Аннотация 2
Введение 6
1 Теоретические аспекты оценки компетенций персонала вуза в условиях цифровизации 8
1.1 Понятие, особенности, цель и задачи цифрового вуза в образовательной среде 8
1.2 Анализ отечественных и зарубежных инструментов оценки компетенций персонала 14
2 Анализ корпоративных инструментов оценки компетенций сотрудников ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» 21
2.1 Характеристика и организационно-экономические показатели деятельности ФГБОУ ВОУ «Тольяттинский государственный университет» 21
2.2 Анализ инструментов оценки компетенций персонала Отдела сопровождения дистанционного обучения ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» 30
3 Мероприятия по оценке компетенций в цифровом вузе 37
3.1 Разработка мероприятий по оценке и развитию компетенций персонала 37
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий 50
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 57
Приложение А Динамика показателей организационно-экономической деятельности ФГБОУ ВОУ ТГУ за 2017-2019 гг 61
Приложение Б Организационная структура ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет 63
Приложение В Анализ организаций по оценке компетенций 65
Приложение Г Соотношение компетенций и инструментов оценки 67
Приложение Д Тесты на аналитическое мышление 68
Приложение Е Тесты на коммуникативные способности 72
Приложение Ж Тесты на компьютерную грамотность 75
Приложение И Тесты на определение общего состояния 80
Приложение К Кейсы на коммуникативные способности 83
Приложение Л Кейсы на аналитическое мышление 85
Приложение М Критерии оценки ответов на кейсы 87
Одним из основных направлений работы и развития любой организации в настоящий момент является оценка персонала. Оценка персонала необходима для выявления эффективных сотрудников, приносящих организации прибыль, определения путей дальнейшего развития персонала и эффективной расстановки персонала.
В силу перехода к цифровой экономике целесообразно говорить об оценке компетенций, а не об оценке персонала. Разница этих двух понятий заключается в том, что оценка персонала ориентирована на оценку знаний и опыта персонала, а оценка компетенций, кроме знаний и опыта, на понимание своей деятельности.
Актуальность работы обусловлена стремительно меняющимися требованиями рынка труда, требованиями цифровой экономики и целью цифровой деятельности ФГБОУ ВО ТГУ.
Цель работы - разработка современных инструментов, которые позволили бы осуществить эффективную оценку компетенций персонала цифрового вуза.
Достижение цели будет возможно при решении следующих задач:
• проанализировать теоретические аспекты оценки компетенций в отечественной и зарубежной практике;
• проанализировать состояние организационно-экономической деятельности ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» и его деятельность как цифрового вуза;
• разработать инструменты оценки компетенций персонала цифрового вуза.
Объектом выпускной квалификационной работы является ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».
Предмет исследования - современные отечественные и зарубежные инструменты оценки компетенций персонала в условиях цифровизации.
Информационную базу работы составляют локальные нормативные акты ФГБОУ ВО ТГУ, статистическая и бухгалтерская отчетность, работы отечественных и иностранных авторов в области оценки компетенций.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности внедрения разработанных инструментов оценки компетенций в деятельность Отдела сопровождения дистанционного обучения ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».
Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка литературы из 37 источников и 11 приложений. Общий объём работы, без приложений, 60 страниц машинописного текста, в том числе таблиц - 14, рисунков - 12.
Оценка компетенций персонала - одна из главных отраслей деятельности современных организаций, компаний и учреждений, которые осуществляют свою деятельность в условиях цифровой экономики.
Оценка компетенций помогает выявить уровень знаний сотрудника, его возможности, готовность развиваться и готовность применять знания на практике. Оценка компетенций помогает правильно распределить сотрудников на должности и отобрать в кадровый резерв, а дальнейшее развитие по результатам оценки помогает повысить уровень конкурентоспособности предприятия.
Цель данной работы - разработать современные инструменты оценки компетенций сотрудников цифрового вуза.
В первой главе были рассмотрены особенности существования, деятельности цифровой экономики и цифрового вуза, проанализирован опыт отечественных и зарубежных компаний и теоретических работ по вопросам оценки компетенций персонала. Анализ позволил соотнести применяемые инструменты оценки компетенций с условиями работы в цифровом вузе.
Во второй главе был проведён анализ организационно-экономической деятельности ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» за 2017-2019 года, рассмотрена организационная структура ТГУ. Поскольку в рамках работы рассматривался Отдел сопровождения дистанционного обучения, то также был проведён анализ деятельности отдела, рассмотрена его структура и основные задачи деятельности. Проведённый анализ показал, что отсутствует оценка персонала и, соответственно, компетенций в ОСДО, а также отсутствует перечень компетенций, которыми должны обладать сотрудники отдела.
В третьей главе были разработаны предложения по устранению проблем в системе оценки персонала, а также предложены инструменты дальнейшего развития компетенций. По устранению проблем в системе оценки были сделаны следующие разработки:
1. Разработан перечень компетенций и выявлены ключевые компетенции.
Определение компетенций необходимо для выбора правильных инструментов оценки и развития, а также для конкретизации ответственности сотрудников и выявления основных направлений в работе отдела.
2. Разработан план оценки компетенций персонала.
План оценки компетенций включает перечень современных инструментов оценки, компетенции соотнесены с инструментами, которые дольше всего подходят для их развития.
3. Разработан план развития компетенций персонала.
План развития состоит из перечня методов развития компетенций, компетенции соотнесены с инструментами развития, чтобы повысить эффективность обучения.
Данные мероприятия связаны между собой и должны проводиться на постоянной основе.
В ходе написания работы были решены поставленные задачи и разработаны инструменты оценки компетенций персонала. Однако следует отметить, что перечень компетенций, а также инструменты оценки должны постоянно обновляться, чтобы быть актуальными и помогать развиваться сотрудникам и учреждению.
1. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 168 с. ISBN5-9268-0262-8
2. Бабин Е.Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды. Университетское управление: практика и анализ. 2018; 22(6): 44-54. DOI: 10.15826/umpa.2018.06.057. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/75858/1/UM 2018 6 44-54.pdf
3. Базовая модель компетенций наставника цифрового обучения. Сколково, 2019. URL: https://drive.google.Com/file/d/1sathazx4Wz3P7Qr8hcTX fia0LSL5jBO/view
4. Батаршев А.В. Диагностика способностей к общению. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с: ил. - (Серия «Практическая психология»). ISBN 5-469-01201-8
5. Брюнин А.В. «Цифровой вуз» - университет будущего, 2018. URL: https://softlme.ru/uploads/f/ba/d4/25/c1/79/36/6b/ad/98/tsifrovoy-vuz.pdf
6. Должностная инструкция начальника контакт-центра дистанционного обучения управления сопровождения учебного процесса.
7. Должностная инструкция начальника отдела сопровождения дистанционного обучения управления сопровождения учебного процесса.
8. Должностная инструкция специалиста по учебной работе отдела сопровождения дистанционного обучения управления сопровождения учебного процесса.
9. Иванова И.А., Камнева Е.В., Кохова И.А. и др. Система оценки персонала в организации: учебник / под ред. М.В. Полевой. - Москва: «Прометей», 2018. - 280с. - ISBN 978-5-907003-87-3
10. Киселева М.Н. Оценка персонала. - СПб.: Питер, 2015. - 256 с.: ил. - ISBN 978-5-496-01712-8
11. Ключевский А.И. Оценка деятельности персонала с применением модели компетенций // Научный журнал. - 2017. - №1 (14) - С.51-55
12. Коллективный договор между работодателем и работниками Тольяттинского государственного университета сроком действия с 01 марта 2017 года по 01 марта 2020 года
13. Криштал М.М. Новая реальность образования: что такое цифровой университет сегодня. URL: https://na.ria.ru/20190722/1556704299.html
14. Микрообучение: мода или необходимость. // EduTech. - №1, 2016. URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/015/01512aa086df79a8655d3cf8206f7c97.pdf
15. Османова З.О. Методы оценки компетенций персонала предприятия // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2016. №3. С. 168-172. URL: http://fbi.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/09/tom-3-36-2016.pdf
...