Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы гиперактивности детей младшего школьного возраста и ее коррекции 8
1.1 Гиперактивность младших школьников как объект
психологического исследования 8
1.2 Особенности проявления гиперактивности у детей
младшего школьного возраста 13
1.3 Способы коррекции гиперактивного поведения младших школьников 19
Глава 2 Экспериментальное исследование гиперактивности детей младшего школьного возраста 26
2.1 Диагностика уровня гиперактивности детей младшего
школьного возраста 26
2.2 Содержание комплексной программы коррекции
гиперактивного поведения младших школьников 35
2.3 Динамика уровня гиперактивности детей младшего
школьного возраста 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Первичные данные диагностики 56
Приложение Б Тематическое планирование занятий программы
коррекции гиперактивного поведения младших школьников 57
Приложение В Результаты диагностики на контрольном этапе исследования 59
Актуальность исследования. Младший школьный возраст является одним из наиболее важных периодов в формировании и дальнейшем становлении личности. От того, какие личностные особенности и характеристики поведения ребенок имеет на данном этапе, и от того, какие способы работы над ними будут приняты в целях коррекции, будет зависеть дальнейшее гармоничное развитие ребенка.
В связи с активным психофизиологическим развитием младших школьников возникают проблемы с их эмоциональным фоном и поведением. Для ребенка становится частым проявление импульсивности, чрезмерной активности, невнимательности, непоседливости и неумения сосредоточиться. Обозначенные признаки относятся к такому понятию, как гиперактивность, под которой в обобщенном виде понимается определенное состояние двигательной активности и возбудимости человека, превышающем установленную норму.
Особо остро данная проблема поднимается в начальной школе, когда на фоне перестройки ведущей деятельности и увеличения интеллектуальных нагрузок дети становятся более уязвимыми и неустойчивыми, что сказывается и на учебном процессе всего класса.
Несмотря на то, что проблеме гиперактивности посвящено множество научных исследований, в частности И.П. Брязгунова, А.В. Грибанова, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, вопрос своевременной диагностики и ее коррекции в условиях образовательного учреждения остается актуальным. Это объясняется постоянным ростом числа гиперактивных детей и недостаточной работой с ними в условиях школы. Так или иначе, данная проблема должна решаться совместно со специалистами, учителями , педагогами-психологами и семьей, чтобы работа с гиперактивным ребенком была продуктивной, а возможные проблемы социальной дезадаптации и девиантного поведения не были спровоцированы.
На основании вышеизложенного установлено противоречие между:
- необходимостью предоставления возможности успешного освоения учебной программы каждым обучающимся и неспособностью гиперактивных детей эффективно и в полном объеме освоить программу начальной школы;
- необходимостью учителей начальных классов работать с каждым ребенком в классе и недостаточностью их подготовки и опыта работы с гиперактивными детьми.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы эффективные и действенные способы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения младших школьников. Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Гиперактивность детей младшего школьного возраста и ее коррекция».
Цель исследования: разработать программу коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста и оценить ее эффективность.
Объект исследования: гиперактивность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: способы коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что успешной коррекции гиперактивности младших школьников будет способствовать специально разработанная программа, включающая цикл упражнений и заданий, направленных на развитие произвольного внимания, двигательной активности, самоорганизации и самоконтроля детей.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты проблемы гиперактивности детей младшего школьного возраста и ее коррекции;
- выявить начальный уровень развития гиперактивности у младших школьников;
- разработать и апробировать комплексную программу коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста;
- выявить динамику уровня развития гиперактивности у младших школьников и оценить эффективность разработанной программы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
фундаментальные и современные теоретические обзоры по проблеме проявления гиперактивности детей младшего школьного возраста С.Ю. Бородулиной, И.П. Брязгунова, Е.М. Гаспаровой, А.В. Грибанова, Н.Н. Заваденко, В.П. Петрунек, А.Э. Тамбиева, в том числе и с позиции медико-психологического аспекта - в работах Е.С. Набойченко, А.М. Радаева, В.М. Трошина и О.В. Холецкой, методические наработки и тренинги для родителей гиперактивных детей, представленные в работах Дж. Добсона, Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, а также рекомендации для учителей начальных классов - С.Н. Гамовой, Н.Ф. Логиновой, И.В. Фаустовой, Е.Ю. Федоренко, коррекционные программы по работе с симптомами гиперактивного поведения у младших школьников О.А. Брылевой, Н.Д. Ефимовой и Ю.С. Шевченко [10], [24], [29].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования: представлены эффективные способы коррекции гиперактивности младших школьников.
Теоретическая значимость исследования: представленный в данной исследовательской работе анализ теоретических аспектов проблемы гиперактивности детей младшего школьного возраста и ее коррекции и полученные краткие выводы могут быть использованы в качестве теоретической основы схожих исследований. Проведенный анализ теоретических положений позволяет конкретизировать и уточнить ранее полученные данные по указанной проблеме.
Практическая значимость исследования: разработанная комплексная программа коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста может быть непосредственно использована педагогами- психологами в практической деятельности с гиперактивными детьми.
Экспериментальная база исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 144 Калининского района Санкт- Петербурга. Выборку исследования составили - 20 младших школьников, обучающихся в 3В классе начальной школы ГБОУ лицея № 144.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, в каждой из которых по три раздела, заключение, список используемой литературы (в количестве 46 источников), 9 рисунков, 2 таблицы, 3 приложения. Основное содержание работы изложено на 55 страницах.
В связи с активным психофизиологическим развитием младших школьников возникают проблемы с их эмоциональным фоном и поведением. Для ребенка становится частым проявление импульсивности, чрезмерной активности и непоседливости. Обозначенные признаки относятся к такому понятию, как гиперактивность, под которой в обобщенном виде понимается определенное состояние двигательной активности и возбудимости человека, превышающем установленную норму. Особо остро данная проблема поднимается именно в начальной школе, когда на фоне перестройки ведущей деятельности и увеличения интеллектуальных нагрузок дети становятся более уязвимыми и неустойчивыми, что сказывается и на учебном процессе всего класса.
С целью изучения особенностей проявления и коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование, на констатирующем этапе которого было выявлено, что:
- в экспериментальной группе у 40 % младших школьников выявлен средний уровень развития гиперактивности, у 30 % выявлен высокий уровень, у 10 % - очень высокий и у 20 % - низкий, а детей с очень низким уровнем не выявлено;
- в контрольной группе у 20 % обучающихся выявлен очень низкий уровень развития гиперактивности, 40 % обучающихся имеют низкий уровень и 30 % средний, у оставшихся 10 % - выявлен высокий уровень, а детей с очень высоким уровнем не выявлено.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована комплексная программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования показали, что детей с очень высоким уровнем гиперактивности не выявлено, с высоким уровнем сократилось на 20 %, со средним уровнем осталась неизменной, с низким уровнем увеличилась на 10 %, с очень низким уровнем составила 20 %. Полученные результаты подтвердили эффективность разработанной программы.
Кроме того, были подтверждены положения исходной гипотезы исследования, а значит, успешной коррекции гиперактивности младших школьников будет способствовать использование специально подобранных упражнений и заданий, выполнение которых требует произвольности внимания, двигательной активности, самоорганизации и самоконтроля детей.
Выдвинутая гипотеза в исследовании подтвердилась и все поставленные задачи решены.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в практической работе с гиперактивными детьми как непосредственно педагогом-психологом в рамках коррекционно-развивающей работы, так и учителями начальных классов в урочное и внеурочное время. Отдельные упражнения и задания могут проводить с детьми родители, тем самым закреплять результаты коррекционной работы с детьми по снижению уровня гиперактивности у младших школьников.
1. Абшилава Э. Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в России, 2017. С. 78-84.
2. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого¬
педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 352 с.
3. Бреслав Г. М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности. Рига, 1989. 99 с.
4. Брылева О. А. Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков. Барнаул : АлтГПА, 2012. 201 с.
5. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М. : Институт Психотерапии, 2001. 96 с.
6. Выготский Л. С., Матюшкина А. М. Проблемы развития психики. М. : Педагогика, 1983. 367 с.
7. Гаспарова Е. М. «Шустрики» и «Мямлики» // Дошкольное воспитание. 1990. №4. С. 90-98.
8. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест, 1997. 800 с.
9. Грибанов А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М. : Академ. проект, 2004. 176 с.
10. Диагностика готовности к обучению в школе [Электронный ресурс]. URL: https: //infourok. ru/diagnostika-gotovnosti-k-obucheniyu-v-shkole- 5005551.html (дата обращения: 24.04.2022).
11. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. М. : Пенаты, 1992. 52 с.
12. Дробинский А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. 1999. №1. С. 31-36.
13. Ефимова Н. Д. Психолого-педагогическая коррекция синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста // Вопросы науки и образования. 2019. С. 67-71.
14. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М. : «Академия», 2005. 256 с.
15. Запорожец А. В. Психология действия: избранные психологические труды. М. : МПСИ, 2000. 736 с.
16. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2007. 384 с.
17. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб. : Питер Ком, 1998. 500 с.
18. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика. М. : РАРОГЬ, 1997. 259 с.
19. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб. : Соц.-психол. центр, 1996. 391 с.
20. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М. : Изд- во МГУ, 1990. 253 с.
21. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб. : Речь, 2001. 190 с.
22. Маменко М. Е. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: современные взгляды на этиологию, патогенез, подходы к коррекции // Здоровье ребенка. 2015. С. 7-13.
23. Маткеева А. Т. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей // Бюллетень науки и практики. 2021. С. 187-192.
24. Методическое пособие «Коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodicheskoe_posobie_korrekciya_giperaktivnosti_u_detey_m ladshego_shkolnogo_vozrasta-293432.htm (дата обращения: 24.04.2022).
25. Монина Г. Б. Гиперактивные дети, психолого-педагогическая помощь. М. : Прогресс, 2007. 237 с.
26. Набойченко Е. С. Синдром дефицита внимания и гиперактивности в младшем школьном возрасте: медико-психологический аспект // Вестник Курганского государственного университета. 2019. С. 53-56.
27. Никанорова М. Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. №3. С. 48.
28. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Нервные дети и их воспитание. М. : Знание, 1971. 76 с.
29. Психодиагностический инструментарий [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/user/1087422/page/psihodiagnosticheskiy-instrumentariy (дата обращения: 24.04.2022).
30. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. М. : ЭКСМО- Пресс, 2000. 378 с.
31. Романов А. М., Фесенко Ю. А. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. С. 28-36.
32. Самыгин С. И. Психология и педагогика. М. : КноРус, 2012. 480 с.
33. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М. : Аспект пресс, 2001. 458 с.
34. Семина М. В., Чинчикова А. И. Психологическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Национальная ассоциация ученых. 2015. С. 144-146.
35. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М. : ТЦ Сфера, 2003.125 с.
36. Софронова Е. В. Особенности проявления агрессии у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Вестник Мининского университета. 2014. С. 104-111.
37. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2004. 257 с.
38. Сугробова Г. А. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с признаками СДВГ // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. С. 335-342.
39. Тамбиев А. Э., Медведев С. Д., Литвиненко О. В. Динамика основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания. М., 2001. 236 с.
40. Таранушенко Т. Е., Кустова Т. В., Салмина А. Б. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей // Российский педиатрический журнал. 2013. С. 41-47.
41. Трошин В. М., Радаев А. М., Халецкая О.В., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия, 1994. №2. С. 72-75.
42. Фаустова И. В., Гамова С. Н., Бакаева О. Н. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивностью к обучению в школе // Образовательный вестник «Сознание», 2018. С. 36-40.
43. Федоренко Е. Ю., Логинова Н. Ф. Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей // Вопросы образования. 2007. С. 232-236.
44. Цветков А. В. Методы формирования саморегуляции у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Russian Journal of Education and Psychology, 2012. С. 42-52.
45. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М. : Вита-Пресс, 1997. 52 с.
46. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М. : Знание, 1974. 64 с.