Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие системы школьного образования в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг (на примере Ставропольского района, Куйбышевской области)

Работа №108556

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Руководство перестройкой работы школы и учителей в годы Великой Отечественной войны
§1. Государственная концепция и нормативно-правовая база народного образования в условиях войны в СССР
§2. Мероприятия органов государственной и местной власти по подготовке и повышению профессионального уровня учительских кадров в условиях
военного времени
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация работы государственных органов по усилению роли школы в годы Великой Отечественной войны в Куйбышевской области Ставропольского района 1941-1945 годах
§1. Учебная и воспитательная работа школы в духе патриотизма в годы Великой Отечественной войны в Ставрополе Куйбышевской области Ставропольского района
§2. Общественная и патриотическая деятельность школ в годы Великой Отечественной войны в Куйбышевской области Ставропольского района
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Великая Отечественная война самый сложный и трагический период в современной истории, который изменил жизни каждого советского человека. При изучении периода Великой Отечественной войны исследователи, как правило, сосредотачивались на изучение боевых действий, анализе побед и поражений, подвигах тружеников тыла, патриотическом движении советских людей. В то время как изучение системы школьного образования затрагивалось только в контексте социальных исследований. Однако стоит отметить, что таким великим достижениям после войны как запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961 году, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом - всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны. Война - важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в том числе, учителей и преподавателей.
Перед школой тоже ставились определенные задачи: организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста; повседневный уход за детьми в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты производством; перестройка учебного и воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне; повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины; улучшение военно-физической подготовки; всемерное развертывание массовой оборонной и политико-просветительской работы среди учащихся и населения; оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.
Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.
Актуальность заключается в изучение государственной социальной политики, особенно вопрос развития системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, является одним из наиболее важных в наше время, поскольку социальная политика, проводимая государством в годы войны - это один из факторов достижения победы и дальнейшего развития Советского Союза. Востребованность изучения исторического опыта системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 обуславливается также необходимостью понимания того, как в чрезвычайное для страны время государство смогло обеспечить образование детей. Великая Отечественная война представляла собой такие экстремальные условия, что означает, что опыт, накопленный затем в сфере образования, по праву можно считать ценным и значительным.
Степень изученности проблемы. Историография изучаемой проблемы охватывает период Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Исследованием данной проблематики занимались авторы как в советский так и постсоветский период, посвящено достаточно много исследований, статей и книг.
Статья Е.К. Задорожной и И.В. Рудницкой «Концепция в основе создания учебников по истории в советские годы»[ Задорожняя Е.К., Рудницкая И.В. Концепция в основе создания учебников по истории в советские годы // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXVII-LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(61). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 29-36.] посвящена рассмотрению концепции создания новых учебников по истории для школьных учебных заведений в советское время. В ходе исторического анализа представлен новый этап трансформации советского исторического образования в условиях кардинальных идеологических и политических перемен, устойчивого и жесткого государственного контроля. Также представлен концептуальный переворот в понимании предмета отечественной истории и в контексте создания учебной литературы для школ.
В следующей работе Т.А. Константиновой «Из истории народного образования Читинской области в 1937-1945 гг.»[ Константинова Т.А. Из истории народного образования Читинской области в 1937-1945 гг. // Читинская область в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945: сб. документов и материалов. - Чита: Экспресс-Изд-во, 2015. - С. 532.] (2015) раскрыта проблема истории народного образования в Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), а также различные стороны жизни школы, на примере Карымского и Нерчинско-Заводского районов. На основе проведенного анализа источников и литературы автором выделены проблемы, связанных с образовательными, воспитательными задачами учебных заведений, особое внимание уделено некоторым аспектам, связанным с осуществлением всеобуча и всеобщего военного обучения школьников.
Далее сборник «Народное образование, наука и культура в СССР»[ Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. // Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. - М.: Педагогика, 2014. - 247 с.] (1971) содержит подробные данные, характеризующие развитие культурного строительства в нашей стране за годы Советской власти.
В следующем сборнике «Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа» (2014) публикуются документы и директивные материалы, отражающие процесс становления и развития советской системы народного образования по стране в целом, в том числе документы по РСФСР, имеющие общесоюзное значение. Партийные и правительственные документы, показывающие особенности становления и развития школы в других союзных республиках, будут представлены в последующих изданиях.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации»[ Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». 2017. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.kadet.ru/doc/SNK_SSSR_210843.htm. (дата обращения: 23.04.2019)]. - документ об организации для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских военных училищ, специальных ремесленных училищ, специальных детских домов и детских приемников-распределителей.
В сборнике «Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Антология педагогической мысли»[ Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Антология педагогической мысли. / сост. Н. Н. Кузьмин. - М.: Высш. шк., 1989. - 462 с.], составленном Н. Н. Кузьминым (1989) - представлены работы прогрессивных русских педагогов и деятелей просвещения по вопросам трудового воспитания и профессионального образования. Книге предпослана вступительная статья, характеризующая особенности подхода каждого из авторов; перед их работами приводятся краткие биографические сведения.
В статье и С.И. Черноморченко и С.Л. Смысловой «Особенности преподавания литературы в советской школе в конце 30-х - начале 40-х гг. XX века»[ Смыслова С.Л., Черноморченко С.И. Особенности преподавания литературы в советской
школе в конце 30-х - начале 40-х гг. XX века - [Электронный ресурс] - URL:
https://cyberleninka.ru /article/n/osobennosti-prepodavaniya-literatury-v-sovetskoy-shkole-v- kontse-30-h-nachale-40-h-gg-xx-veka (дата обращения: 23.04.2019)] (2014) рассмотрены особенности преподавания курса литературы в средних и старших классах школ Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. На основе анализа методических и краеведческих архивных документов, воспоминаний учителей военного времени и их учеников делается вывод о том, что в тяжелых условиях военного времени уроки литературы играли важную роль: они развивали мышление и речь учащихся, способствовали патриотическому воспитанию.
Далее известный исследователь истории отечественной педагогики советского периода Л. А. Степашко работу «Социалистическая концепция содержания общего образования: историко-педагогический очерк (1917 - 1941)»[ Степашко Л. А. Социалистическая концепция содержания общего образования: историко-педагогический очерк (1917 - 1941). - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. - 168 с.] (1988) посвятила исследованию вопросов активизации учебной
деятельности школьников в советской дидактике.
В сборнике «Страницы летописи учительского подвига: Хроника школьной жизни в годы войны...»[ Страницы летописи учительского подвига: Хроника школьной жизни в годы войны: [школа во время Великой Отечественной войны] // Народное образование. - 2010. - № 4. - с. 39-47.] (2010) описаны военный подвиг учителя на страницах школьной прессы, а также фронтовые истории школ.
Подводя итог краткому обзору литературы, следует указать на то, что в настоящее время сделаны важные, но лишь первые шаги в изучении школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года в Ставропольском районе Куйбышевской области.
Стоит отметить, что доскональных фундаментальных исследований, посвященных школьному образованию в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года в Ставропольском районе Куйбышевской области довольно недостаточно. Исследование указанных вопросов представляется важным и актуальным в плане дальнейшего углубленного изучения многогранной комплексной темы развития системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года (на примере Ставропольского района Куйбышевской области).
Объектом исследования выступает развитие системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
Предмет исследования -система школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года в Ставропольском районе Куйбышевской области.
Цель работы: исследовать развитие системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 года в Ставропольском районе Куйбышевской области.
Исходя из цели, перед нами были поставлены следующие задачи:
5.Рассмотреть государственную концепцию и нормативно
правовую базу народного образования в условиях войны в СССР;
6.Изучить мероприятия органов государственной и местных властей по подготовке школ к военному времени;
7.Показать особенности учебной и воспитательной работы школы в духе патриотизма в годы Великой Отечественной войны в Ставропольском районе Куйбышевской области;
8.Изучить общественную и патриотическую деятельность школ в годы Великой Отечественной войны в Ставропольском районе Куйбышевской области.
Хронологические рамки данного исследования 1941-1945 гг. Нижняя хронологическая рамка обусловлена началом Великой Отечественной войны в 1941 году, верхняя хронологическая рамка позволит нам провести анализ влияния войны на систему школьного образования в Ставропольском районе Куйбышевской области. Война вызвала сильнейшее ухудшение социальной и материальной обстановки в стране, а также негативно сказалась на системе школьного образования. В военный период сократилось государственное финансирование системы школьного образования, что в свою очередь вызвало необходимость поиска средств на местах. Жизнь в военное время была очень сложная, многие дети помогали матерям и работали, им было не до получения школьного образования. Пересмотренная система снабжения продовольствием, промтоварами, формирование медицинской помощи, коммунально-бытового обслуживания негативно сказалось на жизни женщин и детей, которые находились в тылу. Такие временные границы, заданные нами, позволят всеобъемлюще рассмотреть систему школьного образования в Ставропольском районе Куйбышевской области.
Территориальные рамки исследования включает территорию РСФСР и затрагивает Ставропольский район Куйбышевской области. Данный выбор вышеуказанной территории обусловлен важностью региона в период войны. Территория РСФСР являлась центральным местом в период Второй мировой войны, ведь именно здесь развернулись самые масштабные и продолжительные военные действия. Ставропольский район Куйбышевской области является одним из приоритетных регионов по реализации социальной политики, затрагивающей проблему школьного образования. Это выражается в особенностях решениях систем школьного образования, проблем с кадровым составом и формирование народного образования. Особенностью Ставропольского района Куйбышевской области, также, является относительная его отдаленность от боевых действий. Итак, выделение Ставропольского района Куйбышевской области, как отдельный элемент изучения системы школьного образования, позволило нам всесторонне и комплексно взглянуть на развитие системы образования в военный период.
Методология и методика исследования включает совокупность общенаучных и исторических методов.
Исходя из особенности источников, основным методом их изучения является сравнительно-исторический анализ. Данный метод позволяет выявить особенности системы образования в военный период.
Проблемно-хронологический метод, применяемый в работе, способствует исследованию поставленных проблем во временной последовательности с определением количественных и качественных перемен.
Принцип объективности заключается в строгом следовании фактическому материалу при обосновании выводов исследования. Каждый факт, используемый в работе, оценивается, как результат, взаимодействия комплекса различных факторов.
Принцип конкретно-исторического подхода дает возможность рассматривать любое явление через призму прошлого и будущего, сохраняя последовательность изучаемых исторических событий и целостность при определении взаимосвязи данных событий и явлений.
Источниковая база исследования довольно разнообразна и представляет собой комплекс опубликованных и неопубликованных источников, которые можно разделить на следующие группы:
1.Законодательные источники;
2.Материалы делопроизводства;
3.Периодическая печать;
4.Статистические данные;
5.Источники личного происхождения.
Законодательные источники — это, в первую очередь, указы и постановления правительства, касающиеся регламентации вопросов образования в Ставропольском районе Куйбышевской области [ Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства по народному образованию. 1917-1947 гг. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 304 с.]. Данный вид источников помогает проследить эволюцию государственной политики в области развития народного образования. Постановления и указы, затрагивающие вопросы развития образования на местном уровне помогут нам определить заинтересованность властей в развитии школьного образования в регионе, а также проследить тенденции создания столь знаменитого Советского образования.
Делопроизводственная документация, помогает раскрыть
административные вопросы работы школ в Ставропольском районе Куйбышевской области, а также на основании статистических данных сделать аналитические выводы об особенностях развития школьного образования в Ставропольском районе Куйбышевской области [ Важнейшие законы и постановления Советского государства за время Великой
Отечественной войны. М., 1946; Законодательные и административно-правовые акты
военного времени. М.: Юриздат, 1943..; Сборник важнейших приказов и инструкций по вопросам карточной системы и нормированного снабжения /2-е изд., испр. и доп. М.: Госторгиздат,1944.; Сборник важнейших приказов и инструкций по вопросам общественного питания. М.: Воениздат,1945; Сборник постановлений и распоряжений правительства. М., 1943; Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и
приказов военного времени. Л.: Газетно-журнальное и книжное изд-во, 1945; Собрание постановлений и распоряжений правительства РСФСР. М., 1943; Собрание постановлений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. М., 1941].
Периодические издания: «Волжская коммуна», «Коммунист»,
«Известия», «Правда» а также административные бюллетени, отображают на своих страницах основные события в Ставропольском районе Куйбышевской области в годы ВОВ [ Волжская коммуна; Коммунист, Известия, Правда 1941-1945.].
Следующая группа источников - статистические данные. Представляют собой различные статистические отчеты по исследуемой проблематике. Это численные показатели, характеризующие систему школьного образования в Ставропольском районе Куйбышевской области в годы ВОВ[ Козлова Н.А. - Развитие школьного образования в 1945-1964 гг.//Сборник научных трудов ПГТУ. Финансово-экономический факультет. По материалам круглого стола: «Проблемы социально-экономических систем» (под ред. докт. ист. Наук, прф., акад. В.А. Казначеева). - Пятигорск: Спецпечать, 2004. - С. 18-27.].
Источники личного происхождения мемуары, воспоминания, записки, дневники учителей, школьников и жителей в Ставропольском районе Куйбышевской области в годы ВОВ [ Соляникова А.М. Народное образование - предмет неустанной заботы коммунистической партии Советского правительства. В кн.: Ставрополье за 40 лет Советской власти. (Материалы по изучению Ставропольского края, № 9) 1917-1957. - Ставрополь, 1957. -С.198.].
Новизна исследовательской работы состоит в том, что предпринята первая попытка дать комплексный анализ исследование системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года (на примере Ставропольского района Куйбышевской области). Также в научный оборот были введены ранее не используемые источники.
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования в курсах, которые преподаются для студентов по специальности «История», «Политология» и «Международные отношения» в рамках таких учебных дисциплин «История Новейшего времени», «История России XX век», «Краеведение», а также различных спецкурсов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев государственную концепцию и нормативно-правовую базу народного образования в условиях войны в СССР, мы выяснили, что война разрушала материальные основы образования и культуры. Особенно пагубно отразилась она на народном образовании. В условиях войны в 1941-1945 годы в СССР проводились масштабные реформы системы народного образования и воспитания. Перед советской школой и педагогикой в условиях мирного времени встали новые задачи. Мероприятиям органов государственной и местных властей по подготовке и повышению профессионального уровня учительских кадров в условиях военного времени придавалось огромное значение. Развитие школьного дела после изгнания гитлеровцев наталкивалось на огромные трудности. Не было наглядных пособий, лабораторных приборов, тетрадей, учебников, карт, классных досок. Десятки тысяч учителей воевали на фронтах. Встала задача в сжатые сроки восстановить школы и охватить обучением всех детей школьного возраста. На конец 1943-44 учебного года в начальных, семилетних и средних школах обучалось лишь 1,77 млн. учащихся, то есть меньше трети детей школьного возраста.
Повышение эффективности школьной работы, внедрение цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости учащихся (январь 1944 г.) и решение Совета народных комиссаров СССР «О мерах по повышению качества школьного образования» (июнь). 1944) имел большое значение. Согласно последнему указу были введены: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, заканчивающими начальную и среднюю школу, а также экзамены на аттестат зрелости и окончание средней школы; 2) вручение золотых и серебряных медалей отличникам, окончившим среднюю школу. Даже в труднейших военных условиях в СССР не прекращалась научно-исследовательская работа в области педагогики. Разработаны теоретические и методологические вопросы воспитательной работы, особое внимание уделено совершенствованию содержания образования, патриотического, трудового и международного образования. Ведется последовательная пропаганда педагогического наследия А. С. Макаренко. В целях дальнейшего укрепления и развития советской школы, руководства и координации научно-исследовательских работ в области педагогики, психологии и методики преподавания отдельных предметов в 1943 году постановлением Советского правительства была организована Академия педагогических наук РСФСР. Академия объединила самых квалифицированных работников педагогической науки. Вводились новые учебники, увеличивалось число часов на важнейшие для становления личности предметы — историю, географию, литературу и русский язык, а в автономных и союзных республиках — ещё и на национальные языки. От педагогических работников требовалось, чтобы при всех трудностях не были упущены образовательные и воспитательные функции школы.
Изучив мероприятия органов государственной и местных властей по подготовке и повышению профессионального уровня учительских кадров в условиях военного времени, мы выявили, что если довоенная советская школа своим акцентом на военно-патриотическое, спортивное и трудовое воспитание подготовила миллионы крепких духом и телом защитников Отечества, то школа, реформированная в годы войны, начала подготовку детей народа-победителя, творцов-интеллектуалов, которые должны были совершить и совершили открытия во всех областях науки, техники, культуры. Участвовали в восстановлении страны. И делали многое, что под сенью Великой Победы отцов и дедов казалось незыблемым и вечным.
Анализируя особенности учебной и воспитательной работы школы в духе патриотизма в годы Великой Отечественной войны, мы выяснили, что война внесла значительные коррективы в организацию и функционирование школьной системы, обозначив новые задачи перестройки учебновоспитательного процесса. В военное время перед школой были поставлены особые задачи, способствующие достижению главной цели - воспитания молодого гражданина - мужественного защитника своей Родины. Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча, подготовка учащихся к практическому участию в труде и обороне, патриотическое воспитание молодежи.
Охарактеризовав общественную и патриотическую деятельность школ в годы Великой Отечественной войны, следует от того , что во время войны в содержание учебно-воспитательной работы школы были внесены некоторые изменения. За время войны количество школ и учащихся в Ставрополе росло. Образование развивалось по идейно-патриотическому направлению. Учебный материал каждого урока был связан с конкретными событиями Великой Отечественной войны. Уделялось много внимания наглядной агитации, в школах весели плаката для поднятия духа патриотизма. Было усилено патриотическое направление при изучении истории и литературы. На уроках истории много внимания уделялось героическому прошлому нашего народа и его борьбе против иностранных захватчиков. Примеры отечественной истории стали эффективным средством формирования патриота, гражданина, знающего историю Родины, любящего и гордящегося своей страной.


Управление по делам архивов г. Тольятти
1.Ф.Р-19. оп. 1.д. 22.л. 256. Из протокола № 22 заседания
Ставропольского РИКа от 31.03.1949 г. О строительстве Ставропольской средней школы.
2.Ф.Р-19. оп. 1. д. 9. л. 208. Из протокола № 31 Ставропольского РИКа: 8. Организация пункта ликбеза по ликвидации неграмотности и малограмотности среди допризывников.
4.Ф.Р-19. оп. 1. д. 9. л. 135. Решение Ставропольского РИКа "О подготовке граждан в Красную армию, ликвидации малограмотности и неграмотности, организации пунктов ликбеза".
5.Ф.Р-19. оп. 1. д. 9. л. 165. Из протокола № 26 от 20.10.1943 г. заседания Президиума Ставропольского РИКа. 6. Выполнение закона о всеобуче и завозе дров школам и учителям.
6.Ф.Р-19. оп. 1. д.9. л. 103-104. Из протокола № 17 от 26.07.1943 г. заседания Президиума Ставропольского РИКа. 4. Итоги работы школ за 1942/43 учебный год и подготовке школ к новому учебному году.
6.Ф.Р-19. оп. 1. д. 22. л. 296. Из протокола № 28 от 13.04.1949 г. заседания Ставропольского РИКа. Об открытии в с. Федоровка семилетней школы.
7.Ф.Р-19. оп. 6. д. 29. л. 52. Из протокола № 9 от 30.07.1942 г. заседания Ставропольского РИКа. 3. Об итогах 1941/1942 учебного года. -.
8.Ф.Р-19 оп.6, д.25. л.85- Из протокола заседаний 12-й сессии Ставропольского райсовета от 07.09.1943 г. 2. О работе школ в 1943/1944 учебном году.
9.Ф.Р-19. оп. 6. д. 61. л. 157. Из протокола № 19 от 28.06.1945 г. заседания Ставропольского РИКа. 4. О ходе подготовки школ к новому учебному году.
Опубликованные источники:
1.Документ № 16. Из решения исполкома Красноярского краевого совета депутатов трудящихся об обеспечении выполнения плана всеобуча в 1941/1942 учебном году. 5 ноября 1941 г. // Культурное строительство в Сибири 1941-1977. -С. 45.
2.Документ № 25. Из статьи первого секретаря Новосибирского обкома ВКП(б) М.В. Кулагина «Парторганизация и школа» // Культурное строительство в Сибири. 1941-1977: сб. док. / сост. Е.Т. Артемов. - Новосибирск: Новосиб. кн. издво, 1987. - С. 55.
3.Документ № 50 (14). Из доклада председателя облисполкома И.Т. Гришина на V сессии (первого созыва) областного совета «О мероприятиях по улучшению материально-бытового обслуживания населения городов и районов области» // Советы депутатов Новосибирской области: 1937-1997 годы / отв. ред. А.П. Сычев, И.М. Савицкий. - Новосибирск, 1997. - С. 94.
4.Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». 2017. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.kadet.ru/doc/SNK_SSSR_210843.htm. (дата обращения: 10.12.2018)
5.Резолюции и постановления XVII съезда ВКП(б). - [Электронный ресурс] - URL: доступа: http://www.hrono.ru/vkpb_17/pril_1.html (дата обращения: 10.12.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ