Введение 5
Глава 1 Обучение продуктивным видам речевой деятельности в средней школе с применением кейс-метода 7
1.1 Особенности обучения говорению в средней школе,
требования к образовательным программам и система оценивания ... 7
1.2 Особенности обучения письму в средней школе, требования
образовательным программам и система оценивания 13
1.3 Понятие кейс-метода, виды и особенности применения на уроках
английского языка в средней школе 18
Глава 2 Экспериментальная работа по применению кейс-метода в образовательном процессе в средней школе 29
2.1 Разработка и характеристика серии учебно-методических
кейсов 29
2.2 Экспериментальная работа по проведению занятий с
использованием кейс-метода в средней школе и ее анализ 34
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А Пример учебно-методического кейса на тему
«Bicycles or cars?» 50
Приложение Б Пример учебно-методического кейса на тему «Block of flats or a detached house?» 53
Приложение В Пример учебно-методического кейса на тему «Is meat a good choice for our health»
В современном мире владение английским языком является одним из главных критериев достижения многих личностных целей. Более того, в современных школах в данный период времени изучение английского языка выносится на первое место. Следует особо отметить, что одним из наиболее важных аспектов обучения иностранному языку является формирование продуктивных речевых умений. Однако, анализируя их сформированность у современных школьников, можно сказать, что данная тема является достаточно проблемной и требует поиска новых методов обучения продуктивным видам речевой деятельности. Одним из таких методов является кейс-метод, который активно используют педагоги для обучения различным видам речевой деятельности, в том числе и говорению и письму.
Изучением эффективности использования кейс-метода в образовательном процессе занимались многие исследователи, в числе которых Ю.П. Сурмин, С.Ю. Мычка, М.А. Шаталов. Однако, по итогам анализа изученной литературы, мы пришли к выводу, что вопрос влияния кейс-метода на формирование продуктивных речевых умений именно на уроках английского языка в средней школе изучен в недостаточной мере, так как большинство исследований было проведено в рамках других дисциплин или других возрастных групп учащихся, но стоит отметить, что эффективность применения данного метода, согласно изученной литературе, имеет высокий уровень. Таким образом, актуальность данной работы заключается в недостаточной изученности эффективности применения кейс- метода в процессе формирования продуктивных умений на английском языке в средней школе.
Объект исследования: учебно-методические кейсы.
Предмет исследования: особенности влияния кейс-метода на формирование продуктивных умений.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенности обучения продуктивным видам речевой деятельности на английском языке в средней школе;
2) актуализировать понятие кейс-метода, изучить особенности и требования к его составлению и применению;
3) разработать серию учебно-методических кейсов и проанализировать их влияние на формирование продуктивных умений школьников.
В качестве методологической основы послужили труды таких отечественных методистов и лингвистов, как Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, З.М. Цветкова, Ю.П. Сурмин.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы теоретический и аналитический методы исследования, а также метод моделирования и эксперимента.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных кейсов на уроках английского языка в средней школе.
Структура исследования включает в себя введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список используемой литературы, приложения.
В настоящей выпускной квалификационной работе было рассмотрено использование кейс-метода в процессе развития продуктивных речевых умений на английском языке на средней ступени обучения.
В процессе работы с теоретическим материалом нами были изучены цели, задачи и особенности обучения продуктивным видам речевой деятельности на английском языке в средней школе. Здесь необходимо отметить важность следования технологии обучения продуктивным видам речевой деятельности, а также то, что в средней школе происходит лишь формирование продуктивных умений на английском языке, самостоятельными видами речевой деятельности они становятся на старшей ступени обучения. Было рассмотрено и актуализировано понятие кейс- метода, а также были изучены особенности и требования к его составлению и применению на уроках английского языка; была составлена серия кейсов и проведен эксперимент по влиянию данного метода формирование продуктивных умений в средней школе. Опираясь на данные, полученные в ходе эксперимента, мы пришли к выводу, что использование кейс-метода, как средства развития речевых продуктивных умений, целесообразно и эффективно, так как показатели экспериментальной группы, по сравнению с контрольной после проведения эксперимента, улучшились, что было выявлено по результатам итогового тестирования.
Следует также отметить, что применение дискуссий и обсуждений на актуальные для учащихся темы, способствовало совершенствованию монологической, диалогической и письменной речи учащихся, а при составлении и дальнейшем использовании кейсов нами делался упор на совершенствование навыков и умений, полученных учащимися на уроках английского языка. В ходе решения кейсов и дискуссий у учащихся появилась возможность применить личный опыт, а у учителя - оценить уровень сформированности и продуктивных, и рецептивных умений учащихся; применение данного метода также способствовало развитию коммуникативных, творческих и аналитических навыков.
Итак, по результатам эксперимента, несмотря на возникшие трудности в виде дистанционной формы проведения занятий, было отмечено повышение уровня сформированности продуктивных речевых умений. Таким образом, все задачи выполнены и цель исследования достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в рамках изучения влияния кейс-метода на формирование продуктивных видов речевой деятельности на других ступенях обучения, а также в рамках изучения его влияния на формирование рецептивных видов речевой деятельности на различных ступенях обучения английскому языку.