Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В СЮЖЕТНОРОЛЕВЫХ ИГРАХ

Работа №108541

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы развития субъектных проявлений детей в сюжетно-ролевых играх
1.1Характеристика субъектных проявлений детей в сюжетно-ролевых играх
1.2Подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей старшего
14 дошкольного возраста
1.3Психолого-педагогические условия, способствующие развитию
субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх
2.1Выявление уровня развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в
сюжетно-ролевых играх
2.2Реализация психолого-педагогических условий развития субъектных
проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх
2.3Выявление эффективности психолого-педагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания и развития личности ребенка. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребности в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
Одним из принципов дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)».
Поэтому в современной дошкольной педагогике появляются термины, которые связаны с игровой деятельностью детей: субъект, позиция субъекта игровой деятельности, субъектные проявления, игровое пространство, игровое проектирование и другие. Их появление вызвано переходом общества к информационным технологиям, что требует от человека умения проявлять творческое мышление, анализировать и изменять окружающую действительность, планируя свою деятельность, прогнозировать последствия и ответственность за неудачу.
С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо взаимодействие со взрослыми, чтобы игра стала для ребенка первой «школой», средством воспитания, фактором развития субъектных проявлений.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), интересов ребенка, развитию речи.
Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры атрибутов, элементов костюма.
Особое место в игровой деятельности отводится сюжетно-ролевой игре. Через нее ребенок приобщается к разным сферам жизни взрослых. Сюжетно-ролевая игра для ребенка - это тот мир, где есть возможность реализовать свои интересы, предпочтения, приобрести опыт взаимодействия с детьми разного пола, проявить свою субъектную позицию: творчество, избирательность, инициативность, самостоятельность.
Наряду с пониманием актуальности можно выделить и существующее противоречие. Несмотря на признанную в психологии и педагогике ценность игры, происходит ее вытеснение из системы дошкольного образования. В важный для ребенка сензитивный период развития, взрослые, к сожалению, подавляют субъектные проявления детей, что может привести к появлению капризов, упрямства, к инфантильности, к привычке надеяться на чью-то помощь. Воспитатели в своей практической деятельности затрудняются в выборе методов, средств, и приемов развития у детей субъектных проявлений в сюжетно-ролевой игре.
Поиск наиболее эффективных путей и средств развития у детей субъектных проявлений, как качеств личности, определяет актуальность нашего исследования.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
Объект исследования - процесс развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
В основу исследования была положена прогностическая гипотеза. Мы предположили, что процесс развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетно-ролевых играх будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
-создание эмоционального благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе руководства игрой, организация совместных сюжетно-ролевых игр детей с воспитателем;
-участие в подготовительном этапе сюжетно-ролевой игры: овладение сюжетосложением, сочетание в сюжетных реальных и фантастических событий;
-создание развивающей предметно-пространственной среды для организации самостоятельной игровой деятельности.
Задачи исследования.
1.Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме развития субъектных проявлений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
2.Выявить уровень развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
3.Определить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
Теоретической основой исследования явились:
-«концепция детской игры» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев);
-«концепции развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения» (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева);
-«концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте» (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих взаимодополняющих методов: теоретические (анализ психолого
педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение опыта педагогической деятельности, анализ собранных данных); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующими, контрольный этап, беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций); методы обработки результатов. (качественный и количественный анализ полученных данных).
Новизна исследования: благодаря разработанному педагогическому проекту по реализации психолого-педагогических условий показана возможность развития субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в практической деятельности воспитателей комплекса диагностических методик, а также апробированных психологопедагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе СП «Детский сад № 57» ГБОУ СОШ № 21 г. Сызрани. В исследовании приняли участие 40 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и приложения. В тексте представлены 2 таблицы, 5 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1.Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетноролевых играх является актуальной в настоящее время.
Именно игра дает возможность реализовать свои интересы, предпочтения, приобрести опыт взаимодействия с детьми разного пола, проявить творчество, избирательность, инициативность, самостоятельность.
О развитии субъектных проявлений свидетельствуют оригинальность игровых замыслов, творчество при создании образов игровых персонажей, самостоятельное использование сюжетосложения, сочетание в сюжетах разнообразных реальных и фантастических событий, направленность на сверстника как на партнера по игровой деятельности, умение аргументировано высказываться и давать оценки.
2.В дошкольном возрасте развитие субъектной позиции определяется взаимодействиям со взрослым, созданием психолого-педагогических условий развития детей.
Это обеспечивается:
-взаимодействием прямых и косвенных приемов руководства играми детей; в зависимости от уровня развития субъектных проявлений, поэтапным изменением тактики педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности;
-планированием деятельности воспитателя на основе результатов педагогической диагностики по развитию субъектных проявлений ребенка в игровой деятельности;
-отбором содержания игр с учетом интересов и предпочтений современных дошкольников;
- ориентацией педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие.
3.Выявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические
условия развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетно-ролевых играх: создание эмоционального благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми; овладение сюжетосложением, сочетание разнообразных реальных и фантастических событий; организация развивающей предметно -
пространственной среды; организация совместной игры с воспитателем.
4.Уровень развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетно-ролевых играх, как подтверждает наше исследование, зависит от степени реализации указанных психолого-педагогических условий.
Результаты контрольного среза показали, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетно-ролевых играх вырос и качественно изменился. Проведенная экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.


1.Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -280 с.
2.Брушлинский, А.В. Психология субъекта [Текст] /
A.В. Брушлинский. - М. : Институт психологии РАН; СПб. : Алетейя, 2003. - 272 с.
3.Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
4.Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик
воспитания и обучения [Электронный ресурс]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464с.: ил. // Режим доступа:
http://www.herzen.spb.rU/img/files/idetstva//DP 01 1 .pdf.
5.Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М. :Мозаика-синтез, 2007. - 128 с.
6.Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок [Текст] / Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 11 - С. 60-64.
7.Давыдова, В.В. Психологический словарь [Текст] / Под ред.
B.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1983 - 448 с.
8.Деркунская, В.А. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения [Текст] / В.А. Деркунская // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 2. - С. 66-76.
9.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
10.Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н.Ф. Комарова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 160 с.
11.Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 251 с.
12.Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / А.А. Люблинская. - М. : «Просвещение», 1971. - 416 с.
13.Марутян, С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] : дис. ... канд. псих. наук : защищена 1987 / С.А. Марутян. - СПб., 1987 - 198 с. // режим доступа - http: //www.childpsy.ru/dissertations/id/19043.php.
14.Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 2002. - 176 с.
15.Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С. 17-23...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ