Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Анализ научно-методической литературы о влиянии средств атлетической гимнастики на развитие двигательных качеств и физической работоспособности у студенческой молодёжи 9
1.1 Возрастные особенности и состояние здоровья студенческой молодёжи 9
1.2 Значение использования средств атлетической гимнастики в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студенческой молодёжи 17
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 24
2.1 Задачи исследования 24
2.2 Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1. Подбор средств атлетической гимнастики и современных тренажеров для тренировочных занятий оздоровительной направленности для студенток 18-25 лет 35
3.2. Исследование эффективности влияния средств атлетической гимнастики с использованием современных тренажеров на развитие двигательных способностей и функциональное состояние у студенток 18-25 лет в конце педагогического эксперимента 42
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Актуальность исследования. В настоящее время обращается большое внимание на улучшение и сохранение здоровья населения разных возрастных категорий. Научно-технический прогресс привел к социально-экономическому и социально-политическому развитию общества, что значительно увеличило темп жизни человека. В новых современных условиях считается важным поддерживать оптимальную физическую активность. Со стороны государства одной из стратегических целей является совершенствование системы физической культуры через обеспечение условий для укрепления здоровья, развития инфраструктуры спорта, а также популяризации массового и профессионального спорта. Об этом прописано в паспорте федерального проекта «Спорт норма жизни» в соответствии с национальным проектом «Демография».
Большое внимание среди разных возрастных периодов, уделяется студенческому возрасту. В среднем, по данным научно-методической литературы, автором которой является И.В. Никулина, студенческий возраст приходится на период от 18 до 25 лет (поздняя юность) [26].
Специалистами И.А. Кобыляцкой, А.С. Осыкиной и Е.Ю. Шкатовой отмечается, что «Студенчество представляет особую группу населения, находящуюся в зоне действия многих факторов риска: постоянно увеличивающийся объем информации, высокое нервно-эмоциональное напряжение в период зачетных занятий и экзаменационных сессий, особенности быта и образа жизни. Особый социальный статус студентов, специфические условия учебного процесса существенно отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу уязвимой в плане формирования хронических заболеваний» [20].
Ряд авторов обращают внимание, что достаточно много встречается различных заболеваний в студенческом возрасте. Особенно, если учесть, по статистике таких специалистов, как Л.П. Макаровой [24], З. Г. Третьяковой и др. [35] более 80% выпускников школ имеют нарушения в состоянии здоровья.
Многие специалисты, как О.В. Бобылева [6], В.С. Бабина [3], И.А. Кобыляцкая и др. [20], М.С. Бородина [8], Т.Г. Илькевич [18] утверждают, что у студентов к четвертому курсу растет процент заболеваемости. По данным специалистов среди студенческой молодёжи до 38% встречаются заболевания глаз и придаточного аппарата; от 7,5% до 20% - нарушения осанки, сколиоз, остеохондроз и др. заболевания, связанные с костно-мышечной системой, в том числе соединительной ткани; до 9-9,4% заболевания органов дыхания; до 25% - заболевания желудочно-кишечного тракта, до 27% - заболевания нервной системы.
В вузах проводятся обязательные занятия по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Для обеспечения необходимой двигательной активности у студентов в течении недельного цикла недостаточно того количества часов, которое предлагается учебными планами. При этом на третьем курсе бакалавриата идет зачастую уменьшение количества часов, а на 4-курсе и программам магистратуры данные дисциплины вообще не предусмотрены.
Для студенческой молодёжи привлекательным сегодня являются посещения Фитнес-центров и клубов, которые имеют современное материально-техническое оснащение, в том числе разнообразные тренажёры. Популярны занятия атлетической гимнастикой.
Ю.А. Бахарев отмечает, что «Атлетическая гимнастика является одним из традиционных и массовых видов занятий физическими упражнениями силовой направленности, имеющая свои отличительные особенности. Она является в основном средством развития мускулатуры тела и мышечной силы, исправления и совершенствования осанки...
Регулярные занятия атлетической гимнастикой в сочетании с правильным режимом дня и питанием способствуют физическому развитию: укрепляют здоровье, придают фигуре стройность, улучшают кровоснабжение головного мозга и внутренних органов, создают благоприятные условия для работы центральной нервной системы, нормализуют нервные процессы, увеличивают размер сердечной мышцы и делают ее более работоспособной, артериальное кровяное давление приходит в норму. Реже становится пульс, увеличивается емкость легких, расширяются периферические кровеносные сосуды, улучшается деятельность желудка, кишечника, почек печени, желез внутренней секреции, укрепляется связочный аппарат. В результате человек становится выносливее, работоспособнее, чувствует себя лучше, увереннее» [1].
Выше сказанное, позволило определиться с проблематикой и актуальностью исследовательской работы, сформулировать тему бакалаврской работы - «Развитие двигательных способностей и физической работоспособности у студенток средствами атлетической гимнастики и современных тренажеров».
Теоретическая база исследования предполагала изучение ряда вопросов, освещенных авторами в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, научных статьях.
Среди них большое значение имело изучение возрастных особенностей студенческой молодежи (18-25 лет) в научной литературе авторов Батюта М.Б. [4]; Беловой, Ю. А. [5]; Лысовой Н.Ф. и др. [12]; Корецкой, И. А. [21]; Красноперовой, Н. А. [23]; Никулиной И.В. [26] и др.
О состоянии здоровья студенческой выпускников школ и студенческой молодёжи узнали из научно-методической периодики специалистов Бабиной, В. С. [3]; Бобылевой О.В. [6]; Бородиной М.С. [8]; Илькевич Т.Г. [18]; Кобыляцкой И.А. и др. [20]; Макаровой Л. П. и др. [24]; Третьякова З. Г. и др. [35].
По вопросам, касающимся развития двигательных качеств обращались к литературе авторов Германова Г.Н. [13]; Горской, И.Ю. и др. [14]; Никитушкина В.Г., Германова Г.Н., Купчинова Р.И. [25].
Для изучения теоретических и практических аспектов атлетической гимнастики, и применения в физкультурно-оздоровительных практиках тренажеров использовали литературу авторов Бахарева Ю.А. и др. [1]; Бурмистрова В.Н. и др. [10]; Быченкова С.В. и др. [11]; Ереминой Л.В. [2]; Ибель Д.В. [16]; Куршева А.В. и др. [28]; Парыгиной О.В. и др. [29]; Ретивых Ю.И. [31]; Даниловой Е.Н. и др. [32]; Соломченко М.А. [33]; Ткаченко А.В. [34]; Федченко С.П. [38].
Объект исследования: тренировочный процесс оздоровительной направленности со студентками в условиях Фитнес-центра.
Предмет исследования: средства атлетической гимнастики и современных тренажеров.
Цель исследования - улучшение двигательных способностей и физической работоспособности у студенток средствами атлетической гимнастики и современных тренажеров.
Задачи исследования:
1) Определить у студенток в возрасте 18-25 лет развитие двигательных способностей и физической работоспособности до начала участия в педагогическом эксперименте.
2) Подобрать средства атлетической гимнастики с использованием современных тренажеров для студенток 18-25 лет.
3) Выявить эффективность влияния средств атлетической гимнастики с использованием современных тренажеров на развитие двигательных способностей и физической работоспособности у студенток 18-25 лет в конце педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования предполагает, что тренировочные занятия оздоровительной направленности с использованием средств атлетической гимнастики и современных тренажеров будут способствовать улучшению двигательных способностей и физической работоспособности у студенток 18 - 25 лет.
Методы исследования:
• анализ литературных источников по теме исследования;
• педагогическое наблюдение;
• тестирование двигательных способностей и физической работоспособности;
• педагогический эксперимент;
• методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты позволили теоретически обосновать эффективность средств атлетической гимнастики с использованием современных тренажеров в тренировочном процессе оздоровительной направленности в условиях Фитнес-центра, на развитие двигательных способностей и физической работоспособности студенток 18-25 лет.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать в практическом использовании средств атлетической гимнастики и современных тренажеров в тренировочном процессе оздоровительной направленности условиях Фитнес-центра при персональных и групповых занятиях со студенческой молодежью с целью улучшения двигательных способностей, физической работоспособности и укрепления здоровья в целом.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 4 таблицы, 23 рисунка, список используемой литературы - 40 источников. Бакалаврская работа изложена на 58 страницах.
В результате проведенного исследования нами было сделано несколько выводов:
1) Сравнительные данные предварительного тестирования двигательных способностей и физической работоспособности у студенток 18-25 лет позволили установить, что между экспериментальной и контрольной группами студенток нет значительной (достоверной) разницы. Соответственно экспериментальная и контрольная группа студенток были сформированы равномерно не только по возрастно-половым особенностям, но и по развитию двигательных способностей и физической работоспособности.
2) Подобрали средства атлетической гимнастики с использованием современных тренажеров для студенток 18-25 лет, направленных на развитие двигательных способностей и физической работоспособности. На этих занятиях предлагались упражнения атлетической гимнастики с собственным весом тела с гантелями (весом 1 кг, 1,5 кг, 3 кг) из разных исходных положений и разные группы мышц; с грифом штанги в паре для страховки (приседания, выпады, подъёмы на носках гриф на плечах и др.) и ряд других. Дополнительно к средствам атлетической гимнастики на персональных тренировках под руководством фитнес-тренера были предложены занятия на современных тренажерах. Среди них были блочные, тренажеры Хаммер, многофункциональных тренажеры, кардиотренажеры, велотренажеры, эллиптические тренажеры, степперы и др.
3) При сравнении средних показателей, полученных после педагогического эксперимента, характеризующих уровень двигательных способностей и физической работоспособности, у студенток 18-25 лет экспериментальной группы они оказались достоверно выше (P<0,05) по отношению к студенткам контрольной группы.
4) После проведения педагогического эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе студенток 18-25 лет средние показатели достоверно улучшились (P<0,05) по всем тестам, характеризующим развитие двигательных способностей и физической работоспособности. У контрольной группы мы также выявили положительное достоверное изменение (P<0,05) практически по всем исследуемым показателям (кроме тестов «Челночный бег 3х10 м» и «Бег 30 м»). Однако наибольший прирост мы выявили именно у студенток экспериментальной группы.
Таким образом в заключении можно подчеркнуть, что в ходе проведения педагогического исследования выявили эффективность влияния подобранных средств атлетической гимнастики с использованием современных тренажеров на развитие двигательных способностей и физической работоспособности у студенток 18-25 лет.
1. Атлетизм: учебно-метод. пособие / Ю. А. Бахарев [и др.]. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. - 79 с.
2. Атлетическая гимнастика: учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» (раздел «Атлетическая гимнастика») / Л. В. Еремина. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2011. - 188 с.
3. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В.С. Бабина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). • С.572-575
4. Батюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - Москва: Логос, 2011. - 306 с.
5. Белова, Ю. А. Психология. Часть 1. Прикладные аспекты общей и возрастной психологии и психологии общения: учебное пособие / Ю. А. Белова. • Омск: Омский государственный институт сервиса, Омский государственный технический университет, 2012. - 129 с.
6. Бобылева О.В. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема // Вестник ТГУ, т.18, вып.3, 2013. - С. 852854
7. Бомин, В.А. Здоровьесберегающие технологии в сохранении и формировании здоровья студентов: учебно-методическое пособие / В.А. Бомин, К.В. Сухинина. - Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 2011. - 156 с.
8. Бородина М.С. Психолого-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов вуза [Текст] / М.С. Бородина // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 2017. - М.: МПГУ, Ч.2. - М.: МАНПО, 2017. - С. 17-19
9. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 126с.
10. Бурмистров, В. Н. Атлетическая гимнастика для студентов: учебное пособие / В. Н. Бурмистров, С. С. Бучнев. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2012. - 172 с.
11. Быченков, С. В. Атлетическая гимнастика для студентов: учебно-методическое пособие / С. В. Быченков. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 50 с.
12. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. - Электрон. текстовые данные. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. - 398 с.
13. Германов, Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г.Н. Германов. - Воронеж: Элист, 2017. - 303 с.
14. Горская, И.Ю. Развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов с учетом уровня квалификации и индивидуально- типологических особенностей: методические рекомендации / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 79 с
15. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / Губа В.П., Пресняков В. - Москва: Человек, 2015. - 288 с.
...