Введение 3
Глава 1 Общая характеристика административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования 8
1.1 Юридическая ответственность за правонарушения в области охраны
недр и недропользования 8
1.2 Виды административных правонарушений в области охраны недр и
недропользования 18
1.3 Состав административного правонарушения в области охраны недр и
недропользования 22
Глава 2. Особенности назначения наказаний за правонарушения в области охраны недр и недропользования 30
2.1 Органы, рассматривающие дела об административных
правонарушениях в области охраны недр и недропользования 30
2.2 Виды административных наказаний, применяемых за правонарушения
в области охраны недр и недропользования 36
2.3 Основные правила назначения административных наказаний за
правонарушения в области охраны недр и недропользования 46
Глава 3. Актуальные проблемы теории и практики привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования 52
3.1 Анализ судебной практики в сфере привлечения к административной
ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования 52
3.2 Совершенствование законодательства об административных
правонарушениях в области охраны недр и недропользования 58
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 72
Эффективность природопользования в условиях происходящего социально-экономического развития напрямую зависит от государственного управления в данной сфере. Природные ресурсы, в том числе и недра, являются собственностью страны, а значит их использование влияет на экономику и представляет значимый потенциал для развития государства. Одним из элементов государственного управления является административная ответственность.
Недра являются весьма важным ресурсом государства и компонентом природной среды. Однако стоит признать, что на сегодняшний день в праве отмечается недостаточность экономических стимулов для рационального недропользования. Правовая регламентация охраны окружающей среды, в том числе и использования недр несмотря на периодические внесения изменений в законодательство нуждается в совершенствовании.
Правовая база, регулирующая вопросы охраны недр и недропользования, должна отвечать современным требованиям. Особая роль при этом отводится институту административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования.
Кодекс РФ об административной ответственности включает в себя различные составы правонарушений в рассматриваемой сфере. Однако механизм реализации мер ответственности сложно признать отработанным. Два базовых правовых акта - Закон «О недрах» и Кодекс РФ об административных правонарушениях не взаимосвязаны между собой как с точки зрения системного подхода, так и с позиции терминологии, что влечет возникновение как теоретических, так и практических проблем.
Соотношение законодательства об административной ответственности с экологическим, лицензионным, антимонопольным законодательством, толкование диспозиций статей КоАП РФ, виды административных наказаний, порядок их назначения и эффективность, — все это также вызывает множество вопросов.
Обратим внимание, что законодательство о недрах и административное законодательство находятся в совместном ведении России и ее субъектов. Однако в связи с тем, что региональное законодательство все же должно опираться на заложенные на федеральном уровне основы, акцент в работе сделан на рассмотрении федеральной нормативной базы. Кроме того, решение проблем федерального законодательства соответственно будет способствовать корректировке региональных норм.
Сказанное безусловно подтверждает необходимость комплексного исследования законодательства об административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования, что определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Вопросы, связанные с охраной окружающей среды и ее природных компонентов всегда находятся в центре внимания научного сообщества.
Рассматриваемая тема носит межотраслевой характер, в связи с чем в работе были использованы труды ученых в области экологического права, таких как В.Б. Агафонов, А.П. Альбертян, А.Н. Борисов, Н.Г. Жаворонкова, Ф.И. Мазитов, К.К. Ходорович и других.
В рамках исследования изучались позиции таких видных теоретиков в области государства и права как В.К. Бабаев, В.И. Гойман-Червонюк, А.В. Малько, Н.И. Матузов, М.Н. Марченко.
Особенности административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования исследовались в работах Е.В. Агеевой, А.О. Астафьевой, Т.В. Головановой, А.М. Динаевой, Д.О. Ермолаева, Н.Г. Жаворонковой, Ф.И. Мазитова, Е.В. Труновой, М.С. Шлютер и иных.
Исследуемая тема является весьма разработанной, со стороны ученых к ней проявляется особый интерес. Однако учитывая постоянные изменения в законодательстве, а также развитие научно-технического прогресса некоторые вопросы нуждаются в доработке.
Нормативную основу работы составляет законодательство Российской Федерации, регламентирующее вопросы административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть юридическую ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования;
- обозначить виды административных правонарушений в области охраны недр и недропользования;
- раскрыть состав административного правонарушения в области охраны недр и недропользования;
- выделить органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования;
- охарактеризовать виды административных наказаний, применяемых за правонарушения в области охраны недр и недропользования;
- обозначить основные правила назначения административных наказаний за правонарушения в области охраны недр и недропользования;
- проанализировать судебную практику в сфере привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования;
- предложить меры совершенствования законодательства об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования.
Объект исследования - общественные отношения, которые возникают при совершении административных правонарушений в области охраны недр и недропользования.
Предмет исследования - теоретические воззрения, положения действующего законодательства в части, касающейся совершения административных правонарушений в области охраны недр и недропользования, а также накопленный опыт правоприменения по реализации указанных положений.
Гипотеза исследования - основная часть проблем, которые возникают при привлечении к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в области охраны недр и недропользования обусловлена пробелами и коллизиями правового регулирования данной области общественных отношений, а также связана со спецификой управления сферой недропользования.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания: анализа, индукции, сравнительно-правового, формально-правового.
Эмпирическая база исследования основана на обобщенных данных правоприменительной практики и судебных решениях по конкретным делам об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования, а также на публикациях в специальной литературе.
Научная новизна. Анализ законодательства, научной литературы и практики применения норм об административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования позволил выявить проблемы в данной сфере и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практике.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные автором в ходе исследования выводы дополняют имеющиеся теоретические представления об административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования положений, изложенных в диссертации, в образовательной деятельности, практической деятельности органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования, а также в процессе совершенствования административного законодательства в сфере охраны недр и недропользования.
Проблемные положения настоящего исследования изложены в научной статье: Семенова Г.И. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр // Актуальные проблемы современной науки: материалы Международной научно-практической конференции. Сборник статей Международной научно-практической конференции, состоявшихся 22 Января 2022 г. Томск: ИЦ «Quantum». С.3-7.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Проанализировав законодательство, мнения ученых, процессуалистов и практику применения норм об административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования, мы пришли к следующим выводам.
1. Юридическая ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования - вид юридической ответственности, выражающаяся в осуждении поведения правонарушителя и применении к нему взысканий за совершение правонарушения в сфере охраны и использования недр. Виновное лицо в зависимости от тяжести совершенного деяния и наступивших последствий, может быть привлечено к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
2 Административная ответственность в сфере охраны недр и недропользования - применение административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения в сфере охраны и использования недр, предусмотренные КоАП РФ.
3. КоАП РФ не содержит в себе отдельного раздела, содержащего составы правонарушений в области охраны и использования недр, соответственно систематизация и классификация указанных составов осуществляется только на доктринальном уровне
Юридический состав административного правонарушения в области охраны недр и недропользования характеризуется следующими признаками:
- родовым объектом выступают отношения собственности, охрана окружающей среды и порядок природопользования, отношения в промышленности, строительства, связи, осуществления предпринимательской деятельности, на которые посягает правонарушение;
- объективная сторона является внешним отражением совершенного правонарушения и включает само противоправное деяние, последствия, возникшие в результате такого деяния и причинную связь между ними Административные правонарушения в сфере охраны и использования недр в основном имеют формальный состав;
- субъективная сторона правонарушения отражает внутреннюю сторону правонарушения, психическое состояние субъекта правонарушения. Правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности;
- субъект правонарушения - лицо, которое совершило правонарушение. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо.
4. Дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования рассматриваются судьями либо должностными лицами органов исполнительной власти. В судах как правило рассматриваются серьезные административные дела, где недопустимо ведомственное усмотрение и важна гарантия справедливого разбирательства.
В области охраны недр и недропользования большинство правонарушений рассматриваются органами исполнительной власти. Это обусловлено тем, что должностные лица данных органов обладают необходимыми профильными знаниями для принятия правильного решения. Распределение полномочий необходимо для того, чтобы разгрузить органы судебной власти, освободив их от рассмотрения специфичных правонарушений, а также обеспечить оперативность в разрешении дела.
5. В случае если должностными лицами, осуществляющими геологический контроль или горный надзор, в рамках проведения проверок субъектов недропользования обнаружены нарушения, они вправе привлечь виновных к административной ответственности.
Административное наказание представляет собой меру юридической ответственности, которая направлена на лишение лица определенных прав и свобод, принятие в отношении него ограничительных мер. Таким способом государство реагирует на противоправные деяния со стороны граждан, дает правовую оценку совершенному противоправному деянию.
Все основные виды административных наказаний определены в статье 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Они представляют собой целостную и самодостаточную систему, их перечень является исчерпывающим, то есть в отношении правонарушителя не могут применяться наказания, не предусмотренные КоАП РФ.
Лицам, совершившим правонарушения в области охраны недр и недропользования в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, могут быть назначены следующие виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, дисквалификация и административное приостановление деятельности.
Административный штраф можно признать одной из самых распространенных мер наказания в КоАП РФ. Вероятно, это обусловлено его универсальным характером, он может применяться практически ко всем физическим, юридическим и должностным лицам.
Полагаем уполномоченным органам следует более широко использовать весь спектр установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях наказаний.
6. Система административных наказаний характеризуется единством правил их назначения. Требования о соблюдении установленного порядка обусловлены необходимостью эффективного функционирования механизма охраны недр и недропользования в целом.
Особенности назначения административных наказаний определяются в главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Статьей 4.1 КоАП РФ регулируются общие правила назначения наказаний и отмечаются обстоятельства, которые необходимо учитывать при применении к правонарушителю той или иной санкции. Обозначенная норма применима ко всем видам правонарушений, в то числе совершаемым в области охраны недр и недропользования.
7. Проведенный анализ судебной практики позволяет обозначить следующие позиции по сложным вопросам привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования:
1) необходимо обращать внимание на сроки давности для привлечения к административной ответственности. К большинству правонарушений в области охраны недр и недропользования применяется годичный срок давности для привлечения к административной ответственности. Например, это относится к ст.ст. 7.3, 7.5, 7.25, 7.26, 8.9, 8.10, 8.11, 8.17 - 8.20, 8.39, 9.1 КоАП РФ.
2) вторая ошибка правоприменительных и судебных органов обусловлена необходимостью правильного определения субъекта правонарушения. Так, проведение земляных работ по строительству по заданию собственника земельного участка с одновременным изъятием грунта, образованного строительством, не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
3) рассматривая дела об административных правонарушениях, имеющих материальный состав (например, ст.ст. 8.9, ч.1 ст. 8.10, ст. 8.11 КоАП РФ), административным органам следует обращать внимание на необходимость доказывать не только факт совершенного административного правонарушения, но и на наступление или на возможность наступления последствий после совершения деяния, а также причинную связь между ними, поскольку состав указанных административных правонарушений является материальным. Это также должно быть отражено в соответствующих процессуальных актах.
8. В законодательство, регламентирующее вопросы охраны недр и недропользования периодически вносятся изменения, при этом существующая нормативная база на сегодняшний день не полностью соответствует требованиям социально-экономического развития российского государства.
С целью совершенствования правовой регламентации административной ответственности за правонарушения в области недропользования необходимо:
- провести детальный анализ Закона «О недрах» и Кодекса РФ об административных правонарушениях на предмет соответствия друг другу норм данных актов в области недропользования, обеспечить их четкую взаимосвязь;
- скооперировать все правонарушения в сфере использования недр в одну главу КоАП РФ;
- усилить экологизацию Закона «О недрах» включив в него базовые требования по соблюдению экологической безопасности, обозначить специальные меры по охране отдельных компонентов природной среды в процессе использования недр;
- внести изменения в административные процедуры в сторону их упрощения;
- ужесточить меры ответственности за несоблюдение законодательства о недрах;
- расширить применение в качестве наказания административное приостановление деятельности.
Данные меры внесут ясность в правовую регламентацию ответственности за нарушения норм о недропользовании, что приведет к положительным изменениям и на практике их применения.
1. Агафонов В.Б. Правовое регулирование охраны земель от загрязнения
при пользовании недрами [Электронный ресурс]. URL:
https://rucont.ru/efd/580152 (дата обращения: 01.06.2022).
2. Агафонов В.Б. Тенденции и перспективы развития законодательства о недрах // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2022. № 2(177). С. 59-66.
3. Агеева Е.В. Административные наказания: теоретико-правовой аспект // Молодой ученый. 2021. № 45 (387). С. 20-22.
4. Алиева Э.Б., Тажудинова Б.Т. Понятие и признаки административного правонарушения. Административная ответственность // Индустриальная Россия: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 100-105.
5. Альбертян А.П., Сапаров С.М. Правовое понятие «участок недр» в законодательстве России и США // Вестник Академии права и управления. 2018. № 4 (53). С. 22-28.
6. Армашова А.В. Некоторые проблемы применения статьи 255 УК РФ // Вестник НИБ. 2018. № 31. С. 55 -58.
7. Астафьева А.О. Обстоятельства, смягчающие административную
ответственность в российском административном праве // Актуальные проблемы публичного права: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Владимир, 28 февраля - 02 2018 года. Владимир: Общество с ограниченной ответственностью
«Издательство «Шерлок-Пресс», 2019. С. 55-57.
8. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Эксмо, 2011. 622 с.
9. Беляева А.А. Дисквалификация как мера административной ответственности // Chronos. 2021. Т. 6. № 6(56). С. 43-45.
10. Борисов А.Н., Коблова Н.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2017. С. 77 -79.
11. В Республике Башкортостан золотодобывающая компания
оштрафована на 450 тыс. рублей за нарушения природоохранного
законодательства [Электронный ресурс]. URL:
https://rpn.gov.ru/regions/02/news/v-respublike-bashkortostan- zolotodobyvayushchaya-kompaniya-oshtrafovana-na-450-tys-rubley-za-narushe- 5775034.html (дата обращения: 07.06.2022).
12. Варул П.А. Методологические проблемы исследования гражданско- правовой ответственности. Таллин: Ээсти раамат, 1986. 129 с.
13. Василенко Г.Н. Административный штраф как вид административного наказания // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019. № 1. С. 13-14.
14. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. Очерки теории и практики. М.: Городец-издат, 2014. 526 с.
15. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М.: Роспедагентство, 1996. 465 с.
16. Голованова Т.В. Предупреждение как вид административного наказания // Юристъ-Правоведъ. 2021. № 3(98). С. 229-234.
17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 52. Ст. 5496.
18. Данилова С. С. Административное приостановление деятельности // StudNet. 2021. Т. 4. № 6. С.6-8.
19. Динаева А.М. Административный штраф как вид административного наказания // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 11(27). С. 665-667.
20. Доклад о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2021 году [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc424977121_633910924?hash=byX6IKZh1rw83Yi8phrV2EWEPg WaO 1 ZM0uRAxk5dLys&dl=ls6xTvkbQ3tcnlFaev3LsZ4l32A83ULFZOyDZg4y6w X (дата обращения: 07.06.2022).
21. Дудиков М.В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами по обстоятельствам, не связанным с пользованием недрами // Юрист. 2008. № 2. С. 9-11.
22. Ермолаев Д.О. Актуальные вопросы применения ответственности за
нарушение законодательства о недрах // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей VII
Международной научно-практической конференции: в 3 частях, Пенза, 12 декабря 2017 года. Пенза: «Наука и Просвещение», 2017. С. 42-47.
23. Жаворонкова Н.Г. Анализ и оценка современных проблем законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды при пользовании недрами // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2020. № 3(172). С. 65-68.
24. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (с посл. изм. и доп. от 30 апреля 2021 г. № 123-ФЗ) «О недрах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.
25. Илюшин А.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах (по материалам Сибирского федерального округа): дис. канд. юрид. наук. Томск, 2008. 185 с.
26. Калиева М.Г. Понятие и признаки административного правонарушения // Мир народов. Серия: Наука и практика. 2018. № 2 (7). С. 24 - 26.
27. Кедис А.В. Конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения как мера административного принуждения // Государство и право: проблемы и перспективы
совершенствования: сборник научных трудов 3-й Международной научной
конференции, Курск, 19 ноября 2020 года. Курск: Юго-Западный
государственный университет, 2020. С. 40-43.
28. Килижекова П.П., Гринберг С.Н. Административная ответственность за нарушение горного законодательства // Эпоха науки. 2017. №12. С. 55 - 58.
29. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2022 г. № 161-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
30. Козицына Н.А. Понятие малозначительности правонарушения как проблема административного права // Право и государство: теория и практика. 2021. № 3(195). С. 164-166.
31. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 1 июля 2020 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
32. Краснов М.А. Юридическая ответственность - целостное правовое явление // Советское государство и право. 1984. № 3. С. 77 - 79.
33. Кунц Д.А. Административное правонарушение: понятие, признаки и состав // NovaUm.Ru. 2017. № 10. С. 243-245.
34. Лейст О.Э. Юридическая ответственность // гл. в кн.: Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. Изд. 2-е, перераб. и доп. Отв. Ред. M.H. Марченко. Том 3. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. 436 с.
35. Мазитов Ф.И. Органы, осуществляющие государственной надзор за рациональным использованием и охраной недр // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 251-253.
36. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2016. 466 с.
37. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. 414 с.
38. Милько А.В. О понятии юридической ответственности // Защита частных прав: проблемы теории и практики материалы V ежегодной международной научно-практической конференции. 2017. С. 128 - 131.
39. Миннебаева Г.А. О понятии административного правонарушения // Россия и мировое сообщество перед вызовами нестабильности экономических и правовых систем. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 89 - 91.
40. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования. Итоги контрольно-надзорной деятельности Управления за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://rpn.gov.ru/regions/02/news/itogi- kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-upravleniya-za-2021 -god-5792773.html (дата
обращения: 07.06.2022).
41. Павлов Ю.А. Отягчающие обстоятельства при административных правонарушениях // Экономика и социум. 2020. № 6-2(73). С. 109-111.
42. Петровичева А.С., Смирнов С.В. Понятие и сущность юридической ответственности личности // Синергия Наук. 2018. № 29. С. 1411 - 1416.
43. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08 декабря 2020 г. № Ф08-9327/2020 по делу № А32-12655/2019 // Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 13.04.2022).
44. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 мая 2019 г. № Ф09-2683/19 по делу № А34-5927/2018 // Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 13.04.2022).
45. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 05 февраля 2019 г. № 18АП-18917/2018 по делу № А34-5927/2018 // Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 13.04.2022).
46. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г. № 10АП-4827/2021 по делу № А41-78639/2020 // Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 13.04.2022).
47. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. 19 апреля.
48. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 2.
49. Постановление Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 564 (с посл. изм. и доп. от 10 марта 2020 № 261) «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 28. Ст. 3830.
50. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 25. Ст. 3052.
51. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» // Российская газета. 2004. 11 августа.
52. Постановление Ставропольского краевого суда от 10 июля 2017 г. по делу № 4а-728/2017 // Официальный сайт Ставропольского краевого суда [Электронный ресурс]. URL: https://kraevoy--stv.sudrf.ru (дата обращения: 13.04.2022).
53. Решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2021 г. по делу № А41-78639/20 // Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 13.04.2022).
54. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2018 г. по делу № А34-5927/2018 // Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 13.04.2022).
55. Решение Ульяновского областного суда от 22 марта 2018 г. по делу № 7-54/2018 // Официальный сайт Ульяновского областного суда [Электронный ресурс]. URL: http://www.uloblsud.ru (дата обращения: 13.04.2022).
56. Салиева Р.Н. Государственное управление в сфере недропользования
в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://lawlibrary.ru/article2340573.html (дата обращения: 01.06.2022).
57. Сафоненков П.Н. Проблема вины юридического лица в административном праве // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 91 - 97.
58. Скребнева Н.А. Понятие юридической ответственности: доктринальные подходы // Вестник Академии права и управления. 2017. № 2 (47). С. 70 - 75.
59. Сорокин В.В. Цели и функции юридической ответственности // Правовая мысль в образовании, науке и практике. 2017. № 2 (6). С. 69 - 71.
60. Талов Д.А. Виды административных наказаний // Личность и общество в современной культуре: Сборник статей III-й Международной научно-практической конференции, Челябинск, 15 июня 2018 года. Челябинск: ООО Научно-исследовательский центр «АНТРОВИТА», 2018. С. 396-405.
61. Тархов В.А. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1997. 426 с.
62. Теория государства и права. В 2 ч. / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2011. 553 с.
63. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / Под ред. В.К. Бабаева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 349 с.
64. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25 февраля 2022 г. № 27-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
65. Трунова Е.В. Об административной юрисдикции судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2021. № 6. С. 51-53.
66. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 04 марта 2022 г. № 32-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
67. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2022. 22 мая.
68. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588.
69. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с посл. изм. и доп. от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ) // Российская газета. 2008. 30 декабря.
70. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7346.
71. Хачатрян Д. С. Проблемы юридической ответственности в советской правовой науке 40-60 годов прошлого века // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2012. № 2 (9). С. 60 - 65.
72. Ходорович К.К. Некоторые вопросы специфики и нормативного регулирования деятельности государственного геологического надзора // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 10(217). С. 101 - 110.
73. Чувилов А.А. Административная природа конфискации орудия совершения (предмета административного правонарушения) как вида административного наказания // Вестник науки. 2019. Т. 3. № 5(14). С. 316-323.
74. Шлютер М.С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования: монография. Москва: Проспект, 2015. 136 с.
75. George Miller C., Phil D. Financial Assurance for Mine Closure and
Reclamation. International Council on Mining and Metals // URL: [https://www.icmm.com/website/publications/pdfs/282.pdf] (дата обращения:
05.07.2022).
76. Manitoba the Mines and Minerals Act July 26, 1991 // URL:
[http://web2.gov.mb.ca/laws/statutes/ccsm/m162e.php] (дата обращения:
05.07.2022).
77. Michanek G. The Law on Mining and Environmental Protection in Sweden. Interactions between the Mining Act and Environmental Code. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-law-on-mining-and-environmental- protection-in-%3A-Michanek/455ab706b051c0e422153ce624fe16ae90896676 (дата обращения: 05.07.2022).
78. Mineral and Petroleum Resources Development Act, 2002 (Act No. 28 of
2002) // URL:
[http://www.acts.co.za/mineral_and_petroleum_resources_development_act_2002] (дата обращения: 05.07.2022).
79. Ontario Mining Act, R.S.O. 1990, c. M.14 // URL:
[https://www.ontario.ca/laws/statute/90m14#BK175] (дата обращения: 05.07.2022).