Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ПОСЕЛКОМ

Работа №108545

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2Ознакомление старших дошкольников с историей малой
Родины как средство патриотического воспитания
Глава 2 Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным поселком
2.1Выявление уровня сформированных основ патриотизма у
детей старшего дошкольного возраста
2.2Содержание работы по формированию у детей старшего
дошкольного возраста основ патриотизма в процессе ознакомления с родным поселком Шадейка»
2.3Выявление динамики в уровне сформированности у детей
старшего дошкольного возраста основ патриотизма
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Результаты уровней знаний детей о родном крае на констатирующем этапе
Приложение Б Перспективный план работы с детьми старшей группы
Приложение В Стимульный материал по формированию основ патриотизма у детей 5-6 лет
Приложение Г Методика «Символика родного края»
Приложение Д Результаты уровней знаний детей о родном крае на контрольном этапе

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе. Целью патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление знаний о истории и культуре России. Так же, патриотическое воспитание обеспечивает преемственность между поколениями россиян, воспитание гражданина России, который любит свою семью и Родину, имеет свою активную жизненную позицию, это и есть основные задачи патриотического воспитания. Для реализации этих задач необходимы знания прошлого и настоящего своей родины, осознание своей принадлежности; знание языка и истории своего народа.
Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая разработана на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой говорится, что патриотическое воспитание - это социально- обусловленное становление личности гражданина, патриота своей страны, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.
Патриотическое воспитание рассматривали известные философы, педагоги, психологи (А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, К.Д. Ушинский,
Р.И. Жуковская).
Т.Н. Бабаева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, Т.А. Ротанова занимались проблемой патриотического воспитания. Изучая этот вопрос, ученые делают акцент на необходимости приобщения детей к культурному достоянию народа. Российские исследователи Т.А. Куликова и С.А. Козлова предлагают в качестве одного из решений проблемы патриотического воспитания дошкольников, познание ими Родины - России, и того региона, где они проживают.
Процесс патриотического воспитания нужно начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит развитие духовной основы личности и культурно-исторических ориентаций нравственности ребенка, развитие его чувств, мышления, эмоций, механизмов приспособления в обществе, начинается процесс культурно-национального самоопределения, осознание себя в окружающем мире. О важности приобщения ребёнка к культуре своей малой родине написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю. Именно акцент на знание народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём поселке усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Впечатления и знания, которые ребенок переживает в детстве, остаются на всю его жизнь. В этом возрасте восприятие культурного пространства и действительности очень сильны и ярки, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно для патриотического воспитания.
Методику патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения изучали Л.И. Беляева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, М.В Воробьева,
Н.А. Стародубцева, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, А.Р. Суровцева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова. Их исследования доказывают, что важным средством патриотического воспитания является ознакомление детей с историей и культурой своей малой родины.
Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно быть создание условий для образования и воспитания дошкольников, где духовное, эстетическое, нравственное, патриотическое развитие детей осуществлялось бы не только в процессе освоения основного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям быта и культуры своего народа, дети поймут свою принадлежность к культурно-природной среде, меру своей ответственности за ее приумножение и сохранение.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека в определенной культурной и социальной среде. Для ребенка Родина - это, прежде всего его семья, дом, улица, родной город или село, поселок то место, где он родился и живет. В каждом городе, селе, поселке есть свои особенности развития, которые составляют феномен, формирующий в каждом человеке привязанность и интерес к родному краю. Основной частью патриотического воспитания является приобщение детей к познанию своего народа, воспитание гордости и любви к земле, на которой родился и живешь.
Учитывая все вышеизложенное можно выделить противоречия между важностью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью ознакомления с родным поселком как средством образовательной работы с детьми.
Выявленные противоречия помогли нам обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности процесса ознакомления с родным поселком в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста?».
Поиск путей разрешения данной проблемы исследования явился основанием для определения темы: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным поселком».
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным поселком Шадейка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние процесса ознакомления с родным поселком Шадейка на формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет основ патриотизма в процессе ознакомления с родным поселком Шадейка возможно, если:
-определены задачи и содержание образовательной работы с детьми с учетом компонентов патриотизма, обеспечивающие освоение детьми совокупности представлений, создающих в сознании эмоционально привлекательный образ родного поселка;
-используются формы, методы и средства образовательной работы с детьми, стимулирующие чувство гордости за малую Родину и организующие деятельное выражение любви с ней;
-этапы работы с детьми определяются с учетом механизма нравственного воспитания дошкольника;
-реализуются формы со-активности детей и членов их семьи с учетом выявленного положительного опыта участия семей в истории жизни поселка.
Задачи исследования
1.На основе анализа проблемы патриотического воспитания детей, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме: «патриотическое воспитание», «патриотизм», «основы патриотизма».
2.Выявить уровень сформированных основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
3.Разработать и реализовать формы, методы и средства поэтапной образовательной работы, по формированию основ патриотизма у детей в процессе ознакомления с родным поселком Шадейка.
4.Выявить динамику в уровне сформированных основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач и достижения цели использовался комплекс методов:
1)теоретические (анализ педагогической, методической и психологической литературы; классификация; анализ научной информации по проблеме исследования);
2)эмпирические (анализ педагогического опыта; наблюдение, рассказ по картине, беседа);
3)педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ.
Теоретическая основа исследования:
-концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);
-теория формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста (Т.А. Березина, Д.Н. Дубинина,
O. Л. Князева, Н.Ю. Майданкина, С.Г. Назарова, Е.К. Ривина, Т. Поштарева и др.);
-положения патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (Л.И. Беляева, Е.Ю. Демурова,
P. С. Буре, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Н.А. Стародубцева,
Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, А.Р. Суровцева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова и др.).
Новизна работы: уточнено и конкретизировано понятие «основы патриотизма», определены специфика и содержание процесса формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным поселком.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе ознакомления с родным поселком.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные диагностический инструментарий, содержание и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе ознакомления с родным поселком могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Шадейская СОШ» структурное подразделение для детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие дети 6-7 лет. В экспериментальной и контрольной группе - по 20 дошкольников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников) и 5 приложений. Текст бакалаврской работы изложен на 68 страницах. Общий объем работы с приложением - 79 страниц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста остается одной из актуальных в настоящее время. Воспитание и формирование личности гражданина - процесс, в котором тесно переплетаются усилия государства, социальных институтов и самой личности.
В дошкольном возрасте возможно формирование системных знаний, в том числе и о родном крае, городе, селе. Формируемая в дошкольном возрасте система знаний обеспечивает овладение ребенком понятными нормативными знаниями с одной стороны, а с другой вооружает его различными способами познания окружающего мира. Освоение этой системы возможно на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений об окружающей действительности.
Результаты констатирующего этапа позволил нам констатировать низкий и средний уровень воспитанности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, что послужило причиной для разработки и реализации формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня воспитанности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным поселком Шадейка.
В ходе опытно-экспериментальной работы был разработан и апробирован перспективный план работы по ознакомлению с родным поселком детей старшей группы. Построение образовательного и воспитательного процессов на его основе обеспечило значительную динамику в уровнях овладения детьми знаний о родном поселке.
Таким образом, проведенное нами исследование в полной мере подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы. Оно позволило реализовать цель исследования, а также обеспечило решение поставленных задач.


1.Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственнопатриотического и духовного воспитания дошкольников». Спб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
2.Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : ЦГЛ, 2005.
3.Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. 2005. №1.
4.Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб. : Каро, 2004.
5.Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. М. : Айрис-пресс, 2008. 208 с.
6.Вороненко А. Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. 2006. № 5. С. 12-19.
7.Дубинина Д. Н. Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы конференции. Минск, 2007. 112 с.
8.Данилюк А. Я., Кондаков, В. А., Тишков, В. А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Издательство «Просвещение», 2009.
9.Жордочкина И. В. Педагогические условия воспитания старших дошкольников любви к Родине // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы VI научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 16 апреля 2010 г. / БГПУ им. М. Танка; под ред. Д. Н. Дубининой [и др.]. Мн., 2010. URL: https://base.garant.ru/10105933/ (дата обращения 22.02.2020).
10.Зубко Д. П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности // Праблемы выхавання. 2005. № 1. С.12-16.
11.Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Московский гуманитарный ун-т. М., 2008. 22 с.
12.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2008. 512 с.
13.Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Шадринский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.
14.Казетова А. Х. Формирование патриотизма как нравственной ценности детей предшкольного возраста в процессе краеведческой деятельности: автореф. Дис.канд. пед. наук: 13. 00. 01 /Западно-Казахст. гос. ун-т им. М. Утемисова. Атырау, 2006.
15.Кедярова Р. Н. Роль патриотического воспитания в современных условиях // Социально-педагогическая работа. 2005. № 5...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ