Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 9
1.2 Теоретические аспекты ранней профориентации дошкольников с общим недоразвитием речи 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня номинативного и глагольного словаря по теме профессий 25
2.2 Содержание работы по формированию номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации 37
2.3 Изучение динамики сформированности номинативного и глагольного словаря по теме профессий у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня 45
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 58
В настоящее время стремительными темпами возрастает число дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют наиболее многочисленную группу детей с нарушениями развития.
В исследованиях многих авторов (Г.С. Гуменная, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Н.А. Никашина, Н.В. Серебрякова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Лексика является одним из главных элементов, что не сформировано у детей с общим недоразвитием речи, но оказывает существенное влияние на речевое развитие ребенка.
Важный компонент речевого развития ребенка - это словарь. Ведь он связан с развитием когнитивной сферы ребенка, мышления и речи, формированием высших психических функций, а также развитием представлений об окружающем мире. Так же проблемы лексического конструкта усложняют взаимодействие дошкольников со своими ровесниками и со взрослыми.
С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. Также, важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация.
Формированию номинативного словаря у детей посвящено достаточно исследований, в которых этот процесс освещается в психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах. Ранний этап развития речи у детей, овладения словом, широко описывается в трудах таких авторов, как А.М. Бородич, Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Е.А. Стребелева, Д. Б. Эльконин и др.
Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как А.М. Бородич, Н.Ю. Борякова, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, А.И. Максаков, Т.А. Матросова Т.В. Туманова С.Н. Цейтлин и многие другие. К примеру, по мнению Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левиной, в устной речи детей, более развитой оказывается функция номинации по сравнению с предикативной функцией. Дети с недоразвитием речи с трудом и в более позднем сроке овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.
Словарь развивается в ходе ознакомления с окружающим (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, К.Д. Ушинский), в частности, возможно и в ходе ранней профориентации.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне основывается на недостатке исследований, связанных с формированием словаря по теме профессий в рамках профориентации.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена отсутствием у педагогов-практиков методических рекомендаций по данной теме.
Исходя из актуальности можно выделить противоречие между: необходимостью развития номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня и недооценкой возможности ранней профориентации в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило проблему исследования: какова возможность формирования номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации.
Объект исследования - процесс формирования номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня.
Предмет исследования - формирование номинативного и глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи II уровня шестого года жизни в процессе ранней профориентации.
Гипотеза исследования: формирование номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации возможно при следующих условиях:
• отобраны профессии в соответствии с ближайшим окружением и возрастными особенностями детей;
• определены содержание, методы и приемы работы по ранней профориентации в соответствии с показателями сформированности словарного запаса детей;
• реализован индивидуальный подход с учетом уровня сформированности словарного запаса детей и их индивидуальных речевых особенностей.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации;
2) выявить уровень сформированности номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня;
3) разработать и апробировать содержание, методы и приемы формирования номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации.
Теоретическая основа исследования:
• положение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей;
• исследования в области развития глагольного и номинативного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи (М.М. Алексеева, Г.А. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, С.Ф. Иваненко, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.А. Никашина, С.Л. Рубинштейн, И.А. Смирнова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская).
• исследования в области организации ранней профориентации в дошкольных организациях (Н.Е. Веракса, Е.А. Климов, С.А. Козлова, М.В. Крулехт, А.Н. Леонтьев, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова.).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме); систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования процесса ранней профориентации в формировании и расширении номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня.
Теоретическая значимость исследования
• обоснована возможность формирования номинативного и глагольного словаря у детей уровня шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации.
• разработаны показатели сформированности номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание ранней профориентации может быть использовано с целью формирования номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 149 «Елочка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня.
Структура бакалаврской работы: представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы (22 источников), 3 приложениями, 14 таблицами, 2 рисунками.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что позволило сделать выводы.
В процессе исследования было установлено, что проблема формирования номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического изучения.
Формирование номинативного словаря у детей изучалось такими авторами, как А.М. Бородич, Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Е.А. Стребелева, Д. Б. Эльконин и др.
Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как: А.М. Бородич, Н.Ю. Борякова, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, А.И. Максаков, Т.А. Матросова Т.В. Туманова С.Н. Цейтлин и многие другие.
Общие выводы по констатирующему эксперименту показывали следующие результаты: большая часть детей (70%) имели низкий или средний уровень сформированности номинативного и глагольного словаря по теме профессий. В связи с этим требовалось организовать работу с детьми по формированию номинативного и глагольного словаря по теме профессий.
Формирование номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня в процессе ранней профориентации возможно при следующих условиях:
• отобраны профессии в соответствии с ближайшим окружением и возрастными особенностями детей;
• определены содержание, методы и приемы работы по ранней профориентации в соответствии с показателями сформированности словарного запаса детей;
• реализован индивидуальный подход с учетом уровня сформированности словарного запаса детей и их индивидуальных речевых особенностей.
Выявлена возможность использования процесса ранней профориентации в формировании и расширении номинативного и глагольного словаря у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи II уровня
После проведенного формирующего эксперимента стало видно, что 86% детей имеют высокий и средний уровень, что, несомненно, выше по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.
Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Антонова, М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Антонова - Современные наукоемкие технологии. - 2017. - №2. - С. 93-96.
2. Волкова, Л.С. Логопедия : пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой. : в 5 кн. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 5 кн.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - 5-е изд, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
4. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 314 с.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Э.Ф. Зеер. - 5-е издание, переработанное и дополненное. - М. : Академический проект: фонд «Мир», 2008. - 336 с.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
8. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. [Текст] / М.М. Кольцова. - М. : Советская Россия, 1973. - 160 с.
9. Лаврентьева, А.И. К проблеме преемственности развития словаря детей. [Текст] / А.И. Лаврентьева // Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. - М. : Русское слово - ученик, 2015. - С. 96-104.
10. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
11. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина - М: Просвещение, 2010- 16 с.
12. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика: учебник для студентов педагогических институтов [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 2002. - 256 с.
13. Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых [Текст] / В.И. Логинова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - Л., 1976. - С. 142-153.
14. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. - Москва : Эксмо, 2015. - 320 с
15. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М., 2002. - 119 с.
...