Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников уважительного отношения к семье 8
1.1 Уважительное отношение к семье у младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у младших
школьников уважительного отношения к семье 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у младших школьников уважительного отношения к семье 30
2.1 Оценка исходного состояния отношения к семье у младших
школьников 30
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
у младших школьников уважительного отношения к семье 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 45
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложение А Список учащихся 3 «А», 3 «Б» класса, СОШ 7 58
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 59
Приложение В Календарно-тематическое планирование занятий формирующего этапа 60
Приложение Г Результаты контрольного этапа исследования 61
Приложение Д Аналитическая справка на учащегося 62
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что важным социальным институтом, который влияет на воспитание и становление личности ребенка на протяжении всей его жизни - является семья, как основной носитель социальной, культурной практики, обеспечивающий сохранение преемственности традиций, культуры, ценностей. Современные условия развития общества характеризуются духовно - нравственным кризисом института семьи, что проявляется в утрате прошлых ценностей, искажении отношений в семье, наблюдения роста деградации внутрисемейных отношений, обеднения семейных ценностей.
Благополучие и духовно-нравственная целостность семьи рассматриваются как условие национальной безопасности государства, реализуясь через инновационные стратегии развития страны.
Как показывает, анализ нормативно - правовых документов РФ, имеется ориентация на повышение ценностей семейного образа жизни, формирования ценностного и уважительного отношения к семье, организации сотрудничества семьи и организаций образования, содействие воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, что прописано в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года [13]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования был составлен таким образом, что ориентирование нацелено на становление личностных качеств детей, где ребенок должен обладать уважением ценностей семьи и общества, а также проявлять готовность к самостоятельной деятельности и нести ответственность за поступки перед обществом и семьей.
Так же, актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим интересом к личности ребенка младшего школьного возраста. Современному российскому обществу важно социально зрелая личность, которая будет осознанно уважать, ценить и передавать из поколения в поколение семейные ценности. Как известно процесс социального и культурного становления ребенка протекает в семье, где дети усваивают базовые нормы поведения, нравственные и духовные ценности, получают знания и бесценный опыт касательно отношений между членами семьи, формируя собственные представления о своей будущей семье, как описано в трудах таких известных педагогических деятелей как, Л.И. Новикова, И.С. Кон и А.В. Мудрик [12]. Задачей современного общеобразовательного учреждения будет осознанное понимание у учащихся понятий о семье и ее ценностей, укрепление уважительного отношения к семье, а также воспитание личности, которая уважает семейные ценности и традиции, чтит предков, знает историю создания семьи, следует этическим нормам.
Проблема формирования уважительного отношения к семье в возрасте 6-11 лет, актуальна в современном обществе, так как данный возраст является ответственным в плане развития личности ребенка, потому что является периодом, когда у детей идет освоение и осознание образцов и норм желаемого поведения в семье и обществе. Именно сегодня в процессе воспитания личности ребенка приоритетной задачей будет формирование личности, которая уважает и принимает ценности семьи.
В психолого-педагогических исследованиях проблемой изучения формирования уважительного отношения к семье занимались: Г.М. Андреева, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, М.И. Лисина, Р.С. Буре и другие [11].
Несмотря на это возникают некоторые противоречия между - необходимостью формирования уважительного отношения к семье у младших школьников, которое требует Концепция духовно - нравственного развития и воспитания, ФГОС НОО и между отсутствием обязательных уроков в учебной программе начального общего образования.
Проблема исследования: каковы психолого - педагогические условия формирования у младших школьников уважительного отношения к семье.
Цель данного исследования: разработка и экспериментальная проверка психолого - педагогических условий формирования уважительного отношения к семье.
Объект исследования: процесс формирования уважительного отношения к семье среди детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности процесса формирования уважительного отношения к семье среди детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что регулярные занятия внеурочной деятельностью, на тему «формирование уважительного отношения к семье» произведут положительный эффект на учащихся, но при соблюдении определенных психолого - педагогических условий:
- Соблюдение индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьника;
- Организация совместной деятельности школы и семей;
- Применение разнообразных форм деятельности, поддерживающие интерес и мотивацию младших школьников в развитии уважения к семье и семейным ценностям.
Задачи исследования:
- Проанализировать понятие «уважительное отношение к семье»;
- Выделить психолого - педагогические условия формирования уважительного отношения к семье среди детей младшего школьного возраста;
- Провести экспериментальное исследование по процессу формирования уважительного отношения к семье среди учащихся начальной школы;
Методы исследования:
- Теоретические - анализ, обобщение, систематизация литературных
источников;
- Эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Научная новизна исследования заключается в том, что определены психолого - педагогические условия, направленные на формирование уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста, реализованные на основе идей аксиологического, системно - деятельностного, гуманистического и личностно - деятельностного подходов.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты, а именно эффективность реализации психолого -педагогических условий формирования уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста, могут успешно применяться в практике начальной школы.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Целью данной работы было изучение процесса формирования у младших школьников уважительного отношения к семье.
Цель достигалась при решении ряда задач, что позволяет сделать определенные выводы.
Уважительное отношение к семье - это образование личности, которое включает в себя понимание сопричастности к семье и роду, выражаемое через почитание родителей и предков, осознание нравственных ценностей- любви, дружбы, верности, уважения.
Большую роль в формировании ценностного отношения к семье играет не только сама семья, но и образовательная организация, где учится ребенок. Воспитание уважительного отношения к семье — это процесс, который включает в себя осознание ребенком нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи и понимание сопричастности к своей семье и роду, выражаемое через почитание родителей и предков. Так же следует отметить, что данный процесс следует осуществлять в младшем школьном возрасте в силу определенных психолого-педагогических особенностей данного возрастного периода.
Воспитание уважительного отношение к семье у младшего школьника требует непосредственного учета возрастных, психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей ребенка, включение его в постоянную и разнообразную воспитательную деятельность.
Использование различного комплекса приемов и методов, наиболее эффективно влияющих на воспитание ребенка, с совместных организаций деятельности семьи и школы, а также учета возрастных особенностей младших школьников позволит более эффективно построить процесс формирования уважительного отношения к семье.
На констатирующем этапе младшие школьники характеризуются средним уровнем сформированности уважительного отношения к семье, что проявляется в том, что семья для исследуемых младших школьников не является значимым элементом жизни, однако имеет место, при этом, уважение для отдельных ее членов. Дети понимают значимость семьи со стороны общества, однако семья для них собственной эмоциональной ценности не имеет. К традициям и ценностям дети относятся нейтрально.
Дети владеют знаниями касательно семейных ценностей, норм, которые приняты в семье, обладают достаточно широким кругозором касательно традиций, однако эмоций, переживаний у них нет, то есть не сформирован эмоциональный отклик на семейные ценности.
Среди исследуемых детей существует взаимопомощь и взаимопонимание в семье, однако семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые детей не устраивают. В целом, дети достаточно благополучно ощущают себя дома.
В рамках данного исследования под психолого-педагогическими условиями формирования у младших школьников уважительного отношения к семье мы определили:
- Соблюдение индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьника;
- Организация совместной деятельности семьи и школы;
- Применение разнообразных форм деятельности, поддерживающих интерес и мотивацию младших школьников в развитии уважения к семье и семейным ценностям.
Опираясь на выделенные условия, а также цель формирующего эксперимента нами была разработана серия занятий формирования уважительного отношения к семье, целью которых являлось способствование формированию уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста.
Разработанные занятия, которые мы объединили названием «Я уважаю и ценю свою семью» опираются на принцип духовно-нравственного развития и воспитания, ФГОС НОО.
Разработанные занятия были разделены на два курса, а именно- «Семейная история» и «Семейные ценности», за время проведения которых детям нужно было осмыслить собственный личный опыт, приобрести собственные знания и сформировать эмоциональное отношение к семье.
В результате проведённого исследования мы достигли того, что учащиеся стали осознанно подходить к понятию «семья», узнали историю своей семьи ее традиции и ценности, благодаря этому научились воспринимать себя и свою семью - как единое целое, научились выстраивать правильную тактику поведения в семье, тем самым повысив качество отношений между членами семьи. Появилось понимание своей роли внутри семьи и роль других членов семьи. Значимость в целом института семьи. Сформировалось чувство уважения и понимания к семье и семейным ценностям, до конца сформировалось осознанное отношение и уважение к старшему поколению, забота о младших, готовность помогать и проявлять заботу без напоминания взрослых.
Таким образом, результаты обладают практической значимостью.
1. Абрамова Г. С. Общая психология. Учебное пособие. — 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2018. 495 с.
2. Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 44-60.
3. Акутина С. П., Николина В.В. Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у современных школьников: теоретико¬
методологический анализ проблемы // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 111-122.
4. Бачева Е.В., Кабирова А.В., Бачева С.В. Основы семейного счастья. Практическое пособие для организаторов родительского образования. М.:Фонд президентский грантов, 2011. 100с.
5. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. М.: Просвещение, 2012. 154 с.
6. Вдовцева Ю.С. Современные подходы формирования у младших
школьников уважительного отношения к взрослым в процессе образования // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Материалы сайта
https://scienceforum.ru/2017/article/2017031640 (дата обращения: 22.03.2022)
7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. С. 152.
8. Груздова О. Г., Стенякова Н. Е. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2018. Т. 6. №. 4. С. 8.
9. Гуров Д. В., Гурова Е. В., Гоцкая Н. Р. Воспитательная функция семьи // Мир науки, культуры, образования, 2016. №. 2 (57). С. 191-193.
10. Гурина К. Ш. Формирование у младших школьников уважительного отношения к семейным традициям в процессе проектной деятельности //Актуальные вопросы науки и практики, 2021. С. 10-20.
11. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. М.: Книга по требованию, 2008. С. 400.
12. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2009. С.63.
13. Иванова В. Р. Формирование семейных ценностей младших школьников как педагогическая проблема // Молодой исследователь: от идеи к проекту, 2019. С. 171-172.
14. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. С. 294.
15. Казанецких С. В. Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеклассной работе школы-интерната // Художественное образование детей: традиции и современность, 2015. С. 123-132.
16. Калюжный А. А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ. М.: Алматы: Гылым, 2009. С. 156.
17. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие, М-во образования Рос. Федерации, Шадрин. гос. пед. ин-т. - Шадринск : Шадринский гос. пед. ин-т, 2003. С. 110.
18. Кильдюшова П. Е., Валеева Р. А. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье //Современные проблемы науки и образования, 2015. №. 3. С. 282-282.
19. Киселева Е. В. Семья как социокультурная ценность //Вестник славянских культур, 2016. Т. 39. №. 1. С. 76-83.
20. Колесова А.О. Семья в восприятии детей младшего школьного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2010. №2. С. 66-80
21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 5-е изд. Москва: УРАО, 1999. С. 175.
Т1. Левицкая И.Б. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 2009. №1. С. 66-70.
23. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника // пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. С. 224.
24. Маркова И.И. Психология игры и игрушки: учебное пособие. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный педагогический университет". Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2019. С. 264.
25. Минухин С. Техники семейной терапии; пер. с англ. А. Д. Иорданского. М.: Класс, 2006. С.295.
26. Михайленко Т. М. Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. г. Самара, март 2017 г. Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. С. 86-89.
27. Мухина В.С. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - 2. изд. М. : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 352 .
28. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание]: 29 издание. М.: Мир и образование. 2018. С. 234.
29. Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений. СПб., 2006. С. 385.
30. Панченко Т.В. взаимодействие семьи и школы по формированию у младших школьников семейных ценностей // Начальная школа плюс до и после, 2013. №4. С. 45-47.
31. Пермовская О.С. Формирование у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности. - Калининград, 2017. С. 25.
32. Пупкова Н.Ф. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности. Саранск, 2019. С. 26.
33. Разбегаева Л.П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно-коммуникативный подход. Волгоград: ВГПУ, 2001. С. 48.
34. Савинова Л. Ю., Чистякова А. А. Психолого-педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье средствами синема-технологии //Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего, 2018. С. 220-227.
35. Семья в современном мире // Материалы межвуз.студ.науч.- практ. конф. 17 апр.2008/ Нижегор.гос.пед.ун-т; [под ред. А.И. Удалова]. - Н. Новгород.: НГПУ, 2008. С. 177.
36. Таланов С. Л. Функции современной семьи: опыт социологического анализа // Ярославский педагогический вестник, 2011. Т. 1. №. 4. С. 151-154
37. Федотова Н.А. Игровая концепция творчества: работа Й. Хёйзинги «Homo ludens. Опыт игрового элемента в культуре» // Наука, образование и культура, 2016. №3 (6). С.55-60
38. Чалдышкина Н.Н. Основы работы социального педагога по духовно-нравственному воспитанию: учебное пособие; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет". - 2-е изд., испр. доп. - Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2021. С. 171.
39. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма "Класс", 2000. С. 400.
40. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. С. 160.
41. Щуркова П.И. Воспитание детей в школе : Новые подходы и новые технологии. М.: Новая шк., 1998. С.205.