Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности

Работа №108988

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы формирования культуры межличностных отношений подростков средствами внеурочной деятельности
1.1Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2Особенности формирования культуры межличностных
отношений в подростковом возрасте
1.3Детско-взрослая общность как среда формирования
культуры межличностных отношений
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию культуры межличностных отношений подростков
2.1Выявление уровня сформированности культуры
межличностных отношений подростков
2.2Содержание работы по формированию культуры
межличностных отношений подростков в детско-взрослой студии “Центр Притяжения”
2.3Динамика сформированности культуры межличностных
отношений подростков
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Списки учащихся принимающих участие в
эксперименте
Приложение Б Общие результаты уровня межличностных
отношений на констатирующем этапе
Приложение В Общие результаты уровня межличностных
отношений на контрольном этапе

Формирование культуры межличностных отношений - одно из необходимых условий для социализации личности в обществе. Каждый вид отношений необходим для становления культуры межличностных отношений, они влияют на понимание социальных связей, установок и направлений, которые важны в дальнейшем профессиональном становлении подростка как в обществе сверстников, так и в обществе взрослых. ФГОС ООО нацеливает на подготовку детей и молодёжи, которые «уважают других людей, умеют вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [43]. В документах «Об образовании», ФГОС ООО и НО указана важность внедрения инновационных методик обучения и воспитания с целью воспитания детей, умеющих коммуницировать, общаться и выстраивать межличностные отношения [35].
Формирование культуры межличностных отношений подростков необходимо, поскольку подтверждено тенденциям социальноэкономического развития системы образования. Проблема изучения межличностных отношений довольно широко освещена в психологопедагогической литературе. С.Л. Рубинштейн занимался изучением природы возникновения межличностных отношений в детском возрасте. Г.М. Андреева рассматривала суть потребности человека в межличностном взаимодействии. А.В. Петровский описывал «феномен коллективного самосознания» как важный аспект в межличностном общении. Е. П. Варфоломеева выделяла критерии межличностных отношений. А. А. Бодалев, И.Г. Тиханова занимались анализом культуры межличностного общения в подростковом возрасте. Е.И. Стрюк изучала возможности формирования положительных межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста. Е.П. Варфоломеева проводила анализ культуры межличностных отношений младших подростков.
Подростковый возраст - это важный возрастной период, на котором происходит завершение формирования личности и наступает этап становления в обществе. Особенности возраста определяют взаимоотношения с окружающими, в особенности, со сверстниками, которые довольно сложные и не всегда протекают в положительном ключе. Плохие отношения со сверстниками негативно отражаются на подростке, создают проблемы не только личностного, но и общественного характера. Сложности взаимоотношений между подростками в детско-взрослой общности, которые мешают формированию коллектива и культуры межличностных отношений делает тему интересной и актуальной для педагогов. Детско-взрослая общность - это совместная деятельность взрослого и подростка, где общение, обмен мыслями и идеями происходит на равных с целью достижения определенного результата.
Формирование культуры межличностных отношений подростков в первую очередь подразумевает формирование продуктивного взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками. Процесс формирования культуры межличностных отношений в детско-взрослой общности влияет на становление личности подростка, формируя у него необходимые социальные навыки. Заложенные социальные качества в последствии подросток переносит и во взрослую жизнь. Но, несмотря на теоретическую и практическую значимость этих исследований, их актуальность в решении задач формирования культуры межличностных отношений подростков, следует отметить, что во внеурочной деятельности недостаточно программ, направленных на формирование культуры межличностных отношений подростков. Указанные недостатки в решении проблемы формирования культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности явились причиной выявленных противоречий между:
- потребностью общества в социально-компетентных и готовых к работе в команде людей и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий и воспитательных технологий, ориентированных на формирование культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности;
-потенциальными возможностями внеурочной деятельности и
недостаточной научно-теоретической и практической
разработанностью форм и методов формирования в них культуры межличностных отношений подростков.
Исходя из выделенных противоречий определилась проблема исследования: каковы особенности формирования межличностных
отношений подростков в детско-взрослой общности?
Исходя из проблемы определена тема исследования «Формирование культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности».
Объект исследования: процесс формирования культуры
межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности.
Предмет исследования: детско-взрослая общность как среда
формирования культуры межличностных отношений подростков во внеурочной деятельности.
Цель исследования: повышение уровня сформированности культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности.
Гипотеза исследования: формирование культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности будет эффективно, если:
-разработать и реализовать программу внеурочной деятельности,
которая будет направлена на формирование положительной мотивации по взаимодействию в команде; освоение знаний культуры межличностных отношений, осознание подростками ценности,
уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте;
-использовать в работе с подростками формы и методы работы, которые направлены на развитие эмоционально позитивного отношения к окружающим с учетом специфики коммуникативной культуры в детско-взрослом сообществе; создание условий формирования единого коллектива, формирование культурных ценностей в контексте культуры межличностных отношений и конструктивных способов оптимизации межличностных отношений;
-осуществлять мониторинг готовности подростков к продуктивному взаимоотношению с окружением на основе разработанного диагностического инструментария.
Задачи исследования:
1.Определить сущность понятия «межличностные отношения» и особенности формирования культуры межличностных отношений в подростковом возрасте;
2.Выявить уровень сформированности культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности;
3.Определить содержание работы по формированию культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой студии «Центр притяжения».
4.Проанализировать динамику сформированности культуры
межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения теории общения, его генезиса и отношений межличностного взаимодействия (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев); психологии общения (Г. М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, B.H. Мясищев, Б.Д. Парыгин); теория развития личности в общении (Л.И. Божович, Л.П. Буева); теория понимания в межличностном познании и общении (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев), культура межличностных отношений (А.М. Андреевой, А.В. Карушева, О.С. Ладыгина).
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования:
-теоретические: сравнительный и сопоставительный анализы
философской, психолого-педагогической и методической
литературы, программно-методической документации;
систематизация, анализ и прогнозирование;
-эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование,
интервью,
-наблюдение и количественная обработка фактического материала исследования.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа №93»,
медиагруппа «Центр притяжения» г.о. Тольятти.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь 2019 - июнь 2020г.г.) - проанализирована психолого-педагогическая литература, в результате был определен и сформулирован научный аппарат исследования, его объект, предмет, гипотеза.
Второй этап (сентябрь 2020 - февраль 2021г.г.) - конкретизировались теоретические позиции исследования, определены и реализованы психологопедагогические условия формирования культуры межличностных отношений подростков посредством внеурочной деятельности, проведен сбор и описание этапа экспериментальной работы.
Третий этап (март - июнь 2021г.) - обобщены полученные результаты опытно-экспериментальной работы, уточнены теоретические положения, оформлен материал диссертационного исследования, сформулированы выводы, велось оформление исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-охарактеризованы подходы к процессу формирования культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности;
-обоснованы возможности внеурочной деятельности в формировании культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности;
-выявлен диагностический инструментарий формирования культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности.
Теоретическая значимость исследования: Теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в выявлении и систематизации научных взглядов на понятия «культура межличностных отношений»; обосновании содержания, форм, методов эффективной реализации процесса формирования культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности в системе внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов для совершенствования внеурочной деятельности подростков в детских общественных объединениях. Программа внеурочной деятельности «Цифровая гигиена» может быть использована в процессе обучения подростков в учреждениях общего и дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются его методологической базой, использованием современных научных достижений психолого-педагогических наук, применением комплексных методов, адекватных задачам, объекту и предмету исследования; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных; реализацией материалов исследования в детско- взрослой общности.
Апробация исследования. Результаты исследования нашли свое отражение в научных статьях, в материалах городской научной конференции (г. Тольятти, 2020), региональной научной конференции (Проблемы образования на современном этапе, г. Тольятти, 2020), международных научно-практических конференциях (г. Пенза, 2021), XCII международной научно-практической конференции “Психология и педагогика: интеграция наук XXI века” (г. Казань, 2021).
Личный вклад автора исследования заключается в организации и проведении исследования состоит в организации занятий по формированию культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности на базе медиа-группы.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Формирование культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности предполагает организацию содержательнонасыщенной совместной деятельности на базе внеурочной деятельности по специально-разработанной программе, которая направлена на формирование положительной мотивации взаимодействию в команде; освоение знаний культуры межличностных отношений, осознание подростками ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
2.Формирование культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности возможно при использовании форм и методов работы, которые направлены на развитие эмоционально позитивного отношения к окружающим с учетом специфики коммуникативной культуры в детско-взрослом сообществе; создание условий формирования единого коллектива, формирование культурных ценностей в контексте культуры межличностных отношений и конструктивных способов оптимизации межличностных отношений.
3.Показатели и уровни формирования культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности характеризуются: наличием потребности в межличностных отношениях; наличием мотивации в культурных межличностных отношениях; эмоциональными установками на межличностные отношения; эмоциональными контактами в межличностном общении; пониманием особенностей личности для эффективного взаимодействия внутри коллектива; знанием средств для эффективного построения межличностных отношений в коллективе; знанием средств культурного общения; умением налаживать межличностное общение; умением культурного взаимодействия в коллективе; умением найти адекватные средства для культурного межличностного взаимодействия.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в проделанной работе изучалась важная проблема - формирование культуры межличностных отношений подростков средствами внеурочной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил уточнить понятие таких определений как «межличностные отношения» и «культура межличностных отношений». Были рассмотрены критерии межличностных отношений, в качестве которых выделяются: мотивационный, эмоциональноценностный, когнитивный и деятельностный. За основу в исследовании взяты критерии Е.П. Варфоломеевой:
-мотивационный (определяет стремление к продуктивному взаимодействию с окружающими);
-эмоционально-ценностный (определяет проявления отношения к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл);
-когнитивный (определяет знания и понимания норм поведения в субьект-обьективных отношениях, понимания о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его);
-деятельностный (определяет способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления межличностного взаимодействия.
Приведен анализ взаимоотношений подростков со взрослыми и сверстниками; представлено изучение внеурочной деятельности как основного средства формирования культуры межличностных отношений подростков.
В соответствии с компонентами и показателями были сформулированы уровни наличия каждого критерия межличностных отношений подростков.
Высокий уровень - подростки имеют большой круг общения. Среди сверстников популярны, в компании чувствуют себя раскрепощенными и уверенными. С удовольствием устанавливают контакты с людьми, устанавливают и налаживают связи. Не испытывают проблем с общением, они с легкостью налаживают связи и контакты, они эмоциональны стабильны, к ним тянуться другие сверстники, они спокойны в общении. Подростки проявляют искренний интерес к людям, они легко заводят друзей и компании. Они легко общаются, положительно настроены к общению со сверстниками, они проявляют искренний интерес в общении. К ним тянутся сверстники и стремятся с ними дружить.
Средний уровень - подростки осторожны в выборе круга общения. Предпочитают общаться только в группах, которые интересны, их круг общения небольшой, но при этом у всех похожие интересы. Подростки порой испытывают эмоции, которые мешают им общаться и взаимодействовать с группой сверстников, однако в целом они могут наладить контакты и взаимодействие со сверстниками, в том числе и группой сверстников. Подростки особого интереса к дружбе не проявляют, друзей у них не много, предпочитают быть в небольших компаниях. Такие подростки предпочитают группы по интересам, отличные интересы от своих они не принимают.
Низкий уровень - подростки предпочитают общаться только в случае необходимости, особых межличностных контактов у подростков нет, активного стремления к общению не проявляют, у них очень ограничен круг друзей и социальных связей. Подростки испытывают проблемы, которые мешают им взаимодействовать с окружающими. Они эмоциональны по отношении к другим, при этом чаще всего эти эмоции имеют негативный окрас, которые не позволяют подросткам расслабиться и наладить межличностные отношения с группой сверстников. Подростки не любят компании и людей, дружить не умеют, не стараются заводить друзей . Подозрительны к новым людям и новым компаниям. Как правило, такие ученики неуверенные имеют различные страхи и опасения.
Разработку и реализация программы, направленной на формирование культуры межличностных отношений подростков посредством внеурочной деятельности в рамках реализации программы «Цифровая гигиена», способствовала созданию условий для формирования культуры межличностных отношений подростков на основе использования возможностей внеурочной деятельности как совместного эмоционального занятия. Основные мероприятия программы реализуются в школе.
Для обоснования эффективности программы формирующего эксперимента по формированию культуры межличностных отношений подростков посредством внеурочной деятельности в рамках реализации программы «Цифровая гигиена» была проведена повторная диагностика на основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что разработанная и апробированная работа по формированию культуры межличностных отношений подростков позволила выявить положительную динамику. Результаты в экспериментальной группе улучшились высокий вырос на 4%, средний на 12%, а низкий снизился на 16%, что позволяет утверждать, что проведенная работа средствами внеурочной деятельности позволила повысить уровень культуры межличностных отношений подростков. Исходя из представленных результатов, можно сказать, что у детей ЭГ результаты улучшились, а в КГ остались на прежнем уровне, не показав существенных изменений.
Согласно полученным данным, можно сделать заключение о том, что наша гипотеза подтвердилась, а проведённая опытно-экспериментальная работа оказалась эффективной и позволила повысить уровень культуры межличностных отношений подростков в экспериментальной группе.


1.Агентство стратегических инициатив: На ПМЭФ-2015 дан старт реализации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». 18.06.2015 [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/37031 (дата обращения: 06.12.2019).
2.Абраменкова В.В. Социальная психология детства : учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
3.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академический проект, 2014. 704 с.
4.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М. : Аспект Пресс, 2015. 363 с.
5.Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие. М.: ACADEMIA, 2012. 264 с.
6.Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. М. : 1983. 217 с.
7.Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2013. 272 с.
8.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие. СПб: Питер, 2008. 398 с.
9.Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М. : Мысль, 1978. 216 с.
10.Березина В.А. Дополнительное образование детей, как средство их творческого развития : диссертация ... кандидата психологических наук. М. 1998. 22 с.
11.Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014. 176 с.
12.Боровикова Л.И. Искусство обучения. Введение в дидактику дополнительного образования детей. Новосибирск., 2013. 113 с.
13.Варфоломеева Е.П. Формирование культуры межличностных
отношений младших подростков во внеурочной деятельности : дис канд.
пед. наук: 13.00.01: М. : 2015. 170 с.
14.Вассерман Л.И. Родители глазами подростка СПб. : Речь, 2014. 256 с.
15.Верба И.К. Психология эффективного общения. Хабаровск: Изд- во Дальневосточного университета, 2013. 115 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ