Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема психологических особенностей личности подросткового возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов 6
1.2. Условия и факторы формирования личности подростка 10
1.3. Формирование «Я- Концепции» подростка и трудности подросткового возраста 14
1.4. Самооценка подростка и её влияние на направленность личности 19
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ
2.1. Организация исследования и побор методов исследования 25
2.2. Эмпирическое исследование изучения самооценки и социальной направленности личности в подростковом возрасте 27
2.3. Сопоставительный анализ самооценки и направленности подростка 36
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Проблема становления личности в подростковом возрасте имеет определяющую роль в плане личностного развития подростка. Проблемы подросткового возраста изучали Д. И. Фельдштейн, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, М. Кае, З. Фрейд и другие. Подростковый возраст является сложным критическим, и имеет важное значение в становлении личности: объем деятельности становится шире, закладывается сознательное поведение, происходит качественное изменение характера и формирование нравственных представлений.
Отличительными чертами подростка являются познания себя, осознование своего места среди окружающих его людей, в потребности интеграции с другими людьми, а также быть как все, но и в тоже время отличаться и быть особенным, ни на кого не похожим. С этими противоречивыми ощущениями связаны резкие колебания по отношению к себе.
Самоотношение как компонент я - концепции лежит в основе формирования самооценки, рефлексии, уровня притязаний и определяется такими понятиями как самоуважение, аутосимпатия, преломляющиеся в положительное или отрицательное отношение к самому себе.
Человек, который имеет личностные сформированные ресурсы, такие как самоуважение, представление о себе - я концепцию, ответственность за свою жизнь, эмпатия, коммуникативная компетентность и т.д. этот человек оказывается наиболее защищенным перед жизненными трудностями и наименее уязвимы к девиациям.
Цель исследования: изучение специфики направленности личности подростков в зависимости от их самооценки.
Объект исследования: самооценка личности детей подросткового возраста.
Предмет исследования: специфика направленности личности подростков в зависимости от их самооценки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка подростка взаимосвязана с направленностью его личности, а именно уровень самооценки может соотноситься со сферой активности ребенка в направлении себя, взаимодействию с другими или на дело.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы становления личности подростка в отечественных и зарубежных психологических исследованиях.
2. Провести эмпирическое исследование становления личности подростка.
3. Проанализировать эмпирические данные.
4. Выявить особенности направленности и самооценки личности подростка.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Эмпирический анализ: тестирование (Методика «Самооценка» Л. Д. Столяренко «Социальная направленность» Б. Басса). [36]
3. Количественный и качественный анализ.
Исследование проводилось на базе школы № 56 г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 27 подростков в возрасте 15 лет.
Наше исследование было посвящено изучению самооценки и направленности личности подростка и их связи.
Теоретический анализ позволил выяснить, что проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, М. Кае, З. Фрейд и другие. Этот возраст является одним из трудных и критическим, имеет важное значение в становление личности. Происходит качественная перестройка характера, и формируются нравственные представления.
Психологическое развитие подростка связано с самосознанием Важным компонентом самосознания и показателем высокого развития личности является самооценка, отражающая особенности осмысления человеком своих действий их мотивов и целей, умение оценить свои возможности и способности.
Подростку важно сформировать образ «Я», который будет основой саморегуляции его поведения и деятельности.
Анализ эмпирического исследования позволяет сказать, что дети подросткового возраста идеализируют и переоценивают свой потенциал образ личности. Любой неуспех может сопровождаться тем что подросток выбивается из рабочего ритма и начинает ощущать раздражённость и подавленность, если у него не получается достигнуть определенной своей цели.
Прикладное значение нашего исследования заключается в том, что на основании полученных данных можно своевременно вмешиваться и разрабатывать рекомендации.
Направленность на взаимодействии преобладает у подростков с неадекватно завышенным уровнем самооценки. Таких детей нужно перенаправлять на дело через продуктивность, они будут оптимизировать самооценку.
Таким образом, сравнивая самооценку и направленность подростка, мы обнаружили связь. При неадекватно высоком уровне самооценки у подростков доминирует направленность на взаимодействие.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные данные можно использовать в просвещение по личностному становлению подростка. Эта работа может быть направлена на развитие оптимальной самооценки и позволяет определить, к чему подросток стремиться и что для него является ценным. Это может способствовать благоприятному личностному развитию в следующем возрастном периоде.