ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКЕ
1.1.Понятие «аутентичные материалы». Классификация аутентичных материалов
1.2.Психологические особенности студентов в процессе работы с аутентичным
видеоматериалом
1.3.Требования к отбору и практическому использованию видеоматериалов
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКЕ
2.1.Этапы работы с видеоматериалом и порядок их введения в учебный процесс
2.2.Описание условий методического эксперимента. Практическое использование
аутентичных видеоматериалов на занятиях по английскому языку
2.3.Результаты применения аутентичных видеоматериалов на занятиях по английскому
языку
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время с учетом приоритетной цели обучения в университете назрела необходимость использовать аутентичные видеоматериалы в качестве средства обучения иноязычному общению. В методическом плане благодаря комплексному использованию этого канала средств массовой информации открываются большие возможности в совершенствовании знаний, навыков и умений обучаемых в коммуникативной практике, перспективы для вариативного комбинирования приемов, форм работы по интерпретации информации в устном иноязычном общении, что, в свою очередь, предполагает создание инновационных моделей обучения иностранному языку на материале аутентичных видеоматериалов. Актуальность создания практических моделей обучения иностранному языку с использованием видеоматериалов также связана с тем, что по инициативе Российского Правительства многим ВУЗам предоставляется современная техника, способная обеспечивать радио и телевизионную связь.
Использование познавательного ресурса аутентичных видеоматериалов на занятиях иностранного языка способствует индивидуализации обучения и развитию мотивации самостоятельной учебной деятельности. Правильно подобранные аутентичные видеоматериалы развивают различные стороны психической деятельности обучаемых, и, прежде всего, внимания и памяти.
Конечная цель обучения английскому языку в ВУЗе заключается в приобретении выпускником умений и навыков воспринимать и понимать иноязычную речь на слух, что поможет ему принимать участие в устном общении. Учитывая тот факт, что у учащихся отсутствует достаточное количество контактов с носителями языка, использование аутентичных видеоматериалов, обеспечивающих формирование способности понимать и воспроизводить иноязычную речь в естественных условиях коммуникации, делает возможным достижение поставленной цели.
К сожалению, не все учебно-методические комплексы, которые являются основными, приоритетными в ВУЗах, располагают видеоматериалами,
позволяющими в полной мере развивать познавательный ресурс учащегося. Существование представленной выше проблемы привело нас к выбору темы нашего исследования.
Объектом исследования являются аутентичные видеоматериалы как средство обучения английской лексике студентов неязыковых специальностей.
Предметом исследования является процесс обучения английской лексике с помощью аутентичных видеоматериалов на занятиях английского языка у студентов неязыковых специальностей.
Цель данной работы: повышение эффективности обучения лексике при применении аутентичных видеоматериалов на занятиях по английскому языку.
Для решения поставленной цели были использованы следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать существующие технологии использования видеоматериалов;
2.Разработать комплекс упражнений для развития лексических умений на основе аутентичных видеоматериалов и апробировать его на практике.
3.Выявить эффективность применения аутентичных видеоматериалов на занятиях по английскому языку для обучения студентов английской лексике.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных комплексов упражнений на занятиях по английскому языку студентов неязыковых специальностей.
Для проведения исследования мы обратились к эмпирическим методам, методам математической и статистической обработки данных. Так же нами были проведены беседа, анкетирование, тестирование.
Методологической основой данной работы являются труды следующих авторов: Кричевской К.С., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Жоглиной Г.Г., Ляховицкого М.В., Носонович Е.В., Щукина А.Н., Бенедиктова Б.А., Куртц Т.Г., Scarcella R., Harmer J., Gebhard J.
Структура работы Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Понятие "аутентичные материалы" не так давно вошло в современную и зарубежную методику, а проблеме использования аутентичных видеоматериалов посвящено множество исследований методистов и психологов. Обратившись так же к этой проблеме, мы изучили методическую и психолингвистическую литературу по данному вопросу и провели практическое исследование с целью доказать эффективность обучения студентов английской лексике с помощью аутентичных видеоматериалов.
На основе изученной литературы и практического исследования нами было выявлено следующее:
1.При организации работы с видеоматериалами и разработке комплексов упражнений необходимо соблюдать ряд требований, относящихся к подготовительной работе педагога, отбору изучаемой лексики и видеоматериала, порядку введения материала в учебный процесс и этапам работы с видеоматериалом.
2.Подбираемый видеоматериал обязательно должен соответствовать уровню языковой подготовки учащихся, а упражнения, разработанные в комплексе должны быть разнообразными и представлять интерес для студентов.
Нами было практически доказано, что:
1.Использование разработанного нами комплекса упражнений на основе аутентичного видеоматериала на занятиях значительно повышает уровень лексических навыков студентов, способствует более легкому и быстрому запоминанию большего количества лексических единиц и вызывает стремление использовать их в реальном контексте.
2.Применение аутентичного видеоматериала способствует совершенствованию навыков говорения, монологической и диалогической речи.
3.Использование разработанного комплекса упражнений, согласно опросу студентов повышает мотивацию к изучению и языка и делает учебный процесс более разнообразным и динамичным.
Цель и сопутствующие ей задачи, поставленные нами на начальном этапе разработки нашего проекта, были выполнены.
Мы считаем обучение английской лексике посредством использования аутентичных видеоматериалов в комплексе с системой упражнений на их основе перспективным и актуальным на сегодняшний день направлением в методике и предполагаем продолжать исследования в данном русле, анализируя, эффективен ли данный метод при обучении другим аспектам языка, например грамматике или фонетике.
1.Аблам, С. Б. Основные этапы усвоения иноязычной речи и примерные упражнения с применением технических средств [Текст] / С. Б. Аблам. - Рига, 2015. - С. 111-116.
2.Беляев, Б. В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке [Текст] / Б. В. Беляев // Иностранные языки в школе. - 59, 1. - 12 с.
3.Бенедиктов, Б. А., Таранов, В. М., Чуваева, И. Н. Использование кино для развития беглости речи при изучении иностранному языку [Текст] / Б. А. Бенедиктов, В.. М. Таранов, И. Н. Чуваева // Иностранный язык в школе. - 56, 2. - С. 13-18.
4.Вепрева, Т. Б. Лексика в обучении иностранным языкам [Текст] / Т. Б. Вепрева // Вестн. Помор. ун-та. Сер. Гуманит. и соц. Науки. - 2016. - № 6. - С. 104-107.
5.Вепрева, Т. Б. Обучение иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей: дис. ...канд. пед.наук: защищена: 2011: утв. 2011/ Т.Б. Вепрева.- Спб., 2012. - 182 с.
6.Верисокин, Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку [Текст] / Ю. И. Верисокин // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. - С. 31-34.
7.Воровщиков, С. Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы [Текст] / С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова. - М.: Изд-во «5 за знания», 2017. - 352 с.
8.Воронина, Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка [Текст] / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2. - С. 11
9.Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - Изд. 2-е, испр. - М.: Академия, 2005.
10.Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [Текст] / Н. Д. Гальскова. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11.Гурвич, П. Б. Кудряшов, Ю. А. Лексические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке и основные линии их развития [Текст] / П. Б. Гурвич, Ю. А. Кудряшов // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. - М., 2016. - С. 327-343.
12.Елухина, Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно
ориентированной методики [Текст] / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 2. - С. 23-26.
13.Елухина, Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления [Текст] / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1995. - № 2. - С. 8
14.
14.Елухина, Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи [Текст] / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 5. - С. 13-15.
15.Жоглина, Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз) [Текст] / Г. Г. Жоглина. - Пятигорск, 2016. - С. 27-47...