Гражданско-правовые механизмы противодействия коррупции
|
Введение 3
1 Теоретические основы исследования коррупционных правонарушений 5
1.1 Понятие коррупции, ее историческое развитие 5
1.2 Развитие отечественного законодательства, регулирующего средства и методы борьбы с коррупцией 13
2 Гражданско-правовые средства противодействия коррупционным правонарушениям 29
2.1 Гражданско-правовые методы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе 29
2.2 Гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения 39
2.3 Особенности привлечения к гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений 45
3 Проблемы применения гражданско-правовых средств борьбы с коррупцией 50
3.1 Причины неэффективной реализации гражданско-правовых мер по противодействию коррупции 50
3.2 Основные направления оптимизации мер и методов борьбы с коррупцией 61
Заключение 67
Библиографический список 70
1 Теоретические основы исследования коррупционных правонарушений 5
1.1 Понятие коррупции, ее историческое развитие 5
1.2 Развитие отечественного законодательства, регулирующего средства и методы борьбы с коррупцией 13
2 Гражданско-правовые средства противодействия коррупционным правонарушениям 29
2.1 Гражданско-правовые методы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе 29
2.2 Гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения 39
2.3 Особенности привлечения к гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений 45
3 Проблемы применения гражданско-правовых средств борьбы с коррупцией 50
3.1 Причины неэффективной реализации гражданско-правовых мер по противодействию коррупции 50
3.2 Основные направления оптимизации мер и методов борьбы с коррупцией 61
Заключение 67
Библиографический список 70
Актуальность данной темы обусловлена практической и теоретической важностью вопросов, связанных с всесторонним анализом противоправных явлений российского общества – коррупции, а также выработкой механизмов ее противодействию, так как в интересах государства крайне необходимо отлаженное и действенное средство противодействия коррупционным преступлениям, которые являются чрезвычайно опасными для общества и государства.
Объектом исследования является гражданско-правовой механизм противодействия коррупции в России.
Предметом являются правовые нормы, которые входят в структуру гражданско-правового механизма противодействия коррупции в России, а также практика их применения.
Цель данного исследования заключается в комплексном анализе действующих механизмов противодействия коррупции, а также актуальных проблем реализации их в правоприменении.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность коррупции, историю борьбы с ней;
2. Рассмотреть гражданско-правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации;
3. Проанализировать эффективность применения гражданско-правовых средств борьбы с коррупцией;
4. Определить основные направления оптимизации мер и методов борьбы с коррупцией гражданско-правовой направленности.
В ходе исследования было выявлено следующее:
1. Организация противодействия коррупции является взаимосвязанным и взаимообусловленным комплексом мероприятий правового, социального, организационного и иного характера, охватывает различные сферы антикоррупционной деятельности и имеет своей целью создать необходимые условия для эффективной борьбы с коррупцией.
2. Противодействие коррупции, борьба с ней – общая задача, соответственно нормы всех институтов права должны применяться к борьбе с коррупцией, в Федеральном законе Российской Федерации о борьбе с коррупцией содержится довольно значительные положения о противодействии коррупции в системе госслужбы;
3. Анализ гражданского законодательства свидетельствует о недостаточности правовых мер по противодействию коррупции. Для того чтобы пресечь и предупредить коррупцию необходим системный подход.
Объектом исследования является гражданско-правовой механизм противодействия коррупции в России.
Предметом являются правовые нормы, которые входят в структуру гражданско-правового механизма противодействия коррупции в России, а также практика их применения.
Цель данного исследования заключается в комплексном анализе действующих механизмов противодействия коррупции, а также актуальных проблем реализации их в правоприменении.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность коррупции, историю борьбы с ней;
2. Рассмотреть гражданско-правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации;
3. Проанализировать эффективность применения гражданско-правовых средств борьбы с коррупцией;
4. Определить основные направления оптимизации мер и методов борьбы с коррупцией гражданско-правовой направленности.
В ходе исследования было выявлено следующее:
1. Организация противодействия коррупции является взаимосвязанным и взаимообусловленным комплексом мероприятий правового, социального, организационного и иного характера, охватывает различные сферы антикоррупционной деятельности и имеет своей целью создать необходимые условия для эффективной борьбы с коррупцией.
2. Противодействие коррупции, борьба с ней – общая задача, соответственно нормы всех институтов права должны применяться к борьбе с коррупцией, в Федеральном законе Российской Федерации о борьбе с коррупцией содержится довольно значительные положения о противодействии коррупции в системе госслужбы;
3. Анализ гражданского законодательства свидетельствует о недостаточности правовых мер по противодействию коррупции. Для того чтобы пресечь и предупредить коррупцию необходим системный подход.
Коррупция представляет собой сложный правовой, социальный и политический феномен. Она воспроизводится именно государством, и это следствие несовершенства механизма его управления и правового совершенствования. Она возникает из-за низких правовых и общекультурных условий, отсутствия национальных идей, низкого уровня правосознания, других негативных процессов.
Коррупция – одна из самых актуальных проблем современного общества. Необходимо ликвидировать предпосылки и условия, позволяющие использовать ресурсы общества, чтобы получить частную выгоду на государственной гражданской службе, минимизирую влияние коррупционных процессов. С целью искоренения условий и причин, а также последствий для проявления коррупции, реализуется антикоррупционная реформа, утвержден Национальный план противодействия коррупции, принят пакет федеральных законов и других нормативных актов.
Правовое регулирование ответственности за коррупционные правонарушения требует дальнейшего совершенствования.
Во-первых, необходимо ратифицировать Конвенцию о гражданско- правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года. Во-вторых, четко сформулировать основания конфискации имущества, полученного в результате совершения коррупционного правонарушения. В-третьих, закрепить особые правила возмещения репутационного вреда, причиненного государственному или муниципальному органу в результате совершения коррупционного правонарушения.
Проведённое исследование позволило сформулировать следующие предложения в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности:
Приоритеты развития механизмов противодействия коррупции в России должны основываться не только на отечественном, но и зарубежном опыте реализации антикоррупционного противодействия.
Необходимо ввести определение понятия «коррупционное правонарушение» в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку несмотря на отсутствие в действующем Федеральном законе определение коррупционного правонарушения отсутствует, хотя само понятие «коррупционное правонарушение» употребляется в статье 13, да и в других статьях указанного закона. В статье 13 закреплено: «Граждане Российской̆ Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской̆ Федерации».
Нормативное закрепление дефиниции коррупционного правонарушения является крайне необходимо, поскольку невозможно организовать противодействие явлению, юридические признаки которого не даны в составе преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). В данном случае определение «коррупции», установленное в Законе «О противодействии коррупции», будет ограничиваться небольшим рядом коррупционных преступлений, уголовная ответственность за которые установлена в нормах ст. ст. 204, 290, 291, 289 УК РФ.
Противодействие коррупции должно быть сконцентрировано в направлении от совершенствования работы в органах государственной власти и управления – до идеологической и организаторской работы в массах в целях воспитания у граждан нетерпимости к любым проявлениям коррупционных составляющих. Необходимо совершенствование института частной собственности и мероприятий по его защиты, обеспечение неотвратимости наказаний за причастность к коррупционным деяниям, создание эффективной системы защиты свидетелей в уголовных и гражданских судебных разбирательствах против коррупционеров, построение системы подбора сотрудников для государственной и муниципальной службы с учетом передовых зарубежных практик, внедрение системы высоких этических требований к чиновникам и контроля за их исполнением.
Анализ гражданско-правового законодательства показывает о недостаточности правовых мер, направленных на борьбу с коррупцией. Необходим системный подход, включающий совершенствование института конфискации, а также ратификация ряда международных конвенций.
Успешная борьба с данным негативным явлением требует системного подхода, зависит от эффективности практически всех сфер управления государством, от качества функционирования органов государственной власти, прокуратуры, судов, правоохранительных органов, работа которых должна основываться на принципе максимальной информационной открытости и быть подконтрольной гражданскому обществу.
Коррупция – одна из самых актуальных проблем современного общества. Необходимо ликвидировать предпосылки и условия, позволяющие использовать ресурсы общества, чтобы получить частную выгоду на государственной гражданской службе, минимизирую влияние коррупционных процессов. С целью искоренения условий и причин, а также последствий для проявления коррупции, реализуется антикоррупционная реформа, утвержден Национальный план противодействия коррупции, принят пакет федеральных законов и других нормативных актов.
Правовое регулирование ответственности за коррупционные правонарушения требует дальнейшего совершенствования.
Во-первых, необходимо ратифицировать Конвенцию о гражданско- правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года. Во-вторых, четко сформулировать основания конфискации имущества, полученного в результате совершения коррупционного правонарушения. В-третьих, закрепить особые правила возмещения репутационного вреда, причиненного государственному или муниципальному органу в результате совершения коррупционного правонарушения.
Проведённое исследование позволило сформулировать следующие предложения в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности:
Приоритеты развития механизмов противодействия коррупции в России должны основываться не только на отечественном, но и зарубежном опыте реализации антикоррупционного противодействия.
Необходимо ввести определение понятия «коррупционное правонарушение» в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку несмотря на отсутствие в действующем Федеральном законе определение коррупционного правонарушения отсутствует, хотя само понятие «коррупционное правонарушение» употребляется в статье 13, да и в других статьях указанного закона. В статье 13 закреплено: «Граждане Российской̆ Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской̆ Федерации».
Нормативное закрепление дефиниции коррупционного правонарушения является крайне необходимо, поскольку невозможно организовать противодействие явлению, юридические признаки которого не даны в составе преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). В данном случае определение «коррупции», установленное в Законе «О противодействии коррупции», будет ограничиваться небольшим рядом коррупционных преступлений, уголовная ответственность за которые установлена в нормах ст. ст. 204, 290, 291, 289 УК РФ.
Противодействие коррупции должно быть сконцентрировано в направлении от совершенствования работы в органах государственной власти и управления – до идеологической и организаторской работы в массах в целях воспитания у граждан нетерпимости к любым проявлениям коррупционных составляющих. Необходимо совершенствование института частной собственности и мероприятий по его защиты, обеспечение неотвратимости наказаний за причастность к коррупционным деяниям, создание эффективной системы защиты свидетелей в уголовных и гражданских судебных разбирательствах против коррупционеров, построение системы подбора сотрудников для государственной и муниципальной службы с учетом передовых зарубежных практик, внедрение системы высоких этических требований к чиновникам и контроля за их исполнением.
Анализ гражданско-правового законодательства показывает о недостаточности правовых мер, направленных на борьбу с коррупцией. Необходим системный подход, включающий совершенствование института конфискации, а также ратификация ряда международных конвенций.
Успешная борьба с данным негативным явлением требует системного подхода, зависит от эффективности практически всех сфер управления государством, от качества функционирования органов государственной власти, прокуратуры, судов, правоохранительных органов, работа которых должна основываться на принципе максимальной информационной открытости и быть подконтрольной гражданскому обществу.
Подобные работы
- Административно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Административно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Административно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Государственно-правовой механизм противодействия коррупции
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Система гражданско-правовых средств борьбы с коррупцией
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие организационно-правового механизма противодействия коррупции в сфере дошкольного образования (на примере города Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2024 - Правовые противодействия коррупционной деятельности в системе исполнительной власти: на примере Южного федерального округа
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Понятие и система правовой основы противодействия коррупции (Правовые основы противодействия коррупции, РАНХ и ГС)
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2019



