Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИЯХ МАНИПУЛЯЦИИ В МАССМЕДИА 8
1.1. Манипуляция: признаки, механизмы и классификации 8
1.2. Телеинтервью как диалоговый жанр масс-медиа 22
ГЛАВА 2 МАНИПУЛЯЦИЯ В YOUTUBE-ИНТЕРВЬЮ 31
2.1. Youtube-интервью как новый жанр массмедиа 31
2.2. Анализ Youtube-интервью на приемы манипулирования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
В российских медиа одним из самых популярных жанров журналистики является портретное интервью. Популярность этого жанра можно объяснить гипотезой «Человеку всегда интересен человек». Стоит отметить, что портретное интервью распространено не только на телевидении, радиостанциях или в печатной прессе, но и в Интернет-пространстве.
В эпоху развития Интернета неизбежно появление новых форм подачи информации, трансформация традиционных и образование новых жанров. Происходят изменения также в подаче и в содержании журналистских материалов. В контексте данного явления можно рассмотреть новую разновидность портретного интервью - Youtube-интервью. Это видеоинтервью, размещенное на платформе видеохостинга Youtube, главными чертами этого жанра являются свободный стиль ведения беседы и отсутствие ограничений со стороны редакционной политики и других структур, влияющих на информационную повестку СМИ. Эти факторы делают Youtube-интервью особенно интересными для аудитории и более выигрышными по сравнению с телевизионными интервью.
В развитие Youtube-интервью внес значительный вклад российский журналист и видеоблогер Юрий Дудь. В феврале 2017 года Ю. Дудь создал Youtube-канал под названием «вДудь», и за только три с половиной месяца набрал 800 тысяч подписчиков и около 30 миллионов просмотров. На конец начало июня 2019 года количество подписчиков Youtube-канала «вДудь» превышает 5,5 миллионов.
Интерес аудитории к Youtube-интервью очевиден, особенно если учитывать массовый переход аудитории в Интернет. Согласно исследованию медиалаборатории РИА, Интернет все больше проникает в человеческую жизнь: «более 60% россиян ежедневно заходят в Интернет»1. Опрос, проведенный медиалабораторией РИА совместно с и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подтверждает, что популярность Интернета увеличивается с каждым днем: «на сегодняшний день доля интернет-пользователей в России довольно высокая — 80% наших сограждан с той или иной периодичностью пользуются интернетом. В том числе 65% выходят в сеть ежедневно, 14% — несколько раз в неделю или месяц и 2% — крайне редко»2. Уже сейчас в России более 90 миллионов человек от 16 и старше - пользователи Интернета3.
В связи с развитием веб-пространства неизбежно развитие новых медиа - «цифровых ресурсов, таких как Интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильная телефония и виртуальный мир»4. К этим новым медиа можно отнести Интернет-СМИ, которые либо возникли от традиционных видов СМИ, либо новые виды СМИ, которые существуют только в веб-пространстве. С появлением новых медиа совершенствуются и приёмы манипулирования в журналистских материалах. Особый исследовательский интерес представляют приемы манипулирования в Youtube - интервью, новой, недостаточно изученной площадке журналистского творчества. Также в жанре интервью манипулирование может быть двусторонним, то есть направленным как на интервьюера, так и на интервьюируемого.
Актуальность бакалаврской работы обусловлена сразу несколькими указанными тенденциями: массовый переход аудитории в Интернет (согласно данным медиалаборатории РИА) интерес к Youtube - контенту, также к новому явлению журналистики - портретные Youtube - интервью. Исследовательский интерес также представляет анализ приёмов манипулирования в подобных интервью.
Объектом исследования бакалаврской работы выступают Youtube - интервью. Предметом исследования бакалаврской работы являются приёмы манипулирования, использующиеся в Youtube - интервью.
Цель бакалаврской работы - на основе анализа определить, какие приемы манипулирования используются в современных Youtube - интервью.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать научные представления о приеме манипулирования.
2. Выработать определения понятия портретное интервью и дать ему жанровую характеристику
3. Исследовать Youtube - интервью как новый жанр масс-медиа.
4. Обобщить уровни и приемы манипулирования, использующиеся в Youtube - интервью на основе исследований Е. Е. Доценко, С. А. Зелинского.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды, посвященные исследованию манипуляции как психологического приема Доценко Е. Л., Зелинского С. А., Мельник И. К., Пратканис Э. Р., Чалдини Р. Также в основу исследования легли работы, посвященные приемам манипулирования в средствах массовой информации М., Шиллер Г., Леонтьева А. А., Кара-Мурза С. Г., Цуладзе А., Чудинова А. П. О жанре интервью и его разновидностях в своих работах говорили исследователи Фридунбекова Г. С., Лукина М. М., Тертычный А. А., Ильиченко С. Н., Сыченков В. В., Янчева Н. Ю. Теоретическую часть бакалаврской работы дополнили исследования, посвященные развитию новых жанров журналистики и новых медиа Хлызовой А. А., Симкачевой М. В., Пак Е. М., Лащук, О.Р., Качкаевой А.Г., Демченкова С. А., Заднепрянской А. С и др.
В работе использованы следующие научные методы: анализ: рассмотрение предмета или явления и определение его свойств и признаков; метод дедукции: вывод делается на основе признаков явлений; обобщение: рассматривается множество явлений и на основе этого делается общий вывод; наблюдение: основано на объективном восприятии действительности и получении информации о свойствах явлений.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы стали интервью, размещенные на видеохостинге Youtube, а именно на каналах: «вДудь», «А поговорить?», «Ещё не Познер», «Нежный редактор», «Вписка». Всего проанализировано 35 Youtube - интервью, по 7 из каждого указанного канала. Хронологические рамки исследования охватывают период январь-май 2019 года.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что понимание способов и методов манипуляций в СМИ способствует медиаграмотности, помогает читателю/слушателю/зрителю понимать, когда им манипулируют, и, следовательно, различать правду и ложь.
Цели и задачи бакалаврской работы обусловили её структуру: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, в которое входят проанализированные материалы Youtube- интервью.
Во введении обосновывается актуальность темы, обозначаются объект, предмет, цель и задачи исследования, её теоретико-методологическая база, структура и практическая значимость работы.
В первой главе представлены определения понятий «манипуляция», «признаки манипуляции», «механизмы манипуляции», «виды манипуляции». Рассматривается портретное интервью, его характеристики и манипулятивные ресурсы.
Во второй главе говорится о Youtube - интервью как новом жанре масс- медиа, а также представлен анализ Youtube-интервью на предмет использования в них приёмов манипулирования.
В заключении представлены обобщающие выводы исследования.
Список использованной литературы включает в себя 50 источников и состоит из справочно-библиографической, научно-теоретической и учебно-методическую литературы.
В основу бакалаврской работы легли исследования манипуляции как психологического метода воздействия на психику человека, а также использование приемов манипулирования в современных СМИ. Для того, чтобы определить, как манипуляция проявляется в современных журналистских материалах, необходимо было систематизировать научные представления о приеме манипулирования.
Манипуляция - это неявное воздействие на психику человека манипулятором, при этом манипулятор преследует свои цели, которые не совпадают с тем, чего хочет сам объект манипуляции. Существует несколько разновидностей манипуляции, которые выделил С. Г. Кара-Мурза: фабрикация фактов, отбор материала, черная информация или пропаганда, создание эффекта большой толпы, утверждение и повторение информации, дробление и срочность, упрощение, стереотипизация, а также подмена понятий и изменение смысла.
Как показало исследование, все эти и другие способы манипулирования активно используются в современных СМИ. Чтобы сузить круг исследования, необходимо было выбрать жанр и тип СМИ, материалы которого будут проанализированы с точки зрения использования приемов манипулирования. Для этого было выбрано новое явление в совреенной журналистике - портретное Youtube-интервью.
Далее следовало дать определение понятию портретное интервью и определить его основные особенности. Таким образом, портретное интервью - это способ раскрытия героя, его характера, особенностей личности, взглядов на жизнь, истории жизни с помощью диалога. Так как современные исследователи журналистики не дают определения понятию Youtube-интервью, то необходимо было вывести его самостоятельно.
Итак, Youtube-интервью - это видеоинтервью, размещенное на платформе видеохостинга Youtube, главными чертами этого жанра являются свободный стиль ведения беседы и отсутствие ограничений со стороны редакционной политики и других структур, влияющих на информационную повестку СМИ. Для того, чтобы исследовать. Также была исследована сама платформа Youtube, которая стала площадкой для размещения портретных Youtube - интервью и были выявлены ее основные особенности.
Современный Youtube - это не просто видеохостинг, который предоставляет пользователям огромное количество видеоматериалов, это еще и новые возможности для журналистов. При чем ограничений со стороны редакционной политики на площадке Youtube не существует. Именно это стало привлекательным как для самих журналистов, так и для массовой аудитории.
Анализ Youtube-интервью на предмет манипулирования был проведен в 35 интервью на 5 Youtube-каналах: «вДудь», «А поговорить?», «Ещё не Познер», «Нежный редактор», «Вписка». Как выявил анализ, манипуляции в Youtube - интервью могут быть двусторонними.
Ярким примером манипуляции, направленной от героя интервью к интервьюеру - резонансное интервью Дмитрия Киселева и Юрия Дудя. Это интервью набрало более 8 миллионов просмотров. В данном интервью герой использует несколько приемов манипулирования, среди которых отбор материала, умолчание о некоторых фактах, перевод с неудобной темы на более удобную, громкие оценочные высказывания, противоречивые суждения, подмена понятий, повтор факта, авторитетность манипулятора, ирония, навязывание ложной глупости, повторяемость фраз.
Еще одним из наиболее резонансных интервью стала беседа поп-певца Егора Крида и Юрия Дудя. В данном случае манипуляция была направлена на гостя. Журналист использовал такие приемы как повторение, авторитетность, игра на слабостях, ирония, подача вопросов на фоне предварительного чувства расслабленности. В данном случае манипуляция проявлялась даже в том, какое место было выбрано для проведения интервью. В баре герой чувствовал себя более расслаблено, барьеры его психики оказались не такими чувствительными, и журналисту было проще манипулировать им, добиваться правдивых ответов и менять ход беседы в нужную сторону.
Таким образом, исследование показало, что манипуляция - это прием, который активно используется современными журналистами, блогерами, а также самими героями интервью для достижения выгоды, а также создания того образа в глазах общественности, который необходим. Данная бакалаврская работа позволит понимать, какие бывают манипуляций в современных СМИ. Это позволит повысить медиаграмотность, поможет аудитории понять, когда им манипулируют, и, как следствие, уметь отличать правду от лжи.
Нормативно-правовая база
1. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.12.1991 N 2124-1 (последняя редакция) // Консультант Плюс : справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.06.2006 г. N 149 - ФЗ 1 (последняя редакция) // Консультант Плюс : справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798
Научная и учебно-методическая литература
3. Александрович, В. Ю. Видеохостинг Youtube как площадка для развития гражданской журналистики [Текст] / В. Ю. Александрович // Сборник материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 15-25 апр. 2015. - Красноярск : Издательство Сибирского федерального университета, 2018. - С. 173- 176.
4. Бабаева, Ю. Д. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. - М. : Терра-Можайск, 2000. №4. С. 11-39.
5. Балл, Г. А. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение / Г. А. Балл, М. С. Бургин // Вопросы психологии - 1994. - №4. С. 56 - 67.
6. Бернейс, Э. Пропаганда [Текст] / Э. Бернейс. - М : HippoPublishing, 2010. - 42 с.
7. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ [Текст]/ М. Р. Битянова. - Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
8. Блакар, Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М. : 1987. C. 131-169.
9. Бредемайер, К. Черная риторика: Власть и магия слова [Текст] / К. Бредемайер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 224 с.
10. Василик, М. А. Политология: Словарь-справочник [Текст] / М. А. Василик. -М. : Гардарики, 2001. 328 с.
11. Голанова, Е. И. Устный публичный диалог: жанр интервью / Е. И. Голанова // Русский язык конца ХХ столетия. - М. : Наука, 2002. - С. 427 -453.
12. Горина, Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности [Текст] / Е. В. Горина. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. - 67 с.
13. Горина, Е. В., Лазарева, Э. А. Когнитивное взаимодействие и когнитивное столкновение в Интернете // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. -№ 1(110). - С. 48 - 56.
14. Грачев, Г. В. Манипулирование личностью : организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. — М. : Алгоритм, 1999. — 153 с.
15. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита [Текст] / Е. Л. Доценко. — М. : ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.
...