Введение 3
Глава 1 Концептуальные и правовые основы системы государственного управления высшим образованием в Российской Федерации 11
1.1. Историко-правовой анализ системы управления высшим образованием в Российской Федерации 11
1.2. Структура системы управления высшим образованием в Российской Федерации 20
Глава 2 Система и принципы административно-правового регулирования государственного управления высшим образованием в Российской Федерации 35
2.1. Полномочия и деятельность федеральных органов государственной власти в сфере высшего образования 35
2.2. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в области высшего образования 43
Глава 3 Проблемы практики административно-правового регулирования системы государственного управления высшим образованием в Российской Федерации 53
3.1. Практика осуществления государственной контрольно-надзорной деятельности в сфере высшего образования 53
3.2. Практика административно-правовых процедур лицензирования образовательной деятельности 66
Заключение 75
Список используемых источников 80
Актуальность исследования. Современное понимание образования как ресурса, способствующего успешной реализации программы модернизационных преобразований в Российской Федерации, несомненно, требует концептуального обновления действующих моделей государственного управления в области высшего образования. Большое значение имеет то, что в контексте обновления всех сфер общественной жизни современной России сфера образования, в том числе высшего, предстает в качестве одного из ключевых стратегических элементов инновационной концепции социально-экономического и научно-технического развития путем согласованных действий государства по решению наиболее важных задач и проблем, стоящих перед системой образования.
В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию отмечалось, «что в России следует перенастроить всю систему профессионального образования... Считаю, что для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования. Это очень серьёзный инструмент укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире».
Повышение роли высшего образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых экономических и финансовых рынках, неизменно сопровождается усилением роли государственных органов управления высшим образованием в выработке стратегии и политики развития высшего образования, координации усилий и ресурсов, необходимых для конкурентоспособного на мировом образовательном рынке функционирования российской системы высшего образования.
Весомым доказательством тому представляется, что в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года содержание обеспечения национальной безопасности включает и сферу образования, в том числе высшего, стратегической целью которого является повышение уровня профессиональных качеств кадров высшей квалификации.
Учитывая правовое регулирование системы государственного управления высшим образованием как одно из стратегических направлений деятельности государства, обеспечивающее национальную безопасность и изменения деятельности государства в управлении высшим образованием, обусловленные современными процессами модернизации и реформирования государственного управления в системе образования в целом, специфика форм и методов административно-правового воздействия в процессе государственного управления в области высшего образования требует систематизации и подробного анализа особенностей правового регулирования системы высшего образования и выработке единого подхода к его содержанию.
Отмеченные вопросы административно-правового регулирования отношений, возникающие в процессе государственного управления высшим образованием, обуславливают актуальность рассматриваемых вопросов, связанных с обеспечением единства практики применения федеральных законов и иных источников права Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законоположениями Российской Федерации и направленных на повышение эффективности административных процедур организационно-правовой системы государственного управления высшим образованием в Российской Федерации.
Степень разработанности темы. Среди последних работ, посвященных вопросам административно-правовым отношениям в области государственного управления высшим образованием, следует отметить исследование Е.Н. Щербака «Государственное управление в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование», которое «представляет собой, по существу, первое в административно- правовой науке России всестороннее, комплексное, выполненное на монографическом уровне, системное исследование административно-правовых аспектов государственного управления в области высшего образования как стратегического направления деятельности государства в условиях интегрирования национальной системы высшего образования в мировую образовательную систему, формирования мирового рынка высшего образования и возникающих тенденций глобального регулирования в области высшего образования» [77].
Также детальная разработка теоретических положений субъектов конституционного и административного права, была проведена в исследованиях Б.М. Фролова «Государственный контроль и надзор в сфере образования в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты» [75], А.А. Кирилловых «Высшее учебное заведение как субъект административного права» [16], Е.А. Бондаревский «Право человека на образование: сущность и принципы» [3], С.Н. Заболотний «Гражданско- правовой статус автономного образовательного учреждения» [10] и ряда других авторов.
Вместе с тем, следует выделить научные работы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) авторами которых являются А.Н. Козырин [18; 19; 21] и Т.Н.Трошкина [20; 70], в трудах которых рассматривается образовательное право, как самостоятельная отрасль законодательства и направление современной юридической науки, включая его источники, принципы, понятия нормы образовательного права и образовательных правоотношений.
Следует констатировать, что проблемам правового регулирования государственного управления в сфере высшего образования, в российской науке конституционного и административного права уделялось недостаточное внимание. Имеющиеся теоретические и научные достижения нуждаются в дальнейшем их анализе, систематизации и совершенствовании с учетом современного российского законодательства.
Методологическую основу диссертационного исследования составил диалектический метод правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того, обоснованность результатов, достигается за счет комплексного применения методов историко-правового анализа, системно-структурного, сравнительно-правового, статистического, логико-теоретического методов, а также методов анализа, синтеза, обобщения, объяснения, толкования и классификации. Важной опорой также служили современные взгляды и положения в области теории правового регулирования государственного управления в сфере высшего образования. При написании магистерской диссертации автор опирался на сведения из официальных источников и документов, публикаций в отечественной и зарубежной печати.
Теоретическую основу исследования составили положения в области административного права и процесса, государственного управления и других наук, представленные в трудах следующих ученых: Л.В. Андриченко [1], А.Б. Багандова [2], Т.С. Глазырина [5], Д.Н. Ермаченко [9], Л.А. Зайцевой [12], М.Н. Кудилинского [27; 28], В.П. Панасюк [60], К.В. Черкасова [76] и др.
Основной эмпирический материал в работе составили статистические и иные данные, отражающие развитие правоприменительной деятельности в аспекте реализации нормативных правовых актов, регулирующих государственное управление в области высшего образования.
Кроме того, в работе представлены данные, полученные в результате анализа методических рекомендаций и других источников, содержащих информацию о состоянии и тенденциях организации административно-правового регулирования по управлению высшим образованием.
Объект исследования - административные отношения, возникающие в области высшего образования и механизм правового регулирования этих отношений в процессе государственного управления высшим образованием в Российской Федерации.
Предметом исследования - составляют нормы права, регулирующие деятельность уполномоченных органов государства по упорядочению административно-правовых отношений, возникающие в процессе государственного управления в области высшего образования. В этой связи рассматриваются вопросы, касающиеся механизма административно-правового регулирования и практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также тенденции и факторы развития административно-правового регулирования отношений, возникающие в процессе государственного управления высшим образованием в современных условиях.
Цель исследования - комплексный методологический анализ, обобщение данных правоприменительной практики вопросов административно-правового статуса органов государственной власти и опыта регламентации административно-правовых режимов и норм права, установленных в области государственного управления высшим образованием.
Задачи исследования:
1) рассмотреть правовые основы и тенденции развития системы управления высшим образованием в Российской Федерации;
2) раскрыть специфику структуры системы государственного управления высшим образованием, тенденции и факторы развития в современных условиях;
3) проанализировать систему, компетенцию и принципы организации деятельности федерального органа исполнительной власти России, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
4) рассмотреть особенности механизма административно-правового регулирования вопросов государственного управления высшим образованием федеральным органом исполнительной власти в Российской Федерации по контролю и надзору в области образования и науки;
5) проанализировать содержание и особенностей административно-правового статуса региональных органов исполнительской власти и местного самоуправления в области высшего образования;
6) исследовать основные проблемы правоприменительной практики регламентации административно-правовых режимов государственной контрольно-надзорной деятельности в сфере высшего образования, как комплекса мер, направленных на профилактику, предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных законодательством требований;
7) провести обобщающий анализ лицензионного исполнительного производства, как административно-правовой процедуры лицензирования образовательной деятельности.
Научная новизна исследования определяется поставленными целями и задачами, теоретическим осмыслением и комплексной оценкой состояния правового регулирования системы государственного управления высшим образованием в Российской Федерации, а также полученными в результате выводами.
Положения, выносимые на защиту:
1) Существенные изменения и модернизации административно-правового управления высшим образованием и его реформирование было обусловлено историческими процессами, и соответствуют этапам развития государственной политики в обозначенной области, начиная от выработки основных декларативных положений народного образования, принятия закона об образовании и заканчивая реализацией государственных программ развития образования и национальных доктрин образования.
2) Сформулирована дефиниция «государственное управление высшим образованием», как системный феномен, указывающий на единство теоретических основ и практических действий по формированию эффективной организационной формы регулирования административно - правовых отношений, распределению управленческой ответственности между субъектами образовательной политики, координации многофункциональных правовых механизмов, направленных на адекватное регулирование общественных отношений в сфере образования; государственное управление высшим образованием есть некое единство форм, средств и методов административно-правового воздействия для регулирования правоотношений в сфере высшего образования.
3) Определены субъекты правового регулирования государственного управления высшим образованием на каждом уровне управления в пределах своих полномочий и их правовой статус;
4) Установлено, что введение профилактических мероприятий, как инструмента контрольно-надзорного механизма предупредительно-профилактического характера, является наиболее взаимокомфортной формой реагирования, направленной на недопущение нарушений юридическими и должностными лицами законодательства Российской Федерации в сфере высшего образования.
5) Предложенное автором понимание «лицензионного исполнительного производства», как административно-правовой процедуры (процесса) рассмотрения должностными лицами или уполномоченными органами дел по предоставлению государственной услуги лицензирования образовательной деятельности в структуре правового регулирования государственного управления в области высшего образования, требует дальнейшего совершенствования директивных и иных регламентационных положений, с целью наиболее эффективного применения механизмов административно-правового регулирования.
Практическая значимость магистерской диссертации определяется выводами и предложениями, направленными на эффективное правовое регулирование в области государственного управления высшим образованием.
Изложенные в магистерской диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы:
в научных исследованиях при дальнейшей разработке теоретических проблем конституционного и административного права в связи с решением вопросов административно-правового регулирования в области государственного управления высшим образованием;
в практической работе государственных, муниципальных общественных органов управления образованием, образовательных учреждений и организаций;
в преподавании учебных дисциплин «Административное право Российской Федерации» и спецкурса «Образовательное право» как подотрасли административного права.
Нормативную базу исследования составили: положения российского федерального законодательства и законодательства государственных образований Российской Федерации, а также подзаконных регулятивных актов, посвященных вопросам государственного управления в области высшего образования. В целях проведения сравнительно-правового анализа отечественного и зарубежного опыта построения моделей управления высшим образованием исследуется также законодательство ряда зарубежных стран.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.
Настоящее исследование посвящено разработке современной проблемы комплексного изучения правового регулирования государственного управления в области высшего образования в совокупности анализа его историко-правовых закономерностей, особенностей стратегии и политики развития высшего образования, связанных с обеспечением единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации и направленных на повышение эффективности административных процедур организационно-правовой системы государственного управления в области высшего образования в Российской Федерации.
Объектом исследования были определены административные отношения и механизмы правового регулирования этих отношений в процессе государственного управления высшим образованием в Российской Федерации, а предметом - нормы права, регулирующие административно- правовые отношения, а также тенденции и факторы развития административно-правового регулирования отношений, возникающие в процессе государственного управления высшим образованием в современных условиях.
При этом был избран широкий методологический и практический ракурс исследования обозначенной проблемы, позволивший рассмотреть правовое регулирование государственного управления в области высшего образования как целостный процесс в аспекте системных компонентов законодательного, исполнительного и контрольно-надзорного производства.
К разработке темы настоящей работы был привлечен значительный и разнообразный массив источников, в который, наряду с положениями российского федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, а также подзаконных нормативно-правовых источников, посвященных вопросам государственного управления в области высшего образования, вошли фундаментальные труды и современные взгляды и положения в области теории правового регулирования государственного управления в сфере высшего образования, а также проанализированы статистические и иные данные, отражающие современную информацию о состоянии и тенденциях организации административно-правового регулирования по управлению высшем образованием.
Необходимость разработки данной проблематики была обусловлена, с одной стороны, возрастающим признанием высшего образования как одного из стратегических направлений деятельности государства, обеспечивающее национальную безопасность и изменения деятельности государства в управлении высшим образованием, отмечены современными процессами модернизации и реформирования государственного управления в системе образования в целом, в то же время с другой, специфика форм и методов административно-правового воздействия в процессе государственного управления в области высшего образования требует систематизации и подробного анализа особенностей правового регулирования системы высшего образования и выработке единого подхода к его содержанию.
В результате проведенного анализа административных отношений, возникающих в области высшего образования и механизма их правового регулирования в процессе государственного управления высшим образованием в Российской Федерации, как объекта исследования, можно прийти к выводу, что проблемы образования занимают центральное место в развитии рыночной экономики, а также в рамках нового этапа преобразований в сфере государственного управления реформирование административно-правовой деятельности является одной из приоритетных задач на современном этапе.
Также, развитие законодательства в сфере образования соответствуют этапам развития государственной политики в обозначенной области, начиная от выработки основных декларативных положений народного образования, принятия закона об образовании и заканчивая реализацией государственных программ развития образования и национальных доктрин образования. Образовательная политика государства в самом общем плане есть деятельность государства по обеспечению функционирования и развитию национальной системы образования.
Вместе с тем, анализ и оценка правоприменительной практики, показали, что дальнейшая модернизация механизма воздействия государственных исполнительных органов на подконтрольных субъектов будет способствовать созданию эффективного правового регулирования государственного управления высшим образованием, как комплекса мер, направленных не только на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных законодательством требований, но и комфортного взаимодействия в случае появления профилактических мероприятий, что в свою очередь снижает коррупционные риски, которые имеют место при проведении иных контрольно-надзорных мероприятий. Здесь же следует отметить о необходимости совершенствования законодательных и иных нормативно-правовых источников, с целью их наиболее эффективного применения субъектами административных правоотношений.
Следует отметить, что принципы административно-правового регулирования высшим образованием обладают определенной системностью, которое имеет принципиальное значение для эффективного, грамотного и своевременного принятия управленческих решений, а также при согласовании действий различных уполномоченных органов государства по упорядочению, координации, субординации и рациональности административно-правового регулирования процессом государственного управления высшим образованием в современных условиях.
Таким образом, комплексный методологический анализ, обобщение данных правоприменительной практики вопросов административно - правового статуса органов государственной власти и опыта регламентации административно-правовых режимов и норм права, установленных в области государственного управления высшим образованием позволили сформулировать следующие итоговые положения исследования:
1) Правовое регулирование государственного управления в области высшего образования представляет собой особый вид исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов, регулирующие деятельность уполномоченных органов государства по упорядочению административно-правовых отношений.
2) Правовое регулирование государственного управления в области высшего образования представляет собой особый вид административной правотворческой деятельности, где органы государственного управления высшим образованием в пределах своих компетенций самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов административно-правовых отношений правила, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию, определяя их соотношение, содержание, механизмы реализации, перспективы дальнейшего совершенствования в современных условиях развития.
3) Правовое регулирование государственного управления в области высшего образования представляет собой особый вид деятельности по обеспечению исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан в системе управления высшим образованием, которое распространяется как на государственные, так и негосударственные административно-правовые отношения и регулируются посредством управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур.
4) Правовое регулирование государственного управления в области высшего образования представляет собой особый вид деятельности специальных органов государственной исполнительной власти, которые входят в систему административно-правового регулирования государственного управления высшим образованием на всех уровнях и наделяются полномочиями государственно-властного характера, действуя при этом в пределах представленных и установленных нормативными правовыми актами, своих компетенций.
5) Правовое регулирование государственного управления в области высшего образования представляет собой особый вид деятельности государственного администрирования, которое включает в себя вертикальные и горизонтальные административно-правовые связи и отношения в соответствии с административно-правовым статусом органов государственной власти, основанные с одной стороны, на субординационных отношениях строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов, с другой, на равенстве субъектов, что может говорить о перераспределении полномочий между субъектами административно - правовых отношений в системе государственного управления высшим образованием.
6) Правовое регулирование государственного управления в области высшего образования представляет собой особый вид деятельности элементов организационно-функциональной структуры системы управления высшим образованием, направленный на подтверждение соблюдения действующего законодательства, определение правомерности, результативности и эффективности деятельности субъектов административно-правовых отношений.
1. Андриченко Л.В. Разграничение полномочий между органами публичной власти в сфере образования // Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: ИЗиСП, 2015. С. 65-72.
2. Багандов А.Б. Административно-правовой механизм лицензирования в Российской Федерации: автореф. ... дис. докт. юрид. наук. М., 2008. 48 с.
3. Бондаревский Е.А. Право человека на образование: сущность и принципы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 24 с.
4. Гинзбург Ю.В. Правотворческие полномочия Народного комиссариата просвещения РСФСР в 20-30-е годы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс: сб. науч. работ. Вып. 5. Курск, 2012. С. 5-19.
5. Глазырин Т.С., Еремина О.Ю. Государственное управление в сфере образования // Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: ИЗиСП, 2015. С. 70-76.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс]: от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 15.03.2020).
7. Давыдов К. В. Законодательство об административной ответственности за правонарушения в сфере образования и защита прав субъектов образовательных отношений // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 2. С. 68-73.
8. Данные статистического наблюдения за второе полугодие 2019 года [Электронный ресурс]. URL: http: //obrnadzor. gov.ru/ru/activity/main_directions/plans_and_reports/ (дата обращения: 28.02.2020 г.)
9. Ермаченко Д.Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 30 с.
10. Заболотний С.Н. Гражданско-правовой статус автономного образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 24 с.
11. Загоскин Н. П. История Императорского казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. Т. 1: Введение. Казань: Типо- литогр. Имп. казанскаго ун-та, 1902. С. XV.
12. Зайцева Л.А. Административно-правовое регулирование высшего профессионального образования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с.
13. Зиновьев С.И., Панно В.Г., Горшенев А.Н. Высшие учебные заведения // Культура в Волгоградской области. URL: http: //www.cultinfo .ru/fulltext/1/001/008/007/547.htm (дата обращения: 06.03.2020).
14. Иванова А. А. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности образовательного учреждения // Вестник Удмуртского университета. Серия 2. Экономика и право. 2008. Вып. 2. С. 105 -109.
15. Изменения в Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения высшего образования городского округа Тольятти «Тольяттинская консерватория» [Электронный ресурс]: Распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от 10.09.2018 №7331 -р/3. URL: http://iskusstv.ru/sveden/files/izmeneniya_v_Ustav_ot_10.09.2018(1).pdf (дата обращения: 20.03.2020)
...