Введение 3
Глава 1 Анализ процесса интеграции информационных систем 6
1.1 Основные понятия и определения концепции интеграции ИС 6
1.2 Анализ механизмов интеграции ИС 18
1.3 Анализ методов интеграции ИС 27
Глава 2 Разработка технологии интеграции ИС 37
2.1 Анализ информационной структуры предприятия АО АВТОВАЗ г. Тольятти (Отдел казначейских операций) 37
2.2 Постановка задачи интеграции ИС управления потоками данных в единую систему предприятия 44
2.3 Модель интеграции ИС 46
2.4 Алгоритм и технология интеграции ИС 50
Глава 3 Экспериментальная апробация 54
3.1 Внедрение процесса интеграции ИС на предприятии АО АВТОВАЗ г. Тольятти (Отдел казначейских операций) 54
3.2 Оценка результатов апробации 64
Заключение 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение А Структура файла documents.xml 75
Приложение Б Структура таблицы «Договоры» 80
Приложение В Структура таблицы «Контрагенты» 82
Приложение Г Структура таблицы «Счета - фактуры» 83
Приложение Е Пример файла 85
Информационные системы (ИС) в современном мире охватывают практически все области человеческой деятельности. Можно утверждать, что ИС на сегодня являются неотъемлемой и необходимой составляющей для многих сфер деятельности: государственной, социальной, бизнес-сферы и др. Наиболее широко ИС представлены в сферах деятельности, связанных со сбором и обработкой информации, предоставлением услуг, управлением потоками данных, финансами и ресурсами, процессами управления и сферы принятия решений. Во всех областях внедрение ИС имеет целью повышение эффективности функционирования, а также оперативности обмена данными и управляющих воздействий.
При этом следует отметить, что вследствие постепенности процесса информатизации большинства крупных организаций, их информационная структура состоит из множества разнородных программных продуктов от разных разработчиков, часто функционирующих на различных платформах и имеющих в своей основе различную идеологию. Соответственно, различаются и принципы структурирования и обработки данных, форматы их представления.
Взаимодействие различных составляющих информационной структуры организации и поддержка единого информационного пространства является необходимым условием устойчивой и эффективной работы организации. Соответственно, остро стоит вопрос продуктивной и корректной интеграции ИС в единой системе предприятия.
На сегодняшний день существуют различные независимые решения интеграции ИС в прикладных системах в разных сферах. Однако, данная сфера является достаточно новой, накопленный опыт и база данных об эффективности и продуктивности различных решений еще невелики.
Таким образом, не существует единого общего подхода, который позволил бы однозначно оценить и выбрать методы и пути интеграции ИС, поэтому каждая ситуация, каждый частный случай конкретного предприятия нуждается в детальном анализе для обеспечения успеха процесса интеграции ИС. Это и обуславливает актуальность темы исследования - методы и технологии интеграции информационных систем управления финансовыми потоками данных в единую систему предприятия.
Объектом исследования являются информационные системы.
Предметом исследования выступает методы и алгоритмы интеграции информационной системы управления финансовыми потоками данных в единую систему предприятия.
Целью работы является разработка методов, технологий и алгоритма интеграции ИС управления финансовыми потоками данных в единую систему конкретного предприятия - АО «АвтоВАЗ» г. Тольятти.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
• проанализировать суть, концепции и тенденции развития ИС, а также процессов их интеграции;
• проанализировать механизмы и методы интеграции ИС;
• исследовать информационную структуру предприятия и разработать модель, алгоритм и технологию интеграции ИС управления финансовыми потоками данных в единую систему предприятия;
• реализовать разработанные технологии интеграции ИС;
• провести оценку результатов внедрения технологии интеграции ИС.
Гипотеза исследования: применение алгоритма, основанного на формировании метамодели предметной области повысит эффективность интеграции новых информационных систем в единую информационную среду предприятия при одновременном сокращении трудовых и временных затрат на интеграцию.
Теоретическую и методологическую основу исследования по проблеме исследования составляют: работы отечественных и зарубежных ученных, посвященные вопросам интеграции информационных систем, техническая документация по рассматриваемым информационным системам.
В диссертации использованы общенаучные и специальные методы исследования, в частности: метод теоретического обобщения - для уточнения понятийного аппарата, сущности интеграции информационных систем; логики, анализа и синтеза - для классификации принципов, методов и технологий интеграции; системный подход и метод дедукции - при разработке алгоритма интеграции информационных систем; экспертных оценок и экономико-математического моделирования - при оценке результатов интеграции информационной системы.
Научная новизна. В работе проводится решение проблем, связанных с эффективностью функционирования и интеграции информационных систем. Новизна исследования заключается в разработке методов и технологий, позволяющих провести процесс интеграции ИС максимально эффективно, сократив время на отладку совместной работы программных продуктов.
Практическое значение полученных результатов. В результате исследований, проведенных в работе, построена метамодель и практически осуществлено конфигурирование информационных систем для внедрения на предприятие.
Положение, выносимые на защиту:
Модель и алгоритм интеграции информационных систем на основе построения метамодели предметной области интегрируемых ИС, что обеспечивает их эффективное взаимодействие.
Объем и структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии (32 наименования) и 5 приложения. Работа изложена на 86 страницах, содержит 10 рисунков, 5 таблиц.
В ходе выполнения диссертационной работы была достигнута цель исследования и решены поставленные для этого задачи. Получены следующие основные результаты.
1. Анализ современных информационных систем промышленных предприятий позволяет утверждать, что предприятия вынуждены использовать для обеспечения управленческих и производственных задач широкий спектр информационных систем, так как не существует единой информационной системы, полностью способной обеспечить потребности предприятия. Однако, взаимодействие разнородных ИС зачастую вызывает затруднения из-за несогласованности на различных уровнях (данных, процедур, представления и т.д.). Информационная система современного предприятия - это сложная интегрированная система взаимосвязанных компонентов, которые должны обеспечивать согласованное управление информационными и материальными потоками предприятия. Внедрение и интеграция новых компонентов в единую информационную систему требует комплексного системного подхода для проектирования и разработки технологии интеграции ИС.
2. Проведенный анализ механизмов и методов интеграции ИС позволил сформулировать требования к информационной инфраструктуре предприятия, а также определить положительные и отрицательные стороны различных методических подходов к интеграции информационных систем.
3. В результате анализа информационной структуры предприятия и решаемых информационной системой задач, была обоснована потребность интеграции новых компонент информационной системы и определены цели интеграции. Для эффективного решения задачи интеграции новых ИС в единую информационную систему предприятия была предложена модель взаимодействия ИС на основе онтологического подхода. Эффективность интеграции ИС в предложенной модели обеспечивается построением метамодели предметной области взаимодействующих ИС. Разработан алгоритм интеграции ИС на основе предложенной модели с применением стандарта разработки онтологии IDEF5.
4. Разработанный алгоритм интеграции ИС был реализован для обеспечения интеграции компонент «Битрикс» и «1С:Казначейство» в единую информационную систему предприятия АО «АвтоВАЗ». В соответствии со стандартом IDEF5 были разработаны композиционные схемы ИС, выделены сущности, определены схемы их взаимодействия и далее, на основании проведенного исследования, было выполнено конфигурирование ИС, обеспечивающее их эффективное взаимодействие.
5. Анализ результатов внедрения алгоритма интеграции ИС позволяет говорить о технической, оперативной и экономической эффективности предложенного решения. Экономический эффект от внедрения ИС составляет 226181,2 руб., при увеличении затрат на подготовку к внедрению по предложенной методике на 13300,0 руб. Кроме того, согласно экспертной оценке, интегральный показатель качественной оценки интеграции ИС повышается от значения 6,9 (при стандартной процедуре интеграции ИС) до 11,1 (при интеграции согласно предложенной методики).
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 31.03.2018 г.).
2. ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированных систем.
3. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.
4. ГОСТ РВ 51987-2002. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Требования и показатели качества функционирования информационных систем (ИС). Общие положения.
Научная и методическая литература
5. Васильев, Р.Б. Стратегическое управление информационными системами / Р.Б. Васильев, Г.Н. Калянов. - М. : БиноМ. 2017. - 512 с.
6. Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Анализ и управление бизнес- процессами: учеб. пособие. СПб: Университет ИТМО, 2016. - 112 с.
7. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М. : КноРус, 2017. - 154 с.
8. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под ред. В.В. Трофимова. - М. : Юрайт, 2018. - 284 с.
9. Информационные системы управления производственной компанией / Под ред. Н.Н. Лычкиной. - М. : Юрайт, 2017. - 250 с.
10. Информационные технологии в маркетинге / Под ред. С.В. Карповой. - М.: Юрайт, 2017. - 368 с.
11. Информационные технологии в менеджменте / Под ред. Е.В. Майоровой. - М. : 2016. - 368 с.
12. Информационные технологии в управлении / Под ред. Ю.Д. Романовой. - М. : Юрайт, 2016. - 478 с.
13. Капулин, Д.В. Информационная структура организации / Д.В. Капулин. - М. : Инфра-М. 2018. - 186 с.
14. Коноплева, И.А. Информационные технологии / И.А. Коноплева, О.А. Хозлова, А.В. Денисова. - М. : КноРус, 2017. - 328 с.
15. Корнеев И.И. Информационные технологии в работе с документами / И.И. Корнеев. - М. : Проспект, 2018. - 304 с.
...