Особенности формирования здорового образа жизни у студентов средствами физического воспитания
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни .... 9
1.1 Здоровый образ жизни в контексте глобальных проблем
современности 9
1.2 Средства физвоспитания как компоненты ЗОЖ 19
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 37
2.1 Задачи исследования 37
2.2 Методы исследования 37
2.3 Организация исследования 44
Глава 3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования .. 47
3.1 Изучение сформированности здорового образа жизни 47
у студентов до педагогического эксперимента 47
3.2 Обоснование использования педагогической технологии по
формированию здорового образа жизни у студентов гуманитарно- педагогического института 52
3.3 Анализ результатов внедрения педагогической технологии по
формированию здорового образа жизни у студентов 55
Заключение 66
Список используемой литературы 70
Глава 1 Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни .... 9
1.1 Здоровый образ жизни в контексте глобальных проблем
современности 9
1.2 Средства физвоспитания как компоненты ЗОЖ 19
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 37
2.1 Задачи исследования 37
2.2 Методы исследования 37
2.3 Организация исследования 44
Глава 3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования .. 47
3.1 Изучение сформированности здорового образа жизни 47
у студентов до педагогического эксперимента 47
3.2 Обоснование использования педагогической технологии по
формированию здорового образа жизни у студентов гуманитарно- педагогического института 52
3.3 Анализ результатов внедрения педагогической технологии по
формированию здорового образа жизни у студентов 55
Заключение 66
Список используемой литературы 70
По мнению авторов Алиева Р.Х., Онищенко Г.Г. «Более половины абитуриентов на момент поступления в ВУЗы имеют отклонения в состоянии здоровья, к тому же, сохраняется тенденция увеличения заболеваемости студентов по стране в 3,8 раза (в среднем) к окончанию обучения» [4], [44].
При этом, как отмечает Сахарова О.Б. «из перечня обязательных документов, необходимых для поступления в вуз, согласно Приказу Министерства высшего и среднего профессионального образования России № 500 от 24.02.98, исключена медицинская справка (ф. 086), т.е. фактически отменены предварительные профилактические осмотры абитуриентов» [52].
Авторы Петухова А.Е., Дедюлина Н.В., Лисицын Ю.П. приводит следующие статистические данные: «По данным медосмотров за последние 10-15 лет заболеваемость среди студенческой молодежи возросла на 10%, продолжает уменьшаться количество здоровых студентов и наоборот, увеличивается количество студентов, имеющих 2-5 заболевания» [45]. Они считают, что «этому способствует постоянное изменение содержания и структуры образовательного процесса в вузах, связанное с конкурентоспособностью выпускников на рынке труда, что приводит к увеличению учебной нагрузки и интенсификации обучения. К тому же, дает о себе знать и несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям условий обучения в высших учебных заведениях» [45].
При этом авторы Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслова Е.С., Мельникова Н.С., Шпорин Э.Г. отмечают, что «показатели здоровья молодежи являются не только объективными индикаторами социальной успешности и качества жизни, но и критериями социального благополучия общества. В сложившейся на сегодня экономической ситуации подростки и молодые люди в возрасте до 25 лет, за счет которых и будет увеличиваться доля экономически активно населения страны, оказываются наиболее уязвимыми. Поэтому сохранения здоровья молодого поколения играет решающую роль в эффективном оздоровлении популяции в целом» [33].
Анализ различных источников и педагогического опыта по проблеме исследования позволил выявить ряд противоречий:
- между необходимостью организации процесса профилактики профессионального здоровья будущих педагогов и отсутствием педагогических технологий, обеспечивающих условия для формирования здорового образа жизни у студентов гуманитарно-педагогического института;
- между недостаточной образованностью будущих учителей в сфере физического воспитания и необходимостью ведения здорового образа жизни, в связи с ухудшением их здоровья.
Стремление устранить данные противоречия и определило проблему нашего исследования, заключающуюся в поиске и выборе средств, методов, технологий, направленных на формирование здорового образа жизни у студентов начальных курсов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию в высшем учебном заведении.
Предмет исследования - педагогическая технология, направленная на формирование здорового образа жизни средствами физического воспитания.
Целью данной работы является изучение влияния педагогической технологии, направленной на формирование здорового образа жизни средствами физического воспитания, на уровень знаний, двигательных способностей и здоровья студентов.
Гипотеза исследования предполагает, что эффективность формирования здорового образа жизни у студентов повысится, если в процессе обучения им будут предоставляться:
- во-первых, подробная информация о средствах физического воспитания, как о компонентах здорового образа жизни;
- во-вторых, возможность самостоятельного выбора физических упражнений на занятиях по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.
Для достижения цели исследования нам необходимо решить основные задачи:
1) Определить уровень знаний о средствах физического воспитания, уровень здоровья, уровень двигательных способностей студентов 1-го курса педагогического института.
2) Предоставить информацию о средствах физического воспитания, как о компонентах ЗОЖ.
3) Организовать практические занятия с использованием средств физического воспитания.
4) Проверить эффективность разработанной педагогической технологии по формирования здорового образа жизни студентов.
Теоретической основой исследования явились:
- концепция здорового образа жизни в образовании таких авторов, как Ю.П. Лисицын, В.И. Белов, П.Ф.Лесгафт, Г.Л. Апанасенко, Е.П. Ильин, В.П. Петленко, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, A. В. Коробков;
- педагогические технологии, направленные на приобщение студентов к здоровому образу жизни на оздоровительных занятиях по физическому воспитанию таких авторов, как
B. И. Лях, М.Я. Виленский, И.Г. Бердников, Н.В. Барышева, Ю.Д. Железняк, Л.И. Лубышева.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философии о всеобщей связи и взаимодействии; научные данные о закономерностях становления физического здоровья студентов; современные подходы к изучению образовательных технологий.
Методы исследования:
Для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс следующих методов: анализ различных источников отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; анкетирование; исследование уровня здоровья; определение уровня развития двигательных способностей; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Эмпирическая база исследования. Базой проведения исследования явились спортивные площадки и аудитории ТГУ.
Научная новизна исследования.
Разработана педагогическая технология, направленная на формирования здорового образа жизни у студентов, включающая: предоставление студентам необходимой информации о средствах физического воспитания, как о компонентах ЗОЖ; предоставление студентам возможности выбора специализаций по видам спорта, как на обязательных, так и на дополнительных занятиях по физическому воспитанию, тем самым компенсируя недостаточную двигательную активность, связанную с малоподвижным образом жизни многих студентов; проведение обязательных и дополнительных занятий по физическому воспитанию не только в спортивных залах, но также и на свежем воздухе, тем самым повышая уровень индивидуального здоровья студентов.
Выявлены основные показатели, которые характеризуют физическое здоровье студентов (антропометрические данные, пульс в покое (уд/мин), время восстановления пульса после заданной нагрузки (сек.), жизненная емкость легких (мл), артериальное давление, силовая выносливость (кол-во раз), количество хронических патологий (кол-во раз), количество простудных заболеваний за год (кол-во раз) и «стаж» занятий физической культурой и спортом (продолжительность времени), показатели двигательных способностей).
Доказана эффективность использования педагогической технологии по формированию ЗОЖ у студентов.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении научных представлений о здоровом образе жизни в области педагогики. Разработанная технология по формированию здорового образа жизни студентов с применением средств физического воспитания будет служить основой для теоретической подготовки, будущих учителей к педагогической деятельности и ориентировать их на формирование здорового образа жизни учащихся.
Практическая значимость исследования.
Разработана и внедрена в учебный процесс гуманитарно-педагогического института вуза педагогическая технология по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания у студентов первого курса. Определены перспективы практического использования данной педагогической технологии. Полученные материалы исследования могут применяться в процессе физического воспитания студентов первого курса вузов в контексте формирования здорового образа жизни.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью теоретических и эмпирических методов исследования, их соответствием поставленным задачам и логике проведения эксперимента. Необходимо отметить возможность повторения экспериментальной работы, статистическую значимость полученных в работе данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования, вынесенные на защиту, нашли отражение в опубликованных научных статьях, а также в материалах научно-практических конференций.
Положения, выносимые на защиту:
Одной из главных задач педагогического образования на современном этапе является подготовка специалистов профессионалов, стремящихся к укреплению своего здоровья и здоровья своих учеников. Однако существует противоречие между недостаточной образованностью будущих учителей в сфере физического воспитания и необходимостью ведения здорового образа жизни, в связи с ухудшением их здоровья. Формирование у студентов здорового образа жизни средствами физического воспитания в учебно-образовательном процессе ВУЗа позволит разрешить данное противоречие.
Внедрение педагогической технологии по формированию здорового образа жизни средствами физической культуры в образовательный процесс ВУЗов позволит повысить уровень физического здоровья студентов первого курса.
Структура и объем магистерской работы. Магистерская работа изложена на 77 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящей из 67 источников. Текст включает 5 таблиц, 9 рисунков.
При этом, как отмечает Сахарова О.Б. «из перечня обязательных документов, необходимых для поступления в вуз, согласно Приказу Министерства высшего и среднего профессионального образования России № 500 от 24.02.98, исключена медицинская справка (ф. 086), т.е. фактически отменены предварительные профилактические осмотры абитуриентов» [52].
Авторы Петухова А.Е., Дедюлина Н.В., Лисицын Ю.П. приводит следующие статистические данные: «По данным медосмотров за последние 10-15 лет заболеваемость среди студенческой молодежи возросла на 10%, продолжает уменьшаться количество здоровых студентов и наоборот, увеличивается количество студентов, имеющих 2-5 заболевания» [45]. Они считают, что «этому способствует постоянное изменение содержания и структуры образовательного процесса в вузах, связанное с конкурентоспособностью выпускников на рынке труда, что приводит к увеличению учебной нагрузки и интенсификации обучения. К тому же, дает о себе знать и несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям условий обучения в высших учебных заведениях» [45].
При этом авторы Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслова Е.С., Мельникова Н.С., Шпорин Э.Г. отмечают, что «показатели здоровья молодежи являются не только объективными индикаторами социальной успешности и качества жизни, но и критериями социального благополучия общества. В сложившейся на сегодня экономической ситуации подростки и молодые люди в возрасте до 25 лет, за счет которых и будет увеличиваться доля экономически активно населения страны, оказываются наиболее уязвимыми. Поэтому сохранения здоровья молодого поколения играет решающую роль в эффективном оздоровлении популяции в целом» [33].
Анализ различных источников и педагогического опыта по проблеме исследования позволил выявить ряд противоречий:
- между необходимостью организации процесса профилактики профессионального здоровья будущих педагогов и отсутствием педагогических технологий, обеспечивающих условия для формирования здорового образа жизни у студентов гуманитарно-педагогического института;
- между недостаточной образованностью будущих учителей в сфере физического воспитания и необходимостью ведения здорового образа жизни, в связи с ухудшением их здоровья.
Стремление устранить данные противоречия и определило проблему нашего исследования, заключающуюся в поиске и выборе средств, методов, технологий, направленных на формирование здорового образа жизни у студентов начальных курсов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию в высшем учебном заведении.
Предмет исследования - педагогическая технология, направленная на формирование здорового образа жизни средствами физического воспитания.
Целью данной работы является изучение влияния педагогической технологии, направленной на формирование здорового образа жизни средствами физического воспитания, на уровень знаний, двигательных способностей и здоровья студентов.
Гипотеза исследования предполагает, что эффективность формирования здорового образа жизни у студентов повысится, если в процессе обучения им будут предоставляться:
- во-первых, подробная информация о средствах физического воспитания, как о компонентах здорового образа жизни;
- во-вторых, возможность самостоятельного выбора физических упражнений на занятиях по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.
Для достижения цели исследования нам необходимо решить основные задачи:
1) Определить уровень знаний о средствах физического воспитания, уровень здоровья, уровень двигательных способностей студентов 1-го курса педагогического института.
2) Предоставить информацию о средствах физического воспитания, как о компонентах ЗОЖ.
3) Организовать практические занятия с использованием средств физического воспитания.
4) Проверить эффективность разработанной педагогической технологии по формирования здорового образа жизни студентов.
Теоретической основой исследования явились:
- концепция здорового образа жизни в образовании таких авторов, как Ю.П. Лисицын, В.И. Белов, П.Ф.Лесгафт, Г.Л. Апанасенко, Е.П. Ильин, В.П. Петленко, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, A. В. Коробков;
- педагогические технологии, направленные на приобщение студентов к здоровому образу жизни на оздоровительных занятиях по физическому воспитанию таких авторов, как
B. И. Лях, М.Я. Виленский, И.Г. Бердников, Н.В. Барышева, Ю.Д. Железняк, Л.И. Лубышева.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философии о всеобщей связи и взаимодействии; научные данные о закономерностях становления физического здоровья студентов; современные подходы к изучению образовательных технологий.
Методы исследования:
Для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс следующих методов: анализ различных источников отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; анкетирование; исследование уровня здоровья; определение уровня развития двигательных способностей; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Эмпирическая база исследования. Базой проведения исследования явились спортивные площадки и аудитории ТГУ.
Научная новизна исследования.
Разработана педагогическая технология, направленная на формирования здорового образа жизни у студентов, включающая: предоставление студентам необходимой информации о средствах физического воспитания, как о компонентах ЗОЖ; предоставление студентам возможности выбора специализаций по видам спорта, как на обязательных, так и на дополнительных занятиях по физическому воспитанию, тем самым компенсируя недостаточную двигательную активность, связанную с малоподвижным образом жизни многих студентов; проведение обязательных и дополнительных занятий по физическому воспитанию не только в спортивных залах, но также и на свежем воздухе, тем самым повышая уровень индивидуального здоровья студентов.
Выявлены основные показатели, которые характеризуют физическое здоровье студентов (антропометрические данные, пульс в покое (уд/мин), время восстановления пульса после заданной нагрузки (сек.), жизненная емкость легких (мл), артериальное давление, силовая выносливость (кол-во раз), количество хронических патологий (кол-во раз), количество простудных заболеваний за год (кол-во раз) и «стаж» занятий физической культурой и спортом (продолжительность времени), показатели двигательных способностей).
Доказана эффективность использования педагогической технологии по формированию ЗОЖ у студентов.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении научных представлений о здоровом образе жизни в области педагогики. Разработанная технология по формированию здорового образа жизни студентов с применением средств физического воспитания будет служить основой для теоретической подготовки, будущих учителей к педагогической деятельности и ориентировать их на формирование здорового образа жизни учащихся.
Практическая значимость исследования.
Разработана и внедрена в учебный процесс гуманитарно-педагогического института вуза педагогическая технология по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания у студентов первого курса. Определены перспективы практического использования данной педагогической технологии. Полученные материалы исследования могут применяться в процессе физического воспитания студентов первого курса вузов в контексте формирования здорового образа жизни.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью теоретических и эмпирических методов исследования, их соответствием поставленным задачам и логике проведения эксперимента. Необходимо отметить возможность повторения экспериментальной работы, статистическую значимость полученных в работе данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования, вынесенные на защиту, нашли отражение в опубликованных научных статьях, а также в материалах научно-практических конференций.
Положения, выносимые на защиту:
Одной из главных задач педагогического образования на современном этапе является подготовка специалистов профессионалов, стремящихся к укреплению своего здоровья и здоровья своих учеников. Однако существует противоречие между недостаточной образованностью будущих учителей в сфере физического воспитания и необходимостью ведения здорового образа жизни, в связи с ухудшением их здоровья. Формирование у студентов здорового образа жизни средствами физического воспитания в учебно-образовательном процессе ВУЗа позволит разрешить данное противоречие.
Внедрение педагогической технологии по формированию здорового образа жизни средствами физической культуры в образовательный процесс ВУЗов позволит повысить уровень физического здоровья студентов первого курса.
Структура и объем магистерской работы. Магистерская работа изложена на 77 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящей из 67 источников. Текст включает 5 таблиц, 9 рисунков.
В результате анализа научной литературы выделены общепризнанные глобальные проблемы современности, такие как экологические, демографические, противоречия между современностью и традиционностью, на экономическом, политическом, социальном и педагогическом уровнях. К перечисленным существующим глобальным проблемам ведет небрежное отношение человека к окружающей природе и самому себе. Современное общество в стремлении к прибыли не задумывается о том, какой мир достанется в наследство будущим поколениям нашей планеты.
В данной исследовательской работе подробно описаны средства физического воспитания как компоненты здорового образа жизни:
- физические упражнения, улучшающие физические, умственные, психические способности человека и позволяющие противостоять организму студенческой молодежи напряженной учебной работе;
- естественные силы природы (температура воздуха и воды, солнечное излучение и т.п.), позволяющие закаляться и противостоять инфекционным, вирусным и простудным заболеваниям;
- гигиенические факторы (личная и общественная гигиена, режим дня, режима питания и сна), позволяющие защищать тело человека от загрязнений, грамотно распределять временные ресурсы и сохранять высокую работоспособность.
Проведен подробный сравнительный анализ результатов по уровню знаний о средствах физического воспитания, по индивидуальному уровню здоровья и по уровню развития двигательных способностей участников ЭГ и КГ до и после эксперимента.
По результатам сравнительного анализа отмечено, что до начала экспериментальной работы достоверных изменений в экспериментальной и контрольной группах по показателям уровня индивидуального здоровья и развития двигательных способностей не наблюдалось (P>0,05). К тому же, независимо относятся ли первокурсники к ЭГ или КГ, студенты продемонстрировали недостаточные знания о средствах физического воспитания, так как около 68% анкетируемых смогли ответить правильно только на 1-3 вопроса из 10 возможных, анкет предлагалось 3 по 10 вопросов.
После проведения экспериментальной работы анализ уровня знаний о средствах физического воспитания позволил выявить, что у студентов первого курса ЭГ появились высокие показатели, т. е. ответы на отлично, расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 18,75%, естественных сил природы - 87,5%, гигиенических факторов - 62,5%. Средние показатели, т.е. ответы на хорошо и
удовлетворительно, расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 75%, естественных сил природы - 62,5%, гигиенических факторов - 43,75%. При этом были зафиксированы и неудовлетворительные ответы, которые расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 6,25%. В то время как у студентов первого курса КГ анализ уровня знаний о средствах физического воспитания показал отсутствие высоких показателей знаний об использовании физических упражнениях и гигиенических факторов. Однако в КГ улучшился уровень знаний об использование естественных сил природы и ответы на отлично продемонстрировали 12,5% студентов. Средние показатели, т.е. ответы на хорошо и удовлетворительно, расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 50%, естественных сил природы - 62,5%, гигиенических факторов - 43,75%. При этом были зафиксированы и неудовлетворительные ответы, которые расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 50%, естественных сил природы - 25%, гигиенических факторов - 56,25%.
Повторное тестирование респондентов после окончания эксперимента свидетельствует о том, что практически все студенты ЭГ пересмотрели свои взгляды на организацию самостоятельных занятий физическими упражнениями, на организацию режима дня, питания и сна, на использование для оздоровления естественных сил природы.
Однако об успешности проведённой экспериментальной работы можно судить по результатам действенности знаний.
Полученные студентами знания реализовались в активном посещение дополнительных занятий по физическому воспитанию и спорту и свидетельство тому - рост показателей уровня развития двигательных способностей студентов ЭГ после проведенного эксперимента, так необходимых для сдачи обязательных нормативов ГТО. Произошли достоверные изменения по результатам на гибкость (Р<0,05), силовую выносливость(Р<0,01) и общую выносливость (Р<0,05) у студентов ЭГ по сравнению с теми же показателями у студентов КГ. Однако по показателям уровня развития скоростных способностей можно наблюдать незначительные улучшения результатов, без достоверных изменений и в ЭГ, и в КГ. Возможно, это связано с сенситивными особенностями развития этого качества, т.е. быстрота больше зависит от генетической расположенности, и max развиваем в детском возрасте.
В результате сравнения анализов показателей уровня индивидуального здоровья студентов КГ и ЭГ видно, что у студентов ЭГ состояние здоровья значительно улучшилось и достигло очень высокого уровня 6,31 условных балла (5 бал. и выше по методике В.И. Белова), в то время у студентов КГ состояние уровня здоровья стало тоже выше и достигло только высокого уровня 4,02 условных балла (4 до 4,9 балла по методике В.И. Белова).
На наш взгляд, такая динамика объясняется рядом обстоятельств:
Во-первых, студенты получили востребованную информацию о средствах физического воспитания как об основных компонентах ЗОЖ.
Во-вторых, студенты получили возможность заниматься в выбранных ими специализациях не только в учебное, отведенное им время, но и дополнительно в удобное для них время, тем самым компенсируя недостаточную двигательную активность, связанную с малоподвижным образом жизни многих студентов.
В-третьих, использование естественных сил природы во время занятий по физическому воспитанию позволяло реже болеть простудными заболеваниями, что отразилось на показателях уровня индивидуального здоровья.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости подачи информации о средствах физического воспитания как об основных компонентах ЗОЖ студентам, что позволит решить проблему формирования у студентов вузов позитивного, сознательного отношения к своему здоровью и интереса к физкультурно-спортивной деятельности.
В данной исследовательской работе подробно описаны средства физического воспитания как компоненты здорового образа жизни:
- физические упражнения, улучшающие физические, умственные, психические способности человека и позволяющие противостоять организму студенческой молодежи напряженной учебной работе;
- естественные силы природы (температура воздуха и воды, солнечное излучение и т.п.), позволяющие закаляться и противостоять инфекционным, вирусным и простудным заболеваниям;
- гигиенические факторы (личная и общественная гигиена, режим дня, режима питания и сна), позволяющие защищать тело человека от загрязнений, грамотно распределять временные ресурсы и сохранять высокую работоспособность.
Проведен подробный сравнительный анализ результатов по уровню знаний о средствах физического воспитания, по индивидуальному уровню здоровья и по уровню развития двигательных способностей участников ЭГ и КГ до и после эксперимента.
По результатам сравнительного анализа отмечено, что до начала экспериментальной работы достоверных изменений в экспериментальной и контрольной группах по показателям уровня индивидуального здоровья и развития двигательных способностей не наблюдалось (P>0,05). К тому же, независимо относятся ли первокурсники к ЭГ или КГ, студенты продемонстрировали недостаточные знания о средствах физического воспитания, так как около 68% анкетируемых смогли ответить правильно только на 1-3 вопроса из 10 возможных, анкет предлагалось 3 по 10 вопросов.
После проведения экспериментальной работы анализ уровня знаний о средствах физического воспитания позволил выявить, что у студентов первого курса ЭГ появились высокие показатели, т. е. ответы на отлично, расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 18,75%, естественных сил природы - 87,5%, гигиенических факторов - 62,5%. Средние показатели, т.е. ответы на хорошо и
удовлетворительно, расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 75%, естественных сил природы - 62,5%, гигиенических факторов - 43,75%. При этом были зафиксированы и неудовлетворительные ответы, которые расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 6,25%. В то время как у студентов первого курса КГ анализ уровня знаний о средствах физического воспитания показал отсутствие высоких показателей знаний об использовании физических упражнениях и гигиенических факторов. Однако в КГ улучшился уровень знаний об использование естественных сил природы и ответы на отлично продемонстрировали 12,5% студентов. Средние показатели, т.е. ответы на хорошо и удовлетворительно, расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 50%, естественных сил природы - 62,5%, гигиенических факторов - 43,75%. При этом были зафиксированы и неудовлетворительные ответы, которые расположились в следующем порядке: об использовании физических упражнений - 50%, естественных сил природы - 25%, гигиенических факторов - 56,25%.
Повторное тестирование респондентов после окончания эксперимента свидетельствует о том, что практически все студенты ЭГ пересмотрели свои взгляды на организацию самостоятельных занятий физическими упражнениями, на организацию режима дня, питания и сна, на использование для оздоровления естественных сил природы.
Однако об успешности проведённой экспериментальной работы можно судить по результатам действенности знаний.
Полученные студентами знания реализовались в активном посещение дополнительных занятий по физическому воспитанию и спорту и свидетельство тому - рост показателей уровня развития двигательных способностей студентов ЭГ после проведенного эксперимента, так необходимых для сдачи обязательных нормативов ГТО. Произошли достоверные изменения по результатам на гибкость (Р<0,05), силовую выносливость(Р<0,01) и общую выносливость (Р<0,05) у студентов ЭГ по сравнению с теми же показателями у студентов КГ. Однако по показателям уровня развития скоростных способностей можно наблюдать незначительные улучшения результатов, без достоверных изменений и в ЭГ, и в КГ. Возможно, это связано с сенситивными особенностями развития этого качества, т.е. быстрота больше зависит от генетической расположенности, и max развиваем в детском возрасте.
В результате сравнения анализов показателей уровня индивидуального здоровья студентов КГ и ЭГ видно, что у студентов ЭГ состояние здоровья значительно улучшилось и достигло очень высокого уровня 6,31 условных балла (5 бал. и выше по методике В.И. Белова), в то время у студентов КГ состояние уровня здоровья стало тоже выше и достигло только высокого уровня 4,02 условных балла (4 до 4,9 балла по методике В.И. Белова).
На наш взгляд, такая динамика объясняется рядом обстоятельств:
Во-первых, студенты получили востребованную информацию о средствах физического воспитания как об основных компонентах ЗОЖ.
Во-вторых, студенты получили возможность заниматься в выбранных ими специализациях не только в учебное, отведенное им время, но и дополнительно в удобное для них время, тем самым компенсируя недостаточную двигательную активность, связанную с малоподвижным образом жизни многих студентов.
В-третьих, использование естественных сил природы во время занятий по физическому воспитанию позволяло реже болеть простудными заболеваниями, что отразилось на показателях уровня индивидуального здоровья.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости подачи информации о средствах физического воспитания как об основных компонентах ЗОЖ студентам, что позволит решить проблему формирования у студентов вузов позитивного, сознательного отношения к своему здоровью и интереса к физкультурно-спортивной деятельности.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни учащихся в процессе занятий физической культурой (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Психологические условия формирования здорового образа жизни у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Физическая культура и спорт как фактор формирования здорового образа жизни детей возраста 12-14 лет
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Адаптивная физическая культура в формировании здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях коррекционного учреждения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Формирование здорового образа жизни у обучающихся средствами спортивного туризма
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта
Диссертации (РГБ), физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998



