Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданско-правовые механизмы противодействия коррупции

Работа №108867

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы исследования коррупционных правонарушений 5
1.1 Понятие коррупции, ее историческое развитие 5
1.2 Развитие отечественного законодательства, регулирующего средства и методы борьбы с коррупцией 13
2 Гражданско-правовые средства противодействия коррупционным правонарушениям 29
2.1 Гражданско-правовые методы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе 29
2.2 Гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения 39
2.3 Особенности привлечения к гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений 45
3 Проблемы применения гражданско-правовых средств борьбы с коррупцией 50
3.1 Причины неэффективной реализации гражданско-правовых мер по противодействию коррупции 50
3.2 Основные направления оптимизации мер и методов борьбы с коррупцией 61
Заключение 67
Библиографический список 70

Актуальность данной темы обусловлена практической и теоретической важностью вопросов, связанных с всесторонним анализом противоправных явлений российского общества – коррупции, а также выработкой механизмов ее противодействию, так как в интересах государства крайне необходимо отлаженное и действенное средство противодействия коррупционным преступлениям, которые являются чрезвычайно опасными для общества и государства.
Объектом исследования является гражданско-правовой механизм противодействия коррупции в России.
Предметом являются правовые нормы, которые входят в структуру гражданско-правового механизма противодействия коррупции в России, а также практика их применения.
Цель данного исследования заключается в комплексном анализе действующих механизмов противодействия коррупции, а также актуальных проблем реализации их в правоприменении.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность коррупции, историю борьбы с ней;
2. Рассмотреть гражданско-правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации;
3. Проанализировать эффективность применения гражданско-правовых средств борьбы с коррупцией;
4. Определить основные направления оптимизации мер и методов борьбы с коррупцией гражданско-правовой направленности.
В ходе исследования было выявлено следующее:
1. Организация противодействия коррупции является взаимосвязанным и взаимообусловленным комплексом мероприятий правового, социального, организационного и иного характера, охватывает различные сферы антикоррупционной деятельности и имеет своей целью создать необходимые условия для эффективной борьбы с коррупцией.
2. Противодействие коррупции, борьба с ней – общая задача, соответственно нормы всех институтов права должны применяться к борьбе с коррупцией, в Федеральном законе Российской Федерации о борьбе с коррупцией содержится довольно значительные положения о противодействии коррупции в системе госслужбы;
3. Анализ гражданского законодательства свидетельствует о недостаточности правовых мер по противодействию коррупции. Для того чтобы пресечь и предупредить коррупцию необходим системный подход.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коррупция представляет собой сложный правовой, социальный и политический феномен. Она воспроизводится именно государством, и это следствие несовершенства механизма его управления и правового совершенствования. Она возникает из-за низких правовых и общекультурных условий, отсутствия национальных идей, низкого уровня правосознания, других негативных процессов.
Коррупция – одна из самых актуальных проблем современного общества. Необходимо ликвидировать предпосылки и условия, позволяющие использовать ресурсы общества, чтобы получить частную выгоду на государственной гражданской службе, минимизирую влияние коррупционных процессов. С целью искоренения условий и причин, а также последствий для проявления коррупции, реализуется антикоррупционная реформа, утвержден Национальный план противодействия коррупции, принят пакет федеральных законов и других нормативных актов.
Правовое регулирование ответственности за коррупционные правонарушения требует дальнейшего совершенствования.
Во-первых, необходимо ратифицировать Конвенцию о гражданско- правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года. Во-вторых, четко сформулировать основания конфискации имущества, полученного в результате совершения коррупционного правонарушения. В-третьих, закрепить особые правила возмещения репутационного вреда, причиненного государственному или муниципальному органу в результате совершения коррупционного правонарушения.
Проведённое исследование позволило сформулировать следующие предложения в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности:
 Приоритеты развития механизмов противодействия коррупции в России должны основываться не только на отечественном, но и зарубежном опыте реализации антикоррупционного противодействия.
 Необходимо ввести определение понятия «коррупционное правонарушение» в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку несмотря на отсутствие в действующем Федеральном законе определение коррупционного правонарушения отсутствует, хотя само понятие «коррупционное правонарушение» употребляется в статье 13, да и в других статьях указанного закона. В статье 13 закреплено: «Граждане Российской̆ Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской̆ Федерации».
Нормативное закрепление дефиниции коррупционного правонарушения является крайне необходимо, поскольку невозможно организовать противодействие явлению, юридические признаки которого не даны в составе преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). В данном случае определение «коррупции», установленное в Законе «О противодействии коррупции», будет ограничиваться небольшим рядом коррупционных преступлений, уголовная ответственность за которые установлена в нормах ст. ст. 204, 290, 291, 289 УК РФ.
Противодействие коррупции должно быть сконцентрировано в направлении от совершенствования работы в органах государственной власти и управления – до идеологической и организаторской работы в массах в целях воспитания у граждан нетерпимости к любым проявлениям коррупционных составляющих. Необходимо совершенствование института частной собственности и мероприятий по его защиты, обеспечение неотвратимости наказаний за причастность к коррупционным деяниям, создание эффективной системы защиты свидетелей в уголовных и гражданских судебных разбирательствах против коррупционеров, построение системы подбора сотрудников для государственной и муниципальной службы с учетом передовых зарубежных практик, внедрение системы высоких этических требований к чиновникам и контроля за их исполнением.
Анализ гражданско-правового законодательства показывает о недостаточности правовых мер, направленных на борьбу с коррупцией. Необходим системный подход, включающий совершенствование института конфискации, а также ратификация ряда международных конвенций.
Успешная борьба с данным негативным явлением требует системного подхода, зависит от эффективности практически всех сфер управления государством, от качества функционирования органов государственной власти, прокуратуры, судов, правоохранительных органов, работа которых должна основываться на принципе максимальной информационной открытости и быть подконтрольной гражданскому обществу.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июл. 2004 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
3. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции (вместе с «Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации», «Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений»): указ Президента Рос. Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29. Ст. 4477.
4. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции»): Указ Президента Рос. Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1670.
5. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»: указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 30. Ст. 4070.
6. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: указ Президента Рос. Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16. Ст. 1875.
7. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента Рос. Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 (в ред. от 9 октября 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 21. Ст. 2429. 77
8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы: указ Президента Рос. Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 14. Ст. 1985.
9. О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 14 июня 2018 г. № 17 // Рос. Газета. 2018. 22 июн.
10. О противодействии коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6228.
11. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июл. 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3424.
12. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 февр. 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12. Ст. 1231.
13. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 апр. 2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.
14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1. Ст. 212.
15. О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 7 июля 78 2015 г. № 32 // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2015. № 9. С. 22 – 26.
16. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 нояб. 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
17. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
18. Авакьян С.А. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: коллективная монография. – М.: Юстицинформ, 2016. – 512 с.
19. Важенина И. В. К вопросу о профилактике коррупции в полиции Великобритании //Евразийский юридический журнал. 2016. №. 6. – 45 с.
20. Воруничев Д. С. Зарубежный опыт противодействия коррупции: уголовное законодательство в сфере противодействия коррупции, антикоррупционное декларирование, регулирование конфликта интересов, совершение служебных разоблачений //Оглавление. 2015. №4. – 206 с.
21. Гевелинг Л. Наступление клептократии (Приживется ли в России нигерийская модель коррупции?) // Власть. 2002. № 8. – 65 с.
22. Гумеров Т.А. Уголовно-процессуальная политика борьбы с коррупционной преступностью: зарубежный формат // Журнал российского права. 2015. № 12. – 105 с.
23. Глазунова А.А., Толоконникова Е.В. Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. – 295 с.
24. Гравина А.А. Реализация международных принципов противодействия коррупции при осуществлении правосудия // Журнал российского права. 2017. № 11. – 169 с.
25. Гончаренко Г. С. Основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов // ЮП. 2009. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vidy-i-mehanizmy-korruptsii-s-tochkizreniya-pravovyh-institutov-1 (дата обращения: 25.11.2022).
26. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=150 (дата обращения: 01.12.2022).
27. Зайков Д.Е. Коллегиальные органы по рассмотрению вопросов противодействия коррупции // Lex russica. 2018. № 4. – 172 с.
28. Иванов Олег Борисович Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством, распространение его действия на зарубежные (в том числе российские) компании // ЭТАП. 2012. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-velikobritanii-o-borbe-sovzyatochnichestvom-rasprostranenie-ego-deystviya-na-zarubezhnye-v-tom-chislerossiyskie-kompanii (дата обращения: 20.11.2022).
29. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России. Нижнекамск: ИПЦ «Гузель», 1995. – 172 с.
30. Межведилов А.М., Бакулина Л.Т., Антонов И.О., Талан М.В., Виноградова Ю.В., Гильфанова А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
31. Минаков П.А. Публичная власть и коррупция // Право и политика. 2017. № 3. – 12 с.
32. Михайлов В.И. Уголовная ответственность в механизме противодействия коррупции // Российский следователь. 2017. № 24. – 76 с.
33. Невский С.А., Карлеба В.А., Яковлева Л.В. Предварительное расследование преступлений в Российском государстве в XVI-начале XX века. Краснодар: ун-т МВД России, 2013. – 159 с.
34. Пименов С.А., Китаев С.В. Анализ ведущих антикоррупционных стратегий с целью применения опыта зарубежных стран в Российской Федерации. // Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС. 2018. № 1. с. 21–25.
35. Платов Егор Витальевич Причины коррупции в России // Наука. Общество. Государство. 2018. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-korruptsii-v-rossii (дата обращения: 26.11.2022)
36. Поветкина Н.А. Правовые инструменты противодействия коррупции в сфере публичных финансов // Финансовое право. 2018. № 3. с. 3 - 8.
37. Покровский О.В. Система правового регулирования и средства противодействия коррупции на государственной гражданской службе // Современное право. 2018. № 3. с. 12 - 18.
38. Покровский О.В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2018. № 3. с. 48 - 52.
39. Полукаров А.В. Административно-правовая обеспеченность противодействия коррупции в социальной сфере // Российская юстиция. 2017. № 12. с. 45 - 48.
40. Поляков М.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в государственном управлении // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. с. 109 - 115.
41. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: коллективная монография / отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. – 512 с.
42. Состояние преступности [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/sb1709.pdf (дата обращения: 05.12.2022).
43. Степанов О.А. О мерах противодействия коррупции уголовноправовыми и иными средствами в России и за рубежом // Международное публичное и частное право. 2018. № 2. с. 38 - 40.
44. Тимошенко И.Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных государствах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 1. с. 102 - 109.
45. Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. И.С. Власов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2017. - 432 с.
46. Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков.Т.2. М.: Юридическая литератуа,1985. с.54
47. Чучаев А.И., Фирсова А.П. Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация: монография. М.: Проспект, 2010. – 160 с.
48. Шиханов В.Н. О чем говорит статистика о борьбе с преступлениями коррупционной направленности в России // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / под ред. А.И. Долговой. –М.: Российская криминологическая ассоциация, 2017. – 189 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ