ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ 8
1.1. Исторические этапы возникновения и развития понятия налоговой амнистии 8
1.2. Формирование нормативно-правовых основ налоговой амнистии в Российской Федерации 25
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ 33
2.1. Налоговая амнистия как правовой институт в системе Российского законодательства 33
2.2. Особенности финансово - правового статуса субъектов налоговых правоотношений, возникающих при реализации налоговой амнистии 42
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ В РОССИИ 55
3.1. Зарубежный опыт проведения налоговой амнистии 55
3.2. Основные направления развития института налоговой амнистии и налоговой политики в России 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список литературы 84
Актуальность исследования. Правовая политика преобладающего большинства развитых стран мира включает построение системы законодательства на принципах равенства каждого гражданина перед законом и судом. В обеспечении прав и свобод человека заключен гуманистический принцип конституционного строя нашей страны. Одним из проявлений милосердия государства выступает такое явление, как амнистия, заключающая в себе снятие ответственности, уменьшение доли наказания или исключение его последствий. Амнистия как правое явление транслирует свое содержание на различные, помимо уголовного, сектора законодательства. При анализе развития правовой системы на пути к современному этапу прослеживается постоянная тенденция обращения к принципу смягчения юридической ответственности и наказания. Это явление широко распространилось также в финансовой и налоговой отраслях законодательства. Одной из характерных черт процесса формирования явления налоговой амнистии выступает то, что это мероприятие обуславливает поиск решения проблем развития экономического сектора. Последствия реализации мероприятий по амнистии в налоговой сфере на первый взгляд выступают как исключительно положительные, т.к. обусловливают создание благоприятных и открытых взаимосвязей государства и его граждан, сокращению или недопущению финансовых правонарушений, пополнение бюджета государства. Тем не менее, можно дифференцировать также черты, оказывающие несколько негативное и дестабилизирующее воздействие на состояние налогового сектора (педайуе сопзедиепсе in tl 1е 1ах зРНеге). Место и значение правовых основ смягчения наказания в области неуплаты налогов в законодательстве еще не в полной мере исследовано и на сегодняшний день попытки сформулировать определения, характерные признаки и механизм реализации и регулирования этой категории налогового права, еще окончательно не завершены, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Актуальность изучаемой темы магистерской работы заключается в необходимости наиболее полного и детального рассмотрения явления налоговой амнистии, выявлении его структурных составляющих, предпосылок формирования перечня сопутствующих нормативных документов, систематизации, выявлении общих и отличительных черт различных видов правонарушений в налоговой сфере. Налоговая амнистия - многоступенчатое явление, специфика применения которого носит дискуссионный характер, и приводит к некоторому дисбалансу при реализации нормативно-правовых актов, закрепляющих правила реализации института налоговой амнистии. Об актуальности темы исследования свидетельствует важность и необходимость создания теоретического и правового фундамента института налоговой амнистии, учитывая ее характерные черты, последовательность и формы ее правовой регламентации, и в конечном итоге освоение путей достижения положительных результатов в ходе практической реализации института налоговой амнистии.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате разработки и принятия нормативно-правового акта об объявлении налоговой амнистии, законодательное урегулирование всех этапов его реализации.
Предметом нашего исследования выступают существующие на сегодня нормы налогового и финансового права, а также смежных с ними отраслей законодательства, которые призваны регулировать правовые отношения, возникающие между государством и налогоплательщиками при разработке нормативных актов касательно процедуры налоговой амнистии, официальные статистические данные, касающиеся ранее проводимых амнистий, а также имеющиеся данные правоприменительной практики.
Цель исследования — это построение модели правового института налоговой амнистии, в основе которого заложены используемые сегодня теоретические составляющие правового регулирования изучаемого явления; формирование и обоснование четких рекомендаций и направлений в области совершенствования правовых основ проведения мероприятий по налоговым амнистиям, основываясь как на мировом опыте, так и на результатах ранее проводимых амнистий в нашем государстве.
Задачи магистерского исследования формируются исходя из поставленной цели и включают:
1) выделение и систематизацию основных критериев отграничения понятия налоговой амнистии от смежных юридических явлений;
2) изучение правовых основ изучаемого явления, выявление норм, регулирующих налоговые отношения в области освобождения от ответственности за неуплату налогов;
3) изучение института налоговой амнистии в подсистемах налогового и финансового права;
4) определение и классификация видов амнистий, применяемых в различных секторах экономической сферы;
5) систематизация признаков правового акта об объявлении налоговой амнистии, выявление предпосылок его принятия;
6) определение правового статуса участников программы при реализации мероприятий по налоговой амнистии;
7) изучение мирового опыта налоговой амнистии, выявление положительных и отрицательных аспектов данного явления;
8) Формирование приоритетных направлений и перспектив совершенствования института налоговой амнистии на современном этапе экономического развития государства.
Методологическая основа магистерского исследования представлена группой методов, включающих методы как частнонаучного, так и общенаучного характера. Ведущую роль в исследовании играет формально-логический метод, что обусловлено тем, что постижение и осмысление такого сложного явления, как налоговая амнистия невозможно без умозаключений, обоснованных выводов и суждений. Нельзя переоценить важность формально - юридического метода, который способствует детальному изучению технико-юридической и нормативной стороны понятия «налоговая амнистия», позволяет осознанно заниматься юридической деятельностью. Исторический метод исследования также имеет немалое значение для отображения причинно-следственных связей и динамики развития изучаемого явления. При использовании таких методов как системно-структурный и сравнительно-правовой, магистрантом было проанализировано соотношение понятий налоговой амнистии и смежных с ними иных категорий налоговых правоотношений, налоговых правонарушений, преступлений, льгот и освобождений от налоговой ответственности. При изучении отечественной и зарубежной практики проведения налоговой амнистии использовался сравнительно-правовой метод.
Теоретическую основу проводимого исследования составили труды известных ученых в сфере различных отраслей юридических наук. При анализе теоретических основ изучаемого понятия налоговой амнистии в системе налогового права основополагающая роль принадлежит разработкам ученых общей теории права: Акимовой Е.В., Григорьеву Л.М., Зарипову В.М., Соловьеву И.Н., Шараповой О.А. Наиболее весомыми теоретическими заключениями для понимания истоков изучаемого явления автор признает выводы Воробьева Ю.Ф., Копиной А.А., Матвеевой П.А., Николаева Е.С., Овсянникова С.В. и других. Главенствующую роль при формировании понятия налоговой амнистии в научном разрезе, относительно правовой природы и особенностей данного налогово-правового института представляют теоретические разработки исследователей в области финансового и налогового права - советских и российских учёных - юристов: Гриценко В.В., Покачаловой Е.В., Разгулина С.В., Соловьева И.Н, Химичевой Н.И. и других.
Нормативная основа магистерского исследования представлена Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-Ф3 «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» законы и подзаконные нормативные правовые акты, по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.
Научная новизна работы заключается в том, что исследование направлено на формирование совокупности новых для финансового и налогового права выводов, критическом анализе и сопоставлении их в свете задач научного исследования, а именно выявление и систематизация различных аспектов понятия «налоговая амнистия», которые расширяют существующие представления относительно данного понятия, выявление и структуризация правовых норм, призванных регулировать совокупность отношений в системе налоговых и финансовых отношений, выявлены, сформулированы и обобщены характеристики правового статуса субъектов налоговой амнистии, установлены и раскрыты факторы, обеспечивающие положительный эффект применения изучаемого понятия.
Выводы, предложения и рекомендации, полученные в ходе исследования, дополняют и систематизируют имеющуюся научную базу об инструментах смягчения налоговой ответственности. Теоретические аспекты работы могут послужить платформой для последующих исследований, посвященных вопросам правового регулирования налоговой амнистии, а также найти применение в правотворческой деятельности о налогах и сборах, в правоприменительной практике при рассмотрении вопросов и споров, касающихся облегчения налогового бремени.
Структура магистерской работы определена целью исследования, последовательностью решения ряда задач с применением необходимы научных методов. Исследование включает введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список используемой литературы.
В рамках проведенного исследования, исходя из поставленных целей и задач, автором было проанализировано понятие налоговой амнистии, история возникновения и развития данного явления, выявлено его место и роль в системе налогового законодательства, определена нормативно-правовая основа реализации на различных этапах развития общества и экономики государства. Также автором сформулированы основные теоретические выводы и предложены конкретные направления совершенствования действующей системы налогообложения. Правовая политика преобладающего большинства развитых стран мира включает одно из приоритетных направлений на сегодня - построения системы законодательства на принципах равенства каждого гражданина перед законом. В обеспечении прав и свобод человека заключен гуманистический принцип конституционного строя нашей страны. Одним из проявлений милосердия государства выступает такое явление как амнистия, заключающая в себе снятие ответственности, уменьшение доли наказания или исключение его последствий.
Основываясь на системном подходе автором дано понятие налоговой амнистии: налоговая амнистия может быть определена как государственно-правовой акт, регулирующий отношения, связанные с неисполнением лицами в установленном законодательством порядке обязанности по уплате налогов, которым гарантируется освобождение от налоговой ответственности, при условии, что данные лица добровольно и в полном объеме внесут в бюджетную систему Российской Федерации все имеющиеся недоимки по налогам».
Выделено понятие института налоговой амнистии в системе законодательства РФ и в системе финансового права, характеризующегося как совокупность нормативных предписаний, направленных на регулирование финансовых общественных отношений в области налогообложения. Налоговая амнистия в системе российского законодательства представляет собой межотраслевой институт, заключающий в себе правовые акты конституционного, финансового и других отраслей законодательства.
Определены характеристики норм налоговой амнистии: данные амнистии носят общеобязательный характер, имеют формальную определенность, обеспечиваются принудительными мерами государства, устанавливают и регулируют права и обязанности участников налоговых правоотношений.
Значительное внимание в научной работе было отведено налогово-правовой характеристике правового акта об объявлении налоговой амнистии, это связано с тем, что его формирование дает начало существованию и иных актов, принимаемых при реализации налоговой амнистии. В целях правовой регламентации и установлению правовых основ института налоговой амнистии, а также развитию данных категорий с учетом неизбежных изменений экономической сферы государства, считаем необходимым внести в ст. 109 НК РФ «Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения» еще один пункт: 5) налоговая амнистия. Безусловно, важно нормативно закрепить и порядок принятия акта налоговой амнистии, а, следовательно, необходимо главу 15 НК РФ дополнить статьей 109.1:
«Статья 109.1. Налоговая амнистия»:
«1. Налоговая амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении установленной категории лиц, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по уплате налога.
2. Перечень лиц, подлежащих освобождению от ответственности, предусмотренной за совершение налоговых правонарушений содержится в Акте о налоговой амнистии.
Автором сформированы предпосылки и механизм проведения налоговой амнистии в Российской Федерации. Для поддержания уровня налоговой дисциплины в любом государстве оптимально ее разовое либо крайне редкое проведение, не представляющее возможности предвидеть периоды амнистирования и его объекты.
Предложена организация четкого разграничения обязанностей и ответственности специалистов, задействованных в области подготовки и проведения налоговых амнистий целесообразно сформировать временно действующий орган - к примеру - Отдел регулирования вопросов налоговой амнистии или Отдел контроля за проведением налоговой амнистии, в функции которого будет входить проведение амнистирования и оперативное решение возникающих вопросов. Необходимо ввести в состав такого подразделения представителей юридической и экономической профессии для повышения доверительного отношения налогоплательщиков к проводимому мероприятию, а также установить их ответственность за разглашение конфиденциальных сведений при выполнении своих обязанностей.
При планировании мероприятий налоговой амнистии важно учитывать социальные условия общества и его готовность к восприятию таких мероприятий, что невозможно без повышения уровня правосознания граждан. Необходимо обратить внимание и на рекламную кампанию, поскольку именно используя всевозможные средства массовой информации, онлайн- консультации, подготовку общества к предпринимаемым мерам можно довести до граждан все условия проведения амнистирования и побудить мотив принять участие. В отношении законопослушных налогоплательщиков, считаем необходимым ввести для таких лиц специальные льготы в виде налоговых вычетов или иных поощрений при последующей оплате ими налогов. Для успеха будущих налоговых амнистий необходима также и гарантия неразглашения сведений о налогоплательщике, защита информации, являющейся конфиденциальной.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г.: принята всенародным голосованием (с изм. от 21 июля 2014 г., № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4, ст. 445; 2014. - № 31, ст. 4398.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 27 июля.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 46, ст. 4532.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 1.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31, ст. 3824.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. - № 32, ст. 3340.
8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Текст] (с изм. от 28 июля 2012 г., № 130-ФЗ) // СЗ РФ. - 2011. - № 48, ст. 6731 ; 2012. - № 31, ст. 4319.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - № 1, ст. 4; 2011. - № 7, ст. 900.
10. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» // СЗ РФ. - 2007. - № 1, ч. 1, ст. 32.
11. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1(ред. от 29.07.2018) "О банках и банковской деятельности" опубликован на Официальном интернет- портале правовой информации НйР://’№№№.Ргауо.доу.гн - 30.07.2018).
12. Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Официальный интернет-портал правовой информации НИР://’№№№.Ргауо.доу.гн, 29.12.2017, "Российская газета" (специальный выпуск), N 297с, 31.12.2017, "Собрание законодательства РФ", 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 20
13. Постановление Государственный Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» // Российская газета. - 2013. - 4 июля.
14. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // СЗ РФ. - 2009. - № 21, ст. 2542.
15. Указ Президента РФ от 4 августа 1997 г. № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» // СЗ РФ. - 1997. - № 32, ст. 3752.
...