Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика личных прав ребенка 6
1.1 Исторические аспекты формирования личных прав ребенка в семье в отечественном праве 6
1.2 Понятие и характеристика личных прав ребенка в семье в системе права Российской Федерации 10
1.3 Основания возникновения личных прав ребенка в семье 20
1.4 Формы защиты личных прав ребенка 25
Глава 2. Характеристика отдельных видов личных прав ребенка в семье 33
2.1 Право ребенка жить и воспитываться в семье 33
2.2 Право ребенка на имя, фамилию, отчество 37
2.3 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками 44
Заключение 50
Список используемых источников 56
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В современном мире личные неимущественные права ребенка стали одной из самых важных и изучаемых тем, как в теории, так и на практике. По сравнению с прошлым десятилетием, значение данной темы значительно возросло. В России на данный момент проблемы личных неимущественных прав ребенка являются одной и самых популярных тем.
Правовое государство, а также его построение напрямую связано с приоритетами людей, их ценностями, признанием прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации гарантирует человеку от рождения права и свободы. Также правами и свободами ребенка с самого момента его появления на свет наделяют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
К сожалению, дети являются самой незащищенной группой населения, это касается как социального, так и правового плана. В силу своего возраста либо же незнание своих прав, ребенок не может самостоятельно защитить себя, свои законные права и интересы. Беззащитность детей всегда была актуальна в России, так как на законодательном уровне, права и интересы детей хоть и охраняются государством и гарантируются Конституцией Российской Федерации, всё же их права и интересы часто бывают нарушены.
Результатом развития семейного права стало закрепление личных неимущественных прав в Семейном кодексе Российской Федерации и признание ребенка как полноправного субъекта права. Этому поспособствовало принятие Декларации прав ребенка 1959 года, а также принятие Конвенции ООН о правах ребенка.
Несмотря на принятие Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации прав ребенка 1959 года, улучшению Семейного кодекса Российской Федерации - данные нормативные правовые акты не решают всех проблем, связанных с нарушением и осуществлением личных неимущественных прав ребенка.
Одним из примеров невозможности полной реализации прав ребенка можно считать тот факт, что в Семейном кодексе Российской Федерации нет понятия «тайна усыновления», которая влечет за собой невозможность полной реализации права ребенка знать своих родителей. Также Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает определенные требования к лицам, желающими усыновить ребенка, что затрудняет возможность реализацию права ребенка воспитываться в семье. Также законодательство разрешает оставить суррогатной матери, рожденного ею ребенка, в соответствии с законодательством, и, получается, лишает ребенка права знать и общаться со своими генетическими родителями. В законодательстве Российской Федерации есть моменты, где законодательство противоречиво, и соответственно, создает проблематику в его трактовке и применению на практике.
Несмотря на то, что с законодательной и практической точки зрения проблемы с нарушением личных неимущественных прав ребенка очевидны, данный вопрос остается актуальным уже многие годы, так как данные вопросы еще не разрешены, хоть и имеют большое значение.
Приведенные мной аргументы дают основание для вывода о значимости и об актуальности данной выпускной квалификационной работы, ее правовой, теоретической и практической значимости.
Объектом выпускной квалификационной работы являются принципы и нормы международного семейного права и российского семейного права в системе права в Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, которые возникают в процессе установления и реализации личных неимущественных прав ребенка.
Цель выпускной квалификационной работы. Сложность и многоуровненность выбранной мною темы выпускной квалификационной работы показывает, что тема довольно обширна и глубока. Поэтому бакалавр делает акцент на изучении отдельных личных неимущественных прав ребенка и их научном обосновании в системе российского семейного права.
Задачами выпускной квалификационной работы являются: изучение исторических аспектов формирования личных неимущественных прав ребенка в отечественном праве, изучение понятия и характеристики личных неимущественных прав ребенка в системе права Российской Федерации, изучение понятия возникновения личных прав ребенка в семье, изучение формы защиты личных прав ребенка, а также изучение характеристики отдельных видов личных неимущественных прав ребенка в семье.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы познания, такие как сравнительно - правовой, исторический, формально - логический и системный.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые содержат семь параграфов и заключения.
Результатом бакалаврской работы стали, прежде всего, выводы теоретического характера, полученные из изучения отдельных личных неимущественных прав ребенка, изучено научное обоснование личных неимущественных прав в системе российского семейного права.
В результате изучения исторических аспектов формирования личных прав ребенка в семье в отечественном праве, можно сказать, что начало появления личных прав ребенка в семье было положено ранее 988 года, только вот сведений сохранилось мало. Но после принятия христианства Русью, отношения между родителями и детьми постепенно начали менять свой характер: от не имеющих ни на что прав и никакого мнения дети получили права, на защите которых стоит государство. С момента возникновения отношений родителей и детей до наших дней прошел большой отрезок времени. За это время, постепенно, небольшими изменениями менялось семейное законодательство, которое вносило коррективы и новшество в законы. Спустя много веков, дети получили права, защиту своих законных прав и интересов.
Таким образом, с глубоких времен, через небольшие, но последовательные изменения, наше государство в системе семейного законодательства от не имеющих никаких прав и авторитаризма отца в семье пришло к цивилизационному подходу ведения семейного права, с конкретными правами и обязанностями каждого члена семьи.
Изучив понятие и характеристику личных прав ребенка в семье, бакалавр пришел к выводу, что законодательство Российской Федерации с самого рождения ребенка наделяет ребенка определенными законными интересами и правами, нарушение которых карается законом. Государство следит за обеспечением и соблюдением всех законных интересов и прав ребенка, и если права и интересы несовершеннолетнего ребенка нарушены, то оперативно реагирует: встает на защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенка и предпринимает все установленные законом меры для устранения нарушений.
Также бакалавр провел изучение оснований возникновения личных прав ребенка в семье, и бакалавр приходит к выводу, что основание может быть только одно - происхождение ребенка от конкретных родителей и удостоверенное рождение ребенка в законном порядке.
При изучении формы защиты личных прав ребенка бакалавр приходит к выводу, что охрана прав ребенка заключается в создании предпосылок, гарантий их реализации. Государство, с помощью определенных нормативно - правовых актов, старается защищать несовершеннолетних детей от нарушения их законных интересов и прав.
Также бакалавр ставил задачу изучить отдельные виды личных неимущественных прав ребенка в семье, таких как: право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на имя, фамилию и отчество, право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Изучив данные права ребенка, бакалавр пришел к выводу, что все права ребенка, которые регулирует Семейный кодекс Российской Федерации, направлены на благополучное и гармоничное развитие ребенка в семье. Законодательство ставит приоритетным воспитание ребенка в семье. Лишь за неимением возможности устроить ребенка в семью, только тогда ребенок отправляется в детское учреждение.
Как правило, государство не вмешивается в воспитание детей внутри семьи, но если поступают жалобы, где сказано, что нарушаются законные интересы и права ребенка, то государство, в лице органа опеки и попечительства, незамедлительно реагируют на данную жалобу и проводят определенные законом мероприятия.
Личные неимущественные права ребенка определяются как субъективные личные права, которые возникают у ребенка с момента рождения.
Право ребенка жить и воспитываться в семье - одно из основных прав ребенка, которым наделяет детей государство, из которого вытекают другие права, такие как: право ребенка жить в семье и право ребенка воспитываться в семье. Сюда негласно входят такие права как право ребенка знать своих родителей, право на заботу со стороны своих родителей, право на совместное проживание со своими родителями, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка, всестороннее развитие ребенка, уважение его человеческого достоинства.
Право ребенка на имя, фамилию и отчество возникает у ребенка с момента рождения, как и многие другие права. Фамилия ребенку достается по наследству от матери или от отца, либо можно записать двойную фамилию через дефис. Отчество присваивается ребенку по имени человека, который записан в графе отец. Если в графе отец прочерк - то отчество указывается со слов матери.
Также ребенок имеет право на изменение имени, фамилии.
У несовершеннолетнего ребенка с момента рождения имеется право жить и воспитываться в семье. Этого права ребенка невозможно лишить. И из этого права вытекает еще одно, не менее важное право - право на общение с родителями и другими родственниками.
Таким образом, изучив характеристики личных неимущественных прав ребенка в семье, бакалавр проходит к выводу, что обеспечение защиты прав несовершеннолетних детей - одна из важных задач законодательства, поскольку воспитание в семье, забота со стороны обоих родителей и беспрепятственное общение со всеми родственниками, уважение к личности ребенка дает благоприятную почву несовершеннолетнему ребенку вырасти морально и физически здоровым человеком, правоспособным и дееспособным гражданином.
Все личные неимущественные права несовершеннолетних детей регулируются семейным законодательство, которое создает правовую базу для защиты их законных интересов и прав.
Однако при изучении личных неимущественных прав детей бакалавр приходит к выводу, что хоть права ребенка и его законные интересы охраняются государством, некоторые моменты государство не может контролировать. К примеру: женщина рожает ребенка в медицинской организации, а после рождения ребенка пишет отказ от ребенка. Ребенка отправляют в детский дом. Спустя некоторое время, ребенка усыновляет приемная семья. Ребенок живет в новой семье, о нем заботятся, он получает должное ему внимание, уважение, заботу со стороны приемной семьи. И вот, спустя несколько лет проживания ребенка в приемной семье, в орган опеки и попечительства является биологическая мать ребенка, написавшая отказ от ребенка, с желанием его забрать. Как известно, в нашем законодательстве существует тайна усыновления, а соответственно родной матери ребенка по закону не имеют право сообщать, кто усыновил её ребенка. И в тоже время, по закону, каждый ребенок имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками. Здесь наблюдается явное противоречие законодательных актов. С одной стороны интересы ребенка защищаются, а с другой стороны - нарушаются. Бакалавр приходит к выводу, для недопущения подобной ситуации нужно несколько видоизменить закон. В законе нужно указать, что если объявляется родитель уже усыновленного приемной семьей ребенка, то об объявлении данного родителя сообщается информация об его объявлении и намерениях в конкретно оговоренных законом случаях. Также бакалавр предлагает ввести условие, что по достижению совершеннолетия приемного ребенка ему будет раскрыта информация о его усыновлении и сведения о его биологических родителях. Тем самым право ребенка на общение с родителями и другими родственниками не будет нарушено, ребенок сам будет принимать решение о том, хочет ли он общаться и узнать своих биологических родителей или же нет.
Следующим примером можно привести суррогатное материнство. Как уже говорилось в данной бакалаврской работе, суррогатная мать после рождения ею ребенка, нарушая договор о суррогатном материнстве, оставляет и регистрирует рождение ребенка как мать, если генетические родители еще не успели зарегистрировать рождение ребенка. Тем самым, нарушается право ребенка знать и общаться со своими родителями и другими родственниками, поскольку суррогатная мать является его биологической матерью, а родители, от которых было произведено оплодотворение суррогатной матери, являются его генетическими родителями. Соответственно, право ребенка на общение с родителями и другими родственниками нарушается. Если внести в законодательство небольшое дополнение, такое как разрешение на общение ребенка с генетическими родителями, если ребенок воспитывается суррогатной матерью, конечно только в том случае, если для ребенка такое общение не будет приносить дискомфорта и стресса. Тогда право на общение с родителями и другими родственниками будет реализовано в полной мере.
Место жительства ребенка, в возрасте от 14 до 18 лет законом не оговаривается. В ст. 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации нет определения конкретного места проживания ребенка. В несовершеннолетнем возрасте ребенок не должен проживать отдельно от родителей, поскольку ответственность за ребенка несут его законные представители, а значит, уместно было бы внести в законодательство уточнение: «Лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, проживают совместно с родителями либо лицами их заменяющими. Если родители ребенка проживают раздельно - то место жительство несовершеннолетнего ребенка определяется соглашением родителей с учетом мнения ребенка».
Следующим примером, где закон не полностью реализует обеспечение защиты прав и законных интересов детей - право на общение с родителями и другими родственниками. По мнению бакалавра, следует внести изменения в данное право и звучать оно должно так: «Право на общение с родителями, родственниками и близкими лицами». Случается такое, что отчим (муж матери) становится ребенку самым близким человеком, становится для ребенка авторитетом. В случае развода матери ребенка с отчимом, мать может посчитать ненужным общение ребенка с её бывшим мужем, не придав значение тому, что ребенок и отчим стали близкими людьми по духу. И если запретить ребенку общаться с близким по духу ему человеком, это нанесет сильную психологическую травму ребенку, а, как известно, все законы, которые приняты для обеспечения охраны законных интересов и прав ребенка исходит от принципа «в интересах ребенка». Поэтому, чтобы обеспечить полную реализацию права ребенка на общение с людьми, которые ему близки и по крови, и по духу, в законодательство стоит внести соответствующие коррективы.
Несмотря на определенные моменты, где закон не полностью регулирует реализацию прав и законных интересов ребенка, законодательство непрерывно следит, что бы интересы детей и их права не были нарушены.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014); - М. : Юрист, 2015. - 48 с.
2. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Семейный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] от 29.12.1995г. № 223 - ФЗ (ред. от 6.02.2020) // Консультант Плюс: справочно - правовая система.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно - правовая система.
6. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно - правовая система.
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120 - ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно - правовая система.
8. Агапов С.В. Семейное право : учебник и практикум для СПО. Юрайт, 2016. 258 с.
9. Айтов П. Б., Белялова А.М., Богданов Е.В и др. Семейное право : учебник. М.: Проспект, 2015. 232 с.
10. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. М.: Юристъ, 2002. - 336 с.
11. Борисова Л.В. Семейное право : учебник. Москва : Юстиция, 2017. — 166 с. — (Среднее профессиональное образование) ISBN 978-54365-0443-8 DOI 10.15216/978-5-4365-0443-8.
12. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В, Михеева Л.Ю. и др. Семейное право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. 270 с.
13. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В, Михеева Л.Ю. и др.; под ред. Крашенинникова П.В. Семейное право: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. 318 с.
14. Гришаев С.П. Семейное право: учебник. М.: Проспект. 2016. 272 с.
15. Корнеева И.Л. Семейное право : учебник для прикладного бакалавриата. М. : Юрайт. 2016. 362 с. 13.
...