Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Защита прав потребителей в Российской Федерации 7
1.1 Российское законодательство о защите прав потребителей 7
1.2 Понятие и функции защиты прав потребителей 14
1.3 Понятие и специфика гражданско-правовых способов защиты прав потребителей 19
Глава 2 Защита прав потребителей в сфере розничной торговли 26
2.1 Право потребителей на надлежащее качество товара 26
2.2 Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков 32
2.3 Сроки и порядок предъявления требований потребителем продавцу в отношении недостатков товара 40
2.4 Ответственность продавца за невыполнение требований потребителя 45
Глава 3 Правовое регулирование защиты прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества 49
3.1 Особенности досудебного регулирования защиты прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества 49
3.2 Исковое производство в сфере защиты прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества 54
3.3 Особенности возмещения вреда в сфере защиты прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества 63
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 71
Актуальность темы заключается в большом количестве нарушений прав потребителей со стороны продавцов при продаже различных товаров.
С каждым годом стремительно растет и развивается потребительский рынок. Появляется множество различных товаров, которые кроме эстетических свойств, должны обладать надежностью, эргономичностью, экологичностью и безопасностью. Все перечисленные свойства являются составляющими качества товара, на которое при совершении выбора при покупке обращает внимание потребитель. Но очень часто, в гонке за потребительским спросом производитель не ставит в приоритет качество производимой продукции, вследствие чего и возникают правовые разногласия между продавцом этого товара и потребителем.
В средствах массовой информации все чаще появляются новости о недобросовестных продавцах (изготовителях, исполнителях), о некачественных товарах, о новых способах мошенничества в отношении потребителей и так далее. Несмотря на информационную освещенность, в современных условиях правовая грамотность потребителя остается на низком уровне.
Одним из важнейших прав потребителя при приобретении товара является право на получение товара надлежащего качества. Особенно актуальным вопрос защиты указанного права становится в связи с развитием дистанционной продажей товаров, внедрением информационных технологий в сферу продажи товаров, а также появлением таких специальных субъектов как агрегатор информации о товарах [4].
Потребитель, вступая гражданско-правовые отношения с продавцом, является наименее защищенным субъектом этих отношений, вследствие своей юридической неграмотности. На защиту законных прав и интересов потребителя встает государство, закрепляя права потребителя, а так же устанавливая ответственность продавца (исполнителя, изготовителя) за нарушение этих прав в соответствующих нормативно-правовых актах.
Все граждане Российской Федерации являются потребителями товаров. Зачастую качество товаров не соответствует тому, которое было заявлено продавцом или изготовителем и возникает вопрос о правах потребителя и их защите. Поэтому, в настоящее время, изучение защиты прав потребителей очень важно, так как потребители являются наименее защищенными субъектами гражданско-правовых отношений, относительно индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Одним из источников социальных гарантий для потребителя является Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителя», в котором закреплено место потребителя в экономической системе рыночных отношений. Так согласно преамбуле Закона РФ: «О защите прав потребителя»: «потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [19].
Кроме этого, на защите прав и интересов граждан стоят все отрасли российского законодательства:
• конституционное,
• гражданское,
• административное,
• уголовное право [33].
Объектом исследования являются особенности правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества.
Предметом данного исследования выступают - общественные отношения, возникающие в результате продажи потребителю товаров ненадлежащего качества.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ способов правового регулирования защиты прав потребителей, при продаже товара ненадлежащего качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• исследовать Российское законодательство в сфере защиты прав потребителей;
• раскрыть значение основных понятий, функций и специфики защиты прав потребителей;
• рассмотреть права потребителей, как объект правовой защиты;
• определить степень ответственности продавца за невыполнение требований потребителя;
• проанализировать особенности досудебного и искового регулирования защиты прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества;
• выявить особенности возмещения вреда в сфере защиты прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества.
Теоретической основой дипломной работы являются труды: Н.Н. Агафонова, Р.Р. Абдурахманова, Р.А. Бандурина, И.Г. Ломакиной, С.В. Масловой, С.А. Конах, Е.А. Овчинникова, Д.В. Головина и многих других.
Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и другие источники.
Структуру работы составляют введение, три главы, включающие в себя параграфы, заключение и список используемых источников и используемой литературы.
Права потребителей охраняются законом и государством. В случае, когда продавцом или изготовителем товаров в отношении потребителя нарушаются права, то государство всегда встает на защиту его законных прав и интересов.
Согласно Преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[19].
Для регулирования гражданских правоотношений между потребителем и продавцом, изготовителем, исполнителем Верховным Советом был принят Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который является одним из основных нормативно-правовых актов.
Закон РФ «О Защите прав потребителей» регулирует гражданско- правовые отношения между потребителем и продавцом; закрепляет права потребителя; регламентирует порядок защиты прав потребителя; устанавливает ответственность для продавца за ненадлежащее исполнение обязательств перед потребителем.
Для реализации защиты прав существуют способы защиты прав потребителей, которые включают в себя целый спектр правовых мер, направленных на реализацию потребителями своих законных прав. Способы защиты прав потребителя зависят от их формы и делятся на самостоятельные действия по защите прав самим потребителем и юрисдикционные меры по защите прав потребителя при помощи специализированных государственных и общественных органов.
Все гражданско-правовые способы защиты прав потребителей характеризуются тем, что они предусмотрены законодательством, применимы в случаях нарушения прав потребителей и являются мерами законного воздействия, вследствие применения которых возникает изменение в обязанностях нарушающего право потребителя лица.
Приобретая товар, потребитель имеет право на его надлежащее качество и способность сохранять свои функции и работоспособность на протяжении всего времени использования. Товар, передаваемый потребителю должен удовлетворять социальные и физиологические потребности человека. Продавец (изготовитель) передавая потребителю товар, должен гарантировать его качество, работоспособность и безопасность. Важным средством, обеспечивающим безопасность товара, является установление производителем товара срока годности, срока службы и гарантийного срока на товар.
При получении товара, при его использовании потребителем могут быть обнаружены недостатки, которые не были оговорены продавцом при продаже товара. В таком случае, согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право требовать от продавца следующее:
• потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы[19].
Потребитель обладает достаточно большим выбором прав при обнаружении в товаре недостатков. По своему усмотрению он может предъявлять различные требования продавцу, на которого возложена обязанность по удовлетворению данных требований в отведенные законом сроки.
Все требования должны быть изложены в заявлении, которое обязательно составляется в письменном виде и вручается продавцу в двух экземплярах под подпись или направляется по средствам почтового отправления с уведомлением о вручении или другими способами с обязательным уведомлением потребителя о получении адресатом заявления.
Право потребителя на предъявление требования продавцу в случае обнаружения им недостатков в приобретенном товаре может быть осуществлено в сроки указанные в ст.19 Закона. Таким образом, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара к продавцу, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности [19].
В случае, когда продавец не исполнил в добровольном порядке требование потребителя, последний имеет право предъявить продавцу иное требование согласно ст.18 Закона. В случае игнорирования продавцом требований обратится в соответствующие органы за защитой своих прав.
При обращении потребителя в суд с исковым заявлением о нарушении его прав, наряду с выплатой неустойки потребителю, продавец будет обязан выплатить штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а так же возместить потребителю моральный вред, если потребитель заявит о его возмещении. Потребитель освобожден от обязанности, доказывать факт причинения ему морального вреда и для суда будет достаточно доказательства самого факта нарушения права потребителя.
В Законе РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на защиту своих законных прав. Для защиты этих прав законодательством установлены два способа: досудебное и судебное урегулирование споров.
Досудебный порядок осуществляется по выбору потребителя. А вот обязанностью продавца является добровольное удовлетворение требований потребителя. Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом решает вопрос быстрого восстановления права одной стороны и избежание другой стороной дополнительных расходов и возмещения убытков.
Потребитель имеет право на судебную защиту в том случае, если его законное право нарушено или оспаривается. Судебная защита может, осуществляется как потребителем самостоятельно, так и через представителя, которым может выступать юрист или общественная организация потребителей.
Большинство претензий удовлетворяются продавцом в досудебном порядке, во избежание судебных разбирательств и дополнительных расходов, поэтому потребителю стоит использовать свое право на досудебное урегулирование спора с продавцом.
Законодательством предусмотрена ответственность продавца не только за невыполнение требований по восстановлению нарушенного права, но и на возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, а так же компенсации морально вреда.
Любой потребитель, совершая покупку должен быть, уверен, в том, что его права не будут нарушены. А продавец, реализуя товар, обязан предоставить потребителю гарантии в его надлежащем качестве и безопасности.
1. Агафонова, Н.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / Н.Н. Агафонова, В.Е. Белов, B. И. Солдатова. - М.: Проспект. 2017. - 239 с.
2. Андреева, Л.В. Совершенствование правового регулирования торговой деятельности (отдельные аспекты) / Л.В. Андреева // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2018. - № 1. С.7-8
3. Алексеев, С.А, Гонгало Б.Я, Мурзин Д.П., Прохоренко B.E., Степанов С.Э., Упоров Д.К. Гражданское право в вопросах и ответах Учебное пособие - М.: Проспект Институт частного права. 2014 - 350 с.
4. Абдурахманов, Р.Р. Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества // NovaUm.Ru. 2017. - № 6. С. 202-204
5. Бандурин, Р.А. Защита прав потребителей: правовой и товароведческий аспекты / Экономика. Социология. Право. 2017. - № 4 (8). C. 9-14.
6. Батршына, Ю.Р. Актуальные проблемы защиты прав потребителей в РФ / Ю.Р. Батршина //Законность и правопорядок в современном обществе. - 2018. - С. 46-48.
7. Величковский, А.В. Возврат товаров по договору розничной купли-продажи / А.В. Величковский // Гражданское право. - 2011. - № 1. С. 20-25.
8. Величко, А.С., Шамаров В.М. Защита прав потребителей: некоторые проблемы теории и практики // Вестник Екатерининского института. 2017. - № 1 (37). С. 17.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. 25.02.2022). // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 32. - Ст.3301.
10. Г ражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. 16.04.2022)// Собрание законодательства РФ. - № 46 - Ст.4532.
11. Гафарова, Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие / Г.Р. Гафарова; под ред. З.М. Фаткудинова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Юстицинформ, 2010. - 408 с.
12. Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: 2003 - 398 с.
13. Гражданское право: учебник: в 2 т./С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1. - 326 с.
14. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Часть первая: Т. 1. Дерюгина, Т.В., Белова О.А., Белоножкин, А.Ю., Гончарова, А.В., Иваненко, А.В., Кагальницкова, Н.В., Квициния, Н.В., Маликов Е.Ю., Мережкина, М.С., Саврасова, В.А., отв. ред. Т.В. Дерюгина, Е.Ю. Маликов Зерцало - М.: Норма, 2015 г. - 400 с.
15. Гришаев, С.П. Защита прав потребителей / С.П. Гришаев // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. - 2016.
...