Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Содержание и гарантии административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 8
1.1 Понятие и содержание административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 8
1.2 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства 16
1.3 Гарантии административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 23
Глава 2. Государственное регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России 27
2.1. Особенности реализации отдельных конституционных прав для иностранных граждан и лиц без гражданства 27
2.2 Меры обеспечения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 34
2.3 Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства РФ 41
Глава 3. Реализация государственной политики в сфере добровольного переселения соотечественников 48
3.1 Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию 48
3.2 Административные процедуры, связанные с участием в государственной программе добровольного переселения соотечественников 54
3.3 Основные проблемы реализации государственной политики в сфере добровольного переселения соотечественников в РФ 59
Заключение 63
Список используемой литературы и источников 66
В настоящий период российская политика нацелена на достижение мирового согласия: приоритет общечеловеческих ценностей, отступление от конфронтации к диалогу, увеличение партнерства стран во области экономики, права, науки, культуры, а также иных сферах общественной жизни.
В Российской Федерации регулярно пребывают и убывают иностранные граждане и лица без гражданства. Этот факт связан с расширением международных контрактов. Но, независимо от цели посещения нашей страны, иностранных граждан затрагивают вопросы правил пребывания, юридической ответственности, свобод и обязанностей.
Нерегулярные миграционные течения могут приводить к появлению необходимости разрешать непростые вопросы, которые связаны с обеспечением прав иностранного гражданина. Более того, имеется взаимосвязь между проблемой правового статуса иностранных граждан, а также лиц без гражданства, с возникающими вопросами, защищающими права человека и гражданина с точки зрения административного права.
Основной причиной переселения граждан из иностранных государств является то, что по месту их основного проживания были нарушены какие- либо права. Этот факт и служит причиной роста беженцев и переселенцев в Российскую Федерацию.
Институт гражданства, включает в себя нормы, которые регулируют правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Для данных граждан установлен административно-правовой статус, который представляет собой комплекс свобод, прав и обязанностей. Данная область регулируется административно-правовыми нормами и реализуется нормами административного права.
Иностранцы и лица без гражданства должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расы, национальной принадлежности, имущественного положения, при этом оно формируется на принципе предоставления жителям других стран и лицам без гражданства максимального количества прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с пунктом 3 статьей 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». [16]
В каждой стране полноправными обладателями прав и обязанностей являются именно граждане данного государства. Другие категории лиц обладают ограниченными правами и обязанностями. В основном эти ограничения касаются избирательных прав, воинской обязанности и других прав и обязанностей, принадлежащих только гражданам.
Демографическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации тесно находится во взаимосвязи с миграционными процессами. Благодаря миграционному приросту за последние два десятилетия было компенсировано более половины естественной убыли населения.
Федеральная служба государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года, по результату Всероссийской переписи населения и динамики демографических процессов последних лет дает прогноз о росте на начало 2025 года численности населения страны: 143,8— 144,6 миллиона человек. [32]
Более того, необходимо отметить, что развитие экономики в Российской Федерации невозможно без привлечения иностранных работников с высокой квалификацией. Это считается важным источником накопления профессионального капитала, что в настоящее время обеспечивает уверенный экономический рост и благополучие принимающих стран. Конкуренция по привлечению иностранных работников с высокой квалификацией стала явлением международного масштаба. Создание механизмом и условий для привлечения данных граждан - стратегической задачей государства. [12]
На данный момент государственные программы в Российской Федерации направлены преимущественно на граждан государств - участников СНГ. Однако, новое поколение соотечественников, которые прибывают в Россию, обладают низким уровнем профессиональных навыков, образования и знания национального языка.
Миграционные процессы, которые происходят внутри страны, так же отмечаются неблагоприятными тенденциями. Например, низкая территориальная мобильность населения, неверное распределение населения по территории Российской Федерации.
Причинами данной проблемы можно считать следующие обстоятельства: ограниченность арендуемого жилья, неразвитость транспортной сети, высокая стоимость арендуемого жилья при низких доходах большей части населения.
Актуальность данной темы объясняется тем, что в связи с эволюцией отношений, возникающих на международном уровне, проблема регламентирования административно-правового статуса граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства приобретает для Российской Федерации огромное значение.
Объектом выпускной квалификационной работы являются правовые и общественные отношения, связанные с пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и применением к данным правоотношениям норм административного права.
Предметом выпускной квалификационной работы является понятие и содержание административного правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть административные основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо разрешение следующих задач:
• рассмотреть административно-правовое регулирование статуса иностранных граждан в РФ;
• охарактеризовать административно-правовое регулирование статуса лиц без гражданства в РФ;
• исследовать основные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства;
• выявить понятие и виды мер административного принуждения, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Основными научными методами исследования, используемыми в данной работе, являются: анализ литературных источников по теме исследования, анализ законодательства, сравнительно-правовой, исторический, системный, сравнительный, социологический.
Дипломная работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Социально-экономическое развитие в современных условиях в Российской Федерации в большей степени определяется динамикой демографических процессов. В последствии демографического спада и возрастание граждан пожилого возраста на российской территории, стране необходимо восполнить уровень трудовых ресурсов за счет миграции и внутренней мобильности трудоспособного населения.
Таким образом, на современном этапе основополагающим фактором социально-экономического развития России является внешняя миграция, которая в состоянии восполнить трудовые ресурсы. Масштабное привлечение иностранных граждан экономически выгодно для страны и компенсирует в той или иной степени естественную убыль населения.
В настоящий период российская политика нацелена на достижение мирового согласия, приоритет общечеловеческих ценностей, отступление от конфронтации к диалогу, увеличение партнерства стран во области экономики, права, науки, культуры, а также иных сферах общественной жизни.
В связи с расширением международных контрактов, въезда и выезда из России, регулярно увеличивается количество жителей других стран в нашем государстве. Однако, вне зависимости от цели посещения нашей страны иностранными гражданами, каждого из приезжего касаются вопросы правил пребывания, юридической ответственности, свобод и обязанностей.
Наиболее главными минусами законодательства о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», являются:
• множество подзаконных актов, регулирующих сферу административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, после ознакомления с которыми сложно составить целую картину объема прав, свобод и обязанностей, принадлежащих иностранцам;
• отсутствие полного и единого понятийного аппарата;
• отсутствие порядка с регламентировании участия субъектов России в регулировании общественные отношения с участием иностранных граждан;
• наличие противоречий в нормативно-правовых актах;
• различное применение принципа равенства прав и обязанностей иностранных граждан и граждан РФ при наделении их личными, политическими, культурными, социально-экономическими правами и обязанностями.
В результате проведенного исследования удалось прийти к следующим выводам.
Во-первых, считаем, что есть необходимость в принятии единого нормативного акта, в котором будет прописан совокупный понятийный аппарат в сфере правоотношений с участием иностранных граждан и полный объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан.
Во-вторых, создать в информационном обеспечении государственной политики регламентированный порядок о действующих на российской территории законах, которые касаются правил пребывания и проживания иностранных граждан. Тем не менее для осуществления административно-правового регулирования важно правильно сформировать систему контроля за миграционным течением и контролировать его эффективным образом.
В-третьих, необходимо усовершенствовать действующую систему квотирования, создать механизм свободного доступа к образованию и медицине всем иностранцам, находящимся в России легально.
В-четвертых, необходимо создать условия для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод. Для этого следует привлечь не только правительства государств, откуда прибывают иностранные граждане, но и самих прибывающих, общественные объединения и российских граждан.
В-пятых, для законного осуществления иностранными гражданами права на труд, нужно не только упростить процедуру получения разрешения на работу работником и получения разрешение на привлечение работодателем, но и ужесточить ответственность последнего за принятие на работу иностранного гражданина с нарушением трудового и миграционного законодательства.
Для привлечения граждан на территорию РФ разрабатываются Государственные программы. Одной их них является Государственная программа по добровольному переселению соотечественников. При анализе действующего законодательства в данной области пришли к выводам, что программа выполняет свою цель.
Во-первых, она помогает компенсировать убыль населения, благодаря миграционному приросту.
Во-вторых, на территорию Российской Федерации прибывают люди востребованных профессий.
Завершая рассмотрение вопроса правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, хотелось бы отметить, что в целях всестороннего обеспечения прав и законных интересов лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, неуклонно должны соблюдаться как международные соглашения и договоры, так и нормы, которые содержатся в национальном законодательстве Российской Федерации.
1. Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М.: Рос. юрид. изд. дом, 2015. С. 255-256.
2. Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2019. С. 213-214.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации // Учебник. 10-e изд., изм. и доп. М.: Норма НИЦ Инфра-М, 2014г. 768 с.
4. Ветрова О. А. Правовой статус иностранного гражданина // Аграрное и земельное право. 2019. № 7 (175). С. 11-13.
5. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г. // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
6. Габричидзе Б.Н. Административное право России / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. М.: Велби; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. 680 с.
7. Гаглоева Л.А. Понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2015. №12. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-pravovogo-statusa-inostrannogo- grazhdanina-i-litsa-bez-grazhdanstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.05.2020).
8. Герасименко Ю.В., Залевский Л.А. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России: проблемы теории и практики Монография / Герасименко Ю.В., Залевский Л.А. Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2003. 192 c.
9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом «№ 1») (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)). [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901867999 (дата обращения: 13.05.2020).
10. Закон от 21.07.1993г «О государственной тайне» №5485-1 // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
11. Закон от 27.12.1991г. «О средствах массовой информации» № 2124 // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
12. Казаров Виктор. Содержание административно-правовых средств противодействия незаконной миграции // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 236-239.
13. Касперович А. А. Программа возвращения соотечественников в Россию // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 328-330.
14. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
15. Конвенция о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1900546.
...