Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации

Работа №108811

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Исторические основы организации и деятельности отечественной прокуратуры 7
1.1 Дореволюционный период организации и деятельности прокуратуры 7
1.2 Советский период организации и деятельности прокуратуры 11
1.3 Постсоветский период организации и деятельности прокуратуры 18
Глава 2 Конституционно-правовая роль прокуратуры в системе органов государственной власти РФ и принципы её организации и деятельности 23
2.1 Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации 23
2.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 27
Глава 3 Анализ проблем реализации конституционно-правовой роли органов прокуратуры в правовом государстве 33
3.1 Проблемы реализации роли прокуратуры в обеспечении законности 33
3.2 Проблемы реализации роли прокуратуры в осуществлении антикоррупционной деятельности 41
3.3 Проблемы реализации роли прокуратуры в координационной деятельности по противодействию преступности 50
Заключение 57
Список используемой литературы и используемых источников 63

Актуальность исследования. В современных условиях укрепления государственности, на пути становления в России действительно правового государства, что провозглашено в ст. 1 Конституции Российской Федерации [41], возрастает значимость укрепления законности, что является непосредственной прерогативой прокуратуры, занимавшей в историческом прошлом, и занимающей в настоящее время, особое место в системе органов государства.
Функционирование прокуратуры, как органа государства, активно способствует решению важнейших государственных задач, сформулированных на конституционно-правовом уровне - защиты прав и свобод личности, общества и государства. При этом, анализируемая система органов не подменяет собой иные государственные (в том числе правоохранительные) органы, а лишь реализует своё функциональное назначение.
Вопросы, связанные с организацией и деятельностью российской прокуратуры, с момента возникновения и до настоящего времени вызывают дискуссии и споры, равно, как и вопрос дальнейшего развития и совершенствования деятельности российской прокуратуры.
Сказанное позволяет говорить о том, что обращение к широкому спектру вопросов обозначенной темы является актуальным, а, следовательно, имеет большое теоретическое и, не менее значимое, практическое значение, связанное с необходимостью совершенствования правоприменительной деятельности, что также выступает в виде важной составляющей организации функционирования государственных органов в современном правовом государстве, в качестве которого провозглашена на конституционно-правовом уровне Российская Федерация.
Цель исследования: проанализировать конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.
Задачи исследования:
• рассмотреть исторические основы организации и деятельности отечественной прокуратуры в дореволюционный, советский и постсоветский период;
• определить место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации;
• обозначить принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации;
• проанализировать проблемы реализации роли прокуратуры в обеспечении законности;
• обозначить проблемы реализации роли прокуратуры в осуществлении антикоррупционной деятельности;
• охарактеризовать проблемы реализации роли прокуратуры в координационной деятельности по противодействию преступности.
Объект исследования: комплекс общественных отношений, находящихся во взаимосвязи с реализацией конституционно-правовых основ организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Предмет исследования: конституционно-правовые нормы, а также положения иных нормативно-правовых документов и материалы правоприменительной практики, связанные с деятельностью прокуратуры Российской Федерации.
Методология исследования: в основе проведенного исследования лежит метод сравнительного анализа, исторический метод, логико-структурный анализ правовых норм, логический и аналитический метод.
Степень разработанности темы исследования. Обозначенный круг вопросов получил своё развитие в трудах таких авторов как: Р.Ф. Вагапов, Н.Н. Дегтярова, О.В. Ефимова, Н.Н. Ефремова, И.А. Исаев, А.И. Казанник, С.С. Козлов, А.Р. Сафина, Ю.П. Синельщиков, В.Ю. Шобухин и других авторов.
Научно-практическая значимость исследования. В теоретическом плане, проведённое в рамках выпускной квалификационной работы исследование дает возможность использования полученных научных данных для формирования комплексного представление о месте и роли прокуратуры в современном российском государстве.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных выводов и предложений в правоприменительной деятельности и дальнейших научных исследованиях.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, разделённой на три главы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, сформулируем свои выводы и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства.
В первой главе работы, на основе анализа этапов организации и деятельности отечественной прокуратуры, сделан вывод о том, что органы прокуратуры на протяжении всего предшествующего периода исторического развития, претерпевали различные изменения, тем не менее, неизменно оставаясь в числе важных органов государства, реализуя свои функции. Одним из переломных моментов стал перехода от советского к постсоветскому государству и праву. Инициированная государством отечественная судебная реформа, в том числе, обусловила необходимость научной разработки основ организации и деятельности органов прокуратуры в российском государстве - в новых демократических условиях. Взгляд специалистов на дальнейший путь и будущее органов прокуратуры не был единым - напротив, возникла достаточно бурная дискуссия, которая касалась дальнейшей судьбы прокуратуры.
При разработке проекта Основного Закона Российской Федерации это выразилось в наличии двух противоположных подходов, один из которых предполагал упразднении рассматриваемого института или большинства его функций, а другой - включение в текст Конституции РФ отдельной главы, посвящённой органам прокуратуры.
В результате найденного компромисса, органы прокуратуры были сохранены в структуре органов государственной власти, а в тексте Конституции РФ 1993 г. нашла своё отражение лишь одна статья - ст. 129, посвящённая прокуратуре, которая была включена в главу 7 Конституции РФ.
Во второй главе, посвящённой месту и роли прокуратуры в системе органов государственной власти РФ и принципам её организации и деятельности, на основе системного анализа конституционных норм, посредством которых определены органы власти в стране, сделан вывод о том, что прокуратура являет собой целостное государственно-властное образование, состоящее из органов и учреждений, обеспечивающих надзор за исполнением действующих законов на территории всей страны. При этом, органы прокуратуры организованы и функционируют в условиях достаточной самостоятельности - они не включены ни в одну из традиционно выделяемых ветвей государственной власти.
Ряд научных исследований позволяет смотреть на органы прокуратуры, ориентируясь на действующее законодательство, регламентирующее функционирование государственно-правовых институтов, как на полностью самостоятельный государственно-правовой институт власти.
Деятельность органов прокуратуры функционально проникает, в той, или ной мере, в деятельность практически всех ветвей государственной власти Российской Федерации. Такого рода взаимодействие осуществляется в форме надзорной, а также иной деятельности органов прокуратуры, определяемой в рамках правового регулирования.
Вполне можно согласиться с мнением, высказываемым в науке, о том, что прокуратура в РФ осуществляет четвертую, самостоятельную, ветвь государственной власти, которую можно именовать прокурорско-надзорной.
Как отмечается в науке, в настоящее время следует отметить наличие устойчивой тенденции к развитию принципов организации и деятельности прокуратуры, что обуславливается объективными условиями функционирования органов прокуратуры России. Тем не менее, базовые составляющие принципов организации и деятельности прокуратуры являются устойчивыми, что является необходимым свойством принципиальных нормативных положений. Ключевыми в организации и деятельности органов прокуратуры являются принципа законности, единства и централизации прокуратуры РФ и т.д.
В рамках третьей главы, посвящённой анализу проблем реализации роли прокуратуры в правовом государстве, сделан ряд выводов и предложений по отдельным направлениям деятельности прокуратуры РФ.
Относительно реализации роли прокуратуры в обеспечении законности, следует сказать о том, что качество работы в данном направлении во многом зависит от качественного уровня организационного взаимодействия органов прокуратуры с иными государственными органами, общественными организациями и институтами гражданского общества.
Взаимодействие с системой правоохранительных органов государства позволяет обеспечить взаимный информационный обмен, что даёт практическую возможность выявить и подвергнуть анализу недостатки профилактической деятельности, направленной на обеспечение законности, уточнить и скоординировать дальнейшие усилия в данном направлении, используя потенциал каждого субъекта такого взаимодействия, обладающего собственными властными полномочиями.
В ходе осуществления деятельности, направленной на обеспечение законности, органам прокуратуры следует также налаживать тесное взаимодействие с органами власти на уровне субъектов РФ, а также органами исполнительной власти на местах. Такое взаимодействие может осуществляться в рамках совместных совещаний, а также в рамках разработки и реализации программ разного уровня, направленных на планирование и реализацию мер, направленных на обеспечение законности и правопорядка. При этом, на органы прокуратуры ложится главенствующая роль как в выработке соответствующих стратегических решений, так и обеспечении должного контроля за непосредственным исполнением данных решений.
Несомненно, важной представляется роль прокуратуры в осуществлении антикоррупционной деятельности, основой для которой выступает целый ряд законодательных и подзаконных актов.
С учётом специфики правового статуса органов прокуратуры, обозначенный государственный надзорный орган участвует в антикоррупционной деятельности на всех её этапах и практически по всем её направлениям, обеспечивая комплексное и целостное противодействие коррупции, что несомненно важно в контексте реализации конституционно- правового предназначения органов прокуратуры в правовом государстве.
Антикоррупционная экспертиза резонно считается важным инструментом соблюдения и защиты конституционных прав и свобод личности, а также интересов общества и государства в целом. В пределах своих полномочий прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу различных законопроектов, выявляя в их содержании тех, или иных, коррупциогенных факторов - отдельных положений, способных создавать правовую основу для коррупционных проявлений (или повышающих риск коррупционных проявлений).
Несмотря на главенствующую роль органов прокуратуры в осуществлении антикоррупционной деятельности и вытекающий из нее спектр правомочий и функций надзорного органа, существует и ряд проблем, которые негативным образом сказываются на результатах антикоррупционной деятельности и продолжают порождать коррупционные правонарушения.
В частности, законодатель относит к компетенции прокуроров определённый круг нормативно-правовых актов, ограниченных соответствующими сферами регулирования.
И хотя прокуроры вправе проводить экспертизу любых других актов, не входящих в круг актов, отнесённых к их непосредственной компетенции, но в том случае, если в таких документах будут выявлены коррупциогенные факторы, прокуроры должны реагировать на это лишь посредством направления в соответствующий орган информации об этом, что не является следствием реализацией властных полномочий и носит рекомендательный характер.
Подобное ограничение необоснованно сужает возможности органов прокуратуры относительно реагирования на наличие в широком спектре нормативных документов и их проектов предпосылок для коррупционных правонарушений.
Таким образом, видится целесообразным, как минимум, расширение спектра нормативно-правовых актов, которые подлежат антикоррупционной экспертизе со стороны органов прокуратуры, с внесением изменений в ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Также весьма слабо урегулирован вопрос осуществления антикоррупционной экспертизы законопроектов. Не имеет должного нормативного регулирования вопрос судебного оспаривания нормативного акта, содержащего коррупциогенные факторы.
Действующее процессуальное законодательство не включает в себя положений об оспаривании содержащего коррупциогенные факторы нормативного правового акта, если он не противоречит закону.
Порядок действий прокурора в таком случае не регламентирован и ведомственными актами. Отклоненные уполномоченными органами требования об исключении коррупциогенных факторов фактически остаются без правовой реакции прокуроров.
Представляется, что для более эффективной работы органов прокуратуры в анализируемом направлении деятельности, необходимо устранить обозначенные выше недостатки, путём совершенствования действующего законодательства, что должно положительным образом отразиться на результатах проводимой органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы.
С учётом места и роли органов прокуратуры РФ в правоохранительной системе государства и в системе правоохранительных органов, вполне закономерно, что одним из ключевых направлений деятельности прокуратуры, которое позволяет эффективно противодействовать общественно опасным проявлениям в обществе, реализуя правоохранительную функцию государства, является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В органах прокуратуры обозначилась достаточно устойчивая практика проведения различных координационных мероприятий, посвящённых самым насущным и требующим реагирования со стороны государства проблемам противодействия современной преступности.
Отдельные правоохранительные структуры государства объединяет общность их задач в области противостояния преступным проявлениям в обществе, что обуславливает совместное создание и реализацию эффективных мер по противодействию преступности.
Без сомнений, обеспечить эффективное противодействие преступности можно только объединяя усилия различных правоохранительных структур, путём налаживания организационного взаимодействия при координирующей роди органов прокуратуры.
Такая деятельность должна строиться на согласованности совместных действий и решений субъектов взаимодействия, с чётким пониманием каждой правоохранительной структуры своей роли в подобной совместной деятельности.
Таким образом, представляется, что деятельность органов прокуратуры в правовом государстве несомненна должна выступать в качестве важного гаранта законности в самом широком смысле этого слова. Конституционно - правовые основы деятельности органов прокуратуры должны укрепляться, а нормативно-правовое регулирование (в том числе, на уровне ведомственных актов) - совершенствоваться по всем направлениям деятельности.


1. Амирбекова К.И. Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации с институтами власти и общества // Российская юстиция. - 2018. - № 8. - С. 18-21.
2. Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика. - 2016. - № 1. - С. 73-76.
3. Басков В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации. - М., 1998. - 120 с.
4. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2001. 30 с.
5. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. - М., 2006. - 350 с.
6. Бойков А.Д., Скворцов К.Ф., Рябцев В.П. Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры. - М., 1998. - 358 с.
7. Бойченко С.И. Теоретические основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации // История государства и права. - 2009. - № 7. - С. 14-19.
8. Бородина О.А. Правовое и организационные проблемы органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы // Известия АлтГУ. Юридические науки. - 2018. - № 6 (104). - С. 212-216.
9. Бывальцева С.Г. Понятие и структура конституционного статуса прокуратуры // Право и практика. - 2013. - № 2 (12). - С. 25-29.
10. Вагапов Р.Ф. Особенности формирования и деятельности прокуратуры в первые годы после распада СССР // История государства и права. - 2012. - № 8. - С. 42-44.
11. Ванькаев А.Н. Прокуратура в России: исторический опыт и перспективы // История государства и права. - 2007. - № 15. - С. 13-19.
12. Васькина И.А. К вопросу о правовой и исторической природе Российской прокуратуры // Актуальные вопросы российского права: сборник научных статей. - 2012. - Вып. 24. - С. 88-90.
13. Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Современное право. - 2014. - № 6. - С. 36-38.
14. Газизова О.В. Антикоррупционная экспертиза // StudNet. - 2020. - № 12. - С. 1402-1408.
15. Головщинский К.И. Диагностика коррупциогенности законодательства: Учеб. пособие. - М., 2004. - 201 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ