Введение 5
Глава 1 «Вечные образы» мировой литературы, их художественная природа и культурное значение 9
1.1 «Вечные образы»: художественная природа и культурное значение ... 9
1.2 Рецепция образов Гамлета и Дон Кихота в России 14
1.3 Утопия и утопизм. Утопический элемент в составе «донкихотства» . 20
Глава 2 «Гамлетизм» и «донкихотство» как типологические характеристики чеховских героев 26
2.1 Пьеса «Иванов»: первое появление оппозиции «гамлетического» и
«донкихотского» типов 26
2.2 Феномены «гамлетизма» и «донкихотства» как выражение
религиозного и мировоззренческого кризиса («На пути», «Скучная история») 29
2.3 Развитие оппозиции «гамлетизм»-«донкихотство» как
композиционного фактора чеховских произведений («Дуэль», «Соседи», Дом с мезонином») 34
2.4 Чеховские Донкихоты как утописты («Черный монах», «Дом с
мезонином», «Вишнёвый сад», «Три сестры») 36
Заключение 42
Список используемой литературы и используемых источников 44
Приложение А Сценарий проведенного тематического внеклассного мероприятия по литературе
Мировая литература зафиксировала немало явлений огромного успеха писателей, сотворивших свои шедевры в период своей жизни, однако с течением времени эти писатели и их произведения теряли былую славу и канули в небытие. Но в то же время есть и альтернативные прецеденты: автора не признавали его современники, но зато следующие поколения могли оценить его труды с достоинством, придавая им важное значение.
Особую важность имеют произведения, значимость которых никак нельзя гиперболизировать, так как сотворённые в этих произведениях образы воодушевляют литераторов разных поколений на художественные поиски истины. Данные образы относятся к категории «вечных», поскольку эти образы имеют общие черты, присущие каждому человеку, тем самым являющиеся актуальными для каждого поколения.
«Вечные образы» - термин, используемый не только в литературоведческой науке, но и в социологии литературы и других сферах гуманитарных наук. К этой категории образов относятся персонажи, в которых отражены распространяемые на последующие поколения фундаментальные универсалии.
Возникнув в конкретных социально-исторических условиях, «вечные образы» в дальнейшем отходят от литературной специфики и функционируют как универсальные образы-символы, наделённые большой художественной силой и сохраняющие своё значение вплоть до наших дней.
Вечные образы распространялись за счёт своей повсеместной употребляемости не только в литературоведческих, но и социальных и других практиках, противоположных художественному. Многих литературоведов, писателей и критиков волновала литературоведческий вопрос о «вечных образах» как характеристиками человека, интересовались этой темой и российские учёные.
Образы героев Шекспира и Сервантеса использовались не только в литературоведческой сфере, но и в философии, психоанализе и социологии, поскольку эти термины являются денотатами двух типов личности, характеристиками человека. Данное исследование посвящено двум типологическим характеристикам, отражающих традицию воссоздания этих образов в мировой культуре и общественной жизни - гамлетизм и донкихотство, которые рассматриваются как два культурных феномена в произведениях А.П. Чехова.
Целью данной работы является раскрытие специфики постижения Чеховым «гамлетизма» и «донкихотства» в их характерологическом значении и композиционных функциях. Объектом нашего исследования являются произведения Чехова, так или иначе раскрывающие природу духовно- психологических комплексов «гамлетизма» и «донкихотства», предметом исследования являются «гамлетизм» и «донкихотство» как типологические характеристики чеховских героев, а также их композиционные функции в системе персонажей и сюжете.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
1) проследить черты преемственности и новаторства Чехова в исследовании феноменов «гамлетизма» и «донкихотства»;
2) установить, как понималась сущность этих феноменов в дочеховской литературе и как понимается у Чехова;
3) раскрыть значение духовно-психологических комплексов «гамлетизма» и «донкихотства» в сфере чеховской характерологии и антропологии;
4) исследовать композиционные функции указанных феноменов;
5) отметить значение утопического элемента в составе «донкихотского» комплекса.
Методы исследования. Общей методологической основой исследования являются общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: анализ и синтез, описание, сравнение, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал по обозначенной проблеме, а также элементы метода контекстного анализа и интерпретации.
Актуальность темы заключается в том, что предложенный нами поход выводит чеховское творчество в широкий контекст мировой литературы, открывает важные закономерности характерологии, антропологии и поэтики писателя. Этим же определяется и новизна исследования.
Материалом исследования послужили произведения Чехова, так или иначе раскрывающие природу духовно-психологических комплексов «гамлетизма» и «донкихотства», а также основные теоретические базовые источники: Айхенвальд Ю.А. «Дон Кихот на русской почве», Багно, В. Е. «Дон Кихот в России и русское донкихотство», Шах-Азизова Т. К. «Русский Г амлет» и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Гамлетизм» и «донкихотство» отражают у Чехова тот кризис новоевропейского индивидуалистического сознания, начальная ступень которого зафиксирована Шекспиром и Сервантесом.
2. Чехов, в отличие от Тургенева и Достоевского, в большей степени акцентировал внимание на негативных аспектах «гамлетизма» и «донкихотства», поскольку сама историческая действительность свидетельствовала о духовном банкротстве русских Гамлетов и Дон Кихотов.
3. Чехов рассматривает феномены «гамлетизма» и «донкихотства» как выражение кризиса религиозного и мировоззренческого сознания.
4. В пьесе «Иванов» (1887-1889) впервые появляется оппозиция «гамлетического» и «донкихотского» как типологических характеристик персонажей. В дальнейшем эта оппозиция становится принципом организации системы персонажей и композиции сюжета.
5. Чехов уделяет большое внимание раскрытию значения утопического элемента в составе «донкихотского» комплекса.
Апробация исследования предполагала подготовку тезисов ««Гамлетизм» и «донкихотство» как типологические характеристики героев А.П. Чехова» к Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (декабрь 2021), доклада «Феномен «донкихотства» в художественном постижении А.П. Чехова (рассказ «На пути»)» для научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (апрель 2022 г., ТГУ).
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, который насчитывает 54 источника.
Во введении обосновывается выбор темы исследования и её актуальность, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Вечные образы» мировой литературы, их художественная природа и культурное значение» раскрываются история и значение терминов «кризис» и «катарсис», дана характеристика термину «мотив» и описано его функционирование в литературе, а также фиксируются ключевые положения ряда работ учёных-литературоведов, разрабатывавших отдельные аспекты исследуемой темы.
Во второй главе «“Гамлетизм” и “донкихотство” как типологические характеристики чеховских героев» подробно разъясняются и характеризуются моменты нравственного прозрения в ситуациях кризиса-катарсиса у героев чеховских рассказов и повестей.
В заключении обобщаются выводы всех разделов работы и подводятся итоги исследования. Здесь аргументированно и детализировано раскрываются и подтверждаются положения, вынесенные на защиту.
Литературные образы и мировые мифы и легенды стали всеобщим духовным наследием и привлекали многих учёных. Зарождаясь в конкретных социально-исторических условиях, эти образы, в дальнейшем отрываются от литературной конкретики друг к другу при их зарождении в дальнейшем развитии истории их бытования в мировой культуре подтверждается постоянным соединением мотивов и даже таким обстоятельством, что определённый период времени один из них выполняет функции другого.
Прожив долгие столетия, вечные вопросы не остаются неизменными в сознании и восприятии будущих поколений. Представители разных общественных сил в разные времена вкладывают в эти образы совершенно противоположные значения. Очевидно, что труды писателей и их мировоззрение формируются, находясь под влиянием всех предшествующих литературных эпох. В этом широком смысле творчество А.П. Чехова можно соотнести с совокупностью достижений литературы прошлых лет, прежде всего наиболее выдающихся представителей этого времени.
Гамлетизм как типологическая характеристика, основанная на интерпретациях произволения Шекспира, является результатом переноса датского рыцаря в современное время, естественно, никак не мог возникнуть одновременно с приходом творчества Шекспира в российские края [24, с. 21]. Для его развития необходимо, чтоб содержимое драмы сопоставлялось с общественной и культурной жизни и, как итог, имя принца стало нарицательным, а также необходимы предпосылки для рождения такого явления: склонность к скептицизму, рефлексии, разочарование в современной жизни стали лейтмотивом настроения представителей определённых поколений. Только при соблюдении этих условий гамлетизм сможет сопоставить переживания Гамлета и переживания представителей разных поколений.
Русские критики и писатели давали разные интерпретации романа Сервантеса, и нацеливали их на современников, ярко и выразительно описанного и представленного в русской культуре XVIII-XX веков. Образ Дон Кихота получил в мировой литературе богатое и обширное сатирическо- комическое толкование, подчёркивавшее неполноценность героя, тщетность и комизм его подвигов и полное непонимание действительности. Опираясь на данный тезис, те, кто были на стороне революционных движений, отрицали мнение о утопизме Ламанчского рыцаря. Несмотря на комизм героя, в нём есть и элемент трагического. Так, для многих литературоведов, критиковавших современность, комическая сторона Дон Кихота уходила на задний план, выдвигая на передний план одиночество, благородство смелого рыцаря справедливости, противника современных устоев.
Категория вечных образов выступают как символы, и не в абстрактной форме. Реалисты вкладывали свои обобщения вплоть до правдивой реальности, раскрывая в литературных персонажах всю глубину и разносторонность человеческой жизни.
Вечные образы приводят к новым объединениям и становятся рычагом для новых оценок современности с учётом потребностей общества и происходящим в следующих веках; эти образы зафиксировали высокую художественную важность исторических процессов развития человечества. Эта категория образов переходят из поколения в поколение, получая каждый раз новые трактовки, но при этом оставляя нечто общее и важное.
1. Айхенвальд Ю.А. Дон Кихот на русской почве. / Сюжет и время. Коломна, 1991. 363 с.
2. Айхенвальд Ю. Указ. соч. Т. 1. 398 с.
3. Арсентьева Н.Н. Становление антиутопического жанра в русской литературе. М., 1993. - 355 с.
4. Артамошкина Л.Е. Биографический и социокультурный тип в аналитике культурно-исторического дискурса // URL: https://inlnk.ru/dnY0aw (дата обращения: 23.02.2022).
5. Багно, В. Е. «Дон Кихот» в России и русское донкихотство. СПб., 2009. 226 с.
6. Багно В.Е. Дорогами “Дон Кихота”. М., 1988. 447 с.
7. Багно В.Е. Россия и Испания:общая граница. СПб.: Наука, 2006.476с.
8. Бартошевич А. В. Шекспир, заново открытый // Шекспир У. Комедии и трагедии. М., 2001. 303 с.
9. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание. М.: Наука, 1982. 336 с.
10. Белинский В. Г. Гамлет, принц датский... Сочинение Виллиама Шекспира // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1977. Т. 2. 308 с.
11. Большакова А. Ю. «Вечные образы» // Большакова А. Ю. Архетип - миф - концепт (рубеж XX-XXI вв.). Теории архетипа. Ч. III / А. Ю. Большакова. Ульяновск : УлГТУ, 2011. С. 208-221.
12. Борхес Х.Л. Притча о Сервантесе и Дон Кихоте // Сочинения: В 3 т.: Т.2: Пер. с исп.- Рига: Полярис,1994. 315 с.
13. Верцман И. Е. «Гамлет» Шекспира. М., 1964. 143 с.
14. Виноградова Е.Ю. Шекспир в художественном мире А.П. Чехова. М.: РГГУ, 2004. 24 с.
15. Выготский Л. С. Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира. М., 2001. 573 с.
16. Гайдин Б.Н. Вечные образы в системе констант культур // URL: https://inlnk.ru/DB6jG2 (дата обращения: 17.12. 2021).
17. Гейне Г. Введение к «Дон Кихоту» // Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т.: Т. 7. - М. -Л.: Гослитиздат, 1958. 371 с.
18. Головачева А.Г. Классические сближения - Чехов Пушкин - Шекспир // Русская литература. СПб., 1998. №4. с. 3-13.
19. Горбунов А. Н. К истории русского «Гамлета» // Шекспир У. Гамлет. Избранные переводы. М., 1985. - с. 7-26.
20. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. СПб.: Азбука, 2005. С.464.
21. Жилкин В. С. Русский Гамлет // URL:
https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_424360 (дата обращения: 03.02.2022).
22. Зиновьева А. Ю. Вечные образы // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 121-123.
23. Катаева В.Б. Литературные связи Чехова. Москва: Московский университет, 1989. 261 с.
24. Комиссарова О.В. «Вечные образы» в творчестве А.П. Чехова. М., 2002. 36 с.
25. Красноглазов А.Б. Сервантес. М.: Мол. Гвардия, 2003. 300 с.
26. Кузьмина Н.В. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка: Монография. Екатеринбург, Омск: Изд-во Урал. Ун-та, Омск. Гос. Ун-та, 1999. 268 с.
27. Левин Ю. Д. Русский гамлетизм // От романтизма к реализму. Л.: Наука, 1978. 236 с.
28. Лесков Н.С. Собр. соч. Т. 5. М., 1957. С. 579-580.
29. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.
30. Луков В.А., Захаров Н.В., Гайдин Б.Н. Гамлет как вечный образ русской и мировой культуры // URL: https://inlnk.ru/ZZgAw4 (дата обращения: 20.03.2022).
31. Малюгин Л. Театр начинается с литературы. М., 245 с.
32. Манн Т. Путешествие по морю с Дон Кихотом // Манн Т. Собр. соч.: Т.10: Пер. с нем.,1961. С.174-228.
33. Набоков В.В. Лекции о «Дон Кихоте». М.: Независимая газета, 2001. 377 с.
34. Нусинов И. Гамлет // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., Т. 2. 1929. С. 371-381.
35. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский: Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 622 с.
36. Першина М.А. «Вечные образы» англоязычной литературы в творчестве Н.С. Лескова // URL: https:ZZinlnk.ru/VoNvkn (дата обращения: 13.04.2022).
37. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М.: Худ. Литература, 1971. 606 с.
38. Пискунова С.И. Истоки и смысл смеха Сервантеса // Вопросы литературы. №2. 1995. С. 143-169.
39. Поляков М. В мире идей и образов. М., 1983. 367 с.
40. Сервантес в русской литературе: Писатели о писателях / Ред. Ю.Г. Фридштейн. М.: ВГБИЛ, 1998. 96 с.
41. Синякова JI. Н. Два Дон-Кихота: изменение художественной концепции сверхтипа от 1870-х к 1890-м годам (Лесков и Чехов) // Вестник НГУ. Серия: история, филология. 2013. Т. 12, № 2. С. 225-230.
42. Сухих И.Н. «Смерть героя» в мире Чехова // Чеховиана. Статьи, публикации, эссе. М., 1990. С. 65-76.
43. Сухих И.Н. «Проблемы поэтики А. П. Чехова». Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. 180 с.
44. Толстой Л. Н. О Шекспире и о драме. Статьи об искусстве и литературе // Собрание сочинений. Т. 15. М., 1983. 240с.
45. Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот // Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. М., 1980. Т. 5. 340 с.
46. Урнов М. В., Урнов Д. М. Шекспир, его герои и его время. М.,1964.
206 с.
47. Франк В. Сервантес / Пер. А. Кочеткова. М.: Книга, 1982. 367 с.
48. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности, М. 1978. 605 с.
49. Черткова Е.Л. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) // Вопросы философии. 2001. №7. С. 47-58.
50. Черткова Е.Л. Притяжение идеала: О природе утопического сознания // Черткова Е.Л. Альтернативные миры знания. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманит. Ин-та, 2000. С. 297-321.
51. Чехов А. П. Собр. соч. II, М.: Гослитиздат, 1956. 699 с.
52. Чехов А.П. Чехов А.П. Избранные произведения. Л.: Лениздат, 1968. 798 с.
53. Шах-Азизова Т. К.: Русский Гамлет / «Чехов и его время». Издательство «Наука», М., 1977. С. 232-246.
54. Шацкий Е. Утопии и традиция. М.: Прогресс, 1990. 454 с.
55. Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического // Вопр. философии. 1972. №8. С. 151-158
56. Шкловский В. Дон Кихот продолжает свой путь // Культура и жизнь. 1957. № 12. С. 266-271.
57. Штейн А.Л. Не надо быть Дон-Кихотом // На вершинах мировой литературы. М., 1988. С. 75-114.
58. Штейн А. Л. «Реабилитированный» Гамлет // Вопросы философии. №10. 1965. С. 51-83.
59. Яковенко Б. Философское донкихотство // Северные записки. СПб., 1913, С. 169-181.
60. Pro et contra: Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX - начала XX в.: Антология / Сост., предисл., общ. ред. Сухих И.Н. СПб.: РХГИ, 2002. 1072с.