015 г.), научном журнале «Вестник магистратуры» (2016 г.), в сборнике материалов конференции «Актуальные вопросы современной педагогики», в сборнике материалов конференции «Проблемы образования на современном этапе» (2016 г., 2017 г.), в сборнике материалов областной заочной конференции по развитию технического творчества.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческое воображение детей 10-12 лет - это процесс построения детьми новых образов и представлений, посредством их когнитивно - интеллектуальных (восприимчивость к творческой проблеме, способность выдвигать большое количество идей, использовать нестандартные подходы в работе) и информационных способностей (знание компьютерных программ для максимального преобразования конструкции и отыскания оригинальных цветовых решений)
2. Развитие творческого воображения детей 10-12 лет посредством моделирования происходит в системе дополнительного образования, которое способствует самоопределению детей 10-12 лет в социокультурной и профессиональной областях, включению их в творческую деятельность в области технического моделирования, развитию их нравственных качеств и эмоциональной сферы, формированию информационной культуры.
3. Процесс развития творческого воображения детей 10 -12 лет в системе дополнительного образования посредством моделирования будет эффективен, если разработать комплекс организационно-педагогических условий:
- игры на конструирование;
- программа «3В-мастер», направленная на мотивацию к творчеству и на развитие творческого воображения детей в процесс обучения моделированию;
- электронное пособие «Мой компьютерный мир», включающее задания и интерактивные игры с использованием информационно - коммуникационных технологий.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и 6 приложений.
В ходе исследования проблемы развития творческого воображения детей 10-12 лет была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме; рассмотрена сущность, содержание и основные понятия творческого воображения; характеристики младшего подросткового возраста; изучены методы, формы и приемы развития творческого воображения в процессе моделирования.
В процессе работы над данной проблемой были сделаны следующие выводы:
1. Творческое воображение детей 10-12 лет понимается как процесс построения детьми новых образов и представлений, посредством их когнитивно-интеллектуальных (восприимчивость к творческой проблеме, способность выдвигать большое количество идей, использовать нестандартные подходы в работе) и информационных способностей (знание компьютерных программ для максимального преобразования конструкции и отыскания оригинальных цветовых решений).
2. Развитие творческого воображения в период младшего подросткового возраста (10-12 лет), период формирования и развития воссоздающего воображения, является наиболее благоприятным.
3. Развитию творческого воображения детей способствует система дополнительного образования, которая является уникальной, с точки зрения создания необходимых условий, для развития творческого потенциала и воображения детей этого возраста.
4. Любой вид моделирования самым непосредственным образом влияет на развитие воображения, а использование информационных технологий в процессе обучения моделированию существенно повышает мотивацию детей к обучению.
5. Разработанный комплекс организационно-педагогических условий способствует повышению уровня развития творческого воображения детей системе дополнительного образования посредством моделирования.
Исследование уровня развития творческого воображения осуществляется по диагностическим методикам на основе следующих показателей:
- восприимчивость к творческой проблеме;
- использование графических редакторов для разработки собственного творческого продукта (модели);
- количество выдвигаемых идей;
- способность преобразовывать конструкцию, разрабатывать новые дополнительные детали модели;
- владение нестандартными подходами в процессе работы над моделью;
- оригинальность цветового решения модели.
Формирующий эксперимент представляет собой организацию работы по развитию творческого воображения на основе комплекса заданий, включенных в структуру занятий в процессе обучения моделированию.
Результаты экспериментальной работы по развитию творческого воображения детей 10-12 лет подтвердили выдвинутую нами гипотезу. По результатам опытно-экспериментального исследования на основе сравнения результатов уровня развития творческого воображения стало видно, что высокий уровень повысился на 20%, средний уровень не изменился, низкий уровень понизился 20%.
Следовательно, цель, задачи и гипотетическое предположение исследования нашли свое подтверждение. Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
1. Авдеева, Т.Г. ТРИЗ как средство развития творческой личности [Текст] / Т. Г. Авдеева // Инновации в науке. - 2013. - №19. - С.57-61.
2. Андрианов, П.Н. Техническое творчество учащихся [Текст] / П.Н. Андрианов. - М. : Просвещение, 1986 - 128 с.
3. Бардин, В.М. Обучение техническому творчеству как одна из актуальных задач образования [Текст] / В.М. Бардин// Интеграция образования.- 2002.- № 1. - С. 71-74.
4. Беженарь, Ю.П. Компьютерно-графическое моделирование как средство формирования графической культуры школьников : монография [Текст] / Ю. П. Беженарь. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2008. - 139 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: природа и диагностика [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М. : ЦНПРО, 2013. - 208 с.
6. Вдовина, С.А. Становление творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования [Текст] / С.А. Вдовина, И.М. Кунгурова, Е.В. Воронина // ЧиО. - 2014. - №3. - С.86-91
7. Величко, Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [Текст] / Ю.В. Величко// Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - №2-3. - С.629-631.
8. Виноградова, И.А. Диагностика творческого потенциала учащихся [Текст] / И.А. Виноградова // Актуальные вопросы современной науки. -
2014. - №34. - С.95-104.
9. Волгуснова, Е.А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников [Текст] / Е.А. Волгуснова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Том 20, №3. - С.44-47.
10. Вундт, В.М. Очерк психологии [Текст] / В.М. Вундт. - М. : Терра,
2015. - 464 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 2002. - 504 с.
12. Вяткина, А.Г. Воображение как основа творческого процесса [Текст] / А.Г. Вяткина // Научные проблемы гуманитарных исследований. -
2011. - №6. -С.250-255.
13. Горский, В.А. Техническое конструирование [Текст] / В.А. Горский.
- М. : Дрофа, 2010. - 112 с.
14. Григорьева, М.В. Творческая активность и самоактуализация личности подростка [Текст] /М.В. Григорьева, Е.Н. Заболотина// Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013.
- №3. - С.273-279.
15. Грязнова, Е.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / Е.В. Грязнова, И.Е. Смелкова // Наука, техника и образование. - 2015. - №10 (16). - С.195-197
16. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2008. - 368 с.
17. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 2004. - 153 с.
18. Евтехов, А.В. Техническое моделирование в школе [Текст] / А.В. Евтехов// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. -№3. - С.18-21.
19. Жейнова, С.С. Формирование творческих качеств личности: теоретический аспект [Текст] / С.С. Жейнова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С.107.
20. Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М. : Знание, 1968. - 32 с.
21. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] / Э.В. Ильенков. - М. : МПСИ, 2010. - 807 с.
22. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 444 с.
23. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л.Г. Карпова // ОНВ. - 2015. - №2 (136). - С.137-139.
24. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] /А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2009. - 426 с.
25. Мазейкин, Е.М. Основы творческо-конструкторской деятельности и моделирования [Текст] : учеб. пособие / Е.М. Мазейкин, В.Е. Шмелев. - Тула: Изд-во ТГПУ, 2002. - 180 с.
26. Мазуркин, П.М. Психолого-педагогические основы научно-технического творчества [Текст] /П.М. Мазуркин// Современные проблемы науки и образования. - 2010. - №3. - С.58-70.
27. Матяш, Н.В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей [Текст] / Н.В. Матяш, И.А. Мезенцева, П.В. Матюхина - Брянск: БИПКРО, 2014. - 148 с.
28. Меерович, М. Технология творческого мышления [Текст] / М. Меерович, Л.И. Шрагина. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2008 - 495 с.
29. Морозова, О.В. Творческое воображение в младшем школьном возрасте [Текст] / О.В. Морозова // Инновации в науке. - 2013. - №20. - С.71-77.
30. Мукалиева, М.С. Развитие познавательной и творческой активности на уроках информатики [Текст] / М.С. Мукалиева // Вестник науки и образования. - 2015. - №10 (12). - С.96-98.
31. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1: общие основы психологии [Текст]: Учебник для студентов пед.вузов / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 1995. - 576 с.
32. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение [Текст]: учебное пособие для студ. / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 192 с.
33. Педагогика креативности : Прикладной курс научного творчества [Текст]: учебное пособие / В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. - Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО, 2013. - 211 с.
34. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский. - М. : Академия, 2006. - 512 с.
35. Платонов, К.К. О системе психологим [Текст] / К.К. Платонов. - М. : Мысль, 1972. - 216 с.
36. Пономарев, Я.А. Психология творчества: общая,
дифференциальная, прикладная [Текст] / А.Я. Пономарев. - М. : Наука, 1990. - 222 с.
37. Притыкин, Ф.Н. Преподавание графических дисциплин с учетом возможностей современных компьютерных технологий [Текст] /Ф.Н. Притыкин// ОНВ. - 2012. - №4. - С.256-259.
38. Рибо Т.А. Творческое воображение / Т.А. Рибо - М.: Книга по требованию, 2013. - 328 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб. : Питер, 2008 - 712 с.
40. Рубцова, О.В. Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования) [Текст] / О.В. Рубцова, Л.Б. Кривошеева // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 3. - C. 133-146.
41. Сайниев, Н.С. Новый взгляд в творческой деятельности школьника [Текст] / Н.С. Сайниев// Вестник ЧГПУ. - 2014. - №6. - С. 125-132.
42. Славина, Л. С. Трудные дети: избранные психологические труды [Текст] / Л.С. Славина. - Воронеж: МОДЭК, 2006. - 496 с.
43. Сидельникова, М.А. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования [Текст] / М.А. Сидельникова, Г.М. Клочкова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара, 2016. - С. 201-205.
44. Сидельникова, М.А. Развитие творческого воображения детей 10-12 лет в системе дополнительного образования посредством моделирования [Текст]/ М.А. Сидельникова // Проблемы образования на современном этапе : материалы всероссийской студенческой научной конференции, 3 - 15 апреля 2017 г. Выпуск VI / Сост. О.В. Дыбина, О.П. Лазарева, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. - Ульяновск, 2017. - С. 177-182.
45. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : МПСИ, 2010.- 388 с.
46. Толмачева, О.А. Теоретические аспекты интеллектуальной одаренности и творческого мышления [Текст] / О.А.Толмачева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №6-2. - С.101-103.
47. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Питер, 2013. - 320 с.
48. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Речь, 2003.- 96 с.
49. Чернецкая, Н.И. Использование интерактивных методов в развитии творческого мышления школьников [Текст] /Н.И. Чернецкая // ОНВ. - 2011. - №3-98. - С.126-128.
50. Шабалина, Н.К. Современные проблемы детского технического творчества [Текст] / Н.К. Шабалина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3 - С.491.
51. Шадриков, В.Д. Интеллектуальные операции [Текст] / В.Д. Шадриков. - М. : 2006. - 106 с.
52. Швецова, И.В. Воздействие «среды» и «средства» на развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников в досуговое время [Текст] / И.В. Швецова // МНКО. - 2013. - №6 (43). - С.145-147.
53. Шрагина, Л.И. Психология воображения как методологическая проблема (на примере анализа работ В. Вундта и Т. Рибо) [Текст] / Л.И. Шрагина// Psihologie pedagogie speciala asistenta sociala - 2013. - № 3. (32). - Р.11-27.
54. Шурыгин, В.Ю. Развитие технических способностей одаренных детей во внеклассной работе [Текст] / В.Ю. Шурыгин, А.В. Дерягин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 273-280.
55. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Академия, 2011. - 384 с.
56. Шрагша, Л.1. Проблема психологи творчого уявлення в работ!
Т. Р1бо «Творча уява» [Текст] / Л.1. Шрапна // В1сник Харк!вського
нацюнального ушверситету. Зб!рник наукових праць. Сер!я «ПсихолоПя» -
2013. - Випуск 52, №1065.- с. 76 -80
57. Howard-Jones, P.A. A Dual-state Model of Creative Cognition for Supporting Strategies that Foster Creativity in the Classroom/ P.A. Howard- Jones // International Journal of Technology and Design Education. - 2002. - № 12. - P.215-226
58. Michael, K.Y. The Effect of a Computer Simulation Activity versus a Hands-on Activity on Product Creativity in Technology Education/ K.Y. Michael // Journal of Technology Education. - 2001. - Vol. 13. - №1. - P.31-43
59. Sorby, S.A. Developing 3-D Spatial Visualization Skills / S.A. Sorby // Engineering Design Graphics Journal. - 1999. Vol. 63. - №.2. - Р. 21-32.
60. Katsioloudis P. A Comparative Analysis of Spatial Visualization Ability and Drafting Models for Industrial and Technology Education Students / P. Katsioloudis, V. Jovanovic, M. Jones // Journal of Technology Education. -
2014. - Vol. 26. - No. 1. - P.88-101.