Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования исследовательских умений детей 5-6 лет в процессе экспериментирования 8
1.1 Особенности формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений 8
1.2 Возможности экспериментирования в формировании
у детей 5-6 лет исследовательских умений 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
исследовательских умений 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию
у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования 30
2.3 Определение результативности работы по формированию
у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования 40
Заключение 50
Список используемой литературы и список используемых источников 53
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 56
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах 58
Приложение В Количественные результаты контрольного среза в экспериментальной и контрольной группах 60
Приложение Г Перспективное планирование 62
Приложение Д Конспекты непрерывной образовательной деятельности 66
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образование является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема развития у дошкольников познавательной активности, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой.
Исследовательские умения, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствуют эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. Наиболее актуальной задача развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста становится в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно развитие исследовательских умений должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности дошкольника в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС ДО, формирование исследовательских умений как области познавательного развития представлено в задаче: формирование познавательных действий, становление сознания.
Проблема формирования исследовательских умений у дошкольников изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности. Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной. Значение экспериментирования как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста раскрывается в работах Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, И.В. Истанько, Г.М. Казановой, Л.С. Киселевой, Н.Н. Поддьякова.
Все это определяет актуальность данной работы. Для формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений необходимо знать и уметь грамотно применять особенности их становления в процессе экспериментирования.
Таким образом, содержание дошкольного образования должно обеспечить формирование у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений и недостаточным использованием экспериментирования в данном процессе в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений.
Предмет исследования - формирование у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования возможно, если:
- разработано содержание непрерывной образовательной деятельности на основе детского экспериментирования;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами и оборудованием, необходимыми для организации детского экспериментирования;
- непрерывная образовательная деятельность по детскому экспериментированию включена в образовательный процесс старшей группы.
В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи.
1. Проанализировать особенности формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений; выявить возможности экспериментирования в формировании у детей 5-6 лет исследовательских умений.
2. Выявить уровень сформированности исследовательских умений детей 5-6 лет.
3. Определить и апробировать содержание, формы и методы работы по формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования.
4. Определить результативность работы по формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования.
С целью решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретическая основа исследования:
- теоретические положения относительно процесса развития исследовательских умений, представленные в исследованиях Н.И. Монахова, Г.Ш. Пидкасистого, И.Л. Подласого;
- особенности развития исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования, представленные в исследованиях Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Э.Ш. Натанзона, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Славиной.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования экспериментирования в формировании у детей 5-6 лет исследовательских умений.
Теоретическая значимость исследования: уточнены и конкретизированы показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 32 общеразвивающего вида», г. Ногинск.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка используемой литературы и списка используемых источников, включающего 32 наименования, и 5 приложений. В тексте представлены 12 рисунков, 3 таблицы.
Проведенное исследование позволило установить, что исследовательские умения - это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленное на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений. К основным особенностям детей 5-6 лет можно отнести следующие: ведущая деятельность этого возраста - игра, через игру идет освоение норм поведения и деятельности людей. Мышление развивается в познавательной активности, экспериментировании. В основе развития мышления лежит проба. Устойчивость внимания в этом возрасте не более 7-8 минут. Акцент на яркие, необычные образы, предметы. Память зависит от восприятия предметов. Воображение развивается через замещение одного предмета другим.
Важно понимать, что задача формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений не дать ребенку определенные знания, а развивать естественный интерес к окружающему миру - любопытство. На шестом году жизни исследовательские умения ребенка характеризуется следующими показателями: ребенок проявляет интерес к тому, что происходит в группе и окружающей среде; дифференцирует с помощью анализаторов различные свойства предметов и явлений окружающего мира; исследует объекты привычным для себя способом; экспериментирует с предметами, проводит опыты; впоследствии изучает и внутренние свойства, возможные действия; осуществляет различные действия; радуется открытиям; обосновывает собственные рассуждения с элементами доказательства; осуществляет самостоятельный поиск на отдельных этапах решения проблемы; действует согласно цели; делает выбор; расширяет и углубляет знания о предметах, которые его интересуют.
Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире. Правильно организованная экспериментальная деятельность способствует освоению детьми окружающего мира, его явлений и особенностей. Дети учатся познавать, исследовать и открывать что-то новое, понимать его значимость в жизни человека. Кроме того, экспериментальная деятельность позволяет детям думать, пробовать и решать проблемные задачи.
Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования осуществлялась поэтапно в соответствии с логикой педагогического эксперимента.
Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности исследовательских умений детей 5-6 лет. Критерии и показатели, а также диагностические задания были разработаны с опорой на исследования А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладают низким уровнем сформированности исследовательских умений 45% детей, средним - 55%, высокий уровень не выявлен. В контрольной группе 45% детей обладает низким уровнем, у 55% детей был выявлен средний уровень сформированности исследовательских умений, высокий уровень не выявлен. Полученные результаты констатирующего эксперимента обосновали необходимость проведения формирующего эксперимента, в ходе которого нами установлено и экспериментально проверено, что формирование у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе экспериментирования возможно, если:
- разработано содержание непрерывной образовательной деятельности на основе детского экспериментирования;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами и оборудованием, необходимыми для организации детского экспериментирования;
- непрерывная образовательная деятельность по детскому экспериментированию включена в образовательный процесс старшей группы.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности исследовательских умений у детей экспериментальной группы. Данные контрольного эксперимента показывают, что количество детей в процентном соотношении с низким уровнем сформированности исследовательских умений сократилось до 20%, тогда как на констатирующем этапе составляло 45%. Количество детей со средним уровнем увеличилось с 55% до 70%, с высоким - с 0% до 10%, что является показателем результативности проведенного формирующего эксперимента.
Процентное соотношение уровней сформированности исследовательских умений у детей контрольной группы не изменилось. Наблюдаемые изменения не существенны в сравнении с изменениями в экспериментальной группе.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что используемые средства экспериментирования в формировании у детей 5-6 лет исследовательских умений являются эффективными. Контрольный срез доказывает результативность проведенной работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность в ДОУ. Проект - это игра всерьез. М. : Наша новая школа, 2016. 48 с.
2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2015. № 1. С. 24¬36.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 2-е изд., стереотип. М. : Эксмо, 2017. 352 с.
4. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 336 с.
5. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. М. : Мозаика-Синтез, 2017. 136 с.
6. Виноградова E. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование. 2016. № 2. С. 47-56.
7. Виноградова Е. Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии. 2015. № 2. С. 50-59.
8. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2018. 208 с.
9. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 35-42.
10. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников //
Советская педагогика. 2018. № 3. С. 33-38
11. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и
образовательная технология. М. : Народное образование, 2016. 240 с.
12. Зубкова Т. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2017. 63 с.
13. Каратаева Н. А. Детское коллекционирование как элемент субкультуры детства // Детский сад: теория и практика. 2015. № 2. С. 6-15.
14. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2015. 96 с.
15. Клопотова Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 24-32.
16. Коваленко О. А. Коллекционирование как средство развития исследовательских умений // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 17-19.
17. Лисина. М. И. Развитие познавательной активности детей входе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 18-35.
18. Микерина А. С. Методика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. М. : «Искра-Профи», 2013. 106 с.
19. Морозова И. С. Познавательная активность дошкольников
[Электронный ресурс]. URL: http://teoria-
practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/12 (дата обращения: 16.12.2019 г.).
20. Морозова Л. Д. Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование» Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов : Методическое пособие для родителей. В 2-хч. Ч.2. М. : МГПИ, 2015. 90 с.
21. Морозова Л. Д. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я. 2018. № 2. С. 124-131.
22. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М. : Сфера, 2016. 122 с.
23. Николаева А. Н., Попова Л. В. Коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2017. Т. 6. С. 242-245.
24. Поддъяков Н. Н. Очерки психического развития дошкольников. М. : Просвещение, 2015. 177 с.
25. Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет. М. : Сфера, 2018. 143 с.
26. Поддьяков Н. Н Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. 2018. № 12. С. 68-74
27. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Эксмо, 2015. 144 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
29. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. М. : Владос, 2017. 291 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 25.11.2019 г.).
31. Фролов А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников. М. : Педагогика, 2019. 400 с.
32. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М. : Просвещение, 2019. 160 с.