Введение 4
1 Теоретические основы формирования и управления сбытовой политикой
предприятия 7
1.1 Понятие и роль сбытовой политики 7
1.1 Организация и управление сбытовой деятельностью 17
2 Анализ сбытовой политики на примере АО «Чистовье» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Чистовье» 21
2.2 Анализ и оценка ценовой и сбытовой политики АО «Чистовье» 23
3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности сбытовой
политики предприятия АО «Чистовье» 29
3.1 Рекомендации по повышению эффективности сбытовой политики АО
«Чистовье» 29
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 33
Заключение 37
Список используемой литературы и используемых источников 39
Приложение А Последовательность разработки политики сбыта 41
Приложение Б Схема организационной структуры управления АО «Чистовье» 42
Формирование спроса и стимулирование сбыта - это основные элементы в экономической деятельности. Стимулирование сбыта не только основной элемент системы формирования спроса, но и один из важнейших составляющих экономической деятельности предприятия.
В современном мире в организациях, занимающихся торговлей, растет потребность в более конкретном изучении спроса на потребительские товары. Поэтому эффективность организаций, занимающихся торговлей, во многом зависит от понимания потребностей человека и правильного использования информации о спросе. Помимо этого, эффективное стимулирование сбыта не только воздействует на объем получаемой организацией прибыли, а также у людей складывается положительное мнение об организации, что благоприятно влияет на ее деятельность. В современном мире в условиях рыночной экономики все больше возрастает роль стимулирования продаж, из-за этого нужно иметь представление об ее правильном осуществлении.
Политика сбыта для рыночной экономики на сегодняшний день является довольно сложной проблемой. В настоящее время необходимость эффективной сбытовой политики обусловлена ростом конкуренции и увеличением организаций, занимающихся торговлей. Предприятия вкладывают большие средства и ресурсы на продвижение своих товаров и думают над разработкой более уникальных товаров. В связи с этим только грамотная сбытовая поли-тика позволит организации весь год поддерживать стабильный уровень продаж, вовремя удовлетворять потребности людей, а также расти и развиваться.
Сбытовая политика является важнейшим звеном в деятельности компании. Без правильно сформированной политики сбыта, у компании могут плохо идти продажи, не быть спроса на товар и предоставляемые услуги, а из-за этого не быть дохода, на который рассчитывает предприятие или компания.
Также очень важную роль играет правильное ценообразование, куда входят просчеты абсолютно всех расходов, таких как зарплаты сотрудникам,
себестоимость товара, логистика, реклама, доставка до клиента, упаковка и многое другое.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что политика сбыта, является одной из важнейших составляющих функционирования организаций. Главная задача сбытовой политики - это удовлетворение различного спроса потребителя и подходящие способы осуществления этого спроса, которые являются совокупностью действий по максимальному приближению продукции к потребителям.
Целью работы является разработка рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности сбытовой политики предприятия (на примере Акционерного общества «Чистовье»).
Объектом исследования в работе является Акционерное общество «Чистовье».
Предметом исследования является разработка рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности сбытовой политики Акционерного общество «Чистовье», а также оценка эффективности предлагаемых рекомендаций.
В задачах работы рассматриваются такие вопросы:
- рассмотрение теоретических аспектов формирования и управления сбытовой политикой;
- изучение понятия и функций сбытовой политики;
- рассмотрение каналов распределения политики сбыта;
- изучение организационной структуры управления Акционерного общества «Чистовье»;
- анализ и рассмотрение политики сбыта Акционерного общества «Чистовье»;
- разработка рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности политики сбыта в Акционерном обществе «Чистовье»;
- оценка эффективности предлагаемых рекомендаций по повышению сбытовой политики.
Работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассмотрены такие теоретические понятия, как: политика сбыта организации, формирование и управление деятельностью сбыта предприятия, каналы по распределению сбыта. Второй раздел содержит рассмотрение и анализ деятельности Акционерного общества «Чистовье», также в нем проанализирована сбытовая поли-тика предприятия. В третьем разделе предлагаются мероприятия по совершенствованию политики сбыта предприятия, которые основаны на результатах анализа деятельности Акционерного общества «Чистовье». Также произведена оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию сбытовой политики.
Используются методы исследования, такие как анализ, изучение документации, прогнозирование, статистическая обработка результатов и наблюдение.
Информационные источники, которые применяются в работе - статьи из учебников и электронных ресурсов; данные, которые предоставило Акционерное общество «Чистовье».
Практической значимостью работы является разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности сбытовой политики, которые можно использовать на практике в работе Акционерному обществу «Чистовье».
Сбытовая политика - это свод правил деятельности компании по сбыту, которые регулируют организационную структуру отдела сбыта и алгоритм определенных действия и процедур по сбыту продукции.
Политика сбыта состоит из таких основных элементов как:
- политика закупа, то есть где, у кого и на каких условиях предприятие закупает товар или сырье для производства своей продукции;
- определение сети сбыта и наиболее подходящих сбытовых каналов;
- определение посредников, договоры, которые будут заключены с ними и определение их количества;
- разработка сбытовых стратегий и методов, с помощью которых будет осуществляется сбыт.
Цели политики сбыта:
- удовлетворение спроса покупателей в максимальном объеме;
- обеспечение нужного объема продаж;
- увеличение доли рынка предприятия;
- увеличение прибыли компании;
- укрепление позиций в своей нише, повышение конкурентоспособности;
- выход компании на другие новые рынки;
- выход на рынок нового товара;
- удержание действующих клиентов;
- взращивание лояльности к бренду;
- привлечение новых лидов.
Ценовая политика компании является главным звеном в разработке стратегии, связанной с ценообразованием. Стратегия ценообразования являются частью общей стратегии развития компании.
Стратегия, связанная с ценообразованием - это набор конкретных правил и практических методов, которые используются при установлении рыночных цен на конкретные виды товаров и услуг, которые выпускаются компанией.
Разработка ценовой политики и стратегии компании реализуются с помощью проведения определенных работ и расчетов:
- определение величины затрат на производство и сбыт продукции компании для получения прибыли, которые являются самыми подходящими;
- установление пользы товаров и услуг компании для возможных клиентов;
- нахождение величины объема продаж товаров и услуг или доля рынка компании, при котором производство принесет наибольшую прибыль.
Решения, связанные со стоимостью товаров и услуг, принимаются вместе с решениями, связанными с объемами производства, управлением затратами, дизайном продукта, рекламой и методом сбыта.
Пройдя практику в АО «Чистовье» можно с уверенностью сказать, что политика сбыта и ценовая политика налажены должным образом. Объемы производимой продукции растут, клиенты прибавляются, компания занимает все лучшие места на рынке.
Компания грамотно выставляет цены на свою продукцию. Продукция доступна как в розницу, так и оптом. Продажи осуществляются через интернет, на маркетплейсах или у партнеров в точках продаж.
Также компания предлагает свое сотрудничество, давая при этом привлекательные бонусы.
Рекомендации по улучшению сбытовой политики заключались в том, чтобы еще больше был ориентир на клиентов, как новых, так и действующих. Небольшие подарки, бесплатные единицы товара, пробники.
1. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/ М.П. Афанасьев - М.: Издательский центр «Книга», 2019. - 304 с.
2. Бабенко, Е.А. Сбытовая политика и ее роль в деятельности пред-приятия / Е.А. Бабенко // Научный вестник государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Луганский национальный аграрный университет». - 2019. - № 6-1. - 23-30 с.
3. Баранникова М.А. Роль управления сбытом в маркетинговом управлении организацией / Баранникова М.А., Арутюнян С.А., Опрышко Ю.И. // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2019. - № 1-1 (123). 21-24 с.
4. Баркан Д.И. Управление сбытом: Учеб. пособие / Д.И. Баркан. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2018. - 908 с.
5. Бреусова, Е. А., Смирнова Е. В. Сбытовая политика в деятельности современной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - Т. 17. - 203-206 с.
6. Васюхин О.В., Основы ценообразования: Учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2018. - 110 с.
7. Галлямова, Л. М. Управление каналами сбыта на предприятии // Молодой ученый. - 2019. - №10. - 597-600 с.
8. Г олубин Е. Формирование и оптимизация каналов сбыта. - М.: Ин- фра-М, 2018. - 86 с.
9. Гусельникова, В.М. Сбытовая политика: понятие, этапы и задачи / В.М. Гусельникова // В сборнике: Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2019. - 37-39 с.
10. Димитриади, Н.А. Сбытовые стратегии и типы систем управления продажами / Н.А. Дмитриади // Финансовые исследования. - 2018. - № 3 (60). - 109-116 с.
11. Емельянова, А.И. Исследование направлений совершенствования сбытовой политики коммерческого предприятия / А.И. Емельянова // В сбор-нике: Развитие науки в современном мире. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2019. - 118-125 с.
12. Камалова Н.Д., Пономарева Е.А. Стимулирование сбыта как современный способ воздействия на потребителя / 2020. № 13. 36-38 с.
13. Кольган, М. В., Пристанскова, Ю. С. Основные методы формирования спроса и стимулирования сбыта продукции на предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - Т. 11. - 3161-3165 с.
14. Магомедов, Ш. Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами : учебник для бакалавров / Ш. Ш. Магомедов. - 2-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 174 с.
15. Ружанская, Л.С., Теория организации : учебное пособие / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю. В. Солдатова ; под общ. ред. Л. С. Ружанской.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 200 с.
16. Санников А.А. Эффективное управление сбытом. - М.: Прогресс,
2019. - 389 с.
17. Сысоева, Е.В. Управление сбытовой политикой организации / Е.В. Сысоева // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 2. - 76-80 с.
18. Цуциев, Р.Т. Сбытовая политика фирмы / Р.Т. Цуциев // В сборнике: Молодежный научный форум сборник статей по материалам LVIII студенческой международной научно-практической конференции. - 2019. - 24-29 с.
19. Швоева, В.О. Сбытовая деятельность предприятия как система и ее основные элементы / В.О. Швоева // Научно-практические исследования. -
2020. - № 1-3 (24). - 275-278 с.
20. Шкурко, П.А., Филимонова, Е.С. Управление каналами сбыта / Актуальные вопросы экономических наук. 2020. № 56. 59-62 с.