Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Анализ современного состояния вопроса восстановления коленчатых валов автомобилей
1.1 Описание изделия и условия его работы 7
1.2 Сведения о материале изделия 10
1.3 Операции базового процесса восстановления 11
1.4 Анализ источников научно-технический информации 13
1.5 Формулировка задач выпускной квалификационной работы 16
2 Проектная технология восстановления
2.1 Обоснование выбора способа восстановления 18
2.2 Описание установки для плазменного напыления 24
2.3 Выбор порошка для плазменного напыления 27
2.4 Технология нанесения покрытия 30
3 Безопасность и экологичность технического объекта
3.1 Технологическая характеристика объекта 32
3.2 Персональные риски, возникающие при реализации технологического процесса 34
3.3 Разработанные технические и организационные предложения по уменьшению выявленных при анализе проектной технологии профессиональных рисков 35
3.4 Разработанные технические и организационные предложения по обеспечению пожарной безопасности на участке сварки 37
3.5 Оценка безопасности для природной среды предлагаемых технических решений 38
3.6 Заключение по разделу 39
4 Оценка экономической эффективности выпускной квалификационной работы
4.1 Исходные данные для выполнения расчетов 41
4.2 Расчёт фонда времени 43
4.3 Расчет нормы штучного времени на изменяющиеся операции технологического процесса 44
4.4 Расчет заводской себестоимости базового и проектного вариантов технологии 47
4.5 Капитальные затраты по базовой и проектной технологиям 51
4.6 Показатели экономической эффективности проектной технологии 54
4.7 Заключение по экономическому разделу 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Восстановление работоспособности изношенных деталей требует затрат в 5...8 раз меньших, чем изготовление новых деталей. Приблизительно 85% деталей, требующих восстановления, имеют износ не более 0,3 мм. Иными словами, работоспособность этих деталей может быть восстановлена при незначительной толщине наносимого нанесении покрытия. В случае восстановления деталей с применением прогрессивных способов, ресурс восстановленной детали может в несколько раз превышать ресурс новой детали. Поэтому повышение качества восстановления деталей должно основываться на применении передовых технологий.
Основными причинами снижения и потери работоспособности двигателей внутреннего сгорания являются абразивный износ в парах трения (поршневые кольца и гильзы, подшипники скольжения коленчатых валов, кулачки распределительных валиков и т. п.), кавитационный износ (гильзы цилиндров) и коррозионно-механический износ (тарелка и седло клапана) [1].
Типовой деталью двигателя автомобиля, восстановление контрой может быть выполнено с высокой экономической эффективностью, является коленчатый вал. При проведении восстановления коленчатых валов двигателей автомобиля требуется проведение поиска новых, прогрессивных способов, повышающих ресурс деталей и не требующих значительных материальных и трудовых затрат.
Коленчатый вал - наиболее нагруженная деталь двигателя внутреннего сгорания. Основными нагрузками, определяющими его рабочий ресурс, являются высокое контактное давление в трущихся сопряжениях и большое количество циклов знакопеременных нагружений. Это приводит к неравномерному износу и перекосам рабочих поверхностей, нарушению масляной пленки и созданию условий для сухого и граничного трения. В результате может происходить «схватывание» и выплавление вкладышей, сопряженных с наплавленными шейками коленчатого вала. Улучшение антифрикционных свойств контактирующих поверхностей деталей позволяет снизить потери на трение, которые составляют в указанных узлах около 50 % общих механических потерь в двигателе, и, таким образом, повысить экономичность его работы. Наиболее перспективным способом снижения температуры деталей двигателя внутреннего сгорания, повышения износостойкости трущихся пар, защиты от коррозии является создание теплозащитных, износостойких, коррозионностойких покрытий поверхности деталей [2].
Таким образом, актуальной будет цель выпускной квалификационной работы - повышение производительности и качества ремонта деталей двигателя автомобиля на примере восстановления коленчатого вала ЗИЛ-130.
В настоящей выпускной квалификационной работе была поставлена цель - повышение производительности и качества ремонта деталей двигателя автомобиля на примере восстановления коленчатого вала ЗИЛ-130.
Анализ современных источников научно-технической информации по вопросу восстановления и деталей машин позволил выделить следующие способы восстановления: 1) ручная дуговая наплавка; 2) механизированная наплавка в защитных газах; 3) наплавка порошковыми самозащитными проволоками; 4) плазменные технологии.
Сформулированы и решены задачи:
1) выполнить анализ альтернативных способов восстановления деталей машин и обосновать выбор способа восстановления рассматриваемой детали;
2) повысить эффективность выбранного способа восстановления за счёт применения наукоёмких технических решений;
3) составить проектную технологию восстановления изделия с применением предложенных ранее технических решений;
4) выполнить оценку безопасности и экологичности предложенных технических решений;
5) выполнить оценку экономической эффективности предложенных технических решений.
В ходе выполнения экологического раздела выполнен анализ экологической безопасности предлагаемых в выпускной квалификационной работе технических решений и предложены меры по защите персонала от вредных и опасных факторов, которые возникают при реализации проектной технологии. Анализ экономической эффективности предложенных решений позволил установить, что внедрение результатов выпускной квалификационной работы в производство позволит получить годовой экономический эффект в размере 0,22 млн. рублей.