Введение 4
1 Перспективы использования природного газа в двигателях внутреннего
сгорания 7
2 Экспериментальные исследования 13
2.1 Цель работ 13
2.2 Объект испытаний 13
2.3 Условия проведения испытаний 13
2.4 Измерительное оборудование 16
2.4 Порядок проведения испытаний 17
2.4 Обработка результатов испытаний 20
2.5 Результаты испытаний и их анализ 22
3 Анализ методов совершенствования показателей газового двигателя 31
3.1 Использование водородосодержащих газов в двигателях внутреннего сгорания 31
3.2 Применение газа Брауна 40
3.3 Синтез-газ в качестве частично замещающего топлива для ДВС с
принудительным воспламенением 42
3.3.1 Результаты исследования влияния синтез - газа на
экономические и экологические показатели двигателя 44
3.3.2 Результаты испытаний при работе двигателя на холостом ходу
и их анализ 46
3.3.3 Результаты испытаний при работе двигателя на режиме,
характеризуемом частотой вращения n=2185 мин-1 и их анализ 49
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 66
Приложение Б 67
Приложение В 74
Приложение Г 76
Приложение Д 79
Приложение З 81
Приложение К 92
На долю промышленно развитых регионов, по оценкам специалистов, приходится порядка 70% всех токсичных выбросов. Для сдерживания роста выбросов вредных веществ в окружающую среду начиная с 1972 г. используют законодательные документы, которые ограничивают количество токсичных компонентов, таких как СО, СН, NOx в отработавших газах (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ECE, EPA, CARB и др.) [1, 2].
Одним из наиболее эффективных способов снижения выбросов токсичных компонентов ОГ представляется применение в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) альтернативных топлив, в частности, газовых топлив [3, 4, 5]. Сжатый природный газ (CNG), а также сжиженный газ (LPG) являются привлекательными альтернативными топливами для двигателей внутреннего сгорания. В настоящее время, например, природным газом питается приблизительно 1200 тыс. автомобилей во всем мире и их число постоянно растет [1, 2]. Газовое топливо, обеспечивает более чистое сгорание, является широко распространенным и более дешевым, чем бензин. Его ресурсы во всем мире превосходят запасы нефти и по оценкам экспертов запасов газа хватит для потребностей человечества, примерно, до 2100 года. Даже значительное увеличение спроса только в небольшой степени уменьшит эти ресурсы [3]. Таким образом, применение и перевод на питание газовым топливом поршневых ДВС является перспективной и практически важной задачей, тем более, что использование газового топлива в качестве моторного имеет следствием существенное улучшение практически всех показателей двигателя.
Начиная с 2016 г. согласно ГОСТ 31967 - 2012 нормы удельных средневзвешенных выбросов при постановке на производство новых промышленных двигателей были значительно ужесточены. В частности, по удельным средневзвешенным выбросам оксидов азота (NOx) нормы уменьшены на 40%, по удельным средневзвешенным выбросам оксида углерода (СО) и углеводородам на 60% [6]. Такое ужесточение требований к экологическим нормам приводит к необходимости проведения оценки возможности выполнения действующих, а главное потенциала по выполнению перспективных норм двигателями, находящиеся в производстве.
Целью работы является разработка методов, обеспечивающих выполнение перспективных норм экологичности Stage.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- изучение состояния вопроса на сегодняшний день по теме исследования;
- определение в условиях моторного стенда зависимости выбросов токсичных компонентов с отработавшими газами двигателя с искровым зажиганием работающего на бензине, пропан-бутане и компримированном природном газе,
- сопоставления полученных результатов с действующими и перспективными нормами выбросов токсичных компонентов
- разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию ДВС.
Объект исследования: двигатель внутреннего сгорания ЗМЗ-409061.10.
Предмет исследования: топливная экономичность и экологические показатели. Научная новизна работы:
- установлены зависимости выбросов токсичных компонентов с отработавшими газами двигателя с искровым зажиганием работающего на различных топливах (бензин, пропан-бутан, компримированный природный газ).
- установлена зависимость расхода топлива при работе двигателя на различном топливе (бензин, пропан-бутан, компримированный природный газ).
- установлены и доказаны особенности влияния вида топлива на экологические характеристики ДВС.
Практическая значимость работы:
- результат работы позволяет установить перспективы развития темы применения альтернативных топлив.
Апробация работы:
Основные положения работы были представлены в виде доклада на студенческих научно-технических конференциях.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 3 печатные работы.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и приложений. Объем диссертации составляет 97 страниц, включая 22 рисунка, 8 таблиц и 7 приложений.
В работе приведены результаты тематического обзора открытой литературы, работ, проводимых по теме исследования, оценена практическая возможность различных способов снижения расхода топлива, уменьшения эмиссии токсичных компонентов и улучшению рабочего процесса ДВС.
Результаты работы позволяют сделать выводы о дальнейшем развитии предлагаемых способов улучшения экологических и экономических параметров ДВС, а также выделить наиболее перспективные направления их исследования.
На основании результатов выполненных работ можно сделать следующие выводы:
1. Определены в условиях моторного стенда зависимости выбросов токсичных компонентов с отработавшими газами двигателя с искровым зажиганием работающего на бензине, пропан-бутане и компримированном природном газе, а именно в диапазоне мощностей от 10 до 35 кВт удельные средневзвешенные выбросы токсичных компонентов до нейтрализатора примерно остаются одинаковыми независимо от типа используемого топлива.
2. Результаты экспериментальных работ позволяют сделать вывод о возможности выполнения действующих норм токсичности двигателем ЗМЗ - 409061.10 попадающего под действие требований, норм и т.д. ГОСТ 31967¬2012 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения» и ГОСТ ISO 8178-4¬2013 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах».
3. Предложен прогрессивный метод дальнейшего совершенствования рабочего процесса ДВС для обеспечения перспективных требований норм экологичности Stege, основанный на использовании активирующих процесс сгорания добавках в топливновоздушную смесь.
1. Золотницкий В.А. Новые газовые системы автомобилей. - М.:
«Издательский дом Третий Рим», 2003.
2. Льотко В. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания / В. Льотко, В.Н. Луканин, А.С. Хачиян. - М.: МАДИ, 2000 - 2 т.
3. Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / В.А. Звонов. Изд. 2-е - перераб. - М.: Машиностроение. - 1981.
4. Хитрин Л.И. Физика горения и взрыва / Л.И. Хитрин; М.: - 1955.
5. Асмус Т.У. Топливная экономичность автомобилей с бензиновыми двигателями / Т.У. Асмус, К. Бргннакке и др.; под ред. Д.Хиллиарада, Дж.С. Спрингера; перевод с англ. Васильева; под ред. А.В. Кострова. - М.: Машиностроение, 1988.
6. ГОСТ 31967-2012 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения».
7. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени; перевод с англ. Ю.Ф. Дитикина. - Машиностроение. - 1981.
8. Wentworth J.T. SAE. Combust., Sci. Technol., 4, 970100. - 1970.
9. Simon D.M. Fourth Symposium (International) on combustion / Simon D.M.,
Belles F.E., Spakowski A.E.; p. 126-138, Baltimore. - 1953. См. 4-ый
симпозиум (международный) по вопросам горения и детонационных волн: оборонгаз с. 100. - 1958.
10. Зельдович Я.Б. Теория горения и детонации газов / Я.Б. Зельдович; М.: АН СССР. - 1954.
11. Кульчицкий А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: учеб. пособие / А.Р. Кульчицкий; Владимирский гос. университет. Владимир, 2000.
12. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени; перевод с англ. Ю.Ф. Дитикина. - Машиностроение. - 1981.
13. Основы горения углеводородных топлив; перевод с англ. под ред. Л.И. Хитрина и А.И. Попова. - Изд. иностр. литературы. - 1960.
14. Heywood J.B.: Internal Combustion Engine Fundamentals. McGraw-Hill Book Company, 1994.
15. The Clean Fuels Report, J.E. Sinor Consultants Inc., Niwot, Colorado, June 1992.
16. ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.
17. ГОСТ ISO 8178-1-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 1. Измерение выбросов газов и частиц на испытательных стендах.
18. ГОСТ 31967-2012 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения».
19. ГОСТ ISO 8178-4-2013 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах».
20. Ф.В. Смаль, Е.Е. Арсенов, Перспективные топлива для автомобилей. М., «Транспорт», 1979
21. Русаков М.М., Бортников Л.Н., Беляков Г.П., Афанасьев А.Н., Олехнович В.А., Павлов Д.А. Использование водорода для улучшения показателей автомобильных ДВС с искровым зажиганием // Международный симпозиум по водородной энергетике 1-2 ноября, Москва, 2005. С.131-133.
22. Афанасьев А.Н., Бортников Л.Н., Павлов Д.А., Русаков М.М., Кириллов В.А., Кузьмин В.А., Смирнов Е.И. Использование добавок водорода и водородосодержащих газов в ДВС // II Международный сипозиум по водородной энергетике, 1-2 ноября, Москва, 2007. С.113-115.
23. Бризицкий О.Ф. и др. Разработка компактных устройств для получения синтез-газа из углеводородного топлива на борту автомобиля в целях повышения топливной экономичности и улучшения экологических характеристик автомобиля. Водородная энергетика и транспорт. Методы получения водорода. Science Technical Center «TATA», Саров - 2004.
24. Водород. Свойства, получение, хранение, транспортирование, применение: справ. изд. / Д.Ю. Гамбург, Н.Ф., В.П. Семенов, Н.Ф. Дубовкин [и др.]; под ред. Д.Ю. Гамбурга, Н.Ф. Дубовкина. -М.: Химия, 1986.- 672 с.
25. Мищенко А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей / А.И. Мищенко.- Киев: Наукова думка, 1984.- 143 с.
26. Шароглазов Б.А. Поршневые двигатели: теория, моделирование и расчет процессов: учебник по курсу «Теория рабочих процессов и моделирование процессов в ДВС / Б.А. Шароглазов, В.В. Шишков; под ред. засл. деят. науки РФ, профессора, доктора техн. наук Б.А. Шароглазова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. С. 36-37.
27. Хмыров В.И. Водородный двигатель / В.И. Хмыров, Б.Е. Лавров Б.Е. - Алма-Ата: Наука, 1981. -108 с.
28. Малышенко С.П. Водородный автомобиль в России / С.П.Малышенко // Энергия.- 2003.- № 7.- С. 33-39.
29. Автомобильные двигатели /Архангельский В.М., Вихерт М.М., Войнов А.Н. [и др]; под ред. проф. М.С.Ховаха - М.: Машинстроение, 1977.- 496 с.
30. Месяц Г.А. Водородная энергетика и топливные элементы / Г.А. Месяц, М.Д. Прохоров // Вестник Российской академии наук.- 2004.-Т. 74, № 7. - С. 579-597.
31. Keith D., Farrell A. Rethinking Hydrogen Gas // Science. -2003. -Vol. 301. № 18. -р. 315-316.
32. Verhelst S. Hydrogen Fueled Internal Combastion Engines / S. Verhelst, T. Wallner. - Amsterdam (Niderlandi), 2009.- 133 p.- Preprint Elsevier Science Publishing Company, Inc. August 19, 2009. 133 p.
33. Двигатели внутреннего сгорания: учеб. для ВУЗов. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов/ В.Н Луканин [и др.]; под ред. В.Н. Луканина [и др.]. -Изд. 3-е. перераб.- М.: Высш. шк. , 2007. - 479 с.
34. Водородный транспорт [Электронный ресурс]. URL: http:// www. unusavto.ru/ vodorodnyjtransport.htm (дата обращения: 21.01.2013).
35. Кавтарадзе Р.З. Теплофизические процессы в дизелях, конвертированных на природный газ и водород / Р.З. Катарадзе.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.- 238 с.
36. Коноплев В.Н. Научные основы проектирования автотранспортных средств, работающих на газомоторных топливах: автореф. дис. ... д-ра. техн. наук: 05.05.03/ Коноплев Владимир Николаевич . -М., 2008. -45 с.
37. Перспективы использования синтез-газа в двигателях внутреннего сгорания: отчет о НИР по гранту РФФИ № 06.00310а / Русаков М.М., Афанасьев А.Н., Бортников Л.Н., Кузьмин В.А. - Тольятти: Тольяттинский госуниверситет-Институт катализа СО РАН, 2007. - 52 с.
38. Терещук В.С. Разработка научных основ технологии получения и промышленного использования водородосодержащих композитов на основе активных энергоаккумулирующих веществ: автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.14.04 / Терещук Валерий Сергеевич.- М., 2009.
39. Verhelst S. Hydrogen Fueled Internal Combastion Engines / S. Verhelst, T. Wallner. - Amsterdam (Niderlandi), 2009.- 133 p.- Preprint Elsevier Science Publishing Company, Inc. August 19, 2009. 133 p.
40. Двигатели внутреннего сгорания: системы поршневых и
комбинированных двигателей. Учебник по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / С.И. Ефимов, Н.А. Иващенко, В.И. Ивин [и др.]; под общ.ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1985. - 456 с
41. Черепов О.Д. Снижение токсичности отработавших газов карбюраторных двигателей путем стабилизации смесеобразования в условиях эксплуатации: дис. ... д-ра техн. наук: 05.20.03; 05.04.02 / Черепов Олег Дмитриевич.- Барнаул, 2005.- 224 С.
42. Синтезгаз. Свойства Газа Брауна. [Электронный ресурс] / Синтезгаз.
Альтернативная энергия.-2009.- Режим доступа:
http://sintezgaz.org.ua/1_articles/122/svoistva-gaza-brauna
43. Синтезгаз. Что такое газ Брауна. [Электронный ресурс] / Синтезгаз.
Альтернативная энергия.-2009.- Режим доступа:
http://sintezgaz.org.ua/1_articles/127/chto-takoe-gaz-brauna
44. Johz F. Cassidy. Emissions and total energy consumption of a multicylinder piston engine running on gasoline and a hydrogen-gasoline mixture. Lewis Research Center, Cleveland, Ohio, 1977.
45. Mike Allen. Water-Powered Cars: Hydrogen Electrolyzer Mod Can't Up MPGs. Popular Mechanics, August 7, 2008
46. N.N. Mustafi, Y.C. Miraglia, R.R. Raine, P.K. Bansal, S.T. Elder, Spark¬ignition engine performance with ‘Powergas’ fuel (mixture of CO/H2): A comparison with gasoline and natural gas. Fuel, V. 85, p. 1605-1612, 2006
47. D. Andreatta, R.W. Dibble, An experimental study of air-reformed natural gas in spark-ignited engines. SAE Technical Paper Series No. 960852, 1996
48. C. Sogaard, J. Schramm, T.K. Jensen, Reduction of UHC-emissions from natural gas fired SI-engine - production and application of steam reforming natural gas. SAE Technical Paper Series No. 2000-01-2823, 2000
49. J.E. Kirwan, A.A. Quader, M.J. Grieve, Advanced engine management using on-bard gasoline partial oxidation reforming for meeting super-ULEV (SULEV) emissions standards. SAE Technical Paper Series No. 1999-01¬2927, 1999
50. А. Павлов, А.П. Шайкин, Н.А. Гатауллин, И.В. Нефёдов, Р.Х Хафизов Ю.Ф. Гортышов, В.М. Гуреев Влияние добавок водорода на экономические и экологические показатели газового двигателя КАМАЗ - 820.53-260 // II Международный симпозиум по водородной энергетике, 1 - 2 ноября, Москва, 2007. С. 136-138.
51. Афанасьев А.Н., Бортников Л.Н., Павлов Д.А., Русаков М.М., Кириллов В.А., Кузьмин В.А., Смирнов Е.И. Использование добавок водорода и водородосодержащих газов в ДВС // II Международный сипозиум по водородной энергетике, 1-2 ноября, Москва, 2007. С.113-115.
52. Анализ работы поршневого двигателя на водороде / И.Л. Варшавский, А.И. Мищенко, А.А. Макаров, Г.Б. Талда // Известия ВУЗов. Машиностроение.- 1977.- №10.- С.110-114.
53. Аннушкин Ю.М. Эффективность горения водородокеросинового топлива в прямоточном канале / Ю.М. Аннушкин // Физика горения и взрыва. - 1985.- Т. 21, №3. - С. 30-32.
54. Асланян Г.С. Проблематичность становления водородной энергетики / Г.С. Асланян, Б.Ф. Реутова Б.Ф. // Теплотехника.- 2006.- № 4.- С. 66-73.
55. Бузуков А.А. Исследование процессов воспламенения и сгорания водородовоздушной смеси на установке быстрого сжатия / Физика горения и взрыва // Физика горения и взрыва. -1999. -Т. 35, №6. -С. 3-14.
56. Бунев В.А. О механизме промотирования и ингибирования окисления богатых воздушных смесей водорода оксидами азота NO NO2 при адиабатическом воспламенении / В.А. Бунев // Физика горения и взрыва. -2011. - Т.47, №1. -С. 22-29.
57. Apostolescu N., Chiriac R. A. Stady of Combustion of Hydrogen- Enriched Gasoline in Spark Ignition Engine // Automotive Engineers. 1996. p. 25-36.
58. CHEC HFI водородная система инъекции [Электронный ресурс]. URL: http://www.chechfi.ca/sohfitech.htm (дата обращения: 20.12.2007).
59. Gasoline additive for direct injection gasoline engine / Katsuhiko Hagji, Masaki Nagao, Jin Akimoto, Masahiro Yosida: пат. 20010020345 US США. № 09/826282; заявл. 04.04.2001; опубл. 13.09.2001.
60. Hacohen J., Pinhasi G., Puterman Y. Driving Cycle Simulation of a Vehicle Motored a SI Engine Fueled with H2 - erriched Gasolin // Int. J. Hydrogen Energy. - 1991. -Vol.16, No.10. -р. 695-702.
61. HFI System [Электронный ресурс]. URL: http:// ww^^e^t'kca/ sohfitech.htm (дата обращения 21.10.2006).
62. Jordon Wolfgang. Beeinlussung der ottomotorischen Verbrennung durch Zusciz von Wasserstoff zum Kraftstoff // MTZ.- 1979.- №2.- p. 75-78.
63. Kido H. Improvement of Lean Hydrocarbon Mixtures Combustion
Performance by Hydrogen Addition and Its Mechanisms: International Symposium COMODIA 94 (1991). Faculty of Engineering Kyushu
University / H. Kido, S. Huang, K. Tanoue, T. Nitta. -Hakozaki, Higash-ku, Fukuoka 812, Japan. p. 119-124.
64. Konnov A.A. Refnement of the kinetic mechanism of hydrogen combustion / A.A. Konnov // Химическая физика. -2004.-Т.23, №8. - С.5¬18.
65. Lipatnikov A.N. A study of the effects of pressure-driven transport on developing turbulent flame structure and propagation // Combustion Theory and Modeling. -2004. -T. 8, №2. -р.211-225.
66. Mohammadi A. Performance and combustion characteristics of a direct injection SI hydrogen engine / A. Mohammadi, M. Shioji, Y. Nakai, W. Ishikura, E. Tabo // International Journal of Hydrogen Energy. -2007. - №32(2). -p.296-304.
67. Mustafi N.N. Spark-ignition engine performance with ‘Powergas’ fuel (mixture of CO/H2): A comparison with gasoline and natural gas / N.N. Mustafi,
68. Y.C. Miraglia, R.R. Raine, P.K. Bansal, S.T. Elder // Fuel. -2006.- V. 85. - p. 1605-1612.
69. Schwaderlapp M. Variable Compression Ratio-A Design Solution for Fuel Economy Concepts / M. Schwaderlapp, K. Habermann, K. Yapici // SAE Technical Paper Series. - 2002.- № 2002-01-1103.- Р.11-18.
70. Verhelst S. Hydrogen Fueled Internal Combastion Engines / S. Verhelst,
T. Wallner. - Amsterdam (Niderlandi), 2009.- 133 p.- Preprint Elsevier
Science Publishing Company, Inc. August 19, 2009. 133 p.