Формирование у младших школьников уважительного отношения к семье
|
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников уважительного отношения к семье 8
1.1 Уважительное отношение к семье у младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у младших
школьников уважительного отношения к семье 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у младших школьников уважительного отношения к семье 30
2.1 Оценка исходного состояния отношения к семье у младших
школьников 30
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
у младших школьников уважительного отношения к семье 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 45
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложение А Список учащихся 3 «А», 3 «Б» класса, СОШ 7 58
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 59
Приложение В Календарно-тематическое планирование занятий формирующего этапа 60
Приложение Г Результаты контрольного этапа исследования 61
Приложение Д Аналитическая справка на учащегося 62
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников уважительного отношения к семье 8
1.1 Уважительное отношение к семье у младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у младших
школьников уважительного отношения к семье 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у младших школьников уважительного отношения к семье 30
2.1 Оценка исходного состояния отношения к семье у младших
школьников 30
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
у младших школьников уважительного отношения к семье 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 45
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложение А Список учащихся 3 «А», 3 «Б» класса, СОШ 7 58
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 59
Приложение В Календарно-тематическое планирование занятий формирующего этапа 60
Приложение Г Результаты контрольного этапа исследования 61
Приложение Д Аналитическая справка на учащегося 62
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что важным социальным институтом, который влияет на воспитание и становление личности ребенка на протяжении всей его жизни - является семья, как основной носитель социальной, культурной практики, обеспечивающий сохранение преемственности традиций, культуры, ценностей. Современные условия развития общества характеризуются духовно - нравственным кризисом института семьи, что проявляется в утрате прошлых ценностей, искажении отношений в семье, наблюдения роста деградации внутрисемейных отношений, обеднения семейных ценностей.
Благополучие и духовно-нравственная целостность семьи рассматриваются как условие национальной безопасности государства, реализуясь через инновационные стратегии развития страны.
Как показывает, анализ нормативно - правовых документов РФ, имеется ориентация на повышение ценностей семейного образа жизни, формирования ценностного и уважительного отношения к семье, организации сотрудничества семьи и организаций образования, содействие воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, что прописано в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года [13]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования был составлен таким образом, что ориентирование нацелено на становление личностных качеств детей, где ребенок должен обладать уважением ценностей семьи и общества, а также проявлять готовность к самостоятельной деятельности и нести ответственность за поступки перед обществом и семьей.
Так же, актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим интересом к личности ребенка младшего школьного возраста. Современному российскому обществу важно социально зрелая личность, которая будет осознанно уважать, ценить и передавать из поколения в поколение семейные ценности. Как известно процесс социального и культурного становления ребенка протекает в семье, где дети усваивают базовые нормы поведения, нравственные и духовные ценности, получают знания и бесценный опыт касательно отношений между членами семьи, формируя собственные представления о своей будущей семье, как описано в трудах таких известных педагогических деятелей как, Л.И. Новикова, И.С. Кон и А.В. Мудрик [12]. Задачей современного общеобразовательного учреждения будет осознанное понимание у учащихся понятий о семье и ее ценностей, укрепление уважительного отношения к семье, а также воспитание личности, которая уважает семейные ценности и традиции, чтит предков, знает историю создания семьи, следует этическим нормам.
Проблема формирования уважительного отношения к семье в возрасте 6-11 лет, актуальна в современном обществе, так как данный возраст является ответственным в плане развития личности ребенка, потому что является периодом, когда у детей идет освоение и осознание образцов и норм желаемого поведения в семье и обществе. Именно сегодня в процессе воспитания личности ребенка приоритетной задачей будет формирование личности, которая уважает и принимает ценности семьи.
В психолого-педагогических исследованиях проблемой изучения формирования уважительного отношения к семье занимались: Г.М. Андреева, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, М.И. Лисина, Р.С. Буре и другие [11].
Несмотря на это возникают некоторые противоречия между - необходимостью формирования уважительного отношения к семье у младших школьников, которое требует Концепция духовно - нравственного развития и воспитания, ФГОС НОО и между отсутствием обязательных уроков в учебной программе начального общего образования.
Проблема исследования: каковы психолого - педагогические условия формирования у младших школьников уважительного отношения к семье.
Цель данного исследования: разработка и экспериментальная проверка психолого - педагогических условий формирования уважительного отношения к семье.
Объект исследования: процесс формирования уважительного отношения к семье среди детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности процесса формирования уважительного отношения к семье среди детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что регулярные занятия внеурочной деятельностью, на тему «формирование уважительного отношения к семье» произведут положительный эффект на учащихся, но при соблюдении определенных психолого - педагогических условий:
- Соблюдение индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьника;
- Организация совместной деятельности школы и семей;
- Применение разнообразных форм деятельности, поддерживающие интерес и мотивацию младших школьников в развитии уважения к семье и семейным ценностям.
Задачи исследования:
- Проанализировать понятие «уважительное отношение к семье»;
- Выделить психолого - педагогические условия формирования уважительного отношения к семье среди детей младшего школьного возраста;
- Провести экспериментальное исследование по процессу формирования уважительного отношения к семье среди учащихся начальной школы;
Методы исследования:
- Теоретические - анализ, обобщение, систематизация литературных
источников;
- Эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Научная новизна исследования заключается в том, что определены психолого - педагогические условия, направленные на формирование уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста, реализованные на основе идей аксиологического, системно - деятельностного, гуманистического и личностно - деятельностного подходов.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты, а именно эффективность реализации психолого -педагогических условий формирования уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста, могут успешно применяться в практике начальной школы.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Благополучие и духовно-нравственная целостность семьи рассматриваются как условие национальной безопасности государства, реализуясь через инновационные стратегии развития страны.
Как показывает, анализ нормативно - правовых документов РФ, имеется ориентация на повышение ценностей семейного образа жизни, формирования ценностного и уважительного отношения к семье, организации сотрудничества семьи и организаций образования, содействие воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, что прописано в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года [13]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования был составлен таким образом, что ориентирование нацелено на становление личностных качеств детей, где ребенок должен обладать уважением ценностей семьи и общества, а также проявлять готовность к самостоятельной деятельности и нести ответственность за поступки перед обществом и семьей.
Так же, актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим интересом к личности ребенка младшего школьного возраста. Современному российскому обществу важно социально зрелая личность, которая будет осознанно уважать, ценить и передавать из поколения в поколение семейные ценности. Как известно процесс социального и культурного становления ребенка протекает в семье, где дети усваивают базовые нормы поведения, нравственные и духовные ценности, получают знания и бесценный опыт касательно отношений между членами семьи, формируя собственные представления о своей будущей семье, как описано в трудах таких известных педагогических деятелей как, Л.И. Новикова, И.С. Кон и А.В. Мудрик [12]. Задачей современного общеобразовательного учреждения будет осознанное понимание у учащихся понятий о семье и ее ценностей, укрепление уважительного отношения к семье, а также воспитание личности, которая уважает семейные ценности и традиции, чтит предков, знает историю создания семьи, следует этическим нормам.
Проблема формирования уважительного отношения к семье в возрасте 6-11 лет, актуальна в современном обществе, так как данный возраст является ответственным в плане развития личности ребенка, потому что является периодом, когда у детей идет освоение и осознание образцов и норм желаемого поведения в семье и обществе. Именно сегодня в процессе воспитания личности ребенка приоритетной задачей будет формирование личности, которая уважает и принимает ценности семьи.
В психолого-педагогических исследованиях проблемой изучения формирования уважительного отношения к семье занимались: Г.М. Андреева, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, М.И. Лисина, Р.С. Буре и другие [11].
Несмотря на это возникают некоторые противоречия между - необходимостью формирования уважительного отношения к семье у младших школьников, которое требует Концепция духовно - нравственного развития и воспитания, ФГОС НОО и между отсутствием обязательных уроков в учебной программе начального общего образования.
Проблема исследования: каковы психолого - педагогические условия формирования у младших школьников уважительного отношения к семье.
Цель данного исследования: разработка и экспериментальная проверка психолого - педагогических условий формирования уважительного отношения к семье.
Объект исследования: процесс формирования уважительного отношения к семье среди детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности процесса формирования уважительного отношения к семье среди детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что регулярные занятия внеурочной деятельностью, на тему «формирование уважительного отношения к семье» произведут положительный эффект на учащихся, но при соблюдении определенных психолого - педагогических условий:
- Соблюдение индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьника;
- Организация совместной деятельности школы и семей;
- Применение разнообразных форм деятельности, поддерживающие интерес и мотивацию младших школьников в развитии уважения к семье и семейным ценностям.
Задачи исследования:
- Проанализировать понятие «уважительное отношение к семье»;
- Выделить психолого - педагогические условия формирования уважительного отношения к семье среди детей младшего школьного возраста;
- Провести экспериментальное исследование по процессу формирования уважительного отношения к семье среди учащихся начальной школы;
Методы исследования:
- Теоретические - анализ, обобщение, систематизация литературных
источников;
- Эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Научная новизна исследования заключается в том, что определены психолого - педагогические условия, направленные на формирование уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста, реализованные на основе идей аксиологического, системно - деятельностного, гуманистического и личностно - деятельностного подходов.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты, а именно эффективность реализации психолого -педагогических условий формирования уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста, могут успешно применяться в практике начальной школы.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Целью данной работы было изучение процесса формирования у младших школьников уважительного отношения к семье.
Цель достигалась при решении ряда задач, что позволяет сделать определенные выводы.
Уважительное отношение к семье - это образование личности, которое включает в себя понимание сопричастности к семье и роду, выражаемое через почитание родителей и предков, осознание нравственных ценностей- любви, дружбы, верности, уважения.
Большую роль в формировании ценностного отношения к семье играет не только сама семья, но и образовательная организация, где учится ребенок. Воспитание уважительного отношения к семье — это процесс, который включает в себя осознание ребенком нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи и понимание сопричастности к своей семье и роду, выражаемое через почитание родителей и предков. Так же следует отметить, что данный процесс следует осуществлять в младшем школьном возрасте в силу определенных психолого-педагогических особенностей данного возрастного периода.
Воспитание уважительного отношение к семье у младшего школьника требует непосредственного учета возрастных, психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей ребенка, включение его в постоянную и разнообразную воспитательную деятельность.
Использование различного комплекса приемов и методов, наиболее эффективно влияющих на воспитание ребенка, с совместных организаций деятельности семьи и школы, а также учета возрастных особенностей младших школьников позволит более эффективно построить процесс формирования уважительного отношения к семье.
На констатирующем этапе младшие школьники характеризуются средним уровнем сформированности уважительного отношения к семье, что проявляется в том, что семья для исследуемых младших школьников не является значимым элементом жизни, однако имеет место, при этом, уважение для отдельных ее членов. Дети понимают значимость семьи со стороны общества, однако семья для них собственной эмоциональной ценности не имеет. К традициям и ценностям дети относятся нейтрально.
Дети владеют знаниями касательно семейных ценностей, норм, которые приняты в семье, обладают достаточно широким кругозором касательно традиций, однако эмоций, переживаний у них нет, то есть не сформирован эмоциональный отклик на семейные ценности.
Среди исследуемых детей существует взаимопомощь и взаимопонимание в семье, однако семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые детей не устраивают. В целом, дети достаточно благополучно ощущают себя дома.
В рамках данного исследования под психолого-педагогическими условиями формирования у младших школьников уважительного отношения к семье мы определили:
- Соблюдение индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьника;
- Организация совместной деятельности семьи и школы;
- Применение разнообразных форм деятельности, поддерживающих интерес и мотивацию младших школьников в развитии уважения к семье и семейным ценностям.
Опираясь на выделенные условия, а также цель формирующего эксперимента нами была разработана серия занятий формирования уважительного отношения к семье, целью которых являлось способствование формированию уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста.
Разработанные занятия, которые мы объединили названием «Я уважаю и ценю свою семью» опираются на принцип духовно-нравственного развития и воспитания, ФГОС НОО.
Разработанные занятия были разделены на два курса, а именно- «Семейная история» и «Семейные ценности», за время проведения которых детям нужно было осмыслить собственный личный опыт, приобрести собственные знания и сформировать эмоциональное отношение к семье.
В результате проведённого исследования мы достигли того, что учащиеся стали осознанно подходить к понятию «семья», узнали историю своей семьи ее традиции и ценности, благодаря этому научились воспринимать себя и свою семью - как единое целое, научились выстраивать правильную тактику поведения в семье, тем самым повысив качество отношений между членами семьи. Появилось понимание своей роли внутри семьи и роль других членов семьи. Значимость в целом института семьи. Сформировалось чувство уважения и понимания к семье и семейным ценностям, до конца сформировалось осознанное отношение и уважение к старшему поколению, забота о младших, готовность помогать и проявлять заботу без напоминания взрослых.
Таким образом, результаты обладают практической значимостью.
Цель достигалась при решении ряда задач, что позволяет сделать определенные выводы.
Уважительное отношение к семье - это образование личности, которое включает в себя понимание сопричастности к семье и роду, выражаемое через почитание родителей и предков, осознание нравственных ценностей- любви, дружбы, верности, уважения.
Большую роль в формировании ценностного отношения к семье играет не только сама семья, но и образовательная организация, где учится ребенок. Воспитание уважительного отношения к семье — это процесс, который включает в себя осознание ребенком нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи и понимание сопричастности к своей семье и роду, выражаемое через почитание родителей и предков. Так же следует отметить, что данный процесс следует осуществлять в младшем школьном возрасте в силу определенных психолого-педагогических особенностей данного возрастного периода.
Воспитание уважительного отношение к семье у младшего школьника требует непосредственного учета возрастных, психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей ребенка, включение его в постоянную и разнообразную воспитательную деятельность.
Использование различного комплекса приемов и методов, наиболее эффективно влияющих на воспитание ребенка, с совместных организаций деятельности семьи и школы, а также учета возрастных особенностей младших школьников позволит более эффективно построить процесс формирования уважительного отношения к семье.
На констатирующем этапе младшие школьники характеризуются средним уровнем сформированности уважительного отношения к семье, что проявляется в том, что семья для исследуемых младших школьников не является значимым элементом жизни, однако имеет место, при этом, уважение для отдельных ее членов. Дети понимают значимость семьи со стороны общества, однако семья для них собственной эмоциональной ценности не имеет. К традициям и ценностям дети относятся нейтрально.
Дети владеют знаниями касательно семейных ценностей, норм, которые приняты в семье, обладают достаточно широким кругозором касательно традиций, однако эмоций, переживаний у них нет, то есть не сформирован эмоциональный отклик на семейные ценности.
Среди исследуемых детей существует взаимопомощь и взаимопонимание в семье, однако семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые детей не устраивают. В целом, дети достаточно благополучно ощущают себя дома.
В рамках данного исследования под психолого-педагогическими условиями формирования у младших школьников уважительного отношения к семье мы определили:
- Соблюдение индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьника;
- Организация совместной деятельности семьи и школы;
- Применение разнообразных форм деятельности, поддерживающих интерес и мотивацию младших школьников в развитии уважения к семье и семейным ценностям.
Опираясь на выделенные условия, а также цель формирующего эксперимента нами была разработана серия занятий формирования уважительного отношения к семье, целью которых являлось способствование формированию уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста.
Разработанные занятия, которые мы объединили названием «Я уважаю и ценю свою семью» опираются на принцип духовно-нравственного развития и воспитания, ФГОС НОО.
Разработанные занятия были разделены на два курса, а именно- «Семейная история» и «Семейные ценности», за время проведения которых детям нужно было осмыслить собственный личный опыт, приобрести собственные знания и сформировать эмоциональное отношение к семье.
В результате проведённого исследования мы достигли того, что учащиеся стали осознанно подходить к понятию «семья», узнали историю своей семьи ее традиции и ценности, благодаря этому научились воспринимать себя и свою семью - как единое целое, научились выстраивать правильную тактику поведения в семье, тем самым повысив качество отношений между членами семьи. Появилось понимание своей роли внутри семьи и роль других членов семьи. Значимость в целом института семьи. Сформировалось чувство уважения и понимания к семье и семейным ценностям, до конца сформировалось осознанное отношение и уважение к старшему поколению, забота о младших, готовность помогать и проявлять заботу без напоминания взрослых.
Таким образом, результаты обладают практической значимостью.
Подобные работы
- Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Условия формирования представлений о культурах разных народов на уроках окружающего мира у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОВЗ ПРИ ВНЕДРЕНИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - Формирование бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира младших школьников (Зерноградский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - Формирование у младших школьников ценностного отношения
к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ВТОРОКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



