Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы правового регулирования лоббизма

Работа №108380

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика лоббизма 7
1.1. Подходы к содержанию лоббизма 7
1.2. Понятие и признаки лоббирования 17
1.3. Содержание лоббирования 19
1.4. Виды лоббирования 24
Глава 2. История и зарубежный опыт правового регулирования лоббирования 27
2.1. Модели правового регулирования лоббирования за рубежом...27
2.2. Государства со специальным законодательством о лоббизме...29
2.3. Модель косвенного регулирования лоббистских отношений....40
2.4. Страны, отказавшиеся от легализации лоббирования 46
Глава 3. Формирование нормативных основ лоббирования в России 49
3.1. Законопроект 1996 года 49
3.2. Законопроект 1997 года 54
3.3. Законопроект 2004 года 57
3.4. Модельный закон стран СНГ 2003 года 58
3.5. Косвенное регулирование лоббистских отношений 60
Заключение 71
Список используемой литературы

Актуальность исследуемого вопроса обуславливается тем, что для современного развития демократических государств и обществ требуются специальные условия для того, чтобы иметь возможность оказывать влияние на правотворческий процесс. По этой причине является крайне важным развитие форм представительства интересов различных социальных групп во влиянии на институты публичной власти и их деятельность. Одной из таких форм представительства является лоббирование. Пожалуй, нет другой более сложной и противоречивой формы участия и влияния различных интересов на решения правотворческого характера, чем лоббирование. В первую очередь лоббирование требует теоретического и практического осмысления. Кроме того, в настоящее время также требуется и специальная юридическая регламентация лоббирования в системе позитивного права. Эти обстоятельства имеют очень важное значение, поскольку не только среди простых обывателей, но и в публичном пространстве широко распространена точка зрения о том, что лоббирование обладает исключительно негативным аспектом. Разумеется, что лоббизму присущи не только позитивные характеристики, но и негативные. Более того, иногда лоббизм даже имеет откровенно криминальный фон, который в некоторых случаях сводит на нет весь его положительный потенциал в качестве инструмента цивилизованного согласования интересов.
Цель работы - провести комплексное научное исследование особенностей правового регулирования лоббирования.
Объект исследования - основные аспекты изучения опыта лоббизма в жизни зарубежных государств и во внутриполитической жизни России.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования лоббизма в России и за рубежом.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретико-правовые характеристики лоббизма.
2. Исследовать зарубежный опыт правового регулирования лоббирования.
3. Проанализировать нормативные основы лоббирования в России.
Говоря о степени разработанности исследуемого вопроса необходимо отметить, что лоббизм являлся объектом пристального исследования со стороны специалистов в области политологии, социологии и экономики и разумеется, юридической науки.
Приходится признать, что именно в зарубежной литературе проблема лоббирования была наиболее хорошо разработана и исследована. Так, анализируя степень научной разработанности поставленной проблемы, следует отметить работы таких авторов как Р. Даль, М. Дюверже, З. Роман, Л. Зетгер, Г. Джордан, С. Томпсон, С. Джон, Т. Парсонс.
Что же касается российской науки, то тема лоббирования рассматривалась ею в различные периоды своего развития. В частности, еще во времена Советского Союза Н.Г. Зяблюк рассматривал лоббирование на примере США. Начиная с 1990-х гг. вопросы лоббирования рассматривались различными исследователями, наиболее крупными и значимыми из которых являются А.А. Нещадин, Л.Е. Ильичева и А.С. Автономов.
Огромный вклад в исследование различных аспектов лоббирования был внесен А.П. Любимовым. В основном он занимался исследованием вопросов и проблем лоббирования в законодательной деятельности. В частности, в одной из его последних работ дается комплексный анализ процесса лоббирования в России. Кроме того, исследованием лоббирования также занимались такие специалисты как А.В. Малько, В.В. Исаков, С.Г. Белобродов, В.В. Красинский, В.В. Смирнов, Т.И. Аравина, Т.В. Васильев, С.Е. Заславская, О.А. Шомко, А.Э. Бинецкий, А.Н. Данков, А.С. Косопкин, И.Ю. Богдановская, К.В. Киселев, Т.И. Нефедова, Г.С. Кузнецов, Ю.Ю. Кузнецов, Э.Д. Лозанский, С.А. Авакьян и др.
Одними из последних актуальных работ, которые посвящены проблемам правового регулирования лоббистской деятельности являются исследования В.В. Субочева, С.П. Сиротенко, И.Е. Минтусова, Д.И. Тисленко, Р.В. Зелепукина, М. Пантелеева, Н. Меньшенина. Кроме того, следует выделить фундаментальные исследования лоббирования, которые проводились как самим П.А. Толстым (и которые нашли отражения в нескольких монографиях), так и под его руководством.
Необходимо отметить, что исследования российских специалистов в области лоббизма были консолидированы на сайте lobbying.ru. Материалы этого портала обладают научно-практической значимостью.
С уголовно-политических и криминологических позиций применительно к проблематике лоббирования особую значимость представляют рассуждения В.В. Лунеева и Н.А. Лопашенко.
Таким образом на основании изложенного, можно говорить о том, что как российские, так и зарубежные исследователи проделали масштабную и
основательную работу по выявлению особенностей лоббирования, его сущности, характерных признаков и особенностей, черт и закономерностей. Тем не менее, сегодня всего этого уже недостаточно. В настоящее время появилась большая потребность в комплексном исследовании вопросов лоббирования. При этом наиболее важное и актуальное значение имеет исследование развития лоббирования в правотворческой деятельности. Необходимость в этом испытывает развивающее современное российское общество. Кроме того, нельзя не отметить и то обстоятельство, что уже давно ощущается необходимость в формировании механизма учета интересов различных социальных групп в правотворчестве. Помимо всего прочего, данная потребность связана и с такой важной задачей как противодействие криминальным проявлениям лоббирования.
Научно-практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что его результаты окажутся полезными для юридической науки, а представленные рекомендации в случае их реализации смогут повысить степень защищенности охраняемых действующим законодательством интересов государства и общества от неправомерного и недобросовестного лоббирования в правотворчестве

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В завершении исследования можно подвести его итоги и резюмировать все изложенное.
В первой главе исследования был проведен анализ теоретических подходов к лоббированию. Были выделены и охарактеризованы его понятие, сущностные признаки, виды и содержание. В результате проведенного исследования можно с большой долей уверенности утверждать о том, что лоббирование неразрывно и тесно взаимосвязано с правотворчеством. Указанная взаимосвязь проявлялась в ходе развития в институтах публичной власти представительства интересов различных лиц и групп, которые стремились оказать влияние на правотворческую деятельность.
Анализ российской и особенно зарубежной специализированной литературы показал, что такие термины как «лобби», «лоббизм», «лоббистская деятельность» и «лоббирование» зачастую используются в качестве синонимов и взаимозаменяющих понятий, что по всей видимости можно объяснить, как издержками перевода (в случае с зарубежной литературой), так и неправильным пониманием значений этих дефиниций со стороны некоторых авторов. Подчеркнем, что некорректно использовать перечисленные понятия в качестве синонимов, поскольку все они обладают значительными различиями.
Что касается таких понятий как «лоббизм» и «лоббирование», то они соотносятся как часть и целое. Это можно объяснить следующим. Лоббирование представляет собой процесс, в ходе которого различные интересы влияют на систему позитивного права. В свою очередь лоббизм есть ничто иное как состояние этого влияния.
В теории лоббизм отражает влияние на правотворчество заинтересованных лиц и групп. В свою очередь лоббирование находится в органической взаимосвязи с социально-правовой системой и общественной жизнью. Можно говорить о том, что лоббированию принадлежит главная роль в предмете регулирования влияния различных интересов на правотворческую деятельность. Кроме того, лоббирование еще и производно от самого лоббизма как явления. Это связано с тем, что последний развивается в общественной среде государственно-правовых процессов.
Лоббированию в правотворчестве отводится, пожалуй, самая важная роль. Здесь имеется ввиду организованный процесс влияния, которые заинтересованные лица либо группы оказывают на институты публичной власти. Цель - учет собственных интересов в решениях правотворческого характера. В таких решениях содержатся различные предписания, которые как правило являются формально-определенными и общеобязательными.
Лоббирование является многоаспектным, оно зависит от конкретной ситуации. К такому выводу мы пришли в результате рассмотренной нами классификации лоббирования в правотворчестве. В основу этих классификаций положены различные критерии и они (классификации) характеризуют степень правомерности лоббирования, его территориальный уровень, а также иные аспекты.
В правотворчестве лоббирование является средством представительства интересов. Лоббирование может способствовать гармонизации интересов различных социальных групп, оно выражает их в правотворчестве, а также в системе позитивного права. Однако следует отметить, что все это возможно лишь при соответствующих условиях правового регулирования.
В результате анализа, который был проведен во второй главе исследования было выяснено, что в зарубежной практике существует множество различных подходов к регулированию лоббистской деятельности. В каждой конкретной стране существует свой комплекс правовых средств, который был возведен на нормативный уровень. Именно это основание и является определяющим при выборе того или иного подхода к лоббированию в конкретной стране. Если взять такие страны как скажем США и Канада, то здесь вся лоббистская деятельность регулируется только специальным законодательством. В свою очередь в таких странах как Великобритания и ФРГ правовое регулирование лоббирования осуществляется всем массивом законодательных норм и подзаконных актов. В таких странах как Франция, Италия и некоторых других, законодатель и правоприменитель решили вообще отказаться от легального закрепления лоббирования в качестве формы взаимоотношений между заинтересованными лицами и институтами публичной власти.
В результате анализа, проведенного в третьей главе, были сделаны следующие выводы.
В российском законодательстве так и не был принят специальный акт, который бы регулировал лоббистскую деятельность, несмотря на неоднократные попытки его принять в различные годы. В результате сложилась такая ситуация, что нормативные основы лоббирования в России отражают как раз эти самые законопроекты, которые предполагалось принять, и которые так и не были приняты в силу различных причин, в основном , в связи с отсутствием взаимосвязи между ними и системой права.
Начиная с 1992-1993 гг. в России предпринимаются безуспешные попытки создания специального лоббистского законодательства. Начиная со времени созыва первой ГД РФ было последовательно внесено пять законопроектов о лоббизме (в 1992, 1996, 1997, 2003 и 2013 гг.). Все эти попытки закончились неудачей для их инициаторов.
По состоянию на текущий 2018 год в России на федеральном уровне так и не был принят ни один специальный акт, который бы был посвящен именно лоббизму. В этой связи правовой основой лоббизма фактически являются лишь нормы Конституции РФ (п. 1 ст. 30, ст. 33, п. 2 ст. 45).
В третьей главе исследования нас интересовало прежде всего лоббирование как представительство интересов. В результате проведенного анализа можно сделать однозначный вывод о том, что в российском правотворчестве лоббирование регулируется несистемно и фрагментарно. Лоббистская деятельность в России регулируется косвенно, нормы, посвященные лоббированию, содержатся в различных отраслях и нормативных 74 правовых актах (например, в антикоррупционном законодательстве), которые зачастую не взаимосвязаны между собой.
Тем не менее, на сегодняшний день уже просто невозможно не признавать, что в России так или иначе существует лоббизм. В правовых актах как самой РФ, так и субъектов РФ такие понятия как «лоббизм», «лоббирование», «лоббисты» употребляются все чаще. Лоббизм «признает» законодательство Москвы, Краснодарского края, Иркутской области, Калининградской области, Башкортостана, Тамбовской области и некоторых других субъектов. Подчеркнем, что лоббистская терминология все также употребляется как с нейтральными, так и с негативными оценками.
В России в 1990-е и первое десятилетие XX века предпринимались попытки перейти от регулирования частных вопросов лоббизма к комплексному решению этой проблемы. Все попытки потерпели неудачу. Тем не менее проблема никуда не исчезла. Сегодня Россия как никогда раньше нуждается в комплексном и жестком регулировании лоббизма. Под жестким регулированием мы понимаем обязательную фиксацию всех лоббистских контактов, принципиально детализированную отчетность, предельно жесткие санкции за принятие решений в условиях конфликта интересов и т.д. Таким образом, нам остается лишь надеяться, что все это еще будет впереди.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
- 2006. - № 19. - Ст. 2060.
3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 29. - Ст. 3609.
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3 3. - Ст. 145.
Специальная литература:
5. Автономов А.С. Правовая онтология политики. К построению системы категорий. М.: Инфограф, 2008. - 341.
6. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образы и степень социальной преемственности // Социологические исследования. - 2010.
- № 11. - С. 69-75.
7. Байков А., Сушенцов А. Страновые особенности лоббизма в США и Японии // Международные процессы. - Т. 8. № 2(23). - С. 28-35.
8. Белобородов С.Г. Юридическая регламентация лоббизма в США // Право и государство. - 2011. - №16. - С. 35-39.
9. Берлин А., Григор Б. Корпоративный лоббизм. Теория и практика. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве. - М.: 2015. - 210 с.
10. Бинецкий А. Лоббизм в современном мире. - М.: ТЕИС, 2015. - 251 с.
11. Богдановская И.Ю. Лоббизм и право: опыт США // Современное право. - 2009. - №3. - С. 79-89.
12. Болгова А.Н. GR-менеджмент - инструмент цивилизованного
лоббирования? // Журнал российского права. - 2015. - № 10. - С. 14-17.
13. Болонский A.B. Мораль и право в политике управления. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. - 278 с.
14. Быкова В.И., Галенская Л.Н., Сморгунова Л.В. Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти. - СПб.: СКФ Россия-Нева, 2016. - 210 с.
15. Бятец М.В. Лоббизм в правотворческой деятельности // Правоведение.
- 2002. - № 1. - С. 47-55.
16. Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности // Вестник Московского ун-та. Серия 12 «Политические науки». - 2005. - №5. - С. 25-29.
17. Гаджимагомедов Г.А., Ивлев Г.П. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. М.: Юрайт, 2016. - 235 с.
18. Данков А Н., Шомко О.А. Политическая экономия лоббирования: М.: ЦЭМИ РАН, 2016. - 187 с.
19. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии.
- 2004. - № 3. - С. 34-38.
20. Дембецкий С.Г. Институт лоббирования в системе функционального представительства групп экономических интересов // Вестник Московского государственного областного ун-та. - 2011. - № 5. - С. 24-31.
21. Зелепукин Р.В., Тисленко Д.И. Лоббизм и его криминальные
проявления. М.: Юрлитинформ, 2016. - 181 с.
22. Ильичева Л.Е. Лоббизм в структурах законодательной и
исполнительной власти // Право и управление. XXI век. - 2015. - № 4 (28). - С. 25-29.
23. Кинякин А.А. Финансово-промышленный лоббизм в России и Германии //Актуальные проблемы политологии: сб. науч. работ студентов и аспирантов РУДН. - М.: МАКС Пресс, 2011. - С. 36-43.
24. Коженко Я.В. Общественная палата Российской Федерации: «площадка» для цивилизованного лоббирования или новый диалог между властью и обществом? // Юридическая мысль. - 2015. - № 8 (72). - С. 59-65.
25. Костяев С.С. Бюджетный лоббизм в США // Право и политика. - 2015. - № 5. - С. 30-34.
26. Костяев С.С. Лоббизм мусульманских стран в США // Право и государство. - 2015. - № 10 (118). - С. 17-23.
27. Красинский В.В. Правовая оценка российского лоббизма //
Юридический мир. - 2016. № 11. - С. 28-35.
28. Кузнецов Г.С. Мировой опыт политического лоббизма //
Юридический мир. - 2015. - № 5 (184). - С. 15-18.
29. Лапина Н.Ю., Семененко И.С., Перегудов С.П., Группы интересов и российское государство. М.: Эдиториал УРСС, 2005. - С. 126.
30. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования // Политические исследования. - 2009. - № 5. - С. 39-46.
31. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. - М.: Международные отношения, 2015. - 285 с.
32. Любимцев К.О., Никитин А.В. Феномен лоббирования в России: историко-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. - 2012. № 2 (58). - С. 60-67.
33. Любимов А.П. История лоббизма в России. М.: Либеральная миссия, 2010. - 210 с.
34. Любимов А.П. Политическое право и практика лоббизма. М.: Либеральная миссия, 2014. - 245 с.
35. Магнитов С.Н. Лоббизм. - М.: Белые альвы, 2016. - 70 с.
36. Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. - 1998. - № 3. - С. 20-28.
37. Марченко М.Н. Юридический энциклопедический справочник. - М.: ТК «Велби», 2015. - 860 с.
38. Минтусов И.Е., Филатова О.Г. Теория и практика лоббизма. - СПб.: СПбГУ, 2017. - 190 с.
39. Модельный закон «О регулировании лоббистской деятельности (принят на ХХП пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ) (проект) // Лоббист. - 2007. № 1. - С. 1-10.
40. Павроз А. Группы интересов и лоббизм в политике. - СПб.: Издательство СПбГУ. 2015. - 191 с.
41. Пантелеева М., Меньшенина Н. Gr и лоббизм. - М.: Юрайт. - 2017. - 650 с.
42. Роман З. Группы интересов и экономические палаты. М.: РАГС при Президенте РФ, 2005. - 96 с.
43. Савицкий С., Иршинская Л. Специфика явления «Government Relations» (Внутриполитическая деятельность (активность)) // Право и государство. - 2012. - № 3 (69). - С. 110-115.
44. Сиротенко С.П. Российский и зарубежный опыт правового регулирования лоббизма // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. - 2014. - № 4. - С. 40-47.
45. Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. - 1999. - № 1. - С. 114-124.
46. Соколовская М. Обыкновенный лоббизм // Бизнес в законе. - 2015, № 7. - С. 11-16.
47. Спектор Е. И. Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России // Журнал российского права. - 2017. - № 12 (241). - С. 15-18.
48. Стародубцева Е.Б., Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2015. - 670 с.
49. Сушинский С. Лоббирование от «А» до «Я». - Р/нД.: Феникс. - 2016. - 263 с.
50. Толмачева И. Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью. - М.: Эксмо. - 2014. - 342 с.
51. Толстой П. А. Практикум по лоббизму в России. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 240 с.
52. Толстой П.А. Лоббизм: профессиональный опыт // Капитал и Право. - 2015. - № 7. - С. 9-14.
53. Толстой П.А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности. - М.: Канон, 2015. - 217 с.
54. Фельдман П. Я. Нужен ли в России закон о лоббизме? // Власть. - 2014. -№ 2. - С. 119-123.
55. Фролова И.М. В поисках исторических корней лоббизма // Вестник Московского университета. - 2011. - № 6. - С. 83-86.
56. Хутов К.М. Лоббирование, коррупция, монополизм: исследование криминогенного взаимовлияния // Журнал российского права. - 2007. - № 14. - С. 94-98.
57. Шапошников А. В. Лоббизм как явление общественной жизни и категория политической науки // Сравнительное конституционное обозрение. - 2014. - № 5 (68). - С. 27-33.
Источники на иностранном языке:
58. The Foreign Agents Registration Act (FARA) 1938 [Закон о регистрации иностранных (зарубежных) агентов] // URL: https://www.justice.gov
59. The Lobbying Disclosure Act of 1995 (2 U.S.C. §1601) // URL:
https: //www.senate. gov/legislative/Lobbying/Lobby_Disclosure_Act/T OC.htm
60. The Lobbyists Registration Act (LRA) [Закон о регистрации лоббистов]
1985. URL:
http: //www.cbc .ca/news2/background/groupaction/v2fullreport/CISPAA_V ol2_5 .pdf
61. UK House of Lords Code of Conduct [Кодекс поведения членов Палаты лордов] // http://lordsappointments.independent.gov.uk/
62. United Kingdom Bribery act [Закон о взяточничестве] // URL: http://www.oecd.org/daf/anti-bribery/ConvCombatBribery_ENG.pdf
63. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // URL: gesetze-im- internet.de


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ